КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Тема 4.2. Специфические пути распада глюкозы
(семинар)
Цель занятия. Закрепить представления о химии углеводов, их биологической роли. Рассмотреть катаболизм глюкозы в аэробных и анаэробных условиях. Исходный уровень. Химическое строение моно-, ди- и полисахаридов (курс биоорганической химии). Повторить. Полная и укороченная дыхательные цепи, цикл трикарбоновых кислот.
Содержание теоретического материала. 1. Специфические пути распада глюкозы: основные этапы аэробного и анаэробного гликолиза. Значение процесса, локализация в клетке, последовательность реакций до образования пирувата, обратимость реакций, регуляторные ферменты и энергетика процесса. Два пути образования АТФ при гликолизе. 2. Роль челночных механизмов в транспорте водорода из цитоплазмы в митохондрию (малат-аспартатный и глицерофосфатный челночные механизмы). 3. Аэробный гликолиз как часть аэробного распада глюкозы. 4. Анаэробный распад глюкозы. Распределение и физиологическое значение анаэробного процесса распада глюкозы. 5. Виды брожений.
Для усвоения материала темы следует обратить внимание на то, что: 1) Гликолиз (или дихотомический распад глюкозы) - это цепь ферментативных реакций, в результате которых 1 молекула глюкозы распадается на две молекулы пирувата (аэробный гликолиз) или две молекулы лактата (анаэробный гликолиз). 2) При аэробном гликолизе пировиноградная кислота превращается в ацетил-КоА, который окисляется до СО2 и Н2О (полное окисление глюкозы, аэробный распад глюкозы). Анаэробный распад глюкозы и анаэробный гликолиз - синонимы. 3) Гликолиз осуществляется в две стадии. На первой - АТФ затрачивается, а на второй - выделяется. 4) Превращение 6-углеродной молекулы глюкозы в две 3-углеродные молекулы глицеральдегидфосфата - первая стадия (реакции 1-5). Окисление глицеральдегидфосфата с образованием пировиноградной кислоты – вторая стадия (реакции 6-10 или 6-11). 5) Выход энергии при анаэробном гликолизе, намного меньше, чем при окислении глюкозы до углекислоты и воды. 6) Первая, третья и десятая реакции гликолиза необратимы, т.к. сопровождаются значительным понижением энергии Гиббса. 7) Все промежуточные продукты гликолиза находятся в фосфорилированной форме. Источниками фосфата могут быть АТФ или Н3РО4. 8) В гликолизе синтез АТФ происходит путем субстратного фосфорилирования (реакции 7, 10), за счет энергии разрыва макроэргической связи субстрата. При расчете энергетического выхода реакций аэробного гликолиза необходимо учитывать образование восстановленных эквивалентов в шестой реакции. 9) Регенерирование НАД+ (в 6 реакции) происходит при анаэробном гликолизе за счет 11 реакции, без участия ЦПЭ, а при аэробном – посредством ЦПЭ. Транспорт водорода из цитоплазмы в митохондрию происходит с участием челночных механизмов (из-за непроницаемости мембраны митохондрий для НАДН+Н+). 10) Анаэробный гликолиз протекает в эритроцитах, в мышцах при интенсивной кратковременной работе, в быстро растущих опухолевых клетках.
Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 1164; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |