КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Принципы и методы эргономики
Основные области применения эргономики в технике. Характеристика технико-человеческого и человеко-технического подхода к проектированию изделий и среды.
2.1. Принципы и методы эргономики
Общая цель эргономики формулируется как единство трех аспектов исследования и проектирования: повышения эффективности деятельности и соответственно функционирования человеко-машинных систем, охраны здоровья и развития личности людей, участвующих в процессе деятельности. На первом этапе развития техники связь между человеком и машиной понималась как приспособление человека к машине, на втором — машины к человеку (его психологическим, физиологическим, антропометрическим и т. д. характеристикам). Наконец, для третьего этапа характерна более широкая трактовка «человеческого фактора» как фактора, формирующего (образующего) саму систему «человек — машина». Происходит детализация схемы изучения — от краткого указания на два компонента «человек — машина» к развернутому «человек — группа людей — машина — предмет труда — производственная среда».
До настоящего времени четкая классификация методов исследования в эргономике отсутствует, но методологической базой эргономики безусловно является системный подход. На его основе возможно использование в эргономическом исследовании методов различных наук, на стыке которых возникают и решаются качественно новые проблемы изучения систем «человек — машина». В эргономике используются методы исследования, сложившиеся в социологии, психологии, физиологии и гигиене труда, функциональной анатомии, кибернетике, системотехнике и др. Эргономический подход к изучению и оптимизации деятельности имеет свою специфику. Во-первых, направленность эргономики на проектирование деятельности и ее компонентов требует применения не только экспериментальных, но и проектировочных методов. Во-вторых, использование в эргономике обобщенных показателей активности, напряженности и комфортности деятельности предполагает поиск интегральных критериев. В-третьих, эргономическое исследование или оценка должны быть всегда системными, что осуществимо лишь при одновременном использовании различных методов, отражающих взаимосвязи между компонентами и основными свойствами системы «человек — машина». Методы исследования в эргономике условно могут быть разделены на две группы: аналитические (или описательные) и экспериментальные. В большинстве исследований они тесно переплетены между собой и применяются одновременно, дополняя и обогащая друг друга. Любое эргономическое исследование должно начинаться с анализа деятельности человека и функционирования системы «человек— машина». Его целью является определение места человека в решении задач, для которых предназначена изучаемая система, общая психофизиологическая характеристика деятельности человека в ней, выявление структуры человеческих факторов, влияющих на эффективность работы системы в целом и ее частей. На аналитическом этапе эргономического исследования оказываются полезными многие современные методы проектного анализа. Предварительный функционально-структурный анализ деятельности служит обоснованию цели, которой будут посвящены последующие эргономические исследования. Ссылка на общепринятое мнение о значимости определенной проблемы нередко приводит к постановке ложных целей, не оправданных действительным положением вещей. Переход к экспериментальному уровню анализа плодотворен лишь тогда, когда почва для эксперимента подготовлена детальным описанием всей совокупности факторов, имеющих прямое или косвенное отношение к исследуемой эргономической проблеме. В ходе предварительного анализа проблемы выдвигаются различные гипотезы и ставятся эксперименты, которые позволяют проверить и обосновать истинность гипотез. Решение поставленных в ходе предварительного анализа задач осуществляется в ходе экспериментального исследования. Использование экспериментального метода направлено на выявление таких особенностей организации взаимодействия человека с техническими средствами, которые не обнаруживаются непосредственно в процессе анализа. При организации экспериментальных эргономических исследований необходимо учитывать, что на результаты деятельности испытуемых оказывает влияние даже само присутствие экспериментатора, его установка и ожидания. Испытуемые могут действовать под влиянием специфических мотивов, которые теряют свою силу едва испытуемый покидает стены лаборатории. Так, например, человек соглашается участвовать в эксперименте, надеясь получить квалифицированную оценку своих способностей, а этот мотив может не иметь значения в его профессиональной деятельности. Другими мотивами, которые побуждают и регулируют деятельность испытуемых в лабораторном эксперименте, могут быть стремление помочь науке или просто получить вознаграждение.
Среди методов эргономических исследований можно выделить две группы. Входящие в первую группу методы условно называют организационными. К ним, прежде всего, относится система средств обеспечивающих комплексный подход к исследованию. Вторую группу методов составляют существующие эмпирические способы получения научных данных. К этой группе относятся наблюдение и самонаблюдение; экспериментальные методы (лабораторный, производственный, «формирующий» эксперимент), диагностические методики (различного рода тесты, анкеты современных типов, социометрия, интервью и беседы); приемы анализа процессов и продуктов деятельности (хронометрия, циклография, профессиографическое описание, трудовой метод, оценка изделий и т. д.); моделирование (предметное, математическое, кибернетическое и т. д.). Третью группу методов составляют приемы обработки данных. К этим методам относятся различные способы количественного и качественного описания данных. Наконец, в четвертую группу методов входят различные способы интерпретации полученных данных в контексте целостного описания деятельности человеко-машинных систем.
Наиболее обширной и разработанной является вторая группа методов, внутри которой в зависимости от целей и характера исследований можно выделить целый ряд конкретных методических процедур. В эргономике применяются экспериментальные методы изучения динамики различных физиологических функций человека. Характерной чертой является широкое использование электрофизиологических методик, таких как: - электроэнцефалография — запись электрической активности мозга; - электромиография — запись потенциала действия мышц, которая является показателем включения в динамическую связь или статическую работу определенных мышечных групп и играет важную роль при оценке состояния мышечного тонуса (незаменима при исследовании позы и рабочих движений); - регистрация кожно-гальванической реакции — изменение разности потенциалов кожи, которое является весьма чувствительным показателем эмоционального состояния человека; - электрокардиография — запись электрической активности сердца — является надежным индикатором состояния сердечно-сосудистой системы; - электроокулография — запись потенциала, возникающего при повороте глазного яблока, использующаяся как объективный показатель перемещения взора человека при рассматривания какого-либо объекта.
В эргономических исследованиях находят применение методы биомеханики: ускоренная киносъемка, циклография и др. С их помощью дается характеристика двигательной активности человека с точки зрения эффективности работы различных звеньев опорно-мышечного аппарата. С целью изучения условий, в которых протекает производственная деятельность человека, в эргономике широко используются методы описания микроклиматических условий — температурного режима, влажности и т. д., методы измерения и оценки интенсивности облучения в диапазоне радиочастот, методы измерения уровня шума и определения его частотного состава, методы измерения и оценки вибрации, методы определения содержания пыли в воздухе, методы определения токсических веществ в воздухе, методы световых измерений и другие методы гигиены труда. Для решения различных эргономических задач используется техника антропометрических исследований. Широкое применение находит соматография — технико-антропологический анализ положения тела и изменения рабочей позы человека, соотношения размеров человека и машины. Результаты этого анализа обычно представляются в графической форме. Соматография позволяет рассчитывать зоны легкой и оптимальной досягаемости, находить оптимальные способы организации рабочего места с учетом пропорциональных отношений между элементами оборудования и человеком. В методический арсенал эргономики входят многие психофизиологические методики. Используемые в эргономике социометрические методы исследования межличностных отношений позволяют установить факт предпочтения или установку, выраженную индивидом в отношении других членов группы или коллектива в определенных ситуациях, описать положение индивида в группе так, как оно представляется самому субъекту, и сопоставить это с реакциями других членов группы, выразить взаимоотношения внутри групп. Эргономика использует и способствует дальнейшему развитию методов кибернетики, которая в понятие оптимизации включает требования оптимального управления деятельностью человека в сложных человеко-машинных системах. Много общего имеют методы эргономики и бионики.
2.2. Методы наблюдения и опроса.
Методика наблюдений претерпела за последнее время значительные изменения благодаря применению различных фиксационных и других технических средств (фотографических, кинематографических, звукотехнических, телевизионных). Организация наблюдения включает решение следующих вопросов: а) определение задачи и цели наблюдения; б) выбор объекта, предмета и ситуации наблюдения; в) выбор способа наблюдения, наименее влияющего на исследуемый объект; г) выбор способа регистрации наблюдаемого явления; д) обработка и интерпретация полученной информации. При организации наблюдения необходимо учитывать, что присутствие наблюдателя оказывает существенное влияние на протекание деятельности. С помощью метода наблюдения, дополненного хронометражем, фото- или киносъемкой всех операций в порядке их следования, можно достаточно подробно описать трудовую деятельность. Особое значение в профессиографических исследованиях имеет заранее продуманная и подготовленная схема наблюдения. Для сбора информации относительно структуры процесса деятельности, характера его протекания и отношения человека к работе широко используется метод опроса. Опрос может быть регламентированным, для которого характерны предварительная подготовка единообразных для всех опрашиваемых вопросов и строго заданная их последовательность, а также нерегламентированным, предполагающим свободную беседу с опрашиваемым в соответствии лишь с ее общим планом. Применение метода беседы требует определенных навыков и даже искусства. Его рекомендуется применять при опросе незначительного количества работающих. Метод беседы позволяет уточнить ответы на поставленные вопросы, понять вопросы, вызывающие затруднения различного (например терминологического) характера, а также фиксировать замечания опрашиваемого, выходящие за пределы поставленных вопросов, но представляющие определенный интерес. Обычно происходит объединение задаваемых вопросов в опросники, составляемые специально в каждом конкретном случае с учетом особенностей изучаемой профессии. Опросники должны составляться в зависимости от целей и задач эргономического исследования. Прежде чем составлять опросник, исследователь должен некоторое время понаблюдать за работающими или, что еще лучше, сам освоить основные трудовые операции. Затем составляется первый вариант опросника, который апробируется на малом количестве испытуемых. На этом этапе проверяются ясность формулировок вопросов, полнота включенного перечня вопросов, уточняется последовательность вопросов с целью устранения нежелательных влияний, дополнительно вносятся вопросы, освещающие упущенные аспекты изучаемой проблемы, апробируется форма составления опросника с тем, чтобы он не вызвал отрицательного отношения со стороны опрашиваемых. Комплексный подход предполагает использование методов опроса, которые получили широкое распространение в практике эргономических исследований в форме анкетирования и интервьюирования. При применении методов опроса большое значение имеют характер вопросов, их формулировка и направленность. Различают открытые вопросы (свободный ответ) и закрытые (ответ заключается в выборе из нескольких предлагаемых утверждений). В целях правильной постановки вопросов необходимо учитывать следующее: 1) каждый вопрос должен быть логически законченным; 2) следует избегать малораспространенных иностранных слов, специальных терминов и слов с двойным значением; 3) нельзя задавать слишком длинных вопросов; 4) если вопрос касается предмета, с которым опрашиваемый недостаточно знаком или для ответа на который он не имеет необходимого запаса специальных терминов, необходимо дать соответствующие пояснения; 5) каждый вопрос должен быть возможно более конкретным; 6) следует или указать все возможные варианты ответа, которые опрашиваемому необходимо иметь в виду, или не давать ни одного; 7) необходимо предлагать опрашиваемому только такие варианты ответов, каждый из которых может быть приемлем в равной степени; 8) нужно формулировать вопрос таким образом, чтобы избегать стереотипных, шаблонных ответов; 9) следует остерегаться включения в вопрос слов, которые сами по себе могут вызвать негативное отношение опрашиваемого; 10) вопрос не должен иметь внушающего характера. Сначала задаются общие вопросы: «Удобно ли Вам работать?», «Удобно ли Вам сидеть?», «Что вызывает ощущение неудобства?», ответы на которые малоинформативны, но способствуют установлению контакта с опрашиваемым. Далее следуют вопросы о субъективном отношении к элементам рабочего места, например: «Устраивают ли Вас размеры пульта (высота, глубина, ширина)?» Затем задаются вопросы о самочувствии работающего. В последнюю очередь записываются пожелания опрашиваемого. Как правило, опрос проводится непосредственно на рабочем месте, в процессе трудовой деятельности. Но можно производить опрос и в лабораторных условиях с использованием опытных образцов изделий или экспериментального стенда. Данные опроса обрабатываются статистически. Результаты обработки представляются в виде описания, причем разграничиваются данные наблюдения и субъективные замечания обследуемого. Описываемый материал сопровождается таблицами и графиками соответствующих данных. В таблицах следует указывать процентное соотношение того или иного показателя по данным всех обследований. При наблюдении, сочетаемом с опросом, важно найти рациональный способ фиксации ответов. Лучше всего, если в протоколе (или схеме наблюдения) будут предусмотрены различные варианты ответов. На простые вопросы следует отвечать однозначно: да, нет, не знаю. Следует, по возможности, предусмотреть заранее, на какие вопросы могут быть даны более развернутые ответы. Объективные (инструментальные) методы исследования предполагают использование различных приборов и аппаратуры. К объективным методам исследования относятся: измерение различных характеристик производственной среды (освещенность, шум, вибрация и т. п.), метрические измерения, хронометраж, измерение физиологических показателей (пульс, дыхание, ЭКГ и т. п.), измерение психологических характеристик. Первый и два последних метода требуют применения довольно сложной контрольно-измерительной аппаратуры. Применение же второго и третьего методов не имеет такого ограничения. При решении вопросов совершенствования организации труда и повышения его эффективности могут играть существенную роль данные о размерах производственного помещения, его отдельных элементов, о расположении окон, дверей, а также данные о габаритах оборудования, рабочих мест и т. п. Пространственная организация рабочего места влияет на характер и качество рабочих движений, рабочую позу и т. п. Поэтому анализ пространственной организации рабочего места должен осуществляться на начальных этапах профессиографического исследования. Одним из методов объективного наблюдения является хронометраж — регистрация изменений во времени каких-либо параметров трудового процесса с помощью секундомера или часов. Хронометраж позволяет определить различные временные характеристики трудового процесса, на основании которых можно установить распределение затрат времени на выполнение различных операций и на устранение помех, фактические затраты времени на изготовление единицы продукции и сменной нормы, потери времени на действия, опосредованно влияющие на трудовую деятельность (уход с рабочего места, отсутствие материала и пр.), определить динамику двигательной и сенсорной активности человека и других показателей работоспособности. Хронометраж не должен оказывать влияния на естественное протекание трудового процесса. При изучении профессии проводится хронометраж как отдельных периодов работы, так и рабочего дня в целом, в разные смены, дни недели и т. п. Объектом исследования при хронографировании могут служить рабочие движения (скорость, направление, амплитуда) и рабочая поза, число зрительных, слуховых и тактильных обращений к объекту труда, средствам предъявления информации т. п.
2.3. Моделирование в эргономике Моделирование структуры и функций систем «человек-машина» получило широкое распространение в эргономике. Существуют различные виды моделирования: предметное, предметно-математическое, знаковое и его важнейшая форма — математическое. Кроме того, широко применяется стохастическое моделирование, основанное на установлении вероятностных связей между событиями. Предметное моделирование, в ходе которого исследование ведется на модели, воспроизводящей основные геометрические, физические, динамические и функциональные характеристики «оригинала», является характерной особенностью многих эргономических работ. При этом используются статические и функциональные макеты. Первые представляют, как правило, трехмерные, выполненные в натуральную величину модели оборудования, его отдельных блоков, которые подвергают испытаниям. Статический макет может использоваться: для выбора оптимального способа организации оборудования; для эргономической оценки оборудования и получения ответов на такие вопросы о его функционировании, которые не могут быть решены с помощью двухмерных чертежей; для решения задач организации рабочего места; для проверки размещения органов управления с точки зрения удобства пользования ими; для проверки точности и скорости считывания показаний приборов; для определения доступности точек проверки, испытаний в регулировки в процессе технического обслуживания оборудования. Функциональный макет представляет модель оборудования в натуральную величину, которая в отличие от статического может воспроизводить реальное функционирование аппаратуры в режимах ручного и автоматического управления. К этому виду макетов, можно отнести и тренажеры, предназначенные для профессиональной подготовки специалистов и используемые для изучения и решения задач проектирования соответствующего вида деятельности.
Практическое занятие по теме: Знакомство с иллюстративным материалом демонстрирующим этапы развития эргономики. Время изучения материала – 1 ч.
Рекомендуемая литература по теме: Основная: 1. Панеро Дж., Зелник М. Основы эргономики. Человек, пространство, интерьер. – М.: АСТ: Астрель, 2006. 2. Папанек В. Дизайн для реального мира. Пер. с англ. М., Издатель Д. Аронов, 2004
Дополнительная: 1. Кристенсен Ж., Мейстер.Д., Фоули П. и др. Человеческий фактор. В 6-ти тт.-М.: Мир, 1991. 2. Мунипов В.М., Зинченко В.П. Эргономика: человекоориентированное проектирование техники, программных средств и среды: Учебник. – М.: Логос, 2001.
Вопросы для самоконтроля: 1. Основные области применения эргономики в технике. 2. Характеристика технико-человеческого и человеко-технического подхода к проектированию.
Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 10912; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |