Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Предмет эргономики и ее задачи. Краткая история эргономики




Что такое эргономика как наука о человеческих факторах?

 

В течение тысячелетий развитие искусственной среды было очень медленным. Основным методом изготовления изделий было ремесленное производство. Для ремесленного производства характерна тесная связь потребителя и изготовителя. Потребитель, даже если не он сам был автором вещи, имел возможность контролировать процесс производства. Он легко находил взаимопонимание с ремесленником, как в решении функциональных проблем, так и в вопросах красоты. Несмотря на относительную примитивность технологий, длительная практика ремесленного производства привела к насыщению среды простыми, рациональными и эстетически полноценными изделиями и способствовала установлению определенного равновесия между человеком и искусственным предметным миром.

Промышленная революция, начавшаяся в конце XVIII века, наряду с изменением способа производства, привела к сокращению прямых контактов между изготовителем и потребителем, и определенному культурному отчуждению продуктов промышленного производства. Появление объектов реализующих принципиально новые функции уже в первой половине XIX века выявило неорганичность традиционных средств декорирования. Во второй половине XIX века ускорение прогресса и развитие новых технологий привели к лавинообразному появлению объектов с совершенно новыми функциональными свойствами не имевшими исторических аналогов. В этих условиях, традиционные методы, основанные на неторопливом, интуитивном, методом проб и ошибок, создании новых изделий, подборе соответствующего декоративного оформления, стали терять свою эффективность.

Развитие производства, появление новых все более и более сложных машин, вовлечение огромного количества людей в производственную деятельность, насыщение быта новыми техническими изделиями, в течение столетия радикально изменили состояние искусственной среды. Машина стала оказывать на человека существенное влияние.

В начале XX в., когда технический прогресс вызвал появление сложных видов трудовой деятельности (таких, как управление автомобилем, локомотивом и др.), предъявивших серьезные требования к скорос­ти реакции, восприятию и другим психическим процессам челове­ка, был дан мощный импульс развитию психологии труда. Эта на­учная дисциплина изучает психологические особенности трудовой деятельности человека в целях повышения производительности тру­да и формирования профессионально важных качеств личности.

В конце 40-х — начале 50-х годов на основе накопленных зна­ний о труде возникла потребность в целостной системе представле­ний о работающем человеке, о его трудовой деятельности, о его взаимоотношениях с машиной и с окружающей средой. В ХХ веке происходят качественные сдвиги в содержании труда, и преобразу­ется веками установившаяся структура профессий. Автоматизация производства, коренным образом изменяет содержание труда. В трудовой деятельности все более выявляются подлинно человеческие творческие функции.

Противоречивость научно-технического прогресса состоит в том, что наряду с огромными положительными результатами он не­сет с собой и определенные отрицательные социальные послед­ствия. В современном производстве, которое широко оснащается сложными техническими системами, к человеку предъ­являются резко возросшие требования, вынуждающие его иногда работать на пределе психофизиологических возможностей и в край­не усложненных условиях труда. При этом человек несет ответст­венность за эффективное функционирование больших систем управ­ления производством, транспортом, связью, космическими полетами и т. п. и допущенная им ошибка может привести в некоторых слу­чаях к очень тяжелым последствиям. Технический прогресс со всей остротой поставил проблему отношения «человек — машина». Возможности человека расширяются за счет развития орудий труда, но орудия труда часто оказываются настолько сложными или нерационально сконструированными, что становится трудно ими пользоваться. С развитием техники возникла задача согласования конструкции ма­шин и условий их функционирования с характеристиками работаю­щего человека. Машина должна быть во всех отношениях удобной для обслуживающего ее человека, она должна соответствовать его психофизиологическим характеристикам.

Анализ эффективности автоматизированных систем управления показыва­ет, что именно ошибки оператора зачастую оказываются причиной отказов в системе. Тенденции развития современного производства таковы, что в ближайшие десятилетия основные трудности проек­тирования, вероятно, будут связаны не с исследованием характе­ристик оборудования, а с определением путей и средств оптималь­ного взаимодействия человека и техники.

Раньше каждый вариант орудия труда мог буквально столетия­ми опробоваться в деятельности людей и постоянно совершенство­ваться. Сейчас же общество не располагает временем для этого. Вместе с тем резко возросла стоимость технических средств и «цена» ошибки человека при управлении сложными системами. Поэтому при проектировании новой и модернизации существующей техники необходимо заранее и с максимально доступной полнотой учитывать возможности и особенности людей, которые будут ею пользоваться.

В некоторых видах производства человек в течение рабочего дня вынужден находиться в помещениях с искусственным освещением, с определенным, требуемым технологией, химическим составом воздуха. Иногда ему приходится работать при повышенном, иногда при пониженном атмосферном давлении. Некоторые профессии связаны с необходимостью переносить большие ускорения, измене­ния гравитации, шумы, вибрацию и т. д. Создание новых машин и разработка новых технологических процессов есть создание новой среды для человека. Иногда эта среда представляет собой сочета­ние естественных и искусственных условий, иногда полностью явля­ется искусственной. Поэтому, когда создается новая машина, речь должна идти не просто о машине как таковой, а о системе «человек — машина — среда» (ЧМС).

Более того, современный быт или работы, которые раньше практически не были связаны со сложной техникой, например – работа в офисе, настолько продвинулись по пути применения современных сложных технических устройств, что превращаются в своеобразные «производства» со всеми вытекающими последствиями.

Комплексный, системный подход к изучению этих проб­лем стал методологической основой рождения новой отрасли знания — эргономики. Эргономика сложилась на стыке психологии, физиологии, гигиены труда и технических наук. Все они, за исключением техни­ческих наук, изучают один и тот же объект, но при этом рассмат­ривают человека в труде, а сегодня – и в бытовых условиях, с разных точек зрения и пользуются для этого разными методами.

Тенденции развития эргономики приводят к необходимости при­менения разрабатываемых ею методов и критериев к любой сфе­ре человеческой деятельности как на производстве, так и в быту. Предметная область изучения и проектирования в эргономике рас­ширяется и за счет включения различных объектов, формирующих предметно-пространственную среду жизнедеятельности людей, в том числе и пожилых людей и лиц с физическими недостатка­ми. Сегодня одна из наиболее новых сфер применения результа­тов эргономического исследования — проектирование техниче­ски сложных промышленных изделий культурно-бытового назначе­ния. Эргономика в тесном содружестве с дизайном обеспечивает высокие потребительские свойства этих изделий, их красивый внешний вид и повышенное удобство эксплуатации.

 

1.1. Предмет эргономики и ее задачи

Эргономика — научная дисциплина, комплексно изучающая че­ловека (группу людей) в конкретных условиях их деятель­ности, связанной с использованием машин (технических средств). Человек, машина и среда рассматриваются в эргономике как слож­ное, функционирующее целое, в котором ведущая роль принадле­жит человеку. Эргономика является одновременно и научной, и проектировочной дисциплиной, так как в ее задачу входит разра­ботка методов учета человеческих факторов при модернизации действующей и создании новой техники и технологии, а также со­ответствующих условий труда (деятельности). Это относится как к условиям самой разнообразной трудовой деятельности, так и к деятельности в процессе активного отдыха, ведения домашнего хозяйства, игровой деятельности и т.д. Главное, что все эти виды деятельности протекают в условиях искусственной среды, опосредованы созданными человеком устройствами и механизмами.

Интерес к системам «человек — машина» возник в середине XX в.; он обусловлен тем, что в качестве объектов технического проектирования и конструирования стали все чаще выступать раз­личного рода сложные системы управления производством, транс­портом, связью, космическими полетами и т. п., эффективность функ­ционирования которых во многом определяется деятельностью включаемого в них в качестве ведущего звена — человека. Сочета­ние способностей человека и возможностей машины существенно повышает эффективность управления. Несмотря на совместное выполнение функций управ­ления человеком и машиной, каждая из двух составляющих этой сложной системы подчиняется в работе собственным, свойственным только ей закономерностям, причем эффективность функционирова­ния системы в целом определяется тем, в какой степени при ее созда­нии были выявлены и учтены присущие человеку и машине особен­ности, в том числе ограничения и потенциальные возможности.

Предметом эргономики является конкретная деятельность чело­века (группы людей), использующего машины (технические сред­ства), а объектом исследования — система «человек (группа лю­дей) — машина (техническое средство) — среда». Задача оптими­зации таких систем требует комплексного подхода. Эргономика — это наука плюс техника. Предмет эргономики как науки — деятель­ность человека-труженика и человека-потребителя. Цель эргономи­ки как техники — оптимизация условий труда и потребления.

Эргономика рассматривает технический и человеческий аспекты в неразрывной связи. Решение прикладных проблем эргоно­мики предполагает движение одновременно в двух направлениях — от требований человека к технике и условиям ее функционирова­вия и от требований техники и условий ее функционирования к че­ловеку. Оба эти направления взаимосвязаны, и оптимальные реше­ния находятся, как правило, на их пересечении. Для нахождения таких оптимальных решений недостаточно использовать отдельные рекомендации психологии, физиологии, гигиены труда, антропомет­рии и др. Необходимо согласовать эти рекомендации между собой и увязать в единую систему требований к тому или иному виду конкретной деятельности.

Эргономичность техники является целостной характеристикой. Эта це­лостная характеристика вырастает из ряда эргономических свойств техники: управляемости, обслуживаемости, освояемости и оби­таемости. Первые три характеризует органичность включения тех­ники в соответствующие виды деятельности человека (группы лю­дей). Обитаемость техники характеризует приближение условий (среды) ее функционирования к биологически оптимальным параметрам внешней среды, при которых работающему человеку обес­печиваются нормальное развитие, хорошее здоровье и высокая ра­ботоспособность, а также достигается уменьшение или ликвидация вредных последствий ее эксплуатации для окружающей среды. Каждое эргономическое свойство техники, в свою очередь, вы­растает из ряда комплексных показателей, которые представляют разные, но взаимосвязанные стороны этих свойств. Комплексные эргономические показатели формируются на основе групповых показателей, которые представляют собой совокупность однород­ных единичных эргономических показателей: социально-психологи­ческих, физиологических, психологических и психофизиологических, антропометрических и гигиенических. Изучение взаимопереходов одних уровней в другие и составляет собственно исследовательскую задачу эргономики.

В связи с усиливающейся тенденцией технизации быта специа­листы в области эргономики все большее внимание уделяют ис­следованию человеческих факторов применительно к задачам про­ектирования, создания и оценки технически сложных изделий куль­турно-бытового назначения. Однако в этом направлении проделан не такой серьезный путь, как в сфере сложных технических систем.

Эргономика играет все возрастающую роль и в решении ком­плексной проблемы реабилитации лиц, в той или иной мере утра­тивших трудоспособность. Такая реабилитация представляет сис­тему государственных, социально-экономических, медицинских, профессиональных, педагогических, психологических и других ме­роприятий, направленных на возвращение больных и инвалидов в общество и к общественно полезному труду. Изучение возможно­стей и особенностей различных категорий инвалидов с целью уче­та полученных результатов при проектировании оборудования об­щественных, административных и жилых зданий, а также отдель­ных помещений, рабочих мест и различных промышленных изде­лий представляет одно из важных направлений эргономики. С этой же целью в эргономике изучаются психофизиологические возмож­ности и особенности людей пожилого возраста.

Имея в качестве основного объекта исследования систему «человек – машина», эргономика изучает определенные их свойства. Эти свойства полу­чили название человеческих факторов; они представляют собой ин­тегральные характеристики связи человека и машины, проявляющиеся в конкретных условиях их взаимо­действия.

Человеческие факторы не однородны. Их выделение и класси­фикация — достаточно сложная и специальная задача. Но подобный анализ является непременным условием проектиро­вания СЧМ. Иное дело, что он осуществляется с большим или меньшим профессионализмом, на интуитивном или научном уров­не, эмпирически, экспериментально (на соответствующих прототи­пах, макетах, экспериментальных стендах или реальных устройст­вах), на основании имеющегося практического опыта. В результа­те такого предварительного анализа деятельности определяется номенклатура человеческих факторов, учет которых необходим для эффективного функционирования СЧМ в каждом конкретном случае. Таким образом, деятельность человека представляет собой на­чало и завершение эргономического исследования, эргономической оценки, эргономического проектирования.

 

Работы по эргономике можно классифицировать следующим образом:

А) Изучение человека как компонента системы:

1. Перцептивные (входные) -процессы (зрение, слух и т. п.).

2. Центральные процессы (кратко­временная и долговременная память, принятие решений, внимание и т. п.).

3. Основные моторные процессы (слежение, двигательные навыки, ручная сноровка и т. п.).

4. Характеристика перцептивно-моторной деятельности и факторы, влияющие на нее.

5. Основные физиологические процессы.

6. Условия работы (статическая и динамическая нагрузка).

7. Антропометрические и биомеханические данные.

8. Основные данные физиологии органов чувств и факто­ры, влияющие их физиологические и биомеханические функции (утомление, стресс и т. п.).

Б) Проектирование средств взаимодействия между человеком и машиной:

1. Визуальные, слуховые, кинестетические и тактиль­ные индикаторы.

2. Органы управления.

3. Планирование рабочего пространства.

4. Конструкция оборудования, инструментов, механизмов и машин, специального защитного снаряжения.

5. Физические факторы сре­ды (освещенность, шум, вибрация, температура, атмосферные ус­ловия и т. п.).

В) Проектирование и организация систем:

1. Распределение функций между человеком и машиной.

2. Проектирование и орга­низация работ (темп, рабочие смены и т. п.).

3. Тренировка.

4. От­бор.

5. Мотивация и отношение к работе.

Г) Методы исследования и экспериментальная техника в эрго­номических исследованиях:

1. Методы и приборы измерения, ана­лиза и оценки данных.

2. Программа тренировки, процедуры отбо­ра, тестирование, методики опроса и т. п.

3. Моделирование, в том числе с помощью компьютеров.

4. Статистическая обработка данных и планирова­ние эксперимента.

 

Проектирование конкретных видов человеческой деятельности как в сравнительно простых, так и в сложнейших человеко-машин­ных комплексах требует проведения самых разнообразных иссле­дований. Специальные издания в области эргономики насыщены экспериментальными антропометрическими, физиологическими и психологическими исследованиями познавательной и исполнитель­ной деятельности.

 

Эргономика взаимодействует с общественными, естественными и техническими науками. Логика развития эргономики все теснее связывает ее с социологией, и прежде всего с социологией труда.

Для эргономики важны и связи с социальной психологией, которая изучает закономерности поведения и деятельности людей, обуслов­ленные фактом их включения в социальные группы, а также психологические характеристики самих этих групп.

В настоящее время происходит сближение эргономики и экономической науки. Определение социально-экономической эф­фективности новой техники, ставшее актуальной проблемой эконо­мической науки, является сферой, где перекрещиваются интересы экономики и эргономики.

Эргономика связана также с физиологией. Она опира­ется на исследования в сфере физиологии, гигиены и психологии труда.

Эргономика руководствуется данными гигиены труда, изучаю­щей влияние на организм человека трудовых процессов и воздей­ствий окружающей человека производственной среды и разраба­тывающей гигиенические нормативы и мероприятия по обеспече­нию благоприятных условий труда и предупреждения профессио­нальных заболеваний.

Важны и связи эргономики с психоневрологией, которая позволяет вскрыть генезис и патофизиологические механизмы невротических состояний, возникающих в отдельных случаях у работающих в про­цессе их деятельности, в частности в стрессовых ситуациях.

Эргономика не может развиваться вне связей с анатомией че­ловека, наукой о форме и строении отдельных органов и организма в целом.

Комплексный подход к изучению и проектированию деятельно­сти человека обусловливает тесные и многоплановые отношения эргономики с психологией. Эргономика связана со многими отраслями психологии: психологией труда и инженерной психоло­гией, авиационной и космической психологией, социальной психо­логией и психологией личности, военной и педагогической психоло­гией.

По условиям своего возникновения, а главное по задачам и ме­тодам ближайшей к эргономике отраслью психологии является инженерная психология. Инженерная психология рассмат­ривает только определенные аспекты взаимодействия человека и машины.

Инженерная психология по времени своего возникновения в на­шей стране непосредственно предшествовала появлению эргономи­ки. В начале своего разви­тия инженерная психология решала наиболее острые и актуальные проблемы организации деятельности операторов СЧМ со средства­ми автоматизации. Потом задачи инженерной психологии стали формулироваться более широко — как организация информационного взаимодействия между человеком и машиной. В коллективы, призванные решать инженерно-психологические зада­чи, стали привлекать антропологов, биомехаников, физиологов, ги­гиенистов, дизайнеров и других специалистов, что обусловило раз­витие соответствующих форм и методов комплексных исследова­ний.

В настоящее время инженерно-психологическая тема­тика все более и более смещается в область исследования приня­тия решений, организации диалогового взаимодействия с компьютером. Объем данных, хранимых в памяти компьютера, настолько велик, что не мо­жет быть выведен одновременно на монитор. В этих условиях объектом деятельности оператора (пользовате­ля) становится не только информационная модель, выведенная на средства отображения информации, сколько информационная мо­дель, хранимая в памяти компьютера, нередко последняя называется ин­формационным массивом, совокупностью баз банка данных. Обра­щаясь к этим базам банка данных, оператор должен сам формиро­вать оперативную информационную модель, что требует от него со­вершенно иной подготовки, он должен знать возможные уровни обоб­щения информации, различные основания их классификации.

Эргономика играет все возрастающую роль в обеспечении безопасных условий труда. Учет требований эргономики — необходимое условие создания удобной, надежной и безопасной техники. Эргономический подход является необходимым для изучения тяжести и напряженности труда, которые проявляются в показателях функционального состояния организма, формирующихся под влиянием физической, психической или нервно-эмоциональной нагрузки и факторов производственной среды.

Многие проблемы и практические задачи эргономика решает в тесном содружестве с дизайном, который позволяет наиболее полно реализовать ее принципы и требования. Эргономика рас­сматривается как естественнонаучная основа дизайна. В свою очередь, дизайн обогащает эргономическую проблематику путем включения ее в более широкий контекст развития культуры. В практическом плане учет человеческих факторов является неотъемлемой частью всего процесса художественного конструиро­вания промышленных изделий и соответствующего преобразования производственной и предметно-пространственной среды. Дизайн в принципе не может существовать и развиваться вне связи с эргономикой.

Эргономика также тесно связана с техническими и математическими науками: кибернетикой, системотехникой, общей теорией систем, исследованием операций — и другими дисциплинами и направле­ниями современных научных исследований.

 

1.2. Краткая история развития эргономики

 

Собственно эргономика возникла несколько десятилетий тому назад, однако можно считать, что ее истоки восходят ко временам первобытного общества, которое научилось сознательно изго­товлять орудия, придавая им удобную для определенной работы форму и расширяя тем самым возможности человеческих органов. В доисторические времена удобство и точное соответствие орудий труда потребностям человека были вопросом жизни и смерти, так как если он изготовил плохое оружие и не мог достаточно эффективно его применять, на свете очень скоро становилось одним плохим конструктором меньше. Орудия труда совершенствовались в процессе практической деятельности многих поколений. Поэтому многие старинные инстру­менты по конструкции и форме отвечают современным требова­ниям.

До определенного периода и степень совершенства технических объектов определялась эмпирическим путем. Еще в середине 70-х годов XIX века в создании станков безраздельно царствовали традиция, опыт, глазомер. Техника парового двигателя на полвека опередила его теорию.

Не только искусные ремесленники отдаленных времен, но и многие инженеры-конструкторы наших дней интуитивно проектируют машины, удобные в эксплуатации и легко управляе­мые. Так, рулевое управление первых летательных аппаратов соответствовало логике движений пилота и гарантировало от ошибок в критических ситу­ациях. Чтобы набрать высоту, летчик тянул ручку «на себя», а при посадке «отдавал ручку от себя». Однако на современном этапе научно-технического прогресса многие вопросы взаимодей­ствия человека и техники уже невозможно решать только на осно­ве здравого смысла, опыта и интуиции.

Термин «эргономия» предложен в 1857 г. польским естество­испытателем Войтехом Ястшембовским. Первые шаги в научном изучении трудовой деятельности обыч­но связывают с именем Ф. Тейлора и относят к периоду образова­ния крупного капиталистического машинного производства. Создавая одну из первых научно обоснованных систем эксплуа­тации наемного труда, Ф. Тейлор проводит экспериментальные исследования простого машинного труда, результаты которых используются при его рационализации и обосновывает необходимость разделения трудовых функций работающих на элементарные операции и стандартизи­рованные движения.

Трудовые функции предельно упрощаются на заводах Г. Форда. В рамках системы Ф. Тейлора зарождается и практически реализуется в капиталистическом производстве концепция «инженерного проек­тирования» методов работы.

Определение рациональных перерывов в работе как способ борьбы с утомлением — один из принципов, выявленный Ф. Тейло­ром чисто эмпирически. В конце XIX и начале XX в. в Германии, Англии, США и других странах организуются специальные гигиенические и физиологичес­кие лаборатории, кафедры и институты, сотрудники которых изу­чают влияние на организм человека трудовых процессов и окру­жающей его производственной среды.

Первая мировая война и связанное с ней быстрое развитие военной промышленности привели к тому, что в результате интен­сификации труда и удлинения рабочего дня до 13—14 часов перенапряжение рабочих и быстро развивающееся утомление достигли крайних пределов. С утомлением было связано резкое увеличение количества травм на производстве. Положение было настолько серьезным, что вынудило образовать в Англии в 1915 г. Комитет по изучению здоровья рабочих, занятых в военной про­мышленности. После войны комитет был преобразован в Совет по изучению здоровья промышленных рабочих, исследования для которого проводили физиологи, психологи, врачи и инженеры.

К этому же времени относится возникновение психотехники, задачей которой явилось приложение психологии к решению прак­тических вопросов, в основном связанных с трудовой деятель­ностью. На первом этапе развития психотехники центральное место в ней заняли проблемы профессионального отбора. В даль­нейшем в задачи психотехники включалось решение таких вопро­сов, как профессиональное обучение, рационализация труда, борьба с профессиональным утомлением и несчастными случаями, приспособление человека к машине и машины к человеку, психо­логия воздействия средствами плаката, рекламы, кино и т. п.

В 20—30-е годы интенсивно развиваются физиология, психо­логия и гигиена труда, а результаты соответствующих исследований получают широкое применение в производстве. Физиология труда, био­механика, психология труда и целый ряд других дисциплин реша­ют задачи приспособления человека к машине. Осуществляются отбор, приспособление, тренировка человека к соответствующим технологическим процессам, орудиям и машинам. В целом, для этого этапа характерен так называемый технико-человеческий подход, то есть, человека заставляют приспосабливаться к машине.

В 30-е годы экспериментальные исследования психологии групп и мотивации осуществляет Курт Левин, основатель теории груп­повой динамики. Психологи в промыш­ленности начинают следить за тем, что происходит в группе, выявляют взаимоотношения между ее участниками, при­чины низкой производительности, взгляды, настроения, проявления недовольства, распределения ролей между членами группы, их восприятие друг друга и своего лидера, их отношения к нанима­телю и поведение вне предприятия... Они предлагают меры по созданию нужной социально-психологической атмосферы.

В 20—30-е годы предприниматели ряда стран и прежде всего США проявляют повышенный интерес к методам психологичес­кого воздействия на рабочих. В США в 1921 г. создается даже специальная компания под названием «Психологическая корпора­ция». Сохранение старых методов управления, связанных с тейлориз­мом, ведет к гигантским и все возрастающим потерям, возникаю­щим вследствие игнорирования человеческого фактора в произ­водстве, поэтому капитал вынужден переходить к новым методам управ­ления, учитывающим человеческий фактор в не меньшей, а позд­нее и в большей степени, чем фактор технический и материальный.

В СССР этим проблемам также уделялось внимание. В 20—30-е годы в стране действовала широкая сеть психофи­зиологических лабораторий непосредственно на фабриках и заво­дах. Для тех лет было характерно тесное сотрудничество психо­логов, физиологов, гигиенистов труда, инженерно-технического персонала предприятий, специалистов по организации, охране труда и технике безопасности. Решение практических задач совершенствования трудовой деятельности и улучшения условий труда на производстве и транспорте являлось той реальной основой, на которой укреплялись взаимосвязь и взаимодействие наук о трудо­вой деятельности.

В годы второй мировой войны был дан мощный толчок меж­дисциплинарным исследованиям, направленным на выявление оптимальных условий деятельности человека, а также его предель­ных возможностей. Произошло это потому, что сложная военная техника, поступавшая на вооружение армий, зачастую не могла эффективно использоваться, так как предъявляла к обслуживаю­щему персоналу требования, которые превосходили психофизиоло­гические возможности человека. Быстрое техническое развитие в некоторых областях, таких, как радарная техника, или высоко­скоростная авиация, привело к появлению таких ситуаций, в которых никакой отбор и никакая тренировка не гарантируют полного использова­ния оператором всех возможностей оборудования. Поэтому стало необходимым приспособить «работу к человеку», т. е. проектиро­вать такое оборудование, в котором были бы учтены границы человеческих способностей.

Именно в военное время психологи впервые в массовом порядке были привлечены к проектированию новой военной тех­ники. Методы и результаты исследований экспериментальной психологии явились исходным пунктом становления инженерной психологии. В США лаборатории инженерной психологии были организова­ны в 1945 г. в военно-воздушных и военно-морских силах. Таким образом, в годы второй мировой войны физиологи, психологи, анатомы и инженеры или дизайнеры работали вместе с взаимной пользой.

Термин «эргономика» (греч. ergon — работа+nomos—закон) был принят в Англии в 1949 г., тогда же было организовано Эргономическое исследователь­ское общество. С 1960 г. в Англии ведется подготовка дипломированных специалистов по эргономике. В 1969 г. здесь был основан информационный центр по эргономике, одной из задач которого является удовлетворение запросов английской про­мышленности в области применения данных эргономики. Приклад­ные эргономические исследования получили широкое развитие на железнодорожном транспорте, в сталелитейной, электронной, сте­кольной и других отраслях промышленности.

Как и в Англии, в годы второй мировой войны в США для работы в авиационной промышленности и военных исследователь­ских организациях были приглашены психологи, антропологи, физиологи, биологи и врачи, которые в тесном содружестве с инже­нерами решали проблемы обеспечения оптимального взаимодейст­вия людей и сложных технических систем.

В 1957 г. в США возникло Общество человеческих факторов. В 1958 г. вышел первый номер американского журнала «Человеческие факторы». Термин «человеческие факторы» получил распространение главным образом в США, где он обозначает область знания и новую профессию, которую в Европе определяют термином «эргономика». Уже к 1970 г. подготовку кадров в области человеческих факторов США на уровне бакалавра, магистра и доктора наук осуществляли соответственно 20, 43 и 42 университета.

В Японии потребность в эргономических исследованиях стала до такой степени необходимым и важным делом, что нельзя не признать, что здесь эргономика превра­щается в своего рода фетиш».

Эргономика быстро развивается в ФРГ, Франции, Италии, Швеции и других промышленно развитых странах.

Как самостоятельная научная дисциплина эргономика начала развиваться в социалистических странах в 50-е годы. В 1959 г. в Ленинградском университете была организована первая университетская лаборатория инженер­ной психологии, а в 1966 г. создана кафедра инженерной психоло­гии и эргономики. Координацию работ в области эргономики осуществлял Все­союзный научно-исследовательский институт технической эстетики (ВНИИТЭ) в Москве, который имел десять филиалов в столицах союзных республик и крупных городах Советского Союза. Развитие эргономики в СССР характеризуется достаточно интенсивной разработкой теоретических и методологических проб­лем. Большое внимание уделялось разработке системного подхода в эргономике. В СССР велись исследования по всем основным направлени­ям эргономики. Большое значение приобрели эргономические иссле­дования в области пилотируемых космических полетов, в авиации, при проектировании судов. На достаточно высоком уровне выполнялись эргономические работы для станкостроительной промышленности. Эргономические разработки осуществлялись в радио- и электронной промышлен­ности, на железнодорожном транспорте и автомобильной промыш­ленности, в сельскохозяйственном машиностроении и угольной промышленности, в строительной индустрии и полиграфическом производстве и многих других отраслях промышленности. Но, к сожалению, в силу специфических особенностей централизованной плановой экономики, очень мало внимания уделялось эргономике в быту.

 

Практическое занятие по теме:

Знакомство с иллюстративным материалом демонстрирующим этапы развития эргономики.

Время изучения материала – 1 ч.

Рекомендуемая литература по теме:

Основная:

1. Лаврентьев А.Н. История дизайна, М. Гардарики, 2006,

2. Панеро Дж., Зелник М. Основы эргономики. Человек, пространство, интерьер. – М.: АСТ: Астрель, 2006.

 

Дополнительная:

1. Мунипов В.М., Зинченко В.П. Эргономика: человекоориентированное проектирование техники, программных средств и среды: Учебник. – М.: Логос, 2001.

 

Вопросы для самоконтроля.

1. Общая характеристика эргономики как науки о человеческих факторах.

2. Когда и в каких условиях появилась и начала развиваться эргономика?

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 3672; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.079 сек.