КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Астенические расстройства
От неврозов в собственном смысле следует отличать некоторые формы астенических состояний, которые развиваются у детей после перенесения длительных инфекций или черепно-мозговых травм. Церебральная астения — выражение истощения нервной системы, при котором наблюдаются ослабление основных нервных процессов и наклонность к развитию тормозимости. Расстройство ликворообращения вызывает целый ряд симптомов в виде головных болей, головокружения, тошноты. Пониженная реактивность коры обусловливает некоторые изменения в протекании условно-рефлекторной деятельности, что выявляется в некоторой вялости мышления, ослаблении памяти, быстрой истощаемости на занятиях. Это прежде всего отражается на работоспособности ребенка и его успеваемости. Принципиально важным моментом в работе врачей, воспитателей, педагогов-дефектологов и психологов является умение проводить различие между подлинно нервными детьми и педагогически запущенными. И те и другие дети могут иметь много сходных черт в поведении: неустойчи-
вость настроения, склонность к аффектам, грубость, агрессивные выходки, плохая успеваемость и т. п. Однако при внешне сходных формах поведения природа указанных нарушений различна. Выдержка, умение держать себя в коллективе, умение владеть собой и добиваться намеченной цели с физиологической точки зрения в значительной степени обусловлены правильной работой активного коркового торможения. И. П. Павлов придавал большое значение этому виду нервной деятельности, указывая, что тормозной процесс держит «в кулаке» возбуждение и является хозяином в коре больших полушарий. Перенесенные ребенком болезни не проходят бесследно, а патологически изменяют основные свойства нервных процессов, в результате чего могут возникать различные нарушения нейродинамики, что, конечно, отразится на поведении ребенка. В подобных случаях мы можем встретиться с различными формами детской нервности, обусловленной той или иной патологией нервной системы. Вопросы и задания для самостоятельной работы _______________ 1. Дайте определение дизонтогенеза. Опишите виды дизонтогенеза, их характеристики. 2. Какие воспалительные процессы бывают в нервной системе? 3. Что такое менингит? 4. Какие менингиты называются первичными, а какие вторичными? 5. Какие виды энцефалитов вы знаете? 6. Какие последствия остаются после менингита и энцефалита? 7. Чем обусловлен неврит периферических нервов? 8. В чем заключается профилактика инфекционных болезней? 9. Как различают травмы по степени тяжести?
10. Какие последствия травмы остаются? 11. Что такое минимальная мозговая дисфункция (ММД)? Чем она характеризуется? 12. Чем обусловлено ночное недержание мочи у ребенка? 13. Опишите клинику детского церебрального паралича (ДЦП). Чем обусловлено возникновение ДЦП? 14. Опишите клинику судорожного приступа. 15. Какую помощь должен оказать воспитатель, если у него в группе ребенок страдает судорожными приступами?
16. Выпишите из медицинской документации детей сведения о перенесенных заболеваниях и их последствиях. 17. Проведите обследование моторных функций и состояния речи у детей детского сада. 18. Проанализируйте истории болезни детей, страдающих минимальной мозговой дисфункцией (ММД), детским церебральным параличом (ДЦП). 19. Рассмотрите и проанализируйте рисунки детей, страдающих ММД, ДЦП. 20. Покажите, как оказывается первая помощь ребенку в случаях судорожного приступа. 21. Проанализируйте медицинскую документацию детей с поражением нервной системы.
НЕВРОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПАТОЛОГИИ РЕЧИ У ДЕТЕЙ Речь тесно связана с состоянием нервной системы. В данной главе рассматриваются физиологические механизмы формирования речи и различные формы речевых расстройств, обусловленные различной локализацией поражения нервной системы: фонетико-фонематические нарушения, лексико-грамматические, темпо-ритмические расстройства и расстройства письменной речи.
Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 966; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |