Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Стратегический менеджмент




Задания для самостоятельной работы

Задание I.

Используя кодировочную инструкцию и матрицы категорий контент-анализа, разработанные в исследовании Е. В. Шевковой (Фирулевой) (стр. 41-43, 47-51), закодируйте приведенные ниже тексты ретроспективных самоотчетов студентов-психологов о переживании и регуляции эмоциональных, тонических и тензионных состояний в таблицу первичных данных.

Таблица первичных данных контент-анализа

текстов ретроспективных самоотчетов

№ текста А А1 А2 А… Б Б1 Б2 Б… В В1 В2 В… Г Г1 Г2 Г…
                                 
                                 
                                 
                                 
                                 
                                 

 

 

Тексты ретроспективных самоотчетов студентов-психологов

1. Среда для меня – самый сложный день. Всего 3 пары, но уже после 2-ой я чувствую боль в голове и усталость. Большую усталость я чувствую, если во время этих пар будет неудачный разговор с другом. В этом состоянии я уже не хочу идти на 3 пару, не хочу писать, начинаю капризничать. Хочу домой, но идти не хочу. В таком состоянии мне очень надо, чтобы меня обняли, приласкали.

Я просто понимаю, что мне все равно придется идти на пару, и что меня не обнимут и не приласкают. Я беру себя в руки, представляю или играю, будто иду на 1-ю пару сегодняшнего дня, будто бы у меня все хорошо. Но хватает меня не надолго.

2. В период моего устройства на работу я был принят на испытательный срок. И вот когда мне предложили заключить контракт, я осознал, точнее, мне помогли осознать это родители, что я не могу работать на данной работе из-за нехватки времени. Заключив контракт, на следующий день я просто не пришел. Во мне бурлили негативные эмоции, с которыми я боролся несколько дней. Но поначалу я думал, что подвел людей, которые в меня поверили. Мне было очень важно, что я испортил мнение о себе. Я успокоил себя тем, что с этими людьми я больше, возможно, никогда не столкнусь. Затем я злился на себя, думал – «Зачем?» - ведь знал, что у меня мало времени, а я пошел устраиваться на эту работу.

 

3. Возвращаюсь в общежитие, захожу в комнату, и сразу портится настроение. Неужели нельзя убрать за собой со стола? Вымыть посуду и убрать крошки? На полу – слой песка – возьми веник, ведь есть же, подмети, вынеси мусор. Как можно жить в хлеву? Такая опустошенность возникла, руки опускаются. Разве я один должен все делать, ведь живем втроем? Просто страшно становится, ничего не хочется, каждый день одно и то же, уже устал замечания делать. Тут приходит один сосед, и все происходит снова. В конце концов, нет у меня сил смотреть на это. Что, привыкли дома так же жить? Не хочу! Устал! Ну, не реагируют они на мои замечания, еще и огрызаются. Все, настроения нет, полная апатия, вот ложись и помирай.

Ну, а чего сделаешь? Они могут жить в грязи, а я нет. Ничего, не переломлюсь. Беру и все убираю, привожу комнату в порядок. Нормально… Пока все делал, успокоился. 15 минут – и все готово. А на остальных - …! Я живу для себя и буду создавать себе условия для нормальной жизни. Устал, но спокоен, ничего вокруг не раздражает (кроме тупых соседей). Главное – что я смог, не сломался, в очередной раз выдержал эту «атаку». Даже чувство гордости появляется.

 

4. Я поссорилась с лучшей подругой. Виновницей происшедшего была я. Поэтому было сильное чувство вины, раздражения, боязни потерять подругу. Я злилась на себя, и это было сильным фрустрирующим фактором. Нужно было сознаться в своей вине, а т.к. я человек гордый, то необходимо было перебороть себя. С подругой мы все-таки помирились, потому что поняли, что наша дружба выше всех испытаний судьбы и недостатков собственного характера. Но мне пришлось еще и пересмотреть мое мировоззрение. Было больно расставаться с привычным пониманием мира, но этот факт впоследствии оказал на меня благоприятное воздействие. И за это большое спасибо моей подруге.

В свое обычное состояние я так и не вернулась, потому что сильно изменилась. Я до сих пор не могу полностью успокоиться и расслабиться. Сильный стресс немного разрушил мою нервную систему. По прошествии времени я стала смотреть на эту ситуацию не через фильтр эмоций, а через фильтр разума.

 

5. Во время усталости я плохо воспринимаю какую-нибудь информацию. Плохо соображаю. Голова, руки, ноги – ватные. Хочется спать. Не хочется разговаривать, вообще не хочется двигаться (сел бы и сидел). Иногда от усталости мне хочется плакать.

Обычно в таких случаях я балую себя: даю поспать подольше, чем обычно. Или вообще никуда не иду. Запрещаю себе жалеть себя. Привожу себя в порядок. Очень люблю перечитывать старые письма. Или вообще читать что-нибудь, слушаю музыку.

 

6. Наиболее типичной является ситуация, когда меня заставляют при ответе на уроке выходить к доске. Отвечать с места мне гораздо комфортнее, но некоторые преподаватели заставляют выходить и рассказывать. Это очень тяжело для меня, мне очень тяжело держать себя в руках, я сильно волнуюсь - в результате – чаще всего ответ у доски оценивается ниже, я не могу вести дискуссию с преподавателем. С одной стороны, понимаю, что группе не особо интересно, многие думают о своем, но с другой стороны, все равно не могу сдержать волнение. Ответ у доски – как 10-километровый кросс. И когда я сажусь на место, я долго не могу расслабиться, не только внутренне, но и физически. Все тело напряжено, в голове пустота, не могу ни о чем думать, страшное напряжение. Плохо воспринимаю информацию, эмоции будто угасают. Это всегда очень тяжело.

Я делаю несколько глубоких вдохов, стараюсь попеременно расслабить определенные мышцы по очереди, закрываю глаза, стараюсь вспомнить что-нибудь приятное. Но в любом случае мне требуется время, чтобы это состояние прошло. Могу просто начать болтать с кем-нибудь.

 

Задание II.

В курсовой работе Л.М. Садиловой, выполненной под руководством Л.В. Ширинкиной, изучались представления о собственном внутреннем мире у школьников младших классов. В исследовании приняли участие ученики 1-го класса одной из пермских школ в количестве 25 человек. Испытуемым было предложено ответить на следующие вопросы: «Какой твой внутренний мир?» и «Что входит в твой внутренний мир?». Ответы фиксировались на предложенных для ответов листах.

Полученные тексты самоописаний внутреннего мира обрабатывались с помощью метода контент-анализа (применялся индуктивный тип контент-анализа). В качестве единицы анализа (индикатора категории) выступали слово или словосочетание, выражающие отдельную характеристику объекта описания. Единицей контекста выступал отдельный текст самоописания внутреннего мира, полученный от каждого испытуемого. Использовался сплошной (терминологический) подсчет единиц анализа.

В таблицах 1 и 2 приведены единицы анализа (индикаторы категорий), полученные на основе контент-анализа текстов самоописаний внутреннего мира. На основе анализа этих данных составьте матрицу категорий контент-анализа текстов самоописаний внутреннего мира, разработайте кодировочную инструкцию.

Таблица 1.

Частота встречаемости единиц анализа

(индикаторов категорий) в текстах самоописаний внутреннего мира (ответы на вопрос «Какой твой внутренний мир?») (в целом по выборке)

 

Единицы анализа (индикаторы категорий) Кол-во упоминаний Единицы анализа (индикаторы категорий) Кол-во упоминаний
Хороший   Прекрасный  
Красный   Улыбчивый  
Красивый   Умный  
Добрый   Спокойный  
Желтый   Заботливый  
Ласковый   Игривый  
Веселый   Белый  
Розовый   Зеленый  
Дружеский   Фиолетовый  
Грустный   Яркий  
Оранжевый   Светлый  
Волшебный   Живой мир  
Черный   Настоящий  
Любимый   Большой  
Синий   страшный  
Обидчивый   Плохой  
Сердитый   Злой  

 

Таблица 2.

Частота встречаемости единиц анализа

(индикаторов категорий) в текстах самоописаний внутреннего мира (ответы на вопрос «Что входит в твой внутренний мир?») (в целом по выборке)

 

Единицы анализа (индикаторы категорий) Кол-во упоминаний Единицы анализа (индикаторы категорий) Кол-во упоминаний
Кошка   Цветы  
Мама   Цвет  
Папа   Музыка  
Мозг   Школа  
Сердце   Реслинг  
Друзья   Крошки  
Желудок   Боксеры  
Собака   Черная дыра  
Мышцы   Воздух  
Тигр   Мышь  
Брат/сестра   Вены  
Семья   Леопард  
«Я»   Коза  
Дружба   Фея  
Душа   Гном  
Львенок   Кровь  
Ласка   Золушка  
Меркурий   Принцесса  
Снежинки   Доброта  
Любовь   Сатурн  
Жизнь   Звезды  

 

Задание III.

В дипломной работе В.С. Алтынцевой «Стратегии описания психики студентами-психологами», выполненной под руководством О.И. Кильченко, изучались стратегии вербального и визуального описания психики студентами-психологами, находящимися на разных этапах профессионального обучения (1, 3, 5 курсы). Под стратегией описания психики в данном случае понималась общая основа описания, образуемая устойчивым сочетанием параметров (признаков), с помощью которых могут быть охарактеризованы (описаны) явления психики. Таким образом, одной из задач исследования выступили выявление и анализ наиболее востребуемых параметров описания психики студентами-психологами, находящимися на разных этапах обучения. В исследовании приняли участие 90 студентов-психологов 1, 3, 5 курсов, по 30 человек в каждой группе. В качестве одной из гипотез исследования выступило предположение о существовании различий в вербальных и невербальных описаниях психики у студентов-психологов, находящихся на разных этапах профессионального обучения.

Предлагаемое здесь задание для самостоятельной работы будет касаться анализа параметров вербального описания психики.

В качестве эмпирического метода использовался метод определения – испытуемым предлагалось дать определения каждому из 11 предъявленных терминов (психика, сознание, деятельность, представление, речь, память, внимание, воля, чувства, характер, способности). Полученные в каждой группе испытуемых тексты описаний (определения) психических явлений были в дальнейшем рассмотрены как единый текст (целостное описание психики), применительно к которому использовался метод контент-анализа. Использовалась ранее разработанная схема контент-анализа (Кильченко О.И., 2003). Ниже приведены кодировочная инструкция и матрица категорий контет-анализа текстов определений.

 

Кодировочная инструкция

Выборка: текстовой массив определений, приведенных испытуемыми при предъявлении им 11 психологических терминов.

Качественные категории: слово, рассматриваемое с точки зрения его предметно-понятийного содержания

Категории анализа текстов определений:

1. статус описываемой реальности, сущность психического, способ его существования

2. состав (компоненты) психической реальности

3. носитель психического (и уровни его организации)

4. экстрапсихическая реальность (внешняя и внутренняя), связь в ней

5. характеристики носителя психического как субъекта деятельности

6. характеристики (атрибуты) психической реальности

6а. пространственные (в т. ч. телесная локализация)

6б. временные

6в. структурные

6г. функциональные

6д. статические

6е. динамические (процессуальность и результативность)

6ж. интенциональные

6з. генез

6и. соотнесенность с внешними формами проявления

6к. социальная природа психического

6л. потенциальная природа психического

6м. универсальность и уникальность психического

6н. описание психики в терминах физической реальности

7. проекция на материальное

8. наличие дихотомий

9. наличие категорий психологии

10. отнесенность к определенной области знаний

Индикаторы категорий: слово, синтаксически неделимое словосочетание.

Единицы контекста: текстовый массив определений, полученный от одного испытуемого и рассматриваемый как единое «сочинение».

Частота упоминания категорий: сегментарная, тематическая. Так, например, если в текстовом массиве определений, предложенных испытуемым, несколько раз встречается лексическая единица «взаимодействие», то необходимо зарегистрировать только одно упоминание данной единицы.

 

Таблица 1.

Эмпирические индикаторы категорий

контент-анализа текстов определений

 

Категории контент-анализа (параметры описания психической реальности) Эмпирические индикаторы категорий
1.Статус описываемой реальности, сущность психического, способ его существования «Образ», «способность», «форма»
2.Состав (компоненты) психической реальности «Процесс», «свойство», «состояние», «ощущение», «восприятие», «воображение»
3.Носитель психического (и уровни его организации) «Человек», «личность», «я»
4.Экстрапсихическая реальность (внешняя и внутренняя), связь с ней «Центральная нервная система», «мозг», «воздействие»
5.Характеристики носителя психики как субъекта деятельности «Действия», «работа», «знания»
6.Характеристики (атрибуты) психической реальности «Характеристика», «присущее»
6а. пространственные (в т.ч. телесная локализация) «Внутреннее»
6б. временные «Длительное», «промежуток времени», «более продолжительное»
6в. структурные «Система», «совокупность»
6г. функциональные «То, что помогает», «функция»
6д. статические «Устойчивое»
6е. динамические (процессуальность и результативность) «Протекание», «говорение»
6ж. Интенциональные «Направленный», «стремление»
6з. Генез «Формируются», «культурно-историческое развитие»
6и. соотнесенность с внешними формами проявления «Направляется», «реакции»
6к. социальная природа психического «Социализация», «общество»
6л. потенциальная природа психического «Возможность»
6м. универсальность и уникальность психического «Индивидуальная», «оригинальные»
6н. описание психики в терминах физической реальности «Сила», «яркое», «сильное»
7.Проекция на материальное «Коробочка», «отпечаток», «хранилище»
8. Наличие дихотомий «Процесс-результат», «внешнее-внутреннее»
9. Наличие категорий психологии «Деятельность», «общение»
10. Отнесенность к определенной области знаний «Психология труда», «Р. Декарт», «по В.И. Ленину»

 

 

1. Используя кодировочную инструкцию и матрицу категорий контент-анализа, закодируйте приведенные ниже тексты определений психических явлений.

Таблица первичных данных контент-анализа

текстов определений психических явлений

№ текста             6…        
                           
                           
                           
                           
                           
                           

 

Тексты определений психических явлений,

полученных от студентов-психологов 1 курса1

 

1. Психика – состояние постоянства в общении, поступках.

Сознание – трезвая оценка происходящих событий.

Деятельность – то, чем занимаемся.

Представление – предложение знакомства с кем-то.

Речь – способ выражения своей мысли.

Память – способность сохранения нужной информации.

Внимание – сосредоточенная направленность.

Воля – желание победить (достичь).

Чувства – отношение к окружающему.

Характер – внутренний, человеческий мир, время от времени или постоянно выходящий наружу.

Способности – неограниченное познание чего-то.

 

2. Психика – выражает собой состояние человека, его отношение ко всему.

Сознание – значит понимать, нести ответственность за свои поступки.

Деятельность – выражение своих желаний в действии.

Представление – ассоциация.

Речь – владение словарным запасом и умение им пользоваться.

Память – фотографирование в нашем мозгу, неважно через что, через зрение, слух и т.д.

Внимание – обращение с целеустремленностью на кого-то или что-то.

Воля – сильное желание.

Чувства – эмоции внутри человека, возникающие относительно чего-либо или кого-либо.

Характер – качества человека, которые характеризуют его как индивидуальность.

Способности – в како-то степени талант.

 

3. Психика – объект изучения психологии.

Сознание – свойство человека, выраженное в способности человека жить «правильно», не нарушая правил и норм, установленных другими.

Деятельность – работа, выполняемая людьми, будь то физическая, умственная и т.д.

Представление – возможность человека выдумывать, обыгрывать то, чего не было на самом деле, но хотелось бы, чтобы было.

Речь – средство общения, с помощью которого происходит обмен информацией; неотъемлемая часть жизни человека.

Память – свойство человека, основанное на восприятии, запоминании и обратной выдаче полученного материала (т.е. информации).

Внимание – свойство организма, основанное на концентрации, одновременном отвлечении от других предметов.

Воля – качество человека, характеризующееся способностью противостоять другим людям и настоять на своем.

Чувства – ответ организма на все происходящее вокруг.

Характер – совокупность свойств, качеств человека, формирующихся в течение всей жизни.

Способности – характеристика человека, выраженная в его умениях, навыках, которые нужно вырабатывать в течение жизни.

 

4. Психика – состояние души.

Сознание – внутренний мир человека, свое «я».

Деятельность – активность.

Представление – образы.

Речь – способ общения, какие-либо звуки, слова, группа слов и т.д.

Память – способность что-либо запоминать, воспроизводить.

Внимание – концентрация на чем-либо.

Воля – нечто сильное в характере человека.

Чувства – внутреннее и внешнее проявление на какое-либо событие.

Характер – невидимый портрет человека.

Способности – умение что-либо делать.

 

5. Психика – индивидуальная особенность личности, одушевленного предмета.

Сознание – психическое качество, способность осмысливать собственное поведение, присущее лишь человеку.

Деятельность – в како-то отрасли активность личности.

Представление – психический процесс, дающий возможность воспроизвести по прошлому опыту какие-либо ощущения (визуальные, слуховые, обонятельные и т. п).

Речь – компонент общения, средство, с помощью которого личности могут обмениваться информацией.

Память – свойство головного мозга удерживать в коре информацию, которая каким-либо образом привлекла внимание (эмоциональная окраска, полезность).

Внимание – способность концентрироваться на каком-либо виде деятельности, воспринимать предложенную информацию достоверно.

Воля – способность сдерживать себя от негативных действий.

Чувства – яркие эмоции по отношению к чему или кому-либо.

Характер – индивидуальное свойство личности, складывающееся под влиянием жизненного опыта (традиции, воспитание и т.п.) на основе наследственно полученного типа нервной системы.

Способности – предрасположенность личности успешно выполнять данную работу в заданные сроки.

 

6. Психика – совокупность психологических явлений, свойств и т.д..

Сознание – осознание того, что ты человек, личность, индивид. Конкретная оценка себя. Умение оценивать, понимать происходящее вокруг. Способность реагировать на происходящее.

Деятельность – занятие человека, крупномасштабное занятие, т.е. готовка на кухне – не деятельность, но работа педагога – деятельность. Деятельность – вообще претворение способностей в жизнь, воспроизведение предназначения.

Представление – появление внутренних образов, возможно фантазий.

Речь – набор связанных по смыслу слов между собой (или мыслей, если речь внутренняя, не разговорная).

Память – способность запоминать, воспроизводить услышанное или увиденное.

Внимание – умение быстро реагировать на ситуации; если внимание присутствует, человек запоминает, осознает и может воспроизвести запомненное и осознанное.

Воля – способность принимать решения независимо от другого мнения, например, сила воли.

Чувства – некие природные качества, как бы выражающие внутри человека то, что он видит, слышит, знает, например, любовь, привязанность, униженность и т.д..

Характер – совокупность качеств (внутренних) индивида.

Способности – умение что-либо делать, предрасположенность к отдельным действиям.

 

2. В таблице 2 приведены различия в частоте встречаемости параметров описания психической реальности в текстах определений студентов-психологов 1-го и 5-го курсов. Проанализируйте эти данные, попытайтесь их проинтерпретировать.

Таблица 2.

Различия в частоте встречаемости параметров

описания психической реальности в текстах

определений студентов-психологов 1 и 5 курсов

 

Параметры описания психической реальности Частота встречаемости % ц*-критерий Уровень значимости Р
1 курс 5 курс
1.Статус описываемой реальности, сущность психического, способ его существования       -1,27  
2.Состав (компоненты) психической реальности     -0,86  
3.Носитель психического (и уровни его организации)     1,72 **
4.Экстрапсихическая реальность (внешняя и внутренняя), связь с ней       -1,25  
5.Характеристики носителя психики как субъекта деятельности       -0,49  
6.Характеристики (атрибуты) психической реальности     -1,34  
6а. пространственные (в т.ч. телесная локализация)     1,66 **
6б. временные     -1,39  
6в. структурные     -4,16 ***
6г. функциональные     1,59 *
6д. статические     0,4  
6е. динамические (процессуальность и результативность)       -1,84   **
6ж. Интенциональные     -1,39  
6з. Генез     -4,37 ***
6и. соотнесенность с внешними формами проявления     4,22 ***
6к. социальная природа психического     -0,69  
6л. потенциальная природа психического     0,96  
6м. универсальность и уникальность психического     1,4  
6н. описание психики в терминах физической реальности       1,57   *
7.Проекция на материальное     5,01 ***
8. Наличие дихотомий     -2,6 ***
9. Наличие категорий психологии     -2,98 ***
10. Отнесенность к определенной области знаний     -1,96 **

Примечание:

** Р ≤0,01

***Р ≤0,001

* Р ≤0,05

 


[1] Автор раздела О.И. Кильченко

1 Автор раздела Н. А. Шиленкова.

1 Автор параграфа А.Ю. Бергфельд

1 Автор параграфа Е. В. Шевкова (Фирулева).

1 Автор параграфа Л.В. Ширинкина

1 Понятие в данном случае рассматривается как логически оформленная общая мысль о чем-либо.

1 Автор параграфа О.И. Кильченко.

1 Совокупность полученных от одного испытуемого рассматривается здесь как один текст

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 538; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.