КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Первичные энцефалиты
К первичным энцефалитам относятся клещевой и комариный, которые возникают у человека после укуса насекомых, зараженных вирусом от птиц, рогатого скота, грызунов. Заболевание носит сезонный характер. Профилактикой заболевания являются прививки, а также одежда человека, идущего в лес: платок на голову и рубашка с длинными рукавами. Если заболевание развивается, то у больного появляются парезы, параличи, судорожные состояния и все последствия перенесенного энцефалита. Кроме этого бывают энцефалиты, которые вызываются вирусами и передаются воздушно-капельным путем. Энцефалиты — это воспаление серого вещества (клеток) головного мозга. Энецефалиты могут быть первичными и вторичными. Первичные энцефалиты, как правило, вирусного происхождения. Для некоторых из них характерно сезонное распространение, связанное с периодом гриппозной вспышки или активизацией в природе клещей, комаров и других переносчиков болезни, зараженных вирусом. Вторичные энцефалиты являются следствием инфекции или интоксикации. К первичным энцефалитам относится энцефалит А, описанный доктором Экономо в 1920 г. Заболевание эпидемическим энцефалитом связано с проникновением в организм особого нейровируса, поражающего центральную нервную систему. Заболевание носит характер эпидемии и бывает чаще зимой. Однако отдельные случаи эпидемического энцефалита могут встречаться в любое время года. Болезнь свойственна любому возрасту. Для начального периода болезни наиболее типичными симптомами являются: повышение температуры до 38—39°, головная боль, двоение в глазах и расстройство сна. Некоторые больные находятся беспрерывно в сонливом состоянии, что носит название «летаргический» сон. Их будят для приема пищи, потом они вновь погружаются в сонное состояние. У других больных выражена бессонница. Характерен ряд навязчивых движений подкоркового типа, дети что-то перебирают руками, иногда наблюдаются подергивания отдельных мышц (миоклония). Отмечаются некоторые вегетативные расстройства — усиленное слюнотечение, жировые выделения на коже лица. Течение болезни может осложняться нарушениями отдельных функций в области двигательной сферы, речи, психики, которые и формируют сложный симптомокомплекс так называемых остаточных явлений. Характер этих последствий после эпидемического энцефалита в значитель-, ной степени зависит от того, какие области мозга были поражены болезненным процессом наиболее интенсивно. Эпидемический энцефалит чаще поражает подкорковую область (стриопаллидарную систему) и межуточный мозг. Отсюда в картине остаточных явлений часто наблюдаются расстройства двигательных функций, эмоциональной сферы, а также нарушение обмена веществ. Расстройства двигательной сферы различны, иногда имеет место своеобразная заторможенность движений, сопровождающаяся дрожанием рук, головы, реже бывают параличи и парезы. Обычно наблюдается довольно характерная картина: лицо ребенка амимично, взгляд неподвижен, устремлен вдаль, общая заторможенность движений, слюнотечение (рис. 53).
Речь монотонная, лишенная модуляций и эмоциональной выразительности. Однако подобные случаи своеобразной адинамии в детском возрасте редки. Чаще картина остаточных явлений после эпидемического энцефалита проявляется в таком нарушении нервной деятельности, которое характеризуется общей двигательной заторможенностью (в связи с ослаблением регулирующей роли коры на подкорковые образования) и наличием гиперкинезов. В этих случаях в поведении детей получают преобладание низшие эмоции в виде аффектов гнева, повышенной сексуальности, преобладает неустойчивое, чаще мрачное настроение. В педагогической практике специальных детских учреждений у некоторых детей отмечаются случаи ненормально повышенного аппетита или жажды (булимия, полидепсия), сексуальных извращений, патологической злобности, жестокости, своеобразной навязчивости. Степень выраженности патологических изменений в области эмоционально-волевой сферы и характера последствий эпидемического энцефалита может быть различна. Иногда эти нарушения могут быть тяжелыми, что отражается на учебной деятельности ребенка, — резкая неуспеваемость, срывы дисциплины, частые конфликты в семье и школе. Правильно организованные педагогические и лечебные мероприятия могут значительно сглаживать указанные последствия болезни. Изменения интеллекта после эпидемического энцефалита очень своеобразны, и только в раннем возрасте характеризуются значительными расстройствами, фактически сближаясь с олигофренией. В более позднем возрасте чаще наблюдается картина своеобразной психической астении, выражающейся в ослаблении интеллектуального напряжения и памяти. Грубых расстройств интеллекта мо-
жет и не быть. Эпидемический энцефалит иногда может принимать затяжную форму. После перенесенной болезни, особенно на более поздних этапах развития дети, у которых отсутствуют выраженные интеллектуальные изменения, могут обучаться в массовой школе. Однако в большинстве случаев замедленность темпов мышления, быстрая истощаемость нервных процессов, неустойчивость эмоционально-волевой сферы, частые головные боли фактически не позволяют таким ученикам овладеть программой массовой школы. У них резко ослабляются активность, инициатива. Особенно страдает функция внимания, понижается его устойчивость; дети становятся рассеянными, с трудом сосредоточиваются, быстро истощаются. Все это нередко заставляет таких детей продолжать обучение во вспомогательной школе. В последние годы выраженные случаи эпидемического энцефалита встречаются редко, чаще они имеют стертые формы, характеризующиеся какими-либо отдельными симптомами, свойственными этой болезни. Вестибулярная форма энцефалита характеризуется такими симптомами, как головокружение, расстройство походки, сопровождаемые тошнотой, рвотой, что связано с нарушенной функцией вестибулярного аппарата. Обычно это заболевание протекает сравнительно благоприятно, оставляя иногда в качестве остаточных явлений парезы глазных мышц. В других случаях в качестве остаточных неврологических симптомов наблюдаются тикозные подергивания в мышцах, особенно лица, шеи. Описаны формы особых приступов частой икоты (эпидемическая икота), которая рассматривалась некоторыми как проявление абортивно протекающего энцефалита. Сенсорная форма энцефалита описана Г. Е. Сухаревой. Развивается в связи с перенесенными детскими инфекциями, иногда постепенно и без видимых причин. Начало заболевания острое: повышение температуры до 40°, головная боль, иногда боли в животе, расстройства восприятия, менингиальные симптомы. Со стороны нервной системы отмечается асимметрия лицевых мышц, нарушение мышечного тонуса, иногда скоропроходящие монопарезы, непостоянные патологические рефлексы. Острая стадия мо-
жет быть короткой — 10—12 дней, после чего начинается вторая, подострая стадия, которая может продолжаться значительное время и протекать по типу периодических приступов недомогания. Для этой стадии характерно разнообразие сенсорных расстройств. Чаще нарушаются зрительное и пространственное восприятие. Иногда предметы вопринимаются в измененной форме и величине или только их отдельные части, наблюдаются фотопсии, искры, огненные зигзаги и т. п. Дети часто видят цветные точки, шарики, круги, жалуются на изменение окраски окружающего: все видно как сквозь туман, сетку либо чересчур резко окрашено в цвета радуги (красная окраска указывалась чаще других). Акустические расстройства выражаются в изменении интенсивности, тональности звука, человеческий голос воспринимается то тихо, то громко, кажется то близким, то далеким. Имеет место также извращение вкуса, реже обоняния. В школьной практике у таких детей отмечены расстройства письма и чтения. Грубые расстройства интеллекта встречаются редко, чаще наблюдались истощаемость, неспособность к интеллектуальному напряжению. Частым симптомом при этом заболевании являются головные боли, головокружение. Болезнь может протекать длительно и сопровождаться нестойкими периодами улучшения. Вторичные энцефалиты (менингоэнцефалит, энцефаломиелит) Вторичные энцефалиты возникают на фоне общеинфекционных заболеваний или интоксикаций. Под инфекционными энцефалитами в клинике подразумеваются воспалительные, чаще токсические процессы, возникающие в результате перенесения ребенком различных инфекционных заболеваний. Болезненный процесс в этих случаях захватывает не только различные области головного мозга (рассеянная локализация), но и спинной мозг. Отсюда эти заболевания чаще протекают по типу менингэнцефалитов и эн-Цефаломиел итов. В настоящее время известно, что любая инфекция при соответствующих условиях может осложниться энцефали-
том. Однако чаще последние возникают после обычных детских инфекций (кори, скарлатины, краснухи, коклюша). Наиболее часто встречаются энцефалиты, обусловленные коревой инфекцией. Если клиника инфекционных энцефалитов как в острой, так и в резидуальной стадии достаточно изучена, то механизмы возникновения этого заболевания еще не совсем ясны и трактуются различно. Одни исследователи полагают, что инфекционный энцефалит обусловлен проникновением в головной мозг возбудителя, вызвавшего основную инфекцию; другие считают, что основная инфекция лишь ослабляет организм и защитные структуры мозга, что способствует проникновению в центральную нервную систему специального вируса. Острый период вторичного энцефалита характеризуется различно. Иногда на фоне тяжело протекающей основной инфекции (корь, скарлатина) отмечается ухудшение общего состояния, знаменуемое резким подъемом температуры, бессознательным состоянием, судорогами, появлением менин-гиальных симптомов (ригидность затылочных мышц, симптом Кернига и т. п.). Эти случаи иногда могут оставаться нераспознанными и трактоваться как тяжелое течение основной инфекции. В других случаях сравнительно легко протекающая инфекция в исходной стадии внезапно дает резкое ухудшение в своем течении: подъем температуры, ухудшение общего состояния, менингиальные явления. Вторичный энцефалит характеризуется как общемозговыми, так и очаговыми симптомами. Причем некоторые очаговые симптомы начинают появляться даже в острой стадии (развитие парезов, судорог, афазии), другие могут выявляться после общего выздоровления. Резидуальная стадия вторичного энцефалита нередко характеризуется обилием патологических симптомов. Здесь могут встречаться двигательные расстройства (паралич, парезы, гиперкинезы), речевые нарушения в виде сенсорных и моторных афазий, дизартрии (псевдобульбарная дизартрия) и др. Эти дефекты встречаются чаще и выражены нередко более массивно, чем при эпидемическом энцефалите. Характерные изменения наблюдаются со стороны психической деятельности, особенно страдает интеллект, в отличие от эпидемического энцефалита, при котором интел-
лектуальные расстройства выражены значительно слабее, а иногда и отсутствуют. Характер изменений психической деятельности после перенесенных вторичных энцефалитов также в значительной степени обусловливается возрастом, в котором перенесено указанное заболевание. Так, при рано перенесенных энцефалитах, характеризующихся тенденцией к разлитой локализации (в связи с анатомофизиологи-ческими особенностями мозга ребенка раннего возраста), чаще наблюдается значительное снижение интеллекта по типу олигофрении. Хотя следует отметить, что олигофренам с подобной этиологией чаще, чем другим, свойственны и некоторые локальные нарушения. Эти дети характеризуются также тяжелыми нарушениями со стороны эмоционально-волевой сферы и характера, что в значительной степени сближает их с детьми-олигофренами, перенесшими эпидемический энцефалит. Физиологическими механизмами указанных расстройств являются резкие нарушения нейродинамики, ослабление внутреннего коркового торможения, в связи с чем происходит усиление подкорковых влияний (растормаживание подкорковой области). В поведении детей, перенесших энцефалит, возникает "ряд патологических особенностей, в какой-то степени аналогичных тем, которые были описаны при характеристике резидуальной стадии эпидемического энцефалита. Это в основном склонность к аффектным вспышкам, неустойчивому настроению, усилению низших физиологических влечений, что ведет к большим трудностям при осуществлении воспитательной работы. Однако следует отметить, что, несмотря на ряд сходных черт в поведении детей с последствиями вторичного энцефалита с детьми, перенесшими эпидемический энцефалит, здесь имеются иногда довольно заметные отличия. Так, наблюдения показывают, что тяжелые расстройства эмоционально-волевой сферы и характера, создающие у таких детей нередко тяжелые конфликты в семье и коллективе, больше свойственны резидуальной стадии эпидемического энцефалита. При вторичных энцефалитах указанные расстройства выражаются значительно слабее; более характерны разнообразные нарушения интеллекта, речевые и двигательные расстройства, выраженные в различной степени.
Изучение состава учащихся коррекционных учреждений показало, что такие дети характеризовались некоторыми особенностями. В этих случаях, по-видимому, в связи с особенностью локализации болезненного процесса наблюдалась картина неравномерного, дисгармоничного снижения интеллекта, когда одни способности страдали, другие в той или иной степени оставались сохранными. Особенно характерен синдром в форме своеобразных парафази-ческих расстройств, обусловленных снижением фонематического анализа, что приводило к возникновению у этих детей тяжелых расстройств письма и чтения (дислексии и дисграфии). Указанные расстройства вовсе не всегда, как это предполагали прежде, объясняются только очаговыми поражениями, связанными с изменением морфологической структуры корковой массы. Значительная часть из них имеет в своей основе нейродинамические нарушения, застойное торможение, снижение дифференцировок, что связано с ослаблением внутреннего торможения, играющего основную роль в регуляции аналитико-синтетической деятельности мозга.
Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 1638; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |