Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Материалы лекции. Аналитический метод Павла Филонова




Аналитический метод Павла Филонова

 

План лекции:

1.1. П. Филонов – личность и творчества (общая характеристика).

1.2. Становление и истоки аналитического метода.

1.3. Принципы аналитического метода.

1.4. Судьба аналитического метода в искусстве ХХ века.

1.1. П. Филонов – личность и творчество (общая характеристика)

Павел Филонов принадлежал к той породе художников - первооткрывателей, которым мало было в совершенстве освоить существующий язык искусства, он стремился создать новый художественный метод, который назвал – «аналитическим».

Павел Николаевич Филонов родился 8 января 1883 года в Москве в бедной многодетной семье. Отец, московский извозчик, умер в декабре 1887-го года, а вскоре от чахотки скончалась мать. Остались с бабушкой (почти столетней). Павлу не было и пяти. Рисовать он начал очень рано, с трех-четырех лет, еще при отце, копировал все подряд. После окончания приходского четырехклассного училища, с 13 лет Павел стал учиться в живописно-малярных мастерских и одновременно посещал вечерние курсы Общества Поощрения Художеств. Это было уже в Петербурге, куда детей забрала старшая сестра, вышедшая замуж за преуспевающего инженера. Благополучный быт был нов и неприятен. Павел отказывался спать на матраце, сбрасывал его на пол, не желал ходить в «порядочной» одежде, за столом сидел на краешке стула, из экономии никогда не съедал полный обед. Освоил рабочую специальность «маляра-уборщика». В 1908 году после трех неудачных попыток, когда знал анатомию, по его словам, «как черт», он был принят вольнослушателем в Академию художеств, но через два года сам ушел из нее. В 1910 году в Петербурге возникло общество «Союз молодежи», деятельность которого способствовала сплочению художников и поэтов авангардистов. Филонов был активным участником «Союза»: участвовал в выставках, писал декорации для спектакля «Владимир Маяковский», выпускал литографированные сборники. Филонов, очень избирательно относившийся к творчеству поэтов-футуристов, особо выделял среди них Велимира Хлебникова, он написал портрет поэта и создал цикл рисунков к его стихам. В эти годы Филоновым были написаны такие произведения как «Пир королей», «Крестьянская семья», «Мужчина и женщина», «Запад и Восток». В 1911 году с паспортом паломника Филонов отправился в Палестину. Путевых дневников не осталось, есть только несколько рисунков, но ясно, что это путешествие дало ему очень много. Люди других народов, следы других цивилизаций, искусство других религий – картины архаического патриархального быта, не изуродованного машинным «железным» веком, запали ему в душу; затем полгода он путешествовал пешком без денег по Италии и Франции. В 1912 году Филонов публикует статью «Канон и закон», в которой впервые излагает принципы аналитического метода. Осенью 1916 года Филонов был мобилизован и направлен на румынский фронт рядовым второго морского полка Балтийской морской дивизии. В февральскую революцию его избирают председателем Солдатского съезда в городе Измаиле, а затем предисполкома Придунайского края. После ликвидации фронта Филонов приезжает в Петроград и вновь активно включается в художественную жизнь. В 1919 году Филонов участвует в грандиозной выставке, открывшейся в Зимнем дворце, циклом картин «Ввод в Мировый расцвет». Вместе с Малевичем, Матюшиным, Пуниным, Мансуровым Филонов организует в Петрограде Институт художественной культуры и в 1923 году возглавляет в нем отдел общей идеологии, работает над проектом реорганизации живописного и скульптурного факультетов Академии художеств. Двадцатые годы были временем высокого подъема и творческой активности Филонова. Он создает цикл работ, посвященных гражданской войне, революции, петроградскому пролетариату. Выступает на диспутах, защищая и утверждая принципы аналитического искусства. В этот период написаны главные теоретические трактаты художника. В 1923 году Филонов опубликовал «Декларацию Мирового расцвета» - главный из изданных документов аналитического искусства. В 1925 году создает коллектив аналитического искусства на базе своей учебной мастерской в Академии художеств. Такой многочисленной школы как у Филонова не было ни у кого из лидеров русского авангарда (к концу 20-х годов – более 40 человек). Наивысшей точкой творческого взлета филоновского объединения явилась выставка 1927 года в Ленинградском Доме печати. На стенах театрального зала Дома печати висели большие, до пяти метров в высоту, картины-панно филоновцев, объединенные темой «Гибель капитализма». В этом же году была осуществлена постановка спектакля «Ревизор» в сценическом оформлении филоновцев. В 1929 году Русский музей предложил Филонову устроить персональную выставку. Но сразу же начались осложнения. Появилось много противников. Целый год висели в залах музея триста картин мастера, шла полемика в прессе. Писали и за. И против. Выставка так и не открылась. В 1932-1933 годах Филонов руководил работой учеников над иллюстрациями к изданию «Калевалы» - карело-финскому эпосу. Начались годы новых испытаний. Чтобы заработать на жизнь, Филонов готов был идти чернорабочим на стройку. Филонов умер в Ленинграде, в первую блокадную зиму, так и не дождавшись ни одной персональной выставки. Картины его, спасенные сестрой, хранились в запасниках Русского музея, куда не допускали даже специалистов.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 561; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.