Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Отрывки из дневников




Письма

Интимная мастерская живописцев и рисовальщиков

«сделанные картины».1914.

…Упорно работай над границей каждого частного, каждой формы, прорабатывай переходя из частного в частное, из формы в форму, из цвета в цвет, из мазка в мазок, т.е. выписывай, вырабатывай, врисовывай одно в другое… Работай так: работай во весь упор. Выискивай нехватки, слабые места и бей по ним. Обдумывай спокойно и действуй осторожно, вымеряй, развивай глазомер и остроту видения, остроту зрения, не торопись, будь выдержан и расчетлив. Коли надо, пиши и рисуй по одному и тому же месту, хоть пять или десять раз, добиваясь правды… Цель наша – работать картины и рисунки, сделанные со всей прелестью упорной работы, так как мы знаем, что самое ценное в картине и рисунке – это могучая работа человека над вещью, в которой он выявляет себя и свою бессмертную душу… Мы согласны со всеми завоеваниями искусства, но мы ненавидим его эксплуататоров и чужеядных, берущих и говорящих, говорящих и берущих, оскверняющих старое – словами и новое - работой…

Поэма «Пропевень о проросли мировой.1915.

Княгиня:

…Бог наш в двери дивен сед бел

по веснам розовым оханье девье бьет в грудь мятою росной

притаимши снегами гнезда матерей открывают в небе Створы

тепло земле пало

в старом саду рай перевернулся спину греть

Настала радость любовная

На немецких полях убиенные и убойцы прогнили цветоявом…

 

Запевало:

…упокоителем нелестным по мареным ромахам

поцветает желтотою палою оперение равноцветное

по простели полевой там проходителем зыбким

позвенит седотравною полуволной сладкая теплынь

перезовами соловьевымми олпабует ровную припевку…

Декларация «Мировый Расцвет».1923.

…Так я знаю, анализирую, вижу, интуирую, что в любом объекте не два предиката, форма да цвет, а целый мир видимых или невидимых явлений, их эманаций, реакций, включений, генезиса, бытия, известных или тайных свойств, имеющих в свою очередь бесчисленные предикаты… Так как в искусстве аналитическая сила равна аналитической сделанности, то при неумении аналитически мыслить или отсутствии аналитического мышления упорная работа над сделанностью как таковою, т. е. упорная работа над каждым атомом делаемой вещи, как бы она ни была суха, черства, бедна и даже отвратительна своей так называемой бездарностью, дает те же результаты, так как в изобразительном искусстве так называемая бездарность является иногда незаменимым фактором; отвратительное в искусстве равно прекрасному, а сухость как определенность- основа точности…

…Одновременно записывайте возникающие по искусству вопросы - я дам на них ответ. Советую так же обязательно вести дневник мастера, куда будете вносить все, что относится к искусству и его взаимоотношениям, если вы уже не начали его. Пересмотрите, переоцените старые работы- все до одной: наверное, многие из них надо и можно доразвить. Начните дорабатывать их, начиная с самой слабой и с самых слабых мест в ней. Если понадобится- склеивайте, сшивайте две, три, четыре из них вместе, доразвивая их в одну картину… Помните, что живопись как процесс работы над вещью- это ежесекундный упорнейший рисунок. А рисовать - это значит: упорно прослеживая и с наивысшею изобразительною силой и осознанностью делая начало, развитие и конец каждого члена, т.е. максимально выявляя его содержание,- дать максимум осознанности содержания целого...

(Из письма Жибинову, 17 сентября 1934 г.)

 

…Введи в работу весь свой ум, все свое умение верно соображать и точно рассчитывать, старайся каждую рабочую секунду понять, что ты делаешь, как ты делаешь, что у тебя выходит из под рук каждую секунду работы и что выйдет в конце концов из твоей работы… Работай так: работай только маленькой кистью с острым концом. Не мажь, не пиши непродуманно широко. Все время рисуй кистью, вырабатывая цветом форму будто ты работаешь остроочиненным карандашом и боишься его затупить и сломать, и врабатывай цвет в цвет, форму в форму на каждом прикосновении кисти; умея работать таким способом, поймешь, что значит писать наверняка. Тогда из под твоей кисти на холсте останется не дурацкий лживый мазок, как вас, учеников, приучили работать ваши невежды преподаватели, а кусок того материала, той материи, из чего состоит все в природе. При такой работе ты будешь в самой высокой степени хорошо и правильно чувствовать, понимать и передовать природу, будешь приближаться к природе, к натуре. Кто из художников оторвался от натуры и не изучает ее,- тот бесславно пропадает…

(из письма Басканчину, 19 февраля 1940 г.)

Павел Николаевич Филонов вел дневник в те годы, когда многие уже оставили это небезопасное занятие. Первая запись в дневнике сделана 30 мая 1930 г., последняя – 19 января 1939 г. Содержание дневника глубоко раскрывает личность его автора, подвижника, подчинившего всю свою внутреннюю жизнь и внешний быт единой установке – неуклонному, бескомпромиссному осуществлению идеи аналитического искусства.

6 июня 1931 год. Выступал четыре – пять раз на педагогической конференции (…) против меня были мобилизованы все силы, какие только набрались (…) Я был объявлен вредителем, злостным кулаком.

22 июня 1931 год.Был Купцов. Он привел двух молодых людей из Харькова, желавших познакомиться с аналитическим искусством. Я дал им постановку и проработал с ними от 5 ч. 40 м. до 11ч. 20 м….

30 ноября 1931 год.Из издательства “Академия” пришли ко мне в 5 часов и предложили иллюстрировать “Калевалу.” Я отказался, но мы договорились, что эту работу сделают мастера аналитического искусства – мои ученики под моей редакцией…. ]

18 февраля 1933 год.Впервые в моей жизни дал аудитории человек в пятьсот такой же ввод в аналитическое искусство и постановку на принцип сделанности, какую до этого я сотни раз давал отдельным людям в одиночку, по двое, по пять, по семь – десять человек и раза два по группам по 32 – 40 человек. Именно такое многолюдие затруднило и немного скомкало обычный, простой ход слов и зарисовки, но в то же время определило профессиональный упор – заставляло экономить на доказательствах и выставляемых положениях. Как и всегда, когда я говорю, напряженность и заинтересованность слушателей были исключительны, а аплодисменты нищенские. Масса учащихся и художников – молчат, но, думаю, скоро заговорят

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 714; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.