КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Полиомиелит
Хорея Хорея — заболевание, вызываемое ревматической инфекцией, когда поражается одно из ядер подкорки — стриатум и высвобождается паллидум. Заболевание чаще происходит в сырое и дождливое время — осенью, весной. Обычно ему предшествует перенесение ангины, полиартрита, иногда гриппа. Начало подострое. Первым признаком болезни является заметное изменение в характере детей, которые становятся в этих случаях повышенно раздражительными, капризными, склонными к аффектам гнева, слезливыми. В школе отмечаются рассеянность, головные боли. Постепенно развиваются насильственные движения (гиперкинезы) в мышцах лица, рук, ног, туловища. В связи с развитием гиперкинезов движения ребенка становятся затрудненными, меняется почерк. Вещи падают из рук, появляются различные насильственные движения мыщц в лицевой мускулатуре, напоминающие гримасы. Постепенно гиперкинезы распространяются и на нижние Глава 2. Частная невропатология. Болезни нервной системы у детей конечности, походка становится затрудненной. Резко меняется речь из-за затруднений движений языка. Заболевание сопровождается повышенной температурой. Так как хорея является ревматическим поражением головного мозга — энцефалитом, то ему сопутствуют изменения со стороны сердечно-сосудистой системы (пороки сердца). Исследование мозга больных, умерших от ревматического энцефалита и порока сердца, выявило поражение подкорки, в частности стриатума. Небольшие изменения находили и в коре головного мозга. В большинстве случаев хорея протекает относительно благополучно и заканчивается полным выздоровлением. Исключение составляют редкие формы, при которых наблюдаются стойкие осложнения сердечной деятельности. Однако заболевание, даже и в легкой степени, требует постельного режима и соответствующего лечения. При недостаточном лечении и режиме ребенка надолго остаются отдельные подергивания в мышцах, усиливающиеся при волнении, а также фиксируются патологические черты характера в форме неустойчивого настроения, склонности к аффектам, агрессивности. Отдаленным последствием хореи может быть развитие заикания. Воспитателям и педагогам, которые могут первыми заметить своеобразные изменения в поведении своего воспитанника (гримасы, изменение почерка, отрицательные сдвиги со стороны характера и эмоциональной сферы), необходимо рекомендовать срочное направление таких детей на врачебную консультацию. Частые ангины могут привести также к поражению сердца и сосудов. При поражении сердца рассматривают врожденные пороки и приобретенные. Врожденные пороки сердца возникают в случаях патологии внутриутробного периода развития, вызываемые инфекциями и интоксикациями плода. Врожденные пороки сердца чаще всего обнаруживаются в роддоме или при первой диспансеризации ребенка на основании внешних признаков (синюшность кожных покровов) и шума в областях сердца при прослушивании. Приобретенные пороки сердца или поражения сердечной мышцы (миокардит) могут возникнуть после пе- ренесенных заболеваний: частые ангины, скарлатины и другие детские инфекции. После инфекционной болезни, когда дети возвращаются в детский сад, они обращают на себя внимание бледностью кожных покровов, повышенной утомляемостью, возникающей при физической нагрузке, предпочитают малоподвижные игры. В этих случаях воспитатель дошкольного учреждения должен обратить внимание родителей на состояние ребенка. Воспалительные процессы в сердечной мышце могут быть обусловлены интоксикацией, которая возникает как следствие инфекций, эндокринных нарушений, употребление никотина, алкоголя, наркотических веществ^ которые оказывают отрицательное влияние на всю сердечно-сосудистую систему, вызывая дистрофию сердечной мышцы и склерозирование сосудов. Склерозирование — это отложение солей кальция в стенку кровеносного сосуда, что приводит к сужению диаметра сосуда, повышению артериального давления (гипертония) и недостаточному питанию работающего органа. Следствием склерозирования кровеносного сосуда и гипертонии являются кровоизлияния в мозг (инсульт) или в сердечную мышцу (инфаркт). Если происходит склерозирование сосудов головного мозга, у больных наблюдается расстройство головного кровообращения с последующим нарушением психической и речевой деятельности. Раньше считали, что полиомиелит — это острое инфекционное заболевание центральной нервной системы преимущественно серого вещества спинного мозга, свойственное главным образом детскому возрасту. Еще в 1883 г. проф. А. Я. Кожевников впервые высказал предположение об инфекционной природе этой болезни и в своих лекциях дал описание клиники полиомиелита. Затем более точное и подробное изучение заболевания было дано Д. Гейне и О. Медином, за что впоследствии заболевание стало носить название болезни Гейне-Медина. В настоящее время доказано, что заболевание вызывается фильтрующимся ви-
русом. Полиомиелит проявляется как в виде отдельных, спорадических случаев, так и в виде эпидемий. Заболевание отмечается в конце лета и осенью, что дает возможность предполагать участие в его передаче мух, оводов, клопов, блох и других насекомых и паразитов. Полиомиелитом чаще болеют дети до 4—5 лет. Во время эпидемий описаны случаи полиомиелита у детей от 6 месяцев до 12 лет, а также и у взрослых. Перенесенная инфекция оставляет после себя стойкий иммунитет. Долгое время предполагали, что вирус полиомиелита поражает только большие двигательные клетки передних рогов спинного мозга. В последнее время установлено, что заболевание поражает не только передний рог, но и задний, оболочки, корешки, спинномозговые узлы, нервные окончания. Ввиду такого распространения выделяют следующие формы полиомиелита: спинальные и бульбарные, церебральные. Для полиомиелита характерна неравномерность в отношении глубины поражения. Так, патологоанатоми-чески доказано, что рядом с полностью пострадавшими клетками встречаются незначительно пострадавшие или здоровые. В течение заболевания различают несколько периодов. Вслед за проникновением вируса в организм следует инкубационный (скрытый) период, который в среднем продолжается от 10 до 14 дней. Характерными для данного периода являются общее недомогание, головная боль и отсутствие аппетита. Дети утрачивают обычную живость, становятся вялыми, капризными. В клиническом течении уже развившейся болезни можно выделить 4 периода: предпаралитический, или менингеальный, паралитический, восстановительный и остаточный. Начинается заболевание с лихорадочного состояния и подъема температуры до 38—40°. Появляются сонливость или раздражительность, головная боль, понос, рвота или катаральные явления верхних дыхательных путей. У детей до года отмечаются частые срыгивания, выбухание и пульсация большого родничка. Для полиомиелита в начальной стадии заболевания характерны симптомы поражения мозговых оболочек: ригидность (напряжение) затылочных мышц, симптом Кернига, боли в области спины. Иногда
уже в начале болезни отмечают нарушение дыхания. У подавляющего большинства больных нарушения дыхания воз- |никали вследствие паралича дыхательных мышц на фоне распространенных вялых параличей мышц туловища и ко- 1 нечностей (Е. В. Готовцева, 1955). Параличи появляются иногда в лихорадочный период, i но чаще после падения температуры, в первые 5 дней бо- I лезни и обладают способностью вначале распространяться на большую площадь, а затем концентрироваться в каком- | либо определенном ограниченном месте в виде стойкого де-фекта. Параличи при полиомиелите называются периферическими или вялыми. Чаще поражаются обе ноги, реже руки, иног- i да одна рука или нога. Пораженная конечность повисает как плеть, цианотичная (синюшная), холодная на ощупь. Сухо- 1 жильные рефлексы отсутствуют (арефлексия), тонус мышц резко снижен (атония), а через 2—3 недели развивается ат- ] рофия мышц. Если поражается нижняя часть шейного от- ] дела спинного мозга, то на пораженной стороне наблюдается симптом Горнера, который заключается в сужении глазной щели и зрачка и западении глазного яблока. Обычно через б недель наступает восстановительный пе-риод. У больного постепенно появляются движения обычно в пальцах, а потом в кистях и стопах пораженных параличом ног или рук. Восстановление обычно идет неравномерно. Так, в случаях, когда параличом поражены обе ноги (реже руки), на одной ноге движения восстанавливаются быстро, а на другой имеет место лишь незначительное их появление. Наряду с восстановлением движений в результате неравномерного поражения различных мышечных групп образуются контрактуры (сведение конечностей в суставах). Последние возникают в результате перетягивания атрофичных, укороченных мышц здоровыми мышцами, что ведет к образованию в конечностях неправильных, неесте-ственных положений. В остаточном периоде сохраняются стойкие параличи и контрактуры, в результате которых появляются деформации туловища, ног или рук (рис. 54). В парализованных конечностях кроме атрофии мышц отмечается и атрофия костей, которые в дальнейшем искривляются, становятся ломкими, хрупкими. В результате пе-
ширину и длину, что приводит к вывихам. Вольные совсем не могут передвигаться или передвигаются на костылях. При параличе брюшных и спинных мышц позвоночник подвергается различным деформациям, из-за чего больные не могут стоять, ходить и принимают неестественные позы. Во время болезни, а также после ее перенесения в связи с оставшимся дефектом (параличом) у детей страдают психические функции. В начале заболевания дети бывают вя-" лыми, апатичными, а иногда раздражительными. В восстановительном периоде отмечается быстрая истощаемость, частые смены настроения, слезливость, боязливость и т. п. Таким образом, следует отметить, что во всех периодах заболевания психические симптомы почти ничем не отличаются от тех астенических реакций, которые наблюдаются у некоторых детей и при других инфекционных заболеваниях. В остаточном периоде в результате параличей дети резко ограничены в своих движениях. Вообще дети, перенесшие полиомиелит и имеющие остаточные явления в форме двигательного дефекта, по-разному реагируют на свое состояние. Чаще они становятся настойчивыми, упрямыми. Ребенок стремится компенсировать свой дефект, активно приспособляясь к окружающему. Однако ввиду недостаточности движений восприятия и представления ребенка об окружающей среде ограниченны, что накладывает своеобразный отпечаток на его характер, интересы, умственную деятельность. Правильно организованная и систематическая педагогическая работа помогает большинству детей достигнуть уровня своих здоровых товарищей. Тяжелых нарушений со сто-, роны интеллекта (слабоумия), как правило, в исходе не отмечается. Психические изменения у детей, перенесших полиомиелит, чаще затрагивают характер и эмоционально-волевую сферу и зависят от степени дефекта, от своевременности и правильности организованной педагогической работы. Ранняя госпитализация больных детей и вовремя начатое лечение имеют огромное значение для прогноза. В острой стадии болезни необходимо соблюдать полный покой. Больные должны лежать на жестком матраце с разогнутыми ногами. К отвисшим стопам нужно подкладывать ящичек или закреплять их шиной. Одной из важнейших задач при лечении острого полиомиелита является борьба с расстройствами дыхания. При тяжелых расстройствах дыхания применяются дыхательные манжетки, которые ритмически вызывают то сжатие, то расширение грудной клетки. После того как острые явления боли проходят, применяют легкий массаж и гимнастику для улучшения кровообращения в мышцах и предотвращения контрактур. Через 4—б недель после развития параличей назначают электролечение и теплые ванны. Широко используется ортопедическое и хирургическое лечение. Оперативные вмешательства заключаются в устранении контрактур. При искривлении позвоночника рекомендуется носить корсеты, которые дают возможность сохранить до некоторой степени вертикальное положение и облегчить ходьбу. Применяются беззамковые аппараты (Н. А. Шенк), которые позволяют больному устойчиво стоять и ходить, причем при ходьбе осуществляются движения во всех суставах ног. Конечность находится внутри аппарата в выпрямленном положении, что предупреждает развитие контрактур и дает возможность больной ноге нести почти полную нагрузку наравне со здоровой. Походка больных в таких аппаратах мало чем отличается от нормальной, так как происходит выравнивание укороченной ноги. Ввиду постоянного участия парализованной конечности в пассивных и активных движениях, а также и в несе-
нии нагрузки со стороны туловища при опоре возникают соответствующие раздражения (импульсы), которые поступают в центральную нервную систему. Кроме описанного аппарата, который способствует выправлению двигательного дефекта, применяется и ортопедическая обувь с целью фиксации парализованной конечности для облегчения ходьбы. Все вышеописанные ортопедические и хирургические мероприятия дают возможность пострадавшим детям самостоятельно ходить, учиться и работать. Профилактические меры направлены на то, чтобы предохранить здоровых детей от инфекции. Для этого изолируют больных, дезинфицируют помещение и вещи. Окружающие и ухаживающие за ребенком должны чаще мыть руки, прополаскивать дезинфицирующими растворами ротовую и носовую полости. Посуду больного необходимо кипятить. Кроме того, необходимо вести борьбу с насекомыми и паразитами. В настоящее время в нашей стране с целью профилактики полиомиелита проводятся массовые вакцинации детей. Исключительно важное значение для детей, страдающих двигательными нарушениями после полиомиелита, имеет организация с ними специальных педагогических мероприятий. В большинстве случаев эти дети могут проходить программу массовой школы. Целесообразно обучение таких детей в начальный период их приспособления после болезни проводить в специальных интернатах-санаториях, где наряду с обучением осуществляются и корректирующие лечебные мероприятия. Нахождение таких детей в среде себе подобных оказывает положительное влияние и в том смысле, что такой ребенок не чувствует направленного на него сочувствующего внимания, а иногда и насмешек. Обучаясь в специальном учреждении, он одновременно проходит также ряд лечебно-корректирующих процедур, из которых на первом месте стоят лечебная физкультура и трудотерапия. Специальные занятия лечебной физкультурой развивают моторику детей, вырабатывают у них устойчивость при ходьбе, умение находить ряд нужных поз, способствующих устойчивости в пространстве, развивают необходимые дополнительные движения, приучают к ношению протеза и умению им пользоваться. | Совершенно неоценимыми мероприятиями в развитии детей с двигательной недостаточностью после перенесенных органических поражений центральной нервной системы являются правильно организованные трудовые процессы. Опыт показывает, что при соответствующей тренировке дети постепенно овладевают сравнительно сложными трудовыми процессами: сами могут производить различные поделки, что улучшает их настроение, придает им бодрость и т. п. Целесообразно в воспитательно-педагогическом отношении чтение рассказов или повестей о сильных, смелых людях, преодолевших свой дефект (А. Мересьев, О. Скороходова и др.)- Несомненно, процесс приспособления к внешней среде ребенка с дефектом двигательной сферы не проходит гладко. Здесь имеются периоды депрессии, безнадежности как результат тяжелых невротических реакций. Врач и педагог являются теми старшими товарищами, которые советом, примерами из жизни других людей, чутким, участливым отношением укрепляют моральные силы ребенка. Дальнейшая задача в подобных случаях заключается в том, чтобы ребенок за счет развития компенсаторных возможностей в той или иной степени преодолел свой дефект, сумел за-:] кончить школу и в дальнейшем продолжал полезную тру-довую деятельность.
Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 999; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |