КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Тема 4.1. Обмен и функции углеводов. Обмен Гликогена
Обмен веществ Цель изучения раздела. Получить представление о метаболизме, метаболических путях, их взаимосвязи; изучить специфические пути катаболизма питательных веществ. Уметь применять полученные сведения для анализа заболеваний, возникающих при нарушении обмена веществ. Основные вопросы раздела: 1. Переваривание углеводов. Запасание глюкозы в организме. Регуляция гликогенеза и гликогенолиза в печени и мышцах. 2. Катаболизм глюкозы. Физиологическое значение и регуляция. 3. Биосинтез глюкозы (глюконеогенез). 4. Пентозофосфатный путь (ПФП) превращения глюкозы. Обмен фруктозы и галактозы. Регуляция обмена углеводов гормонами. 5. Переваривание жиров. Роль желчных кислот. Образование транспортных форм жиров. 6. Обмен жирных кислот. Метаболизм кетоновых тел. 7. Метаболизм жиров. Депонирование и мобилизация жиров. Роль липопротеинов очень низкой плотности (ЛОНП) в транспорте эндогенных и экзогенных жиров. 8. Метаболизм холестерина и его регуляция. Роль липопротеинов низкой плотности (ЛНП) и липопротеинов высокой плотности (ЛВП) в транспорте холестерина. Биохимия атеросклероза. 9. Интеграция и регуляция гормонами углеводно-липидного обмена. 10. Источники и пути использования аминокислот в организме. Азотистый баланс. 11. Переваривание белков в желудочно-кишечном тракте. Нарушения переваривания. Гниение белков в толстом отделе кишечника и обезвреживание организмом токсических продуктов. 12. Катаболизм аминокислот. Образование и обезвреживание биогенных аминов. 13. Источники образования и пути обезвреживания аммиака в организме. Орнитиновый цикл образования мочевины и его биомедицинское значение. 14. Обмен отдельных аминокислот. 15. Биосинтез и катаболизм пуриновых и пиримидиновых нуклеотидов. Нарушения их метаболизма. 16. Биосинтез дезоксирибонуклеотидов.
Цель занятия. Закрепить представления о химии углеводов, их биологической роли и переваривании в желудочно-кишечном тракте. Рассмотреть процессы депонирования и мобилизации глюкозы в печени, как основных механизмов поддержания нормальной концентрации глюкозы в крови. Ознакомиться с методом определения содержания глюкозы в крови. Исходный уровень. Химическое строение моно-, ди- и полисахаридов (курс биоорганической химии). Повторить. Общие пути катаболизма. Пути образования АТФ в клетках. Принцип работы на фотоэлектроколориметре.
Содержание теоретического материала. 1. Основные углеводы тканей человека, их содержание в организме, биологическая роль. Гликолипиды и гликопротеины, гликозамингликаны, протеогликаны. 2. Строение основных углеводов пищи: моно-, ди- и полисахаридов. 3. Сходства и отличия структуры и функции крахмала и гликогена. 4. Основные этапы переваривания углеводов в пищеварительном тракте (составить таблицу ферментов переваривания и их локализацию). (*)5. Потребность в углеводах детей разного возраста. Возрастная характеристика процессов переваривания и всасывания углеводов. Нарушение переваривания углеводов у детей Микробиологический статус кишечника грудных детей. Бифидус-фактор. Строение лактулозы. 6. Глюкоза как важнейший метаболит углеводного обмена, схема источников и путей расходования глюкозы в организме. 7. Сахар крови. Регуляция концентрации глюкозы в крови гормонами. Механизмы поддержания нормальной концентрации глюкозы в крови: процессы синтеза и мобилизации гликогена в печени. Обозначение химическими формулами последовательности реакций этих процессов и их гормональную регуляцию. 8. Особенности мобилизации гликогена в печени и мышцах. Гликогеновые болезни. (*)9. Характеристика обмена гликогена в анте- и неонатальном периодах.
Для усвоения материала темы следует обратить внимание на то, что: 1) В желудке не происходит переваривания углеводов из-за отсутствия специфических ферментов. 2) Гидролиз крахмала и гликогена в кишечнике под действием α-амилазы приводит к образованию мальтозы и изомальтозы. Дисахариды расщепляются в тонком кишечнике до мономеров под действием ферментов, выделяемых клетками кишечника (пристеночное пищеварение). 3) Целлюлоза не расщепляется ферментами ЖКТ, т.к. фермент целлюлаза не вырабатывается у человека, а образуется бактериями в толстом кишечнике. 4) Нормальная концентрация глюкозы в крови поддерживается инсулином и глюкагоном. При повышении концентрации глюкозы в крови в абсорбтивный период увеличивается секреция инсулина, концентрация глюкагона - низкая. В постабсорбтивном состоянии - наоборот. 5) Синтез гликогена происходит в течение 1-2 часов после приема пищи, а распад (мобилизация) протекает между приемами пищи, при физической работе и при голодании. Через 12-18 часов после приема пищи запас гликогена в печени почти полностью истощается. 6) Гликоген печени используется для поддержания нормальной концентрации глюкозы в крови, а гликоген мышц - источник глюкозы и энергии для работы самой мышцы. 7) Гликогенозы - это наследственные болезни, связанные с нарушением мобилизации гликогена, а агликогенозы - с нарушением его синтеза.
Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 1378; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |