Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Изучение вращательного движения твердого тела




ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА № 3

Цель: экспериментальное изучение вращательного движения твердых тел с помощью маятника Обербека.

Оборудование: маятник Обербека, груз, штангенциркуль, линейка, секундомер, набор гирь.

 

1.Теоретическое введение

ее
Закон вращательного движения M = I×b (где М - момент силы, b - угловое ускорение, I - момент инерции) можно изучить при помощи прибора, который состоит из шкива L радиуса r, закрепленного на оси, четырех стержней, расположенных под углом 900 друг к другу, и четырех одинаковых цилиндрических грузов m0, которые можно перемещать вдоль стержней и закреплять на одинаковом определенном расстоянии, т.е. так, чтобы центр тяжести совпадал с осью вращения (рис.1). Прибор (маятник Обербека) приводится во вращательное движение грузом Р, прикрепленному к концу шнура, навитого на шкив. Груз Р, удерживаемый на высоте h над какой-либо поверхностью, обладает некоторой энергией mgh, где g - ускорение свободного падения, m - масса груза.

Если предоставить возможность грузу падать, то это падение будет происходить с ускорением . При этом шкив со стержнями и расположенными на них грузами будет вращаться с угловым ускорением . При падении груза Р потенциальная энергия соответственно переходит в кинетическую энергию поступательного движения груза mu2/2 и кинетическую энергию вращательного движения прибора I×w2/2, где I - момент инерции прибора.

На основании закона сохранения энергии (без учета трения):

(2)

где u - скорость груза Р в момент полного разматывания нити,

w - угловая скорость вращающейся части прибора.

Сила , под действием которой тело падает вниз , где - сила тяжести, - сила натяжения шнура, отсюда .

В проекции на ось 0х: Т = mg - ma = m(g - a).

Сила сообщает ускорение вращающемуся телу. Модуль момента этой силы:

, (3)

где r - радиус шкива.

Так как поступательное движение груза равноускоренное без начальной скорости, то ускорение:

(4)

Из формул 1, 3, 4 находим:

(5)

(6)

2.Описание лабораторной установки и метода измерения

Установка – маятник Обербека изображена на рис. 2. Маятник Обербека состоит из двух шкивов 1, различных радиусов (малого и большого), насаженных на втулку. К шкивам крепятся под прямым углом четыре спицы 2. Момент инерции системы относительно оси вращения (которая расположена горизонталь поверхности Земли) можно изменить перемещением грузиков 3 вдоль спиц.

Момент силы, вызывающий вращение маятника, создается нитью 4, навитой на один из шкивов, к которой привязан груз 5. Груз 5 можно изменять, добавляя или убавляя его по 50 гр. Это приведет к изменению момента сил, который можно поменять, изменяя также плечо силы, для чего нить, возможно, наматывать на шкивы разного диаметра. Высота h падения груза определяется по сантиметровой линейке 6, закрепленная вдоль падения груза Р.

Задание 1. Проверка соотношения I1×b1= I2×b2 = I3×b3 = const при М = const.

3.Порядок выполнения работы

1. Установите на спицах грузики 3, так чтобы они располагались симметрично (т.е. на одинаковом расстоянии от оси вращения). Используйте для этого сантиметровую линейку.

2. Установите фиксированный груз 5 массы m на подвесе, используя набор грузов по 50 гр.

3. Определите при помощи штангенциркуля диаметры малого и большого шкива и, рассчитав их радиусы, запишите эти значения в таблицу 1 в соответствующие колонки.

4. Вращением шкива поднимите груз 5 на высоту h. Используйте для этого малый шкив.

5. Измерьте время падения t груза 5 с высоты h. Проведите данную операцию три раза. Результаты запишите в таблицу 1.

6. Проделайте тот же опыт с использованием большого шкива (нить наматывается на большой шкив).

7. Измените, момент инерции системы, для этого переместите грузики 3 из крайнего положения на центр спиц. Повторите пункты 4-6 для нового положения грузиков на спицах.

8. Переместите все грузики 3 к основанию спиц и проделайте пункты 4-6. Результаты занесите в таблицу 1.

 

4. Обработка результатов измерения

1. По результатам всех опытов вычислите I и b по формулам (5, 6) соответственно, используя при этом средние значения времени для каждого из положений грузиков 3 на спицах. Затем вычислите произведение I×b

2. Сравните произведение I×b для каждой из серий опытов для малого и большого шкивов в отдельности. Выполняется ли условие I1×b1= I2×b2 = I3×b3 = const при М = const?

Таблица 1

r, м m,кг h, t, с tср, с Δtср, с I, кг×м2 b, с-2 I×b кг×м2×с-2
малый r=                    
     
     
               
     
     
               
     
     
большой r=                      
     
     
               
     
     
               
     
     

Задание 2. Проверить соотношение M1/b1 = M2/b2 = M3/b3 = const при I = const.

3.Порядок выполнения работы

1. Для сохранения постоянного момента инерции I укрепите грузики 3 на спицах в определенном положении.

2. Вращением шкива поднимите груз 5 на высоту h. Используйте для этого любой шкив.

3. Измерьте время падения t груза 5 с высоты h. Проведите данную операцию три раза. Результаты запишите в таблицу 2.

4. Измените массу груза 5 при помощи гирь и повторите пункты 2,3. Массу груза 5 следует поменять три раза каждый раз, меняя его по 50 гр.

5. Результаты измерений занесите в таблицу 2.

4. Обработка результатов измерения

1. По результатам всех опытов вычислите M и b по формулам (3, 6) соответственно, используя при этом средние значения времени cp для каждого из значений груза m. Затем вычислите частное

2. Сравните соотношение для каждой из серий опытов для разных значений груза 5. Выполняется ли условие при I = const?

Таблица 1

r, м h, м m, кг t, с tср, с M, Н×м b, с-2 М/b
                 
   
   
             
   
   
             
   
   
             
   
   

Выводы:__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

Для расчетов:

 

дата выполнения_____________________________

Преподаватель_____________________________





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 789; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.