Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Возможности эргономики в повышении качества жизни в жилище и других местах обитания




Эргономика, как элемент системного подхода в проектировании. Эвристические методы в техническом проектировании, в дизайне и в эргономике.

 

Методы эргономики становятся особенно эффективными, если в эргономическом проектировании (или в «эргодизайне») используется системный подход, а также эвристические (изобретательские) методы.

Поскольку дизайн интегрирует художественное и техническое начала, процесс рождения идеи в дизайне также имеет определенное сходство с процессом рождения идей в науке и технике. Правда, в практической деятельности дизайнеры используют изобретательские методики и системный подход не очень часто. В первую очередь это объясняется сложностью и громоздкостью предлагаемых методов. Основное внимание дизайнеры уделяют поиску выразительного художественного образа.

Правда, справедливости ради, нужно сказать, что игнорирование системных методов проектирования характерно не только для дизайна, но и для любого технического направления. И по той же причине, что и в дизайне. Еще в 1749 году, в своем «Трактате о системах» французский философ Этьен Бонно де Кондильяк, рассмотрел все имевшиеся тогда универсальные системы и, отбросив их разом, решительно высказался в пользу эмпириков, то есть – просто исследователей, изучающих опыт посредством логического аппарата. Но это вовсе не значит, что системный подход в дизайне и эргономике не может быть использован вовсе.

Техническим проектировщикам и дизайнерам не следует отождествлять эргономику со здравым смыслом. Без тщательных измере­ний почти невозможно определить пределы способностей человека выпол­нять те или иные действия, а без наблюдения за его деятельностью, которая должна предшествовать проектированию, нельзя правильно учесть все аспек­ты, связанные с человеческими факторами. Самое печальное заключается в том, что приспособляемость человека к неблагоприятным условиям и его способность выносить их настолько велики, что стоимость этой адаптации не учитывается людьми, принимающими проектные решения. Нет никакого сомнения в том, что огромная стоимость а) несчастных случаев, б) выработки навыков, которые быстро устаревают, и в) стрессов современной жизни может быть значительно уменьшена путем систематических исследований требований потребителей и введения в конструкцию необходимых изменений. Но это вопрос скорее политического, а не научно-методического характера.

 

В основе системного подхода – многоуровневое и много­мерное понимание действительности. Раскрытие того, что делает объект системой и составля­ет его интегральные свойства и зако­номерности. Общий системный анализ явления складывается из ана­лиза структурных форм (структур, систем, осно­ваний), анализа форм связей и отношений (свя­зей, зависимостей, взаи­модействий) и анализа процессов (развития, функциони­рования, динамики). Все эти аспекты важны для проектирования, а значит, принести пользу могут даже отдельные элементы системного подхода.

Многие методы, хорошо показавшие себя в решении технических задач, могут быть с успехом использованы и в эргодизайне. Учитывая потенциал методов решения изобретательских задач, используемых в различных областях науки и техники, целесообразно познакомиться хотя бы с несколькими наиболее распространенными и эффективными методиками. Но начинать нужно не с методов, а с той главной причины, которая делает эти методы актуальными, - с психологической инерции.

 

8.1. Психологическая инерция.

Проблема – это такое положение вещей, когда все известные средства исчерпаны и нужно найти что-нибудь принципиально новое. Но, идя только логическим, привычным путем, изобретательская мысль обойти барьер не может, поскольку нельзя пре­одолеть стереотип, если мышление само остается стереотипным. Дело в том, что стереотипность одна из нормальных функций нашего мышления. Стереотипы - это кирпичи, из которых складывается наша картинка мира. Для нормальной работы мозгу нужны не только новые впечатления, но и стабильность, соответствие окружающей среды определенным нормам и принципам. Получается, что без психологической инерции жить нельзя.

Психологическая инерция — это естественная готовность использовать знакомые способы, знакомые методы для решения задач любого рода, в том числе – проектных.

Деятельность конструкто­ров и проектировщиков в самых разных областях деятельности ориен­тирована на использование из­вестных, проверенных техни­ческих решений, закрепленных в нормативной документации. Поэтому, когда возникает необходимость решить нестандартную задачу, многие заходят в тупик или пы­таются приспособить известные решения.

Можно сказать, что наиболее распространенная форма психологической инерции - это стремление решить новую задачу известными способами.

Но, наверное, самым вредным проявлением психологической инерции является полное неприятие принципиально новых идей.

Еще одна форма психологической инерции отстаивание общепринятой точки зрения и некритическое отношение к положениям, высказанным авторитетными людьми. Если появляется что-то новое, то оно, несмотря на явную полезность, мо­жет отвергаться не только авторитетами, но и массой лю­дей, причастных к этому ново­му.

Следующая форма психологической инерции – использование старого принципа при переходе на новое оборудование.

С этим проявлением психологической инерции связано другое – сохранение старой формы при переходе на новый уровень.

Для дизайна и архитектуры эта форма психологической инерции имеет очень большое значение. Технический прогресс, новые материалы и технологии, новые конструктивные принципы, в первый период своего существования почти никогда не находят адекватной выразительной формы в изделиях. Когда появляется новая технология или новый объект, с помощью которого реализуется новая функция, перед разработчиком встает проблема формы. Желание как можно убедительнее представить новшество, как правило, приводит к тому, что ему пытаются придать приемлемый вид. Приемлемый – значит привычный психологически. При этом оформление происходит по аналогии с ближайшим функциональным предшественником – культурным образцом. Чаще всего это проявляется при использовании новых строительных материалов и при создании новых образцов техни­ки. Например, многие фабричные паровые машины в первой половине 19 века были построены в виде архитектурных сооружений в стиле готики или классицизма и напоминали скорее храмовые постройки, чем технический агрегат.

В то же время, существует и такое явление как моральное старение формы. Если какая-либо форма, какая-либо образная система слишком «задерживаются», то перестают привлекать внимание, перестают быть интересными для потребителя, «отстают от моды».

Это очень важный момент, поскольку феномен морального старения формы показывает, что психологическая инерция не является абсолютной. Помимо стабильности, безопасности, определенности, человек нуждается и в новизне, таинственности, остроте ощущений.

Еще одна форма психологической инерции – неумение увидеть возможность использования имеющихся или вновь полученных решений в областях, отличных от решаемой задачи.

В любом случае, с психологической инерцией нужно бороться и для этого очень полезным может оказаться использование специальных приемов, направленных на ее преодоление.

 

8.2. Рациональное мышление, потребности и системный подход.

Иногда, для того, чтобы добиться результата, необходимо просто упорядочить мыслительный процесс, не разбрасываться, не расширять поле возможных вариантов, а наоборот, ограничить рассуждения узкими рамками. Но ограничение – тоже трудная задача. Нужно выбрать самое главное, самое существенное – то, что позволит получить хороший результат. Практика показывает, что к числу наиболее важных параметров следует отнести потребности. Дело в том, что очень часто потребности заказчика и потребителя продукции, формулируются неполно или неправильно, без учета важнейших обстоятельств или на основании ложных предпосылок.

Нет ничего более коварного, чем очевидные цели. Чем больше свободы предоставлено проектировщику, тем труднее ему сформулировать задачу и определить истинную цель проектирования. Особенно характерна такая ситуация для дизайн-проектирования, поскольку дизайнер, как правило, имеет возможность предложить достаточно широкий диапазон различных способов решения одной и той же задачи.

Правильно сформулировать потребность, это значит – правильно определить цель и задачи проектирования, а отсюда вытекает и список реальных проблем, которые подлежат решению.

 

Одним из главных компонентов системного анализа является классифицирование.

Для того, чтобы эффективно работать с суммой неких сведений, понятий, фактов, нам нужно сначала в них разобраться, а для этого нужно как то их упорядочить. Один из наиболее известных и простых методов – морфологический анализ.

Сначала рабочий материал, то есть сведения, факторы, объекты, и т.п., разбивается на несколько групп, из которых составляются списки. Смысл построения морфологической матрицы заключается в том, что она дает возможность рассмотреть все возможные варианты, образующиеся при взаимодействии факторов каждого из оснований, произвести оценку вариантов и выб­рать наилучший.

Основаниями морфологических таблиц могут быть не только понятия, обозначаемые словами, но и любые символы, знаки, цифровые показатели и даже объекты.

С помощью морфологиче­ской таблицы мы находим по­ле возможных решений, как бы вносим в это поле решетку и видим «урожай» в каждой клеточке. Таким образом, морфологический анализ облегчает получе­ние сотен и тысяч новых соче­таний, дает возможность оки­нуть их единым взором и си­стематически исследовать.

К наиболее распространенным методам относятся:

- матричный анализ;

- синектика;

- функционально-стоимостный анализ.

Функционально - стои­мостный анализ является концент­рированной атакой на «излиш­нюю» стоимость, в первую оче­редь на ту ее часть, которая связана с несовершенством конст­рукции.

В конце пятиде­сятых и в шестидесятых годах в Совет­ском Союзе полу­чила распространение методика решения изобрета­тельских задач, разработанная писателем-фантастом и изобре­тателем Генрихом Альтшуллером. Ав­тор назвал методику алгорит­мом решения изобретательских задач (АРИЗ). Методика стала весьма популярной, многие изобретатели стремились дополнить ее своими находками, диапазон ее возможностей расширялся, и она превратилась в ТРИЗ (теорию решения изобретательских задач).

В своей основе АРИЗ – системный метод, поскольку в нем широко используются основные принципы си­стемного подхода. Процесс решения изобрета­тельской задачи в АРИЗе рас­сматривается как последователь­ность операций по выявлению, уточнению и преодолению тех­нического противоречия. На­правленность поиска достига­ется ориентировкой на идеальный конечный резуль­тат.

Алгоритм решения изобрета­тельских задач состоит из не­скольких частей или стадий, которые, в свою очередь, разделяются на от­дельные шаги и включают в себя эвристические приемы и правила.

Самым популярным проектным методом в дизайне является сценарное моделирование. Это один из самых удобных методов, позволяющих всесторонне проанализировать проектную ситуацию. Этот способ не требует обязательного соблюдения каких-либо предписанных процедур или шагов. Процесс сценарного моделирования меняется в зависимости от характера объекта проектирования, а его объем напрямую зависит не только от объекта, но и от квалификации, возможностей и намерений проектировщика.

Сущность сценарного моделирования заключается в том, что проектируемый объект рассматривается таким образом, как будто он уже существует, действует, и вступает в различные отношения с окружающей средой. По возможности всесторонне рассматриваются возникающие при этом социально-культурные ситуации. Функционирование объекта моделируется, проигрывается так, как может проигрываться пьеса, написанная по определенному сценарию. Этот сценарий может сочиняться «по ходу дела» или писаться заранее, а само сценарное моделирование может производиться и в форме короткого мысленного эксперимента, и в виде длительного эксперимента, сопровождающегося письменной фиксацией процессов, и в виде фундаментальной исследовательской работы, связанной с применением различных вспомогательных средств.

Например, в «Методике художественного конструирования» процесс сценарного моделирования описывается следующим образом:

«С помощью макетов создается искусственная среда («сце­на»), имитирующая реальные условия потребления данной вещи, и на этой «сцене» разыгрываются действия, позво­ляющие непосредственно наблюдать функционирование вещи в предметной среде. Примером может служить макетирование интерьеров жилища, производственной среды, салонов транспортных средств и др. Макеты такого рода похожи на сценические декорации, в которых строится по задуманному плану театральное действие. Достигаемая в этом случае наглядность служит источником знания, кото­рое нельзя получить умозрительно. Создание дейст­вующей модели, полностью имитирующей реальные свойства будущего промышленного изделия, позволяет включить в эксперимент элементы реальной жизни, по­добно тому, как в игровой кинофильм включаются доку­ментальные кадры».

8.3. Исследование поведения потребителей.

Дизайнер и эргономист проектируют для людей и, поэтому, созданные им вещи меняют жизнь людей. Известно, что наблюдения за поведением потенциальных потребителей проектируемого объекта, могут дать проектировщику ценные сведения. Основной целью такого исследования является получение моделей поведения потенциальных потребителей нового изделия или среды и предсказание их предельных характеристик.

Общий план действийзаключается в следующем:

1. Прежде чем приступить к разработке новой конструкции, следует прокон­сультироваться с опытными и неопытными потребителями аналогичного оборудования и провести соответствующие наблюдения.

2. Проанализировать систему «человек—машина» для определения задач, возможностей потребителя и требований со стороны дизайна к тем деталям конструкции, которые находятся в непосредственном взаимо­действии с потребителем.

3. Изучить путем наблюдения или моделирования особенно важные аспекты поведения как малоискушенных, так и опытных потребителей предлагаемого изделия.

4. Зафиксировать предельные значения, превышение которых приведет к невозможности выполнения потребителем необходимых операций без воз­никновения ошибок, поломок и неудобств.

Часто в результате наблюдений можно получить полезные и неожиданные результаты. Поразительно, как много изделий проектируется при отсутствии малейшего представления о требованиях потребителя. Отчасти это объясняется тем, что почти все элементарные действия человек выполняет автоматически, не осознавая происходящего. Точно так же и проек­тировщики могут не иметь представления о поведении потребителя, несмотря на то, что сами они также являются потребителями.

 

Конечно, приведенные здесь методы – лишь малая часть средств, которые могут быть использованы в процессе дизайн-проектирования и эргономического проектирования для повышения его эффективности. Список эвристических методов постоянно растет, и не только количественно. Развитие компьютерных технологий способствовало ускоренной разработке и распространению компьютерных программ, которые могут использоваться в проектировании. Программы позволяют исследовать и оптимизировать параметры при разработке продукции и сводить к минимуму затраты на производство. Они обеспечивают параллельное проектирование и разработку технологических процессов, возможность использования достижений различных областей инженерной науки.

 

Практическое занятие по теме:

Моделирование проектных ситуаций с помощью эвристических методов.

Время выполнения задания – 1 ч.

 

Самостоятельная работа по теме:

Самостоятельное моделирование заданных проектных ситуаций с помощью эвристических методов.

Время выполнения – 6 ч

 

Рекомендуемая литература по теме:

Основная:

1. Золотарев А.И. Генерация идей и системные методы в дизайне. Учебно-методическое пособие. Тольятти, ТГУС, 2006.

 

Дополнительная:

1. Джонс Дж. К. Инженерное и художественное конструирование. Пер. с англ. М., «Мир», 1980.

2. Методика художественного конструирования. Дизайн-программа. М. ВНИИТЭ, 1987

Вопросы для самоконтроля:

1. Смысл применения эвристических методов в проектировании.

2. Эргономика, как элемент системного подхода в проектировании.

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 837; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.037 сек.