КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Перечень вопросов, выносимых к контрольной работе СМ № 2
Глоссарий по разделу Список рекомендуемой литературы
АВТОНОМИЯ ЛИЧНОСТИ - обособленность личности, т.е. способность к самоопределению своих позиций. АГРЕССИЯ - действие, которое наносит травму физического или психического характера окружающим, такое действие связано теснейшим образом с отрицательными эмоциями, к числу которых относятся гнев, враждебность и ненависть. Агрессия, которая направлена лицом на самого себя, — это аутоагрессия, она служит показателем патологических изменений личности. АДАПТАЦИЯ СОЦИАЛЬНАЯ - приспособление конкретного индивида к различным социальным условиям. Нарушением социальной адаптации является проявление наркомании и алкоголизма. АЖИТАЦИЯ - сильное возбуждение конкретного лица в экстремальных ситуациях. АКЦЕНТУАЦИИ ХАРАКТЕРА - неустойчивость настроения, конфликтность, повышенная обидчивость, т.е. повышенная уязвимость личности в отношении ряда психотравмирующих факторов. АМБИВАЛЕНТНОСТЬ ЧУВСТВ - одновременно противоречивые эмоции к одному и тому же объекту. АМНЕЗИЯ - нарушение памяти: ретроградная амнезия - нарушение памяти на события, которые предшествовали заболеванию; защитная амнезия - забывание травмирующих событий. АМОРАЛЬНОСТЬ - отрицательное отношение к нормам морали и нравственности. АНДРОГИНИЯ - сочетание в одном индивиде одновременно мужских и женских качеств. АНТРОПОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ - большой класс наук, объектом изучения которых является сам человек, а также материальные и нематериальные продукты его деятельности (антропология, физиология, психология, педагогика, социология, философия, история, этнография и др.). АППЕРЦЕПЦИЯ - зависимость восприятия предметов и явлений действительности от предыдущего опыта. АССОЦИАНИЗМ - деятельность психики на основе образования ассоциаций. АССОЦИАТИВНАЯ ПСИХОЛОГИЯ - направление психологии (начиная с середины XVIII в. - Д. Гартли и до конца XIX в. - В. Вундт), в котором были определены типы, механизмы ассоциаций как связи психических процессов и ассоциации как основы психики. На материалах исследования ассоциаций изучались особенности памяти и научения. АСТЕНИЯ - повышенная утомляемость и раздражительность. АТРИБУЦИЯ - стереотипное достраивание образа. АУТИЗМ - уход от контактов с действительностью, крайняя форма психического отчуждения. АФФЕКТ - непатологическая дезориентация сознания, вызванная внезапным сверх сильным эмоциональным воздействием при неспособности лица найти адекватный выход из острой ситуации. АФФЕКТИВНОЕ СОСТОЯНИЕ - действие, которое направлено и регулируется определенным эмоциональным состоянием субъекта — страстью, независимостью, любовью и т.п. БЕССОЗНАТЕЛЬНОЕ - психические процессы, которые осуществляются без сознательного контроля, т.е. на инстинктах. БИХЕВИОРИЗМ - направление психологии (Дж. Уотсон, 1912- 1920), которое ввело в научный аппарат психологии категорию действия в качестве не только внутренней, но внешней реальности. Центральный объект исследований - поведение, понимаемое как совокупность реакций организма, обусловленная его общением со стимулами среды, к которой он адаптируется. Вклад направления в развитие психологии заключается в расширении области изучения - доступный внешнему наблюдению, независимый от сознания стимул - реактивные отношения. ВЛЕЧЕНИЕ - подсознательно возникающая направленность на определенные объекты. ВЛИЯНИЕ - изменение под каким-то влиянием поведения субъекта, его позиций, установок. ВНИМАНИЕ - оптимальное состояние сознания его направленность и организованность определенные значимые объекты. Различают следующие виды внимания: - произвольное - связанное с целенаправленными волевыми усилиями — непроизвольное непреднамеренно возникающая ориентировочная реакция; - постпроизвольное выполнение действия осуществляется без волевых усилий. ВНУТРЕННЯЯ РЕЧЬ - представляет собой средство мышления в уме. ВНУШАЕМОСТЬ - готовность быть подвергнутым соответствующему воздействию, обычно связанная с неуверенностью в себе. ВНУШЕНИЕ - внедрение в сферу психической деятельности помимо воли индивида, воздействие на его психику в условиях снижения его сознательности. ВОЛЯ - самодетерминация активности человека, основанная на осознании значимое планируемого результата. ВООБРАЖЕНИЕ - это психический процесс, заключающийся в образном моделирован действительности, реконструкция явлений действительности по их мысленно описанию. ВОСПОМИНАНИЕ - локализация сформированных ранее образов, воспринимаемо материала. ВОСПРИЯТИЕ - отражение предметной действительности при ее непосредственном воздействии на систему рецепторов человека. ВРЕМЯ РЕАКЦИИ - интервал во времени между предъявлением раздражителя и начал реакции на него, значительно возрастает при решении сложных сенсомоторных задач. ВЫТЕСНЕНИЕ - разновидность психологической зашиты, глубокое торможение следов психотравмирующих воздействий. ГЕНОТИП - генетическая конструкция организма индивида. ГЕШТАЛЬТПСИХОЛОГИЯ - направление психологии (начало ХХ в. - М. Вертгаймер, В. Келер, К. Коффка), в котором сознание человека представлено как целостность, созидаемая динамикой познавательных (когнитивных) структур, преобразующихся по психологическим законам. ГИПНОЗ - состояние сознания, характеризующееся его сужением и гипердоминированием внушаемого образа. ГУМАНИСТИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ - направление психологии (60-90 гг. ХХ в. – А. Маслоу, К. Роджерс), выдвинувшее концепцию «центрированной на клиенте» терапии, теорию самоактуализации, фасилитации (облегчения и активизации); центрированного на учащемся гуманистического подхода в обучении. ДИСФОРИЯ - негативное эмоциональное состояние раздражительности или озлобленности. ДОЛГ - превращение социального требования, относящегося ко всем, в личную задач конкретного лица в определенной ситуации. ДОМИНАНТА - господствующий очаг возбуждения в центральной нервной системе, что придает поведению субъекта определенную направленность. ДОСТОИНСТВО - отношение человека к себе и отношение к нему общества. ДУХОВНОСТЬ - система высших нематериальных ценностей. ЗАВИСТЬ - негативное восприятие субъектом чьих-либо приобретений благ, влияет на психику завидующего, побуждая его к агрессивным действиям. ЗАДАЧА - цель деятельности, которая достигается в результате преобразования исходных условий. ЗАРАЖЕНИЕ - процесс перехода эмоционального состояния от одного индивида к другому я психофизиологическом уровне контакта; фактор спонтанного социального сплочения. ЗАЩИТА ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ - регулятивная система личностной стабилизации, которая направлена на снижение уровня недостижения в очень сложных и трудных условиях. ЗАЩИЩЕННОСТЬ ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ - состояние психической стабильности, возникающее при осознании субъектом возможности устойчивого удовлетворения его основных потребностей. ИДЕНТИФИКАЦИЯ - самоотнесение субъекта к определенной социальной группе. ИНДИВИД - психофизическое качество конкретного человека как природного существа и носителя определенных, только ему присущих черт. ИНДИВИДУАЛЬНОСТЬ - своеобразие психики отдельного человека. ИНСТИНКТ - совокупность врожденных поведенческих комплексов, могущих активизироваться при воздействии ключевых раздражителей. ИНТЕЛЛЕКТ - устойчивая структура умственных способностей конкретного субъекта. ИНТУИЦИЯ - познавательное предчувствие, озарение, возникающее от высокого обобщения приемов познавательной деятельности в определенном направлении. ИНФАНТИЛИЗМ - сохранение у взрослого индивида ряда особенностей детского поведения, его пониженная самокритичность. КАТАРСИС - эмоциональное потрясение, зачастую связанное с глубоким раскаянием. КОГНИТИВНАЯ ПСИХОЛОГИЯ - направление психологии (60-80 гг. ХХ в.- Г.У. Найссер, М. Бродбент, Д. Норманн, Дж. Брунер), делавшее акцент на изучении знаний, информированности, организации семантической памяти, прогнозировании, приеме и переработке информации, процессах чтения и понимания, когнитивных стилей. КОМПЛЕКС НЕПОЛНОЦЕННОСТИ - стойкая уверенность субъекта в своих личностных дефектах, обычно возникает в силу стойких жизненных неурядиц. КОМПЛЕКСНЫЙ ПОДХОД - рассмотрение психики конкретного человека как результат взаимодействия естественных и культурных факторов в процессе его развития. КОНФАБУЛЯЦИИ - возникшие ложные воспоминания. КУЛЬТУРНО-ИСТОРИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ Л.С. ВЫГОТСКОГО (1896-1934) - теория развития психики, понятийного мышления, речи, связи обучения и развития, где обучение должно опережать и вести за собой развитие ребенка, опираясь на «зону актуального развития», но будучи направлено на «зону ближайшего развития». ЛАБИЛЬНОСТЬ - скорость возникновения и прекращения нервных процессов. ЛЖИВОСТЬ - систематическое, сознательное искажение истины для извлечения личных выгод. ЛИЧНОСТЬ - индивид как субъект социальных отношений; индивид становится личностью только при освоении социальных функций, овладевая основополагающими базовыми ценностями. ЛОКУС КОНТРОЛЯ - склонность субъекта приписывать ответственность за отрицательные результаты своей деятельности внешним силам или своим личностным особенностям. МОТИВ - смысл совершения какого-то действия. МОТИВАЦИЯ - потребность конкретного индивида добиваться успеха и избежания неудачи, вызывающая активность человека в определенном направлении. МОТИВИРОВКА - рациональное объяснение субъектом причин своего поведения. МЫШЛЕНИЕ - обобщенное и опосредованное отражение устойчивых, закономерных связей действительности, которые становятся весьма значимыми для решения познавательных проблем НАВЫК - полуавтоматическое действие конкретного субъекта, сформированное в результате многократных повторений или упражнений НАВЯЗЧИВЫЕ СОСТОЯНИЯ - состояния, которые могут возникнуть непроизвольно в крайнем переутомлении и психической ослабленности. НЕВМЕНЯЕМОСТЬ - неспособность лица нести ответственность за антиобщественные противоправные деяния в силу болезненного состояния своей психики, неспособность отдавать отчет своим действиям и руководить ими. НЕВРОЗЫ - психогенные нервно-психические расстройства, к числу которых относятся: истерия неврастения невроз навязчивых состояний. НЕВРОТИЗМ - состояние эмоциональной неустойчивости и тревожности. НЕГАТИВИЗМ - немотивированное противодействие требованиям и ожиданиям друг людей, часто возникающий во время возрастных кризисов. НЕОБИХЕВИОРИЗМ - направление психологии (первая половина ХХ в. - Э. Толмен, К. Халл, А. Газри, Б. Скиннер), дополнившее представление бихевиористов о механизмах поведения человека: стимул - ожидания, установки, знания, (потребности организма по К. Халлу) - реакция. ОБЪЕКТ ПСИХОЛОГИИ ЧЕЛОВЕКА - психика человека, проявляющаяся в его жизнедеятельности в психических процессах, психических состояниях, свойствах и поведении. ОДАРЕННОСТЬ - общие способности, могущие обеспечить индивиду возможное высокопродуктивной деятельности в одном направлении. ОДИНОЧЕСТВО - психическое состояние субъекта, находящегося в социально-коммуникативной изоляции, что характеризуется различными депрессиями или чувством тревоги. ОПЕРАЦИЯ - способ выполнения действия, обусловленный конкретными условиями. ОПЕРАЦИОНАЛЬНАЯ КОНЦЕПЦИЯ Ж.ПИАЖЕ (начиная с 20 гг. ХХ в.) - концепция, ставшая теоретической базой для основных мировых теорий развития интеллекта и мышления. Синтетический подход к исследованию психики Ж. Пиаже послужил основой для разработки понятий социализации, центрации-децентрации, адаптации, стадий интеллектуального развития. ОЩУЩЕНИЕ - психический процесс отражения элементарных свойств действительности которые непосредственно воздействуют на органы чувств. ПАМЯТЬ - процесс сохранения и организации опыта. ПОВЕДЕНИЕ - опосредованная система действий или поступков субъекта, направленных на удовлетворение определенных потребностей. ПОНИМАНИЕ - постижение значения и смысла какого-то явления. ПОРОГ ОЩУЩЕНИЯ - величина какого-то раздражителя, вызывающего или изменяющего интенсивность ощущений. ПОСТУПОК - сознательный акт поведения индивида. ПОТРЕБНОСТЬ - источник человеческой активности, возникающий в результате несогласования реального состояния индивида и его оптимального состояния. ПРАГМАТИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ - направление психологии (У. Джеймс - конец XIX - начало XX в. и Дж. Дьюи - первая половина ХХ в.), изучавшее приспособительные реакции человека, адаптацию его к среде, активности организма, механизмы выработки навыков. ПРЕДМЕТ ОБЩЕЙ ПСИХОЛОГИИ - общие закономерности функционирования и развития психики человека, методология и методика изучения проявлений психической жизни человека. ПРЕДСТАВЛЕНИЕ - образцы предметов, явлений и событий, которые возникают при воспоминании о них или воображении. ПРИНЯТИЕ РЕШЕНИЯ - стартовый элемент сложного волевого действия. ПРОБЛЕМА - осознание субъектов познавательного вопроса, возникшего из проблемной ситуации. ПСИХИКА - субъективное отражение реальной действительности в идеальных образах, на основе которых осуществляется взаимодействие человека с окружающей действительностью. ПСИХИЧЕСКОЕ ЗДОРОВЬЕ - состояние психического благополучия, что обеспечивает адекватную психическую саморегуляцию индивида. ПСИХИЧЕСКОЕ СОСТОЯНИЕ - временное своеобразие психической деятельности субъекта, обусловленное предметом и условиями его деятельности, его отношением к такой деятельности. ПСИХОАНАЛИЗ - направление психологии (с конца XIX в. и на протяжении всего ХХ в. - З. Фрейд, А. Адлер, К. Юнг, Э. Фромм, Э. Эриксон), разрабатывающее категории бессознательного, психологической защиты, комплексов, стадиальности развития «Я», свободы, экстраверсии- интроверсии. Показана роль мотивационных факторов как объективных регуляторов поведения человека. ПСИХОЗ - глубокое патологическое нарушение человеческой психики. ПСИХОЛОГИЯ - наука об общих закономерностях развития и функционирования психики и индивидуально-типологических особенностях ее проявления, наука об общих закономерностях взаимодействия человека с окружающей средой. ПСИХОПАТИИ - патология характера, препятствующая адекватному восприятию окружающей действительности. РАССУДОК - функция интеллекта, обеспечивающая приспособление индивида к типичным жизненным ситуациям, функционирование человеческого ума в пределах опыта и знаний. РАЦИОНАЛИЗАЦИЯ - приписывание поведению субъекта оправдательных мотивов для обеспечения комфортного состояния. РЕГРЕССИЯ ПОВЕДЕНИЯ - разновидность психологической зашиты путем возвращения к более ранним и менее сложным типам поведения, уход от трудностей реальной жизни. РЕЛАКСАЦИЯ - уменьшение напряжения, расслабление. РЕФЛЕКСИЯ - самопознание субъектом своих психологических состояний и состояния других людей. РЕЦЕПЦИЯ - трансформация энергии внешнего мира в нервный процесс возбуждения. САМОРЕГУЛЯЦИЯ - целесообразная самоорганизация поведения, объективная оценка реально достигаемых результатов. САМОСОЗНАНИЕ - представление субъекта о своих взаимосвязях с окружающей средой, стремление к идеальному представлению себя в сознании других людей. СЕНСИБИЛИЗАЦИЯ - повышение сенсорной чувствительности в процессе упражнений, приобретения опыта, ожидания значимого сигнала. СИЛА НЕРВНОЙ СИСТЕМЫ - предел ее работоспособности. СОЗНАНИЕ - высшая форма психики, которая присуща человеку. СПОСОБНОСТИ - индивидуально-психологические возможности личности в различных видах деятельности, базирующиеся на природных психофизиологических особенностях индивида — его задатках. СТРАСТЬ - сильное, стойкое чувство влечения к какому-то объекту, движущая сила различных дел, как великих, так и низменных. СТРАХ - негативная острая эмоция, которая может возникнуть в обстановке реальной угрозы индивиду. Важно в ряде случаев подавление страха и проявление достаточного самообладания и подчинения всего себя волевым само-приказам, т.к. страх дезорганизует психическую деятельность человека. СТРЕСС - конфликтное эмоциональное состояние, которое появляется в опасной ситуации. СТЫД - эмоция, которая возникает у социализированной личности из-за несоответствия поведения социальным нормам, переживается как острое самообвинения. ТЕМПЕРАМЕНТ - характеристика конкретного индивида с точки зрения его психической деятельности — скорости и интенсивности различных реакций. УСТАНОВКА - готовность к упрочившимся стереотипным действиям в типовых для конкретного субъекта ситуациях. ФРУСТРАЦИЯ - конфликтное эмоциональное состояние, которое может быть вызвав непреодолимыми для конкретного индивида трудностями, препятствующими достижению цели, крахом надежд и крушением всех планов. ХАРАКТЕР - совокупность устойчивых поведенческих качеств личности, тип поведения это личности. ЭВРИСТИКА - теория и практика организации познавательного поиска в информационно дефицитных исходных ситуациях. ЭКСПРЕССИЯ - сила внешнего проявления чувств конкретного субъекта. ЭМОЦИИ - импульсивная реакция, отражающая отношение индивида к значению воспринимаемого им явления. ЭМОЦИОНАЛЬНОСТЬ - свойство индивида, характеризующее преимущественное отражение и качество эмоционального состояния. РАЗДЕЛ II СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ МОДУЛЬ № 2 ПО ТЕМЕ: «СОЦИАЛЬНАЯ И ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИИ»
1. Социальная психология как наука. 2. Социализация личности. Факторы, влияющие на формирование личности. 3. Социальная роль и ее значение в формировании личности. 4. Понятия о группах, их видах. 5. Групповые феномены. 6. Психологическая структура общения. 7. Перцептивная сторона общения. 8. Коммуникативная сторона общения. 9. Интерактивная сторона общения. 10. Вербальные и невербальные средства общения. 11. Конфликты, виды конфликтов и их пути разрешения. 12. Методы психологического воздействия в процессе общения. 13. Механизмы социальной перцепции. 14. Онтогенез общения. 15. Психологическая сплоченность и совместимость. 16. Психология межличностных отношений. 17. Психология управления. 18. Основные подходы современного менеджмента. 19. Тип руководителя, стиль руководства. 20. Основные подходы менеджмента. 21. Личность как объект управления. 22. Лидерство и стили руководства. 23. Авторитет руководителя и его использование в руководстве коллективом. 24. Педагогическая психология как наука. 25. Структура педагогического процесса. 26. Психология воспитания. 27. Психология обучения. 28. Педагогические ситуации. 29. Методы обучения. 30. Методы воспитания.
Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 906; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |