КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Вопросы и упражнения для самоподготовки и контроля усвоения темы. Цель занятия.Уметь применять знания о структурной и функциональной организации сложных белков при изучении последующих разделов биохимии
Тема 1.4. СЛОЖНЫЕ БЕЛКИ Цель занятия. Уметь применять знания о структурной и функциональной организации сложных белков при изучении последующих разделов биохимии, для раскрытия сущности «молекулярных» болезней, генной инженерии и биотехнологии. Усвоить принцип и назначение геминовой пробы Тейхмана. Исходный уровень. См. занятие 1.2. Повторить. Строение аминокислот, структурные уровни организации белковых молекул.
Содержание теоретического материала. 1. Простые и сложные белки. 2. Классификация сложных белков. Многообразие их биологических функций. 3. Характеристика:: гликопротеинов (на примере коллагена), фосфопротеинов (на примере казеина молока), нуклеопротеинов (на примере нуклеосом и рибосом), липопротеинов. Связи между белковой и небелковой частями. 4. Строение и функции миоглобина и гемоглобина. Структура гема, положение железа в геме. Механизм присоединения кислорода к гемоглобину. 5. Гемоглобинопатии. (*)6. Типы гемоглобинов в процессе онтогенеза и их биологическое значение.
Для усвоения материала темы следует обратить внимание на то, что: 1) Сложные белки относятся к смешанным макромолекулам, которые содержат два компонента: простой белок и небелковое вещество, соединенные между собой ковалентными или слабыми (ионными, водородными, вандерваальсовыми и др.) связями. Небелковая часть сложных белков называется простетической группой. 2) Гемоглобин присоединяет кислород из альвеолярного воздуха и с кровотоком доставляет его в ткани, а миоглобин присоединяет кислород, доставляемый гемоглобином, и транспортирует его внутрь клетки к митохондриям. 3) Присоединение кислорода вызывает изменение расположения атома железа в геме, что в свою очередь, влияет на конформацию полипептидной цепи. Для гемоглобина изменение конформации одного протомера при присоединении к нему первой молекулы кислорода вызывает согласованное изменение конформации других протомеров (кооперативные изменения), в результате облегчается присоединение следующих молекул кислорода.
1. Дайте определение сложным белкам (протеидам). 2. Как классифицируются протеиды? 3. Перечислите основные группы протеидов. 4. Что такое фосфопротеины, их структура и биологическая роль? 5. Охарактеризуйте строение липо- и гликопротеинов и их основные биологические функции. 6. Охарактеризуйте структуру хромопротеинов – гемоглобина и миоглобина и раскройте их биологическую роль. 7. Напишите формулу гема и покажите, как она связана в гемоглобине с белком (назовите аминокислоту). 8. Как построена белковая часть гемоглобина? Миоглобина? 9. Охарактеризуйте структуру макромолекулы гемоглобина и объясните кооперативность действия его четырех субъединиц при выполнении дыхательной функции. Какое это имеет биологическое значение? 10. Какую валентность имеет железо в геме? Изменяется ли она при присоединении кислорода к гемоглобину? Назовите связи железа в гемоглобине. 11. Охарактеризуйте Т-форму и R- форму гемоглобина (положение железа, связи между протомерами). 12. Назовите производные гемоглобина и охарактеризуйте их. 13. Сравните кривые насыщения гемоглобина и миоглобина кислородом от его парциального давления. 14. Какие свойства характерны для гемоглобина: а)наличие одной геминовой группировки; б) молекулярная масса в четыре раза больше, чем у миоглобина; в)из 4 ППЦ гемоглобина две одинаковые; г) каждая из субъединиц молекулы гемоглобина напоминает по своей третичной структуре молекулу миоглобина. 15. Изучите содержание и подготовтесь к проведению на занятиях лабораторной работы «Геминовая проба Тейхмана».
Литература для самоподготовки. Лекционный материал; (1) - С. 37-43, 47-48, 114-116; (2) - С. 78-95; (3) - С. 18-21; (4) - 1т. С. 52-62.
Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 718; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |