Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Тема 1. Символизм в европейской живописи. Франко-бельгийская школа. Германия. Австрия




Философско-эстетические основы символизма. Основные особенности поэтики символистской живописи.

Франция. Формирование нового направления в творчестве Пюви де Шаванна и Гюстава Моро. Пьер Пюви де Шаванн /1824-1898/. Монументально - аллегорические композиции раннего периода; специфические особенности стиля Пюви де Шаванна. Декоративный цикл для парадной лестницы Дворца искусств в Лионе - три композиции на тему искусства. Переход от аллегоризма к символизму. Композиции «Бедный рыбак», «Девушки у моря», «Сон».

Гюстав Моро /1826-1898/. Влияние двух противоборствующих направлений в творчестве художника – академического классицизма /графичность и строгость, лаконизм построений/ и романтизма /приверженность к драматическим сюжетам, динамичным композициям и насыщенному цвету/. Ранние картины «Эдип и Сфинкс» /сравнить с картиной Д. Энгра/, «Ясон и Медея», «Юноша и смерть». Творчество второй половины 70-х годов, изменение стиля – экспрессивность, насыщенность цвета, построение композиции по сложным динамичным линиям. Художественные принципы Моро – «прекрасной инерции» и «необходимого великолепия».

Одилон Редон. Осуществление символической концепции суггестивного искусства в творчестве художника. Графика молодого Редона. Причины обращения к языку графики, основные мотивы. Образ света у Редона. Особенности художественного метода.

Художники группы «Наби» История создания и эстетическая программа группы. Широта общекультурных интересов членов группы. Театрализация образа жизни. Связь с символистским театром. Декоративно-прикладное творчество. Две версии символизма, сложившиеся в кружке «Наби»: «религиозный символизм» и «интимизм». Творчество Мориса Дени, влияние католической мистики. «Классицистические» ориентации Дени. Ранний период творчества Эдуарда Вюйара – тонкого лирика и мастера живописного интерьера.

С имволический гротеск в творчествебельгийского художника Джеймса Энсора. Тема масок и карнавала.

Символизм в живописи Германии и Австрии. Творчество А. Беклина (1827-1901). Обращение к мифологическим сюжетам и образам. Своеобразие пейзажной живописи. Ф. Штук (1863-1928) – темы и образы живописных произведений. Роль Штука в деятельности Мюнхенского Сецессиона. Г. Климт (1862-1918) – выдающийся художник ХХ века. Образ женщины в произведениях художника.

Тема 3. Стиль модерн. Эстетические принципы модерна.

Термин «модерн». Социально-исторические предпосылки формирования стиля. Хронология развития и география модерна. Интернациональное и национальное в модерне. Философско-эстетические основы стиля – «философия жизни», «интуитивизм» и др. Культ стихии, интуитивного, спонтанного, «витализм» художественного образа. Культ красоты, «панэстетизм» как важнейшая предпосылка модерна. Значение традиционной эстетики Дальнего Востока в развитии стиля.

Иконография (основные мотивы, сюжеты и образы) модерна: мотив роста, экстатического порыва, пробуждения, томления и др.; метаморфозы животных и растительных форм (излюбленные цветы - тюльпаны, орхидеи, лилии, ирисы, кувшинки, подсолнухи и др., птицы - лебедь, павлин, фазан и др., насекомые - бабочка, стрекоза, жуки и др.), основные природные мотивы (остров, порыв ветра, волна и др.); обращение к мифологическим и сказочным сюжетам, образам театра и театрализации (балет, цирк, эстрада, кафе и др.). Отличие природных мотивов в модерне от традиционных форм пейзажного, натюрмортного и анималистического жанра. «Иконография» (основные типы зданий) архитектуры. Культ частного дома в модерне. Своеобразие архитектурного решения общественных и промышленных зданий.

Проблема синтеза искусств в модерне. Понятие «синтез искусств» / «гезамткунстверк» у Р. Вагнера /. Особенности синтеза в модерне в сравнении с «большими стилями». Понятие «малый синтез», тенденция взаимозаменяемости видов искусства, взаимной имитации (книжная иллюстрация, театральный синтез, интерьерный синтез, опыт цветомузыки и др.). Особенности орнамента. Синтез искусств как основополагающий принцип модерна.

Проблемы формообразования в стиле модерн. Возрождение орнамента. Роль и значение орнамента в сложении и развитии стиля. Характер и принципы применения орнамента. Понятие «внутренний орнамент». Органичность и имитационность – отправные точки в процессе формообразования модерна. Принцип саморазвития, внутреннего движения форм. Принцип динамического равновесия, ритм как основа композиционного построения в модерне. Плоскостное решение пространства. Определяющая роль линии. Характеристика «линии модерна».

Тема 4. Модерн в европейском искусстве .

Англия. Ведущая роль Англии на раннем этапе развития стиля. Предистория стиля: черты модерна в творчестве Уильяма Блейка и прерафаэлитов. У. Моррис родоначальник нового стиля на английской почве. Создание фирмы «Моррис и компания» – утверждение нового отношения к оформительскому и прикладному искусствам. Орнаменты Морриса. Позднее творчество в области книжной графики - «вхождение» в новый стиль.

Начало модерна в Англии - «Павлинья комната» Джеймса Уистлера. Английский модерн 80-х годов – графика и прикладное искусства. Рождение нового типа художника – универсала и теоретика. «Гильдия века» (Макмардо, Имейдж, Хорн, Шайльдс, Хитон). «Общество искусств и ремесел»: Уолтер Крэг – мастер модерна.

Английский модерн 90-х годов. Журнальный бум. Международное сотрудничество. «Студио» – важнейший орган европейской искусствоведческой науки. Личность и творчество Обри Бердслея. Своеобразие стиля художника: рафинированная утонченность, изысканный гротеск, эстетизм и ирония, совершенство линии и композиции. Значение Бердслея в искусстве конца Х1Х - ХХ века.

Поздний модерн в Англии. Чарльз Рени Макинтош – выдающийся мастер английского модерна. Стилевые особенности творчества. Школа в Глазго.

Бельгия. Рождение модерна в архитектуре – особняк Тасселя в Брюсселе Виктора Орта. Постройки мастера 90-х годов: особняк Сольве, Народный дом в Брюсселе. Анри ван де Вельде – многосторонность творческого проявления. Дом художника «Блюменверф» в Уоккле.

Франция. Ар Нуво – французский вариант модерна. Рождение стиля в плакатной графике 80-х годов - Жюль Шере и Эжен Грассе. Расцвет плакатного искусства в 90-е годы – Шере, Грассе, Тулуз-Лотрек, Боннар, Муха. Распад импрессионизма и движение к новому стилю в живописи (Ван-Гог «Звездная ночь», Гоген «Видение после проповеди» (1888)), декоративно-прикладном искусстве (Эмиль Галле, Рене Лаллик) и скульптуре (Роден). Утверждение стиля Ар Нуво во французской архитектуре. Творчество Г. Гимара (жилой дом «Кастель Беранже», входы в парижское метро).

Германия. Югендстиль – немецкий вариант модерна.Влияние академических традиций на ранний модерн в Германии – Беклин, Клингер, Штук. «Группа одиннадцати» (Клингер, Либерман, Лейстиков, Хофман). Деятельность Мюнхенского и Берлинского Сецессиона. Дармштадская колония. Журнал «Югенд». Книжная и журнальная графика художников югендстиля. Архитектура югендстиля – фотоателье «Эльвира» и «Пестрый театр» А. Энделя. Творчество Г. Обриста.

Австрия. Вена – один из международных центров модерна на рубеже веков. Деятельность венского «Сецессиона». Модерн в архитектуре Австрии – О. Вагнер, Й. Ольбрих, Й. Ховман.

Испания. Творчество гениального архитектора ХХ века А. Гауди. Собор Святого семейства – шедевр архитектуры ХХ в.

Тема 5. Живопись русского символизма .

Проблемы изучения символизма в русском изобразительном искусстве.

Неоромантизм и зарождение символизма в русском изобразительном искусстве. Творчество М. А. Врубеля (1859-1910). Новаторство Врубеля – художника: утверждение принципов художественного универсализма; обращение к мифологическим и сказочным сюжетам и образам, фантастике; открытия в области художественной формы.

В.Э.Борисов-Мусатов (1870-1905) - творческий путь художника: переход от импрессионизма к символизму («Автопортрет с сестрой».1898.); зрелое творчество художника («Гобелен».1901, «Водоем».1902 и др.); своеобразие символического метода Борисова-Мусатова; поздние произведения («Призраки», «Прогулка при закате».1903,«Изумрудное ожерелье».1903-1904); связь творчества художника с французской живописью.

Художественное объединение «Голубая роза» - история и эстетическая программа: вернисаж 1907 г. и последующие экспозиции на выставках журнала «Золотое руно»; характер организации выставок; своеобразие духовного климата в среде голуборозовцев; связь художников с поэтами-символистами; состав объединения (художники саратовской школы - П. Кузнецов, П. Уткин, бр. Милиоти, скульптор А. Матвеев, московские живописцы – М.С. Сарьян, Н.Н. Сапунов, С.Ю. Судейкин, Н.П. Крымов).

Павел Кузнецов (1878-1968) - наиболее характерные мотивы раннего творчества (фонтан, весна, пробуждение, ожидание, рождение младенца). Картина «Голубой фонтан»(1906). Среднеазиатский период творчества. Петр Уткин (1877-1934) -своеобразие пейзажного творчества. Николай и Василий Милиоти - фантастические мотивы в творчестве художников, врубелевские приемы. Скульптор Александр Матвеев (1878-1960) -особенности художественного языка. Мартирос Сарьян (1880-1972) – основные сюжеты и образы, особенность живописной манеры. Николай Сапунов (1880-1912) примитивизм в творчестве художника. Сергей Судейкин (1882-1946) – мотив театра. Николай Крымов (1884-1958)- живописная декоративность и примитивизм.

Творчество К.С. Петрова-Водкина (1878-1939) – крупнейшего русского мастера ХХ века. Биография художника. Период «влияний». Зрелый период, формирование новых принципов: «Мальчики» (1911), «Купание красного коня» (1912). Живописно-композиционная система Петрова-Водкина. Образ женщины в творчестве Петрова - Водкина.

Тема 6. Русский модерн.

Начальный период в истории русского модерна (80-е г. Х1Х в.): неорусский стиль в архитектуре и декоративно-прикладном искусстве (церковь в Абрамцеве). Творчество В. Васнецова – яркое выражение неорусского стиля. Абрамцевский кружок. Художественная жизнь Абрамцева. Элементы модерна в живописи 80-х годов – Серов, Васнецов, Нестеров, Левитан, Врубель. Возрождение художественных народных промыслов в Талашкине.

Московский модерн. Творчество Ф. Шехтеля – выдающегося мастера модерна. Основные постройки Шехтеля (особняк Морозовой, особняк Рябушинского, Ярославский вокзал и др). Л.Н.Кекушев (1863-1919) -дом архитектора на Остоженке, доходный дом Исакова на Пречистенке. Типологические черты доходного дома в стиле модерн. Доходный дом, созданный И. Макаевым в Подсосенском переулке. В.Ф. Валькотт - здание гостиницы «Метрополь» - особенности планировочного решения и декоративного убранства.

Своеобразие петербургского модерна - влияние классицистических традиций. Творчество Ф.И. Лидваля (1870-1945) - синтез классицизма и модерна. Доходные дома Лидваля. Гостиничные и банковские здания Лидваля. Здание Азово-Донского банка. Гостиница «Астория».

Взаимодействие модерна с другими стилями в архитектуре начала ХХ века. Стилевые смешения. Понятие «северный модерн». Творчество архитектора И.А. Фомина(1872-1936)– от модерна к классицизму.

Провинциальный модерн. Архитектура модерна в Самаре и Сызрани.

Модерн в книжной и журнальной графике - И. Билибин, Е. Поленова, М. Якунчикова.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 1879; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.