Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Первичные энцефалиты




К первичным энцефалитам относятся клещевой и кома­риный, которые возникают у человека после укуса насеко­мых, зараженных вирусом от птиц, рогатого скота, грызу­нов. Заболевание носит сезонный характер. Профилактикой заболевания являются прививки, а также одежда челове­ка, идущего в лес: платок на голову и рубашка с длинными

рукавами.

Если заболевание развивается, то у больного появляются парезы, параличи, судорожные состояния и все последствия перенесенного энцефалита.

Кроме этого бывают энцефалиты, которые вызываются вирусами и передаются воздушно-капельным путем.

Энцефалиты — это воспаление серого вещества (клеток) головного мозга. Энецефалиты могут быть первичными и вторичными.

Первичные энцефалиты, как правило, вирусного проис­хождения. Для некоторых из них характерно сезонное рас­пространение, связанное с периодом гриппозной вспышки или активизацией в природе клещей, комаров и других пе­реносчиков болезни, зараженных вирусом.


Вторичные энцефалиты являются следствием инфекции или интоксикации.

К первичным энцефалитам относится энцефалит А, опи­санный доктором Экономо в 1920 г. Заболевание эпидеми­ческим энцефалитом связано с проникновением в организм особого нейровируса, поражающего центральную нервную систему. Заболевание носит характер эпидемии и бывает чаще зимой. Однако отдельные случаи эпидемического энцефалита могут встречаться в любое время года. Болезнь свойственна любому возрасту.

Для начального периода болезни наиболее типичными симптомами являются: повышение температуры до 38—39°, головная боль, двоение в глазах и расстройство сна. Неко­торые больные находятся беспрерывно в сонливом состоянии, что носит название «летаргический» сон. Их будят для приема пищи, потом они вновь погружаются в сонное состояние. У других больных выражена бессонница. Характерен ряд навязчивых движений подкоркового типа, дети что-то перебирают руками, иногда наблюдаются подергивания отдельных мышц (миоклония). Отмечаются некото­рые вегетативные расстройства — усиленное слюнотечение, жировые выделения на коже лица.

Течение болезни может осложняться нарушениями от­дельных функций в области двигательной сферы, речи, психики, которые и формируют сложный симптомокомплекс так называемых остаточных явлений. Характер этих последствий после эпидемического энцефалита в значитель-, ной степени зависит от того, какие области мозга были по­ражены болезненным процессом наиболее интенсивно. Эпи­демический энцефалит чаще поражает подкорковую об­ласть (стриопаллидарную систему) и межуточный мозг. Отсюда в картине остаточных явлений часто наблюдаются расстройства двигательных функций, эмоциональной сфе­ры, а также нарушение обмена веществ. Расстройства дви­гательной сферы различны, иногда имеет место своеобраз­ная заторможенность движений, сопровождающаяся дро­жанием рук, головы, реже бывают параличи и парезы. Обычно наблюдается довольно характерная картина: лицо ребенка амимично, взгляд неподвижен, устремлен вдаль, общая заторможенность движений, слюнотечение (рис. 53).


 

Речь монотонная, лишенная мо­дуляций и эмоциональной выра­зительности. Однако подобные случаи своеобразной адинамии в детском возрасте редки. Чаще картина остаточных явлений пос­ле эпидемического энцефалита проявляется в таком нарушении нервной деятельности, которое характеризуется общей двигатель­ной заторможенностью (в связи с ослаблением регулирующей роли коры на подкорковые образова­ния) и наличием гиперкинезов. В этих случаях в поведении детей получают преобладание низшие эмоции в виде аффектов гнева,

повышенной сексуальности, преобладает неустойчивое, чаще мрачное настроение. В педагогической практике спе­циальных детских учреждений у некоторых детей отме­чаются случаи ненормально повышенного аппетита или жажды (булимия, полидепсия), сексуальных извращений, патологической злобности, жестокости, своеобразной на­вязчивости.

Степень выраженности патологических изменений в об­ласти эмоционально-волевой сферы и характера послед­ствий эпидемического энцефалита может быть различна. Иногда эти нарушения могут быть тяжелыми, что отража­ется на учебной деятельности ребенка, — резкая неуспевае­мость, срывы дисциплины, частые конфликты в семье и школе. Правильно организованные педагогические и ле­чебные мероприятия могут значительно сглаживать ука­занные последствия болезни.

Изменения интеллекта после эпидемического энцефа­лита очень своеобразны, и только в раннем возрасте ха­рактеризуются значительными расстройствами, фактичес­ки сближаясь с олигофренией. В более позднем возрасте чаще наблюдается картина своеобразной психической ас­тении, выражающейся в ослаблении интеллектуального на­пряжения и памяти. Грубых расстройств интеллекта мо-

 


жет и не быть. Эпидемический энцефалит иногда может принимать затяжную форму. После перенесенной болезни, особенно на более поздних этапах развития дети, у кото­рых отсутствуют выраженные интеллектуальные измене­ния, могут обучаться в массовой школе. Однако в большин­стве случаев замедленность темпов мышления, быстрая истощаемость нервных процессов, неустойчивость эмоци­онально-волевой сферы, частые головные боли фактичес­ки не позволяют таким ученикам овладеть программой массовой школы. У них резко ослабляются активность, инициатива. Особенно страдает функция внимания, пони­жается его устойчивость; дети становятся рассеянными, с трудом сосредоточиваются, быстро истощаются. Все это нередко заставляет таких детей продолжать обучение во вспомогательной школе.

В последние годы выраженные случаи эпидемического энцефалита встречаются редко, чаще они имеют стертые формы, характеризующиеся какими-либо отдельными сим­птомами, свойственными этой болезни.

Вестибулярная форма энцефалита характеризуется та­кими симптомами, как головокружение, расстройство по­ходки, сопровождаемые тошнотой, рвотой, что связано с нарушенной функцией вестибулярного аппарата. Обычно это заболевание протекает сравнительно благоприятно, ос­тавляя иногда в качестве остаточных явлений парезы глаз­ных мышц. В других случаях в качестве остаточных невро­логических симптомов наблюдаются тикозные подергивания в мышцах, особенно лица, шеи. Описаны формы особых приступов частой икоты (эпидемическая икота), которая рассматривалась некоторыми как проявление абортивно протекающего энцефалита.

Сенсорная форма энцефалита описана Г. Е. Сухаревой. Развивается в связи с перенесенными детскими инфекци­ями, иногда постепенно и без видимых причин. Начало за­болевания острое: повышение температуры до 40°, голов­ная боль, иногда боли в животе, расстройства восприятия, менингиальные симптомы. Со стороны нервной системы отмечается асимметрия лицевых мышц, нарушение мы­шечного тонуса, иногда скоропроходящие монопарезы, не­постоянные патологические рефлексы. Острая стадия мо-


 

жет быть короткой — 10—12 дней, после чего начинается вторая, подострая стадия, которая может продолжаться значительное время и протекать по типу периодических приступов недомогания. Для этой стадии характерно раз­нообразие сенсорных расстройств. Чаще нарушаются зри­тельное и пространственное восприятие. Иногда предметы вопринимаются в измененной форме и величине или толь­ко их отдельные части, наблюдаются фотопсии, искры, ог­ненные зигзаги и т. п. Дети часто видят цветные точки, шарики, круги, жалуются на изменение окраски окружа­ющего: все видно как сквозь туман, сетку либо чересчур резко окрашено в цвета радуги (красная окраска указы­валась чаще других). Акустические расстройства выража­ются в изменении интенсивности, тональности звука, чело­веческий голос воспринимается то тихо, то громко, кажется то близким, то далеким. Имеет место также извращение вкуса, реже обоняния. В школьной практике у таких де­тей отмечены расстройства письма и чтения. Грубые рас­стройства интеллекта встречаются редко, чаще наблюда­лись истощаемость, неспособность к интеллектуальному напряжению. Частым симптомом при этом заболевании яв­ляются головные боли, головокружение. Болезнь может протекать длительно и сопровождаться нестойкими перио­дами улучшения.

Вторичные энцефалиты (менингоэнцефалит, энцефаломиелит)

Вторичные энцефалиты возникают на фоне общеинфек­ционных заболеваний или интоксикаций. Под инфекцион­ными энцефалитами в клинике подразумеваются воспали­тельные, чаще токсические процессы, возникающие в ре­зультате перенесения ребенком различных инфекционных заболеваний. Болезненный процесс в этих случаях захва­тывает не только различные области головного мозга (рас­сеянная локализация), но и спинной мозг. Отсюда эти забо­левания чаще протекают по типу менингэнцефалитов и эн-Цефаломиел итов.

В настоящее время известно, что любая инфекция при соответствующих условиях может осложниться энцефали-


 


том. Однако чаще последние возникают после обычных дет­ских инфекций (кори, скарлатины, краснухи, коклюша). Наиболее часто встречаются энцефалиты, обусловленные коревой инфекцией. Если клиника инфекционных энцефа­литов как в острой, так и в резидуальной стадии достаточно изучена, то механизмы возникновения этого заболевания еще не совсем ясны и трактуются различно. Одни исследо­ватели полагают, что инфекционный энцефалит обуслов­лен проникновением в головной мозг возбудителя, вызвав­шего основную инфекцию; другие считают, что основная инфекция лишь ослабляет организм и защитные структу­ры мозга, что способствует проникновению в центральную нервную систему специального вируса.

Острый период вторичного энцефалита характеризуется различно. Иногда на фоне тяжело протекающей основной инфекции (корь, скарлатина) отмечается ухудшение общего состояния, знаменуемое резким подъемом температуры, бес­сознательным состоянием, судорогами, появлением менин-гиальных симптомов (ригидность затылочных мышц, сим­птом Кернига и т. п.). Эти случаи иногда могут оставаться нераспознанными и трактоваться как тяжелое течение ос­новной инфекции. В других случаях сравнительно легко протекающая инфекция в исходной стадии внезапно дает резкое ухудшение в своем течении: подъем температуры, ухудшение общего состояния, менингиальные явления.

Вторичный энцефалит характеризуется как общемозго­выми, так и очаговыми симптомами. Причем некоторые оча­говые симптомы начинают появляться даже в острой ста­дии (развитие парезов, судорог, афазии), другие могут выявляться после общего выздоровления.

Резидуальная стадия вторичного энцефалита нередко ха­рактеризуется обилием патологических симптомов. Здесь могут встречаться двигательные расстройства (паралич, па­резы, гиперкинезы), речевые нарушения в виде сенсорных и моторных афазий, дизартрии (псевдобульбарная дизарт­рия) и др. Эти дефекты встречаются чаще и выражены не­редко более массивно, чем при эпидемическом энцефалите.

Характерные изменения наблюдаются со стороны пси­хической деятельности, особенно страдает интеллект, в от­личие от эпидемического энцефалита, при котором интел-


 

лектуальные расстройства выражены значительно слабее, а иногда и отсутствуют. Характер изменений психической деятельности после перенесенных вторичных энцефалитов также в значительной степени обусловливается возрастом, в котором перенесено указанное заболевание. Так, при рано перенесенных энцефалитах, характеризующихся тенденци­ей к разлитой локализации (в связи с анатомофизиологи-ческими особенностями мозга ребенка раннего возраста), чаще наблюдается значительное снижение интеллекта по типу олигофрении. Хотя следует отметить, что олигофре­нам с подобной этиологией чаще, чем другим, свойственны и некоторые локальные нарушения. Эти дети характеризу­ются также тяжелыми нарушениями со стороны эмоцио­нально-волевой сферы и характера, что в значительной сте­пени сближает их с детьми-олигофренами, перенесшими эпидемический энцефалит. Физиологическими механизма­ми указанных расстройств являются резкие нарушения нейродинамики, ослабление внутреннего коркового тормо­жения, в связи с чем происходит усиление подкорковых влияний (растормаживание подкорковой области). В пове­дении детей, перенесших энцефалит, возникает "ряд пато­логических особенностей, в какой-то степени аналогичных тем, которые были описаны при характеристике резидуаль­ной стадии эпидемического энцефалита. Это в основном склонность к аффектным вспышкам, неустойчивому настро­ению, усилению низших физиологических влечений, что ведет к большим трудностям при осуществлении воспита­тельной работы.

Однако следует отметить, что, несмотря на ряд сходных черт в поведении детей с последствиями вторичного энцефа­лита с детьми, перенесшими эпидемический энцефалит, здесь имеются иногда довольно заметные отличия. Так, наблюде­ния показывают, что тяжелые расстройства эмоционально-волевой сферы и характера, создающие у таких детей не­редко тяжелые конфликты в семье и коллективе, больше свойственны резидуальной стадии эпидемического энцефа­лита. При вторичных энцефалитах указанные расстройства выражаются значительно слабее; более характерны разно­образные нарушения интеллекта, речевые и двигательные расстройства, выраженные в различной степени.


 



 

 

Изучение состава учащихся коррекционных учрежде­ний показало, что такие дети характеризовались некото­рыми особенностями. В этих случаях, по-видимому, в свя­зи с особенностью локализации болезненного процесса наблюдалась картина неравномерного, дисгармоничного снижения интеллекта, когда одни способности страдали, другие в той или иной степени оставались сохранными. Осо­бенно характерен синдром в форме своеобразных парафази-ческих расстройств, обусловленных снижением фонемати­ческого анализа, что приводило к возникновению у этих детей тяжелых расстройств письма и чтения (дислексии и дисграфии). Указанные расстройства вовсе не всегда, как это предполагали прежде, объясняются только очаговыми поражениями, связанными с изменением морфологической структуры корковой массы. Значительная часть из них име­ет в своей основе нейродинамические нарушения, застой­ное торможение, снижение дифференцировок, что связано с ослаблением внутреннего торможения, играющего основ­ную роль в регуляции аналитико-синтетической деятель­ности мозга.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 1584; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.024 сек.