КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Предмет эргономики и ее задачи. Краткая история эргономики
Что такое эргономика как наука о человеческих факторах?
В течение тысячелетий развитие искусственной среды было очень медленным. Основным методом изготовления изделий было ремесленное производство. Для ремесленного производства характерна тесная связь потребителя и изготовителя. Потребитель, даже если не он сам был автором вещи, имел возможность контролировать процесс производства. Он легко находил взаимопонимание с ремесленником, как в решении функциональных проблем, так и в вопросах красоты. Несмотря на относительную примитивность технологий, длительная практика ремесленного производства привела к насыщению среды простыми, рациональными и эстетически полноценными изделиями и способствовала установлению определенного равновесия между человеком и искусственным предметным миром. Промышленная революция, начавшаяся в конце XVIII века, наряду с изменением способа производства, привела к сокращению прямых контактов между изготовителем и потребителем, и определенному культурному отчуждению продуктов промышленного производства. Появление объектов реализующих принципиально новые функции уже в первой половине XIX века выявило неорганичность традиционных средств декорирования. Во второй половине XIX века ускорение прогресса и развитие новых технологий привели к лавинообразному появлению объектов с совершенно новыми функциональными свойствами не имевшими исторических аналогов. В этих условиях, традиционные методы, основанные на неторопливом, интуитивном, методом проб и ошибок, создании новых изделий, подборе соответствующего декоративного оформления, стали терять свою эффективность. Развитие производства, появление новых все более и более сложных машин, вовлечение огромного количества людей в производственную деятельность, насыщение быта новыми техническими изделиями, в течение столетия радикально изменили состояние искусственной среды. Машина стала оказывать на человека существенное влияние. В начале XX в., когда технический прогресс вызвал появление сложных видов трудовой деятельности (таких, как управление автомобилем, локомотивом и др.), предъявивших серьезные требования к скорости реакции, восприятию и другим психическим процессам человека, был дан мощный импульс развитию психологии труда. Эта научная дисциплина изучает психологические особенности трудовой деятельности человека в целях повышения производительности труда и формирования профессионально важных качеств личности. В конце 40-х — начале 50-х годов на основе накопленных знаний о труде возникла потребность в целостной системе представлений о работающем человеке, о его трудовой деятельности, о его взаимоотношениях с машиной и с окружающей средой. В ХХ веке происходят качественные сдвиги в содержании труда, и преобразуется веками установившаяся структура профессий. Автоматизация производства, коренным образом изменяет содержание труда. В трудовой деятельности все более выявляются подлинно человеческие творческие функции. Противоречивость научно-технического прогресса состоит в том, что наряду с огромными положительными результатами он несет с собой и определенные отрицательные социальные последствия. В современном производстве, которое широко оснащается сложными техническими системами, к человеку предъявляются резко возросшие требования, вынуждающие его иногда работать на пределе психофизиологических возможностей и в крайне усложненных условиях труда. При этом человек несет ответственность за эффективное функционирование больших систем управления производством, транспортом, связью, космическими полетами и т. п. и допущенная им ошибка может привести в некоторых случаях к очень тяжелым последствиям. Технический прогресс со всей остротой поставил проблему отношения «человек — машина». Возможности человека расширяются за счет развития орудий труда, но орудия труда часто оказываются настолько сложными или нерационально сконструированными, что становится трудно ими пользоваться. С развитием техники возникла задача согласования конструкции машин и условий их функционирования с характеристиками работающего человека. Машина должна быть во всех отношениях удобной для обслуживающего ее человека, она должна соответствовать его психофизиологическим характеристикам. Анализ эффективности автоматизированных систем управления показывает, что именно ошибки оператора зачастую оказываются причиной отказов в системе. Тенденции развития современного производства таковы, что в ближайшие десятилетия основные трудности проектирования, вероятно, будут связаны не с исследованием характеристик оборудования, а с определением путей и средств оптимального взаимодействия человека и техники. Раньше каждый вариант орудия труда мог буквально столетиями опробоваться в деятельности людей и постоянно совершенствоваться. Сейчас же общество не располагает временем для этого. Вместе с тем резко возросла стоимость технических средств и «цена» ошибки человека при управлении сложными системами. Поэтому при проектировании новой и модернизации существующей техники необходимо заранее и с максимально доступной полнотой учитывать возможности и особенности людей, которые будут ею пользоваться. В некоторых видах производства человек в течение рабочего дня вынужден находиться в помещениях с искусственным освещением, с определенным, требуемым технологией, химическим составом воздуха. Иногда ему приходится работать при повышенном, иногда при пониженном атмосферном давлении. Некоторые профессии связаны с необходимостью переносить большие ускорения, изменения гравитации, шумы, вибрацию и т. д. Создание новых машин и разработка новых технологических процессов есть создание новой среды для человека. Иногда эта среда представляет собой сочетание естественных и искусственных условий, иногда полностью является искусственной. Поэтому, когда создается новая машина, речь должна идти не просто о машине как таковой, а о системе «человек — машина — среда» (ЧМС). Более того, современный быт или работы, которые раньше практически не были связаны со сложной техникой, например – работа в офисе, настолько продвинулись по пути применения современных сложных технических устройств, что превращаются в своеобразные «производства» со всеми вытекающими последствиями. Комплексный, системный подход к изучению этих проблем стал методологической основой рождения новой отрасли знания — эргономики. Эргономика сложилась на стыке психологии, физиологии, гигиены труда и технических наук. Все они, за исключением технических наук, изучают один и тот же объект, но при этом рассматривают человека в труде, а сегодня – и в бытовых условиях, с разных точек зрения и пользуются для этого разными методами. Тенденции развития эргономики приводят к необходимости применения разрабатываемых ею методов и критериев к любой сфере человеческой деятельности как на производстве, так и в быту. Предметная область изучения и проектирования в эргономике расширяется и за счет включения различных объектов, формирующих предметно-пространственную среду жизнедеятельности людей, в том числе и пожилых людей и лиц с физическими недостатками. Сегодня одна из наиболее новых сфер применения результатов эргономического исследования — проектирование технически сложных промышленных изделий культурно-бытового назначения. Эргономика в тесном содружестве с дизайном обеспечивает высокие потребительские свойства этих изделий, их красивый внешний вид и повышенное удобство эксплуатации.
1.1. Предмет эргономики и ее задачи Эргономика — научная дисциплина, комплексно изучающая человека (группу людей) в конкретных условиях их деятельности, связанной с использованием машин (технических средств). Человек, машина и среда рассматриваются в эргономике как сложное, функционирующее целое, в котором ведущая роль принадлежит человеку. Эргономика является одновременно и научной, и проектировочной дисциплиной, так как в ее задачу входит разработка методов учета человеческих факторов при модернизации действующей и создании новой техники и технологии, а также соответствующих условий труда (деятельности). Это относится как к условиям самой разнообразной трудовой деятельности, так и к деятельности в процессе активного отдыха, ведения домашнего хозяйства, игровой деятельности и т.д. Главное, что все эти виды деятельности протекают в условиях искусственной среды, опосредованы созданными человеком устройствами и механизмами. Интерес к системам «человек — машина» возник в середине XX в.; он обусловлен тем, что в качестве объектов технического проектирования и конструирования стали все чаще выступать различного рода сложные системы управления производством, транспортом, связью, космическими полетами и т. п., эффективность функционирования которых во многом определяется деятельностью включаемого в них в качестве ведущего звена — человека. Сочетание способностей человека и возможностей машины существенно повышает эффективность управления. Несмотря на совместное выполнение функций управления человеком и машиной, каждая из двух составляющих этой сложной системы подчиняется в работе собственным, свойственным только ей закономерностям, причем эффективность функционирования системы в целом определяется тем, в какой степени при ее создании были выявлены и учтены присущие человеку и машине особенности, в том числе ограничения и потенциальные возможности. Предметом эргономики является конкретная деятельность человека (группы людей), использующего машины (технические средства), а объектом исследования — система «человек (группа людей) — машина (техническое средство) — среда». Задача оптимизации таких систем требует комплексного подхода. Эргономика — это наука плюс техника. Предмет эргономики как науки — деятельность человека-труженика и человека-потребителя. Цель эргономики как техники — оптимизация условий труда и потребления. Эргономика рассматривает технический и человеческий аспекты в неразрывной связи. Решение прикладных проблем эргономики предполагает движение одновременно в двух направлениях — от требований человека к технике и условиям ее функционировавия и от требований техники и условий ее функционирования к человеку. Оба эти направления взаимосвязаны, и оптимальные решения находятся, как правило, на их пересечении. Для нахождения таких оптимальных решений недостаточно использовать отдельные рекомендации психологии, физиологии, гигиены труда, антропометрии и др. Необходимо согласовать эти рекомендации между собой и увязать в единую систему требований к тому или иному виду конкретной деятельности. Эргономичность техники является целостной характеристикой. Эта целостная характеристика вырастает из ряда эргономических свойств техники: управляемости, обслуживаемости, освояемости и обитаемости. Первые три характеризует органичность включения техники в соответствующие виды деятельности человека (группы людей). Обитаемость техники характеризует приближение условий (среды) ее функционирования к биологически оптимальным параметрам внешней среды, при которых работающему человеку обеспечиваются нормальное развитие, хорошее здоровье и высокая работоспособность, а также достигается уменьшение или ликвидация вредных последствий ее эксплуатации для окружающей среды. Каждое эргономическое свойство техники, в свою очередь, вырастает из ряда комплексных показателей, которые представляют разные, но взаимосвязанные стороны этих свойств. Комплексные эргономические показатели формируются на основе групповых показателей, которые представляют собой совокупность однородных единичных эргономических показателей: социально-психологических, физиологических, психологических и психофизиологических, антропометрических и гигиенических. Изучение взаимопереходов одних уровней в другие и составляет собственно исследовательскую задачу эргономики. В связи с усиливающейся тенденцией технизации быта специалисты в области эргономики все большее внимание уделяют исследованию человеческих факторов применительно к задачам проектирования, создания и оценки технически сложных изделий культурно-бытового назначения. Однако в этом направлении проделан не такой серьезный путь, как в сфере сложных технических систем. Эргономика играет все возрастающую роль и в решении комплексной проблемы реабилитации лиц, в той или иной мере утративших трудоспособность. Такая реабилитация представляет систему государственных, социально-экономических, медицинских, профессиональных, педагогических, психологических и других мероприятий, направленных на возвращение больных и инвалидов в общество и к общественно полезному труду. Изучение возможностей и особенностей различных категорий инвалидов с целью учета полученных результатов при проектировании оборудования общественных, административных и жилых зданий, а также отдельных помещений, рабочих мест и различных промышленных изделий представляет одно из важных направлений эргономики. С этой же целью в эргономике изучаются психофизиологические возможности и особенности людей пожилого возраста. Имея в качестве основного объекта исследования систему «человек – машина», эргономика изучает определенные их свойства. Эти свойства получили название человеческих факторов; они представляют собой интегральные характеристики связи человека и машины, проявляющиеся в конкретных условиях их взаимодействия. Человеческие факторы не однородны. Их выделение и классификация — достаточно сложная и специальная задача. Но подобный анализ является непременным условием проектирования СЧМ. Иное дело, что он осуществляется с большим или меньшим профессионализмом, на интуитивном или научном уровне, эмпирически, экспериментально (на соответствующих прототипах, макетах, экспериментальных стендах или реальных устройствах), на основании имеющегося практического опыта. В результате такого предварительного анализа деятельности определяется номенклатура человеческих факторов, учет которых необходим для эффективного функционирования СЧМ в каждом конкретном случае. Таким образом, деятельность человека представляет собой начало и завершение эргономического исследования, эргономической оценки, эргономического проектирования.
Работы по эргономике можно классифицировать следующим образом: А) Изучение человека как компонента системы: 1. Перцептивные (входные) -процессы (зрение, слух и т. п.). 2. Центральные процессы (кратковременная и долговременная память, принятие решений, внимание и т. п.). 3. Основные моторные процессы (слежение, двигательные навыки, ручная сноровка и т. п.). 4. Характеристика перцептивно-моторной деятельности и факторы, влияющие на нее. 5. Основные физиологические процессы. 6. Условия работы (статическая и динамическая нагрузка). 7. Антропометрические и биомеханические данные. 8. Основные данные физиологии органов чувств и факторы, влияющие их физиологические и биомеханические функции (утомление, стресс и т. п.). Б) Проектирование средств взаимодействия между человеком и машиной: 1. Визуальные, слуховые, кинестетические и тактильные индикаторы. 2. Органы управления. 3. Планирование рабочего пространства. 4. Конструкция оборудования, инструментов, механизмов и машин, специального защитного снаряжения. 5. Физические факторы среды (освещенность, шум, вибрация, температура, атмосферные условия и т. п.). В) Проектирование и организация систем: 1. Распределение функций между человеком и машиной. 2. Проектирование и организация работ (темп, рабочие смены и т. п.). 3. Тренировка. 4. Отбор. 5. Мотивация и отношение к работе. Г) Методы исследования и экспериментальная техника в эргономических исследованиях: 1. Методы и приборы измерения, анализа и оценки данных. 2. Программа тренировки, процедуры отбора, тестирование, методики опроса и т. п. 3. Моделирование, в том числе с помощью компьютеров. 4. Статистическая обработка данных и планирование эксперимента.
Проектирование конкретных видов человеческой деятельности как в сравнительно простых, так и в сложнейших человеко-машинных комплексах требует проведения самых разнообразных исследований. Специальные издания в области эргономики насыщены экспериментальными антропометрическими, физиологическими и психологическими исследованиями познавательной и исполнительной деятельности.
Эргономика взаимодействует с общественными, естественными и техническими науками. Логика развития эргономики все теснее связывает ее с социологией, и прежде всего с социологией труда. Для эргономики важны и связи с социальной психологией, которая изучает закономерности поведения и деятельности людей, обусловленные фактом их включения в социальные группы, а также психологические характеристики самих этих групп. В настоящее время происходит сближение эргономики и экономической науки. Определение социально-экономической эффективности новой техники, ставшее актуальной проблемой экономической науки, является сферой, где перекрещиваются интересы экономики и эргономики. Эргономика связана также с физиологией. Она опирается на исследования в сфере физиологии, гигиены и психологии труда. Эргономика руководствуется данными гигиены труда, изучающей влияние на организм человека трудовых процессов и воздействий окружающей человека производственной среды и разрабатывающей гигиенические нормативы и мероприятия по обеспечению благоприятных условий труда и предупреждения профессиональных заболеваний. Важны и связи эргономики с психоневрологией, которая позволяет вскрыть генезис и патофизиологические механизмы невротических состояний, возникающих в отдельных случаях у работающих в процессе их деятельности, в частности в стрессовых ситуациях. Эргономика не может развиваться вне связей с анатомией человека, наукой о форме и строении отдельных органов и организма в целом. Комплексный подход к изучению и проектированию деятельности человека обусловливает тесные и многоплановые отношения эргономики с психологией. Эргономика связана со многими отраслями психологии: психологией труда и инженерной психологией, авиационной и космической психологией, социальной психологией и психологией личности, военной и педагогической психологией. По условиям своего возникновения, а главное по задачам и методам ближайшей к эргономике отраслью психологии является инженерная психология. Инженерная психология рассматривает только определенные аспекты взаимодействия человека и машины. Инженерная психология по времени своего возникновения в нашей стране непосредственно предшествовала появлению эргономики. В начале своего развития инженерная психология решала наиболее острые и актуальные проблемы организации деятельности операторов СЧМ со средствами автоматизации. Потом задачи инженерной психологии стали формулироваться более широко — как организация информационного взаимодействия между человеком и машиной. В коллективы, призванные решать инженерно-психологические задачи, стали привлекать антропологов, биомехаников, физиологов, гигиенистов, дизайнеров и других специалистов, что обусловило развитие соответствующих форм и методов комплексных исследований. В настоящее время инженерно-психологическая тематика все более и более смещается в область исследования принятия решений, организации диалогового взаимодействия с компьютером. Объем данных, хранимых в памяти компьютера, настолько велик, что не может быть выведен одновременно на монитор. В этих условиях объектом деятельности оператора (пользователя) становится не только информационная модель, выведенная на средства отображения информации, сколько информационная модель, хранимая в памяти компьютера, нередко последняя называется информационным массивом, совокупностью баз банка данных. Обращаясь к этим базам банка данных, оператор должен сам формировать оперативную информационную модель, что требует от него совершенно иной подготовки, он должен знать возможные уровни обобщения информации, различные основания их классификации. Эргономика играет все возрастающую роль в обеспечении безопасных условий труда. Учет требований эргономики — необходимое условие создания удобной, надежной и безопасной техники. Эргономический подход является необходимым для изучения тяжести и напряженности труда, которые проявляются в показателях функционального состояния организма, формирующихся под влиянием физической, психической или нервно-эмоциональной нагрузки и факторов производственной среды. Многие проблемы и практические задачи эргономика решает в тесном содружестве с дизайном, который позволяет наиболее полно реализовать ее принципы и требования. Эргономика рассматривается как естественнонаучная основа дизайна. В свою очередь, дизайн обогащает эргономическую проблематику путем включения ее в более широкий контекст развития культуры. В практическом плане учет человеческих факторов является неотъемлемой частью всего процесса художественного конструирования промышленных изделий и соответствующего преобразования производственной и предметно-пространственной среды. Дизайн в принципе не может существовать и развиваться вне связи с эргономикой. Эргономика также тесно связана с техническими и математическими науками: кибернетикой, системотехникой, общей теорией систем, исследованием операций — и другими дисциплинами и направлениями современных научных исследований.
1.2. Краткая история развития эргономики
Собственно эргономика возникла несколько десятилетий тому назад, однако можно считать, что ее истоки восходят ко временам первобытного общества, которое научилось сознательно изготовлять орудия, придавая им удобную для определенной работы форму и расширяя тем самым возможности человеческих органов. В доисторические времена удобство и точное соответствие орудий труда потребностям человека были вопросом жизни и смерти, так как если он изготовил плохое оружие и не мог достаточно эффективно его применять, на свете очень скоро становилось одним плохим конструктором меньше. Орудия труда совершенствовались в процессе практической деятельности многих поколений. Поэтому многие старинные инструменты по конструкции и форме отвечают современным требованиям. До определенного периода и степень совершенства технических объектов определялась эмпирическим путем. Еще в середине 70-х годов XIX века в создании станков безраздельно царствовали традиция, опыт, глазомер. Техника парового двигателя на полвека опередила его теорию. Не только искусные ремесленники отдаленных времен, но и многие инженеры-конструкторы наших дней интуитивно проектируют машины, удобные в эксплуатации и легко управляемые. Так, рулевое управление первых летательных аппаратов соответствовало логике движений пилота и гарантировало от ошибок в критических ситуациях. Чтобы набрать высоту, летчик тянул ручку «на себя», а при посадке «отдавал ручку от себя». Однако на современном этапе научно-технического прогресса многие вопросы взаимодействия человека и техники уже невозможно решать только на основе здравого смысла, опыта и интуиции. Термин «эргономия» предложен в 1857 г. польским естествоиспытателем Войтехом Ястшембовским. Первые шаги в научном изучении трудовой деятельности обычно связывают с именем Ф. Тейлора и относят к периоду образования крупного капиталистического машинного производства. Создавая одну из первых научно обоснованных систем эксплуатации наемного труда, Ф. Тейлор проводит экспериментальные исследования простого машинного труда, результаты которых используются при его рационализации и обосновывает необходимость разделения трудовых функций работающих на элементарные операции и стандартизированные движения. Трудовые функции предельно упрощаются на заводах Г. Форда. В рамках системы Ф. Тейлора зарождается и практически реализуется в капиталистическом производстве концепция «инженерного проектирования» методов работы. Определение рациональных перерывов в работе как способ борьбы с утомлением — один из принципов, выявленный Ф. Тейлором чисто эмпирически. В конце XIX и начале XX в. в Германии, Англии, США и других странах организуются специальные гигиенические и физиологические лаборатории, кафедры и институты, сотрудники которых изучают влияние на организм человека трудовых процессов и окружающей его производственной среды. Первая мировая война и связанное с ней быстрое развитие военной промышленности привели к тому, что в результате интенсификации труда и удлинения рабочего дня до 13—14 часов перенапряжение рабочих и быстро развивающееся утомление достигли крайних пределов. С утомлением было связано резкое увеличение количества травм на производстве. Положение было настолько серьезным, что вынудило образовать в Англии в 1915 г. Комитет по изучению здоровья рабочих, занятых в военной промышленности. После войны комитет был преобразован в Совет по изучению здоровья промышленных рабочих, исследования для которого проводили физиологи, психологи, врачи и инженеры. К этому же времени относится возникновение психотехники, задачей которой явилось приложение психологии к решению практических вопросов, в основном связанных с трудовой деятельностью. На первом этапе развития психотехники центральное место в ней заняли проблемы профессионального отбора. В дальнейшем в задачи психотехники включалось решение таких вопросов, как профессиональное обучение, рационализация труда, борьба с профессиональным утомлением и несчастными случаями, приспособление человека к машине и машины к человеку, психология воздействия средствами плаката, рекламы, кино и т. п. В 20—30-е годы интенсивно развиваются физиология, психология и гигиена труда, а результаты соответствующих исследований получают широкое применение в производстве. Физиология труда, биомеханика, психология труда и целый ряд других дисциплин решают задачи приспособления человека к машине. Осуществляются отбор, приспособление, тренировка человека к соответствующим технологическим процессам, орудиям и машинам. В целом, для этого этапа характерен так называемый технико-человеческий подход, то есть, человека заставляют приспосабливаться к машине. В 30-е годы экспериментальные исследования психологии групп и мотивации осуществляет Курт Левин, основатель теории групповой динамики. Психологи в промышленности начинают следить за тем, что происходит в группе, выявляют взаимоотношения между ее участниками, причины низкой производительности, взгляды, настроения, проявления недовольства, распределения ролей между членами группы, их восприятие друг друга и своего лидера, их отношения к нанимателю и поведение вне предприятия... Они предлагают меры по созданию нужной социально-психологической атмосферы. В 20—30-е годы предприниматели ряда стран и прежде всего США проявляют повышенный интерес к методам психологического воздействия на рабочих. В США в 1921 г. создается даже специальная компания под названием «Психологическая корпорация». Сохранение старых методов управления, связанных с тейлоризмом, ведет к гигантским и все возрастающим потерям, возникающим вследствие игнорирования человеческого фактора в производстве, поэтому капитал вынужден переходить к новым методам управления, учитывающим человеческий фактор в не меньшей, а позднее и в большей степени, чем фактор технический и материальный. В СССР этим проблемам также уделялось внимание. В 20—30-е годы в стране действовала широкая сеть психофизиологических лабораторий непосредственно на фабриках и заводах. Для тех лет было характерно тесное сотрудничество психологов, физиологов, гигиенистов труда, инженерно-технического персонала предприятий, специалистов по организации, охране труда и технике безопасности. Решение практических задач совершенствования трудовой деятельности и улучшения условий труда на производстве и транспорте являлось той реальной основой, на которой укреплялись взаимосвязь и взаимодействие наук о трудовой деятельности. В годы второй мировой войны был дан мощный толчок междисциплинарным исследованиям, направленным на выявление оптимальных условий деятельности человека, а также его предельных возможностей. Произошло это потому, что сложная военная техника, поступавшая на вооружение армий, зачастую не могла эффективно использоваться, так как предъявляла к обслуживающему персоналу требования, которые превосходили психофизиологические возможности человека. Быстрое техническое развитие в некоторых областях, таких, как радарная техника, или высокоскоростная авиация, привело к появлению таких ситуаций, в которых никакой отбор и никакая тренировка не гарантируют полного использования оператором всех возможностей оборудования. Поэтому стало необходимым приспособить «работу к человеку», т. е. проектировать такое оборудование, в котором были бы учтены границы человеческих способностей. Именно в военное время психологи впервые в массовом порядке были привлечены к проектированию новой военной техники. Методы и результаты исследований экспериментальной психологии явились исходным пунктом становления инженерной психологии. В США лаборатории инженерной психологии были организованы в 1945 г. в военно-воздушных и военно-морских силах. Таким образом, в годы второй мировой войны физиологи, психологи, анатомы и инженеры или дизайнеры работали вместе с взаимной пользой. Термин «эргономика» (греч. ergon — работа+nomos—закон) был принят в Англии в 1949 г., тогда же было организовано Эргономическое исследовательское общество. С 1960 г. в Англии ведется подготовка дипломированных специалистов по эргономике. В 1969 г. здесь был основан информационный центр по эргономике, одной из задач которого является удовлетворение запросов английской промышленности в области применения данных эргономики. Прикладные эргономические исследования получили широкое развитие на железнодорожном транспорте, в сталелитейной, электронной, стекольной и других отраслях промышленности. Как и в Англии, в годы второй мировой войны в США для работы в авиационной промышленности и военных исследовательских организациях были приглашены психологи, антропологи, физиологи, биологи и врачи, которые в тесном содружестве с инженерами решали проблемы обеспечения оптимального взаимодействия людей и сложных технических систем. В 1957 г. в США возникло Общество человеческих факторов. В 1958 г. вышел первый номер американского журнала «Человеческие факторы». Термин «человеческие факторы» получил распространение главным образом в США, где он обозначает область знания и новую профессию, которую в Европе определяют термином «эргономика». Уже к 1970 г. подготовку кадров в области человеческих факторов США на уровне бакалавра, магистра и доктора наук осуществляли соответственно 20, 43 и 42 университета. В Японии потребность в эргономических исследованиях стала до такой степени необходимым и важным делом, что нельзя не признать, что здесь эргономика превращается в своего рода фетиш». Эргономика быстро развивается в ФРГ, Франции, Италии, Швеции и других промышленно развитых странах. Как самостоятельная научная дисциплина эргономика начала развиваться в социалистических странах в 50-е годы. В 1959 г. в Ленинградском университете была организована первая университетская лаборатория инженерной психологии, а в 1966 г. создана кафедра инженерной психологии и эргономики. Координацию работ в области эргономики осуществлял Всесоюзный научно-исследовательский институт технической эстетики (ВНИИТЭ) в Москве, который имел десять филиалов в столицах союзных республик и крупных городах Советского Союза. Развитие эргономики в СССР характеризуется достаточно интенсивной разработкой теоретических и методологических проблем. Большое внимание уделялось разработке системного подхода в эргономике. В СССР велись исследования по всем основным направлениям эргономики. Большое значение приобрели эргономические исследования в области пилотируемых космических полетов, в авиации, при проектировании судов. На достаточно высоком уровне выполнялись эргономические работы для станкостроительной промышленности. Эргономические разработки осуществлялись в радио- и электронной промышленности, на железнодорожном транспорте и автомобильной промышленности, в сельскохозяйственном машиностроении и угольной промышленности, в строительной индустрии и полиграфическом производстве и многих других отраслях промышленности. Но, к сожалению, в силу специфических особенностей централизованной плановой экономики, очень мало внимания уделялось эргономике в быту.
Практическое занятие по теме: Знакомство с иллюстративным материалом демонстрирующим этапы развития эргономики. Время изучения материала – 1 ч. Рекомендуемая литература по теме: Основная: 1. Лаврентьев А.Н. История дизайна, М. Гардарики, 2006, 2. Панеро Дж., Зелник М. Основы эргономики. Человек, пространство, интерьер. – М.: АСТ: Астрель, 2006.
Дополнительная: 1. Мунипов В.М., Зинченко В.П. Эргономика: человекоориентированное проектирование техники, программных средств и среды: Учебник. – М.: Логос, 2001.
Вопросы для самоконтроля. 1. Общая характеристика эргономики как науки о человеческих факторах. 2. Когда и в каких условиях появилась и начала развиваться эргономика?
Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 3703; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |