Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Взаимосвязь эргономики и дизайна – эргодизайн. Эргономика как фактор повышения качества жизни




Возможности дизайна и эргономики в повышении конкурентоспособности продукции, в том числе, потребительских товаров.

Роль дизайна в современной экономике и культуре.

 

Система создания и продвижения продукции, действующая в индустриально развитых странах, помимо конструкторско-технологической проработки и собственно производства, включает в себя такие компоненты как маркетинг, дизайн-проектирование, эргономическую проработку, продуманную рекламную политику и развитую систему торговли. Основной упор делается на создание новых потребительских ценностей и придание им соответствующей формы, чему подчиняется и процесс создания новых конструкций и решение конкретных технологических и производственных задач.

Перекос образовавшийся в российской экономике, привел к тому, что мощные интеллектуальные ресурсы оказались сосредоточены исключительно в технико-производственной сфере, которая, в отрыве от остальных компонентов системы, в рыночных условиях оказалась нежизнеспособной. Между тем, в экономике развитых стран, все более явно прослеживается тенденция к усилению проектно-маркетинговых компонентов системы при переносе производственных компонентов в третьи страны для снижения издержек. Таким образом, развитые страны все больше берут на себя роль глобальных проектировщиков и владельцев интеллектуальной собственности, отводя менее развитым роль исполнителей. Ключевым моментом в этой системе является наличие и интенсивное использование интеллектуальных ресурсов.

Разумеется возникает вопрос, а насколько важен дизайн, какова его роль в современной экономике? Для того, чтобы понять это, следует обратиться к истории. В 1907 году несколько немецких архитекторов, художников и промышленников при содействии властей организовали “Веркбунд”, буквально- “Производственный союз”, главная цель которого формулировалась так: “Добиться качественности, сделанности вещей и таких форм, которые лучше всего отражали бы это стремление”. Они считали, что для того чтобы продукция немецкого производства достигла высокого качества, необходимо взаимное сотрудничество лучшей художественной и технической интеллигенции. “Веркбунд” объединил художественно-промышленные мастерские, производственные и торговые предприятия, многих художников и архитекторов. Деятельность Веркбунда заставила крупные промышленные корпорации Германии обратить внимание на вопросы эстетического качества своей продукции, что привело к серъезным позитивным изменениям общего качества и имиджа немецких товаров.

Окончательный выход дизайна на экономическую арену состоялся в Америке во время Великой депрессии, где дизайн выступил как мощное средство повышения конкурентоспособности товаров. Сегодня он вошел в плоть и кровь современной мировой экономики. По мнению маркетологов, он в среднем на 50% определяет выбор и следовательно, конкурентоспособность большинства потребительских товаров, расходы же на дизайн в общем проектно-производственом цикле в среднем составляют около 1%. Считается, что один доллар вложенный в дизайн приносит 50 долларов прибыли. В течение последних десятилетий роль дизайна в экономике и культуре развитых стран постоянно повышается. Принимаются государственные программы развития дизайна. Причем, чем выше уровень технологического развития, тем большее значение придается дизайн-фактору. В Японии дизайн стал одним из национальных приоритетов. Там считают, то если какая-либо экономическая или культурная проблема решается без участия дизайнеров, то велик риск принятия неполноценного, ошибочного решения.

К сожалению, уровень развития отечественного дизайна значительно уступает мировому. Это относится к широчайшему кругу потребительских товаров - одежде, обуви, тканям, мебели, пластмассовым изделиям, светильникам, игрушкам, сувенирным изделиям, отделочным материалам и многому другому. Конечно, такая ситуация сложилась не сегодня и не вчера. Хотя принято считать, что дореволюционная Россия была страной со слабой экономикой, общее качество, ассортимент и внешний вид производившихся промышленных товаров в целом соответствовали европейскому уровню. В этом убеждают многочисленные документальные источники. Для Советского Союза вопросы качества и ассортимента превращаются в неразрешимую проблему. Утвержденный в 30-е годы метод социалистического реализма остановил развитие прикладных искусств, а сложившаяся в те же годы консервативная система художественной подготовки окончательно оформила разрыв художественной культуры и материального производства. Отсутствие дизайна заметили только в 50-х годах, когда наша страна впервые после длительного перерыва вышла на мировой рынок. В 60-х была предпринята попытка внедрить дизайн директивным путем, но на внутреннем рынке у наших товаров не было конкурентов, производители не нуждались в потребителе, а потому, плановая экономика не нуждалась в дизайне. В итоге, дизайн в России не выполняет той социально-экономической и культурной функции, которую он выполняет в развитых государствах.

Несмотря на свою способность содействовать развитию современных технологий, сам дизайн не относится к сфере капиталоемких и высокотехнологичных направлений. Секрет эффективности дизайна заключается в том, что его цели и методы совпадают с интересами потребителя, его основная функция - гуманизация искусственной среды и в том числе, продукции массового индустриального производства. Кроме того, методы дизайн-деятельности не могут быть полностью импортированы из развитых государств. Дизайн должен быть национальным, потому что, только опираясь на национальную культуру, он может объединить наш культурно-художественный потенциал с достижениями отечественной инженерно-конструкторской школы. Иными словами, для того, чтобы иметь дизайн высокого уровня в стране должна существовать высокоразвитая художественная культура. Наличие такой культуры в России - признанный во всем мире факт и следовательно, наша страна имеет предпосылки для успешного развития дизайна. Беда в том, что разрыв материальной и художественной культуры привел к тому, что последняя перестала находить свое отражение в наших изделиях. Можно привести такой пример: когда в конце 60-х годов президент компании “Сони” посетил Советский Союз, ему продемонстрировали модели отечественных телевизоров. После осмотра он сказал: “У вашей страны есть замечательные культурные достижения - музыка, балет, литература, но я не понимаю, почему все это не находит никакого отражения в ваших телевизорах”. Сопровождавшие его лица просто не поняли о чем идет речь. Но без восстановления разрушенной целостности невозможно создать полноценную, не унижающую человеческое достоинство среду и поэтому для нашей страны развитие дизайна является не только возможностью но и настоятельной необходимостью. Учитывая наш культурный, научный, производственный потенциал, учитывая способность дизайна повышать потребительскую ценность товара и следовательно, прибыльность производства без коренной перестройки технологий, можно прийти к парадоксальному, на первый взгляд, выводу - именно в России дизайн может принести больший экономический эффект, чем в какой либо другой стране еще не достигшей передового уровня, можно даже сказать, что развитие дизайна является органичным для России способом решения экономических проблем.

Несмотря на общую удручающую картину, положение может быть улучшено, если использовать специфические возможности дизайн-деятельности. Для этого следует воспользоваться мировым опытом организации деятельности высококвалифицированных специалистов. Как известно, в мировой экономике действует развитая система отбора квалифицированных кадров. Крупные промышленные корпорации, профессиональные журналы, фонды и государственные организации занимаются сбором информации о специалистах различного профиля. К сожалению, у нас такая система не действует не только в области дизайна, но и во всех других отраслях. Информация о необходимых специалистах дала бы возможность привлекать для решения конкретных проблем самые квалифицированные кадры, формировать временные проектные группы и таким образом, максимально использовать интеллектуальный потенциал и свести к минимуму возможные затраты Реализации этой идеи могло бы значительно способствовать использование опыта почти столетней давности - опыта германского Веркбунда. Как тогда в Германии, так и у нас сегодня, для решения организационных и иных вопросов целесообразно создание объединений, включающих дизайнеров, представителей деловых кругов, а также других заинтересованных организаций. Широкая информационная сеть в сфере дизайна способна принести вдвойне больший эффект еще и потому, что основная часть работы дизайнера может осуществляться дистанционно, без непосредственного присутствия на производстве, а следовательно, это могло бы в значительной степени уравнять потенциал различных регионов

Правильная форма организации деятельности имеет в дизайне существенное значение. Для высокотехнологичных отраслей, таких как авиация, автомобилестроение, производство сложной бытовой техники, целесообразна организация крупных дизайн-центров, которые, при сравнительно небольшом числе специалистов, могли бы обслуживать большинство предприятий отрасли, играя, таким образом, роль корпоративных интеграторов. Более трудоемкой задачей является внедрение методов дизайн-проектирования во всем комплексе больших и малых предприятий производящих технологически несложную, но необходимую потребительскую продукцию. Нужно обратить внимание на то, что большая часть импортных потребительских товаров не требует значительных капиталовложений при освоении их производства. Дело в том, что даже страны-поставщики дешевой продукции - Китай, Тайвань, Турция, либо осуществляют сборку изделий разработанных западными фирмами, либо заказывают западным дизайнерам разработку оригинальных проектов, поскольку именно дизайн является ключевым параметром определяющим спрос на эти изделия и это именно тот компонент который отсутствует в аналогичной отечественной продукции. Особое место в этом ряду занимают отделочные материалы, текстиль и одежда. За счет дизайна общий уровень качества и конкурентоспособности, а следовательно и доходности этих видов продукции может быть значительно повышен без крупных капиталовложений, а финансовые их возможности очень велики, так например, годовой оборот Нью-Йоркской индустрии моды составляет 24 млрд. долларов. К этим направлениям примыкает и мебельное производство. Эти отрасли могли бы стать хорошими стартовыми площадками как для отечественного дизайна так и для всей нашей экономики.

 

Движение «эргодизайн» возникло в связи с электронной революцией в офисе; первый междуна­родный симпозиум и выставка под этим девизом состоялись в Швейцарии в 1984 г. Основу движения положило понимание, что традиционная форма «учета» эргономических норм и ре­комендаций не дает необходимого эффекта при проектирова­нии технизированной среды конторы и электронных (компью­терных) рабочих мест.

 

 

Практическое занятие по теме:

Знакомство с иллюстративным материалом демонстрирующим возможности дизайна и эргономики в повышении конкурентоспособности продукции, в том числе, потребительских товаров.

Время изучения материала – 2 ч.

Самостоятельная работа по теме:

Самостоятельное изучение материала по теме:

Роль дизайна в современной экономике и культуре.

Возможности дизайна и эргономики в повышении конкурентоспособности продукции.

Взаимосвязь эргономики и дизайна – эргодизайн.

Время выполнения – 6 ч

 

Рекомендуемая литература по теме:

Основная:

1. Лаврентьев А.Н. История дизайна, М. Гардарики, 2006,

2. Панеро Дж., Зелник М. Основы эргономики. Человек, пространство, интерьер. – М.: АСТ: Астрель, 2006.

3. Папанек В. Дизайн для реального мира. Пер. с англ. М., Издатель Д. Аронов, 2004

 

Дополнительная:

1. Мунипов В.М., Зинченко В.П. Эргономика: человекоориентированное проектирование техники, программных средств и среды: Учебник. – М.: Логос, 2001.

2. Методика художественного конструирования. Дизайн-программа. М. ВНИИТЭ, 1987

Вопросы для самоконтроля.

1. Роль дизайна в современной экономике и культуре.

2. Возможности дизайна в повышении конкурентоспособности продукции.

3. Возможности эргономики в повышении конкурентоспособности продукции.

4. Характеристика эргодизайна.

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 3559; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.019 сек.