Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Принципы и методы эргономики




Основные области применения эргономики в технике.

Характеристика технико-человеческого и человеко-технического подхода к проектированию изделий и среды.

 

2.1. Принципы и методы эргономики

 

Общая цель эргономики формулируется как единство трех аспектов исследования и проек­тирования: повышения эффективности деятельности и соответст­венно функционирования человеко-машинных систем, охраны здоровья и развития личности людей, участвующих в процессе деятельности.

На первом этапе развития техники связь между человеком и машиной понималась как приспособление человека к машине, на втором — машины к человеку (его психо­логическим, физиологическим, антропометрическим и т. д. харак­теристикам). Наконец, для третьего этапа характерна более широкая трактовка «человеческого фактора» как фактора, форми­рующего (образующего) саму систему «человек — машина». Про­исходит детализация схемы изучения — от краткого указания на два компонента «человек — машина» к развернутому «человек — группа людей — машина — предмет труда — производственная среда».

 

До настоящего времени четкая классификация методов иссле­дования в эргономике отсутствует, но методологической базой эргономики безусловно является системный под­ход. На его основе возможно использование в эргономическом исследовании методов различных наук, на стыке которых возни­кают и решаются качественно новые проблемы изучения систем «человек — машина». В эргономике используются методы исследования, сложившиеся в социологии, психологии, физиологии и гигиене труда, функцио­нальной анатомии, кибернетике, системотехнике и др.

Эргономический подход к изучению и оптимизации деятельности имеет свою специфику. Во-первых, на­правленность эргономики на проектирование деятельности и ее компонентов требует применения не только экспериментальных, но и проектировочных методов. Во-вторых, использо­вание в эргономике обобщенных показателей активности, напря­женности и комфортности деятельности предполагает поиск интегральных критериев. В-третьих, эргономическое исследование или оценка должны быть всегда системными, что осуществимо лишь при одновременном использовании различных методов, отра­жающих взаимосвязи между компонентами и основными свойст­вами системы «человек — машина».

Методы исследования в эргономике условно могут быть разде­лены на две группы: аналитические (или описательные) и экспе­риментальные. В большинстве исследований они тесно переплетены между собой и применяются одновременно, дополняя и обогащая друг друга.

Любое эргономическое исследование должно начинаться с ана­лиза деятельности человека и функционирования системы «чело­век— машина». Его целью является определение места человека в решении задач, для которых предназначена изучаемая система, об­щая психофизиологическая характеристика деятельности человека в ней, выявление структуры человеческих факторов, влияющих на эффективность работы системы в целом и ее частей.

На аналитическом этапе эргономического исследования оказы­ваются полезными многие современные методы проектного анали­за. Предварительный функционально-структурный анализ деятель­ности служит обоснованию цели, которой будут посвящены после­дующие эргономические исследования. Ссылка на общепринятое мнение о значимости определенной проблемы нередко приводит к постановке ложных целей, не оправданных действительным положением вещей. Переход к экспериментальному уровню ана­лиза плодотворен лишь тогда, когда почва для эксперимента под­готовлена детальным описанием всей совокупности факторов, име­ющих прямое или косвенное отношение к исследуемой эргономической проблеме.

В ходе предварительного анализа проблемы выдвигаются различные гипотезы и ставятся эксперименты, которые позволяют проверить и обосновать истинность гипотез.

Решение поставленных в ходе предварительного анализа задач осуществляется в ходе экспериментального исследования. Использование экспериментального метода на­правлено на выявление таких особенностей организации взаимо­действия человека с техническими средствами, которые не обнаруживаются непосредственно в процессе анализа. При организации экспериментальных эргономических исследо­ваний необходимо учитывать, что на результаты деятельности испытуемых оказывает влияние даже само присутствие экспериментатора, его установка и ожидания. Испытуемые могут действовать под влиянием специфических мотивов, которые теряют свою силу едва испытуемый покидает стены лаборатории. Так, например, человек соглашается участвовать в эксперименте, надеясь получить ква­лифицированную оценку своих способностей, а этот мотив может не иметь значения в его профессиональной деятельности. Другими мотивами, которые побуждают и регулируют деятельность испы­туемых в лабораторном эксперименте, могут быть стремление помочь науке или просто получить вознаграждение.

 

Среди методов эргономических исследований можно выделить две группы.

Входящие в первую группу методы условно называют органи­зационными. К ним, прежде всего, относится система средств обеспечивающих комплексный подход к исследова­нию.

Вторую группу методов составляют существующие эмпиричес­кие способы получения научных данных. К этой группе относятся наблюдение и самонаблюдение; экспериментальные методы (лабо­раторный, производственный, «формирующий» эксперимент), диаг­ностические методики (различного рода тесты, анкеты современ­ных типов, социометрия, интервью и беседы); приемы анализа процессов и продуктов деятельности (хронометрия, циклография, профессиографическое описание, трудовой метод, оценка изделий и т. д.); моделирование (предметное, математическое, кибернети­ческое и т. д.).

Третью группу методов составляют приемы обработки данных. К этим методам относятся различные способы количественного и качественного описания данных.

Наконец, в четвертую группу методов входят различные спосо­бы интерпретации полученных данных в контексте целостного описания деятельности человеко-машинных систем.

 

Наиболее обширной и разработанной является вторая группа методов, внутри которой в зависимости от целей и характера исследований можно выделить целый ряд конкретных методичес­ких процедур.

В эргономике применяются экспериментальные методы изучения динамики различных физиологических функций человека. Характерной чертой является широкое использование электрофи­зиологических методик, таких как:

- электроэнцефалография — за­пись электрической активности мозга;

- электромиография — запись потенциала действия мышц, которая является показателем включения в динамическую связь или статическую работу определенных мышечных групп и играет важную роль при оценке состояния мышечного тонуса (незаменима при исследова­нии позы и рабочих движений);

- регистрация кожно-гальванической реакции — изменение разности потенциалов кожи, которое является весьма чувствительным показателем эмоционального сос­тояния человека;

- электрокардиография — запись электри­ческой активности сердца — является надежным индикатором состояния сердечно-сосудистой системы;

- электроокулография — запись потенциала, возникающего при повороте глазного яблока, использующаяся как объективный показатель перемещения взора человека при рассматривания какого-либо объекта.

 

В эргономических исследованиях находят применение методы биомеханики: ускоренная киносъемка, циклография и др. С их помощью дается характеристика двигательной активности человека с точки зрения эффективности работы различных звеньев опорно-мышечного аппарата.

С целью изучения условий, в которых протекает производствен­ная деятельность человека, в эргономике широко используются методы описания микроклиматических условий — температурного режима, влажности и т. д., методы измерения и оценки интенсив­ности облучения в диапазоне радиочастот, методы измерения уров­ня шума и определения его частотного состава, методы измерения и оценки вибрации, методы определения содержания пыли в воз­духе, методы определения токсических веществ в воздухе, методы световых измерений и другие методы гигиены труда.

Для решения различных эргономических задач используется техника антропометрических исследований. Широкое приме­нение находит соматография — технико-антропологический анализ положения тела и изменения рабочей позы человека, соотношения размеров человека и машины. Результаты этого анализа обычно представляются в графической форме. Соматография позволяет рассчитывать зоны легкой и оптимальной досягаемости, находить оптимальные способы организации рабочего места с учетом про­порциональных отношений между элементами оборудования и че­ловеком.

В методический арсенал эргономики входят многие психофизио­логические методики.

Используемые в эргономике социометрические методы иссле­дования межличностных отношений позволяют установить факт предпочтения или уста­новку, выраженную индивидом в отношении других членов группы или коллектива в определенных ситуациях, описать положение индивида в группе так, как оно представляется самому субъекту, и сопоставить это с реакциями других членов группы, выразить взаимоотношения внутри групп.

Эргономика использует и способствует дальнейшему развитию методов кибернетики, которая в понятие оптимизации включает требования оптимального управления деятельностью человека в сложных человеко-машинных системах. Много обще­го имеют методы эргономики и бионики.

 

2.2. Методы наблюдения и опроса.

 

Методика наблюдений претерпела за последнее время значительные изменения благодаря применению различных фик­сационных и других технических средств (фотографических, ки­нематографических, звукотехнических, телевизионных).

Организация наблюдения вклю­чает решение следующих вопросов:

а) определение задачи и цели наблюдения;

б) выбор объекта, предмета и ситуации наблюдения;

в) выбор способа наблюдения, наименее влияющего на исследуе­мый объект;

г) выбор способа регистрации наблюдаемого явления;

д) обработ­ка и интерпретация полученной информации.

При организа­ции наблюдения необходимо учитывать, что присутствие наблюда­теля оказывает существенное влияние на протекание деятельности. С помощью метода наблюдения, дополненного хронометражем, фото- или киносъемкой всех операций в порядке их следования, можно достаточно подробно описать трудовую деятельность.

Особое значение в профессиографических исследованиях имеет заранее продуманная и подготовленная схема наблюдения.

Для сбора информации относительно структуры процесса деятельности, характера его протекания и отношения чело­века к работе широко используется метод опроса.

Опрос может быть регламентированным, для которого характерны предварительная подготовка единообразных для всех опрашиваемых вопросов и строго заданная их последовательность, а также нерегламентированным, предполагающим свободную бесе­ду с опрашиваемым в соответствии лишь с ее общим планом.

Применение метода беседы требует определенных навыков и даже искусства. Его рекомендуется применять при опросе незна­чительного количества работающих. Метод беседы позволяет уточнить ответы на поставленные вопросы, понять вопросы, вызы­вающие затруднения различного (например терминологического) характера, а также фиксировать замечания опрашиваемого, выхо­дящие за пределы поставленных вопросов, но представляющие определенный интерес.

Обычно происходит объединение задаваемых вопросов в опрос­ники, составляемые специально в каждом конкретном случае с уче­том особенностей изучаемой профессии. Опросники должны составляться в зависимости от целей и задач эргономического исследования. Прежде чем составлять опросник, исследователь должен некоторое время понаблюдать за работающими или, что еще лучше, сам освоить основные трудовые операции. Затем сос­тавляется первый вариант опросника, который апробируется на малом количестве испытуемых. На этом этапе проверяются ясность формулировок вопросов, полнота включенного перечня вопросов, уточняется последовательность вопросов с целью устранения не­желательных влияний, дополнительно вносятся вопросы, освещаю­щие упущенные аспекты изучаемой проблемы, апробируется форма составления опросника с тем, чтобы он не вызвал отрицательного отношения со стороны опрашиваемых.

Комплексный подход предполагает использование методов опроса, которые получили широкое распространение в практике эргономических исследований в форме анкетирования и интервью­ирования. При применении методов опроса большое значение имеют характер вопросов, их формулировка и направленность. Различают открытые вопросы (свободный ответ) и закрытые (ответ заключается в выборе из нескольких предлагаемых утверждений).

В целях правильной постановки вопросов необходимо учиты­вать следующее:

1) каждый вопрос должен быть логически закон­ченным;

2) следует избегать малораспространенных иностранных слов, специальных терминов и слов с двойным значением;

3) нель­зя задавать слишком длинных вопросов;

4) если вопрос касается предмета, с которым опрашиваемый недостаточно знаком или для ответа на который он не имеет необходимого запаса специальных терминов, необходимо дать соответствующие пояснения;

5) каж­дый вопрос должен быть возможно более конкретным;

6) следует или указать все возможные варианты ответа, которые опрашивае­мому необходимо иметь в виду, или не давать ни одного;

7) необ­ходимо предлагать опрашиваемому только такие варианты ответов, каждый из которых может быть приемлем в равной степени;

8) нужно формулировать вопрос таким образом, чтобы избегать стереотипных, шаблонных ответов;

9) следует остерегаться вклю­чения в вопрос слов, которые сами по себе могут вызвать нега­тивное отношение опрашиваемого;

10) вопрос не должен иметь внушающего характера.

Сначала задаются об­щие вопросы: «Удобно ли Вам работать?», «Удобно ли Вам си­деть?», «Что вызывает ощущение неудобства?», ответы на которые малоинформативны, но способствуют установлению контакта с оп­рашиваемым. Далее следуют вопросы о субъективном отношении к элементам рабочего места, например: «Устраивают ли Вас раз­меры пульта (высота, глубина, ширина)?» Затем задаются вопро­сы о самочувствии работающего. В последнюю очередь записыва­ются пожелания опрашиваемого.

Как правило, опрос проводится непосредственно на рабочем месте, в процессе трудовой деятельности. Но можно произво­дить опрос и в лабораторных условиях с использованием опытных образцов изделий или экспериментального стенда.

Данные опроса обрабатываются статистически. Результаты об­работки представляются в виде описания, причем разграничивают­ся данные наблюдения и субъективные замечания обследуемого. Описываемый материал сопровождается таблицами и графиками соответствующих данных. В таблицах следует указывать процент­ное соотношение того или иного показателя по данным всех об­следований.

При наблюдении, сочетаемом с опросом, важно найти рацио­нальный способ фиксации ответов. Лучше всего, если в протоколе (или схеме наблюдения) будут предусмотрены различные вариан­ты ответов. На простые вопросы следует отвечать однозначно: да, нет, не знаю. Следует, по возможности, предусмотреть заранее, на какие вопросы могут быть даны более развернутые ответы.

Объективные (инструментальные) методы исследования предпо­лагают использование различных приборов и аппаратуры. К объ­ективным методам исследования относятся: измерение различных характеристик производственной среды (освещенность, шум, вибра­ция и т. п.), метрические измерения, хронометраж, измерение фи­зиологических показателей (пульс, дыхание, ЭКГ и т. п.), измере­ние психологических характеристик.

Первый и два последних метода требуют применения довольно сложной контрольно-измерительной аппаратуры. Применение же второго и третьего методов не имеет такого ограничения.

При решении вопросов совершенствования организации труда и повышения его эффективности могут играть существенную роль данные о размерах производственного помещения, его отдельных элементов, о расположении окон, дверей, а также данные о габари­тах оборудования, рабочих мест и т. п.

Пространственная организация рабочего места влияет на ха­рактер и качество рабочих движений, рабочую позу и т. п. Поэто­му анализ пространственной организации рабочего места должен осуществляться на начальных этапах профессиографического ис­следования.

Одним из методов объективного наблюдения является хроно­метраж — регистрация изменений во времени каких-либо парамет­ров трудового процесса с помощью секундомера или часов. Хроно­метраж позволяет определить различные временные характеристи­ки трудового процесса, на основании которых можно установить распределение затрат времени на выполнение различных операций и на устранение помех, фактические затраты времени на изготовле­ние единицы продукции и сменной нормы, потери времени на дей­ствия, опосредованно влияющие на трудовую деятельность (уход с рабочего места, отсутствие материала и пр.), определить дина­мику двигательной и сенсорной активности человека и других по­казателей работоспособности. Хронометраж не должен оказывать влияния на естественное протекание трудового процесса. При изу­чении профессии проводится хронометраж как отдельных периодов работы, так и рабочего дня в целом, в разные смены, дни недели и т. п.

Объектом исследования при хронографировании могут служить рабочие движения (скорость, направление, амплитуда) и рабочая поза, число зрительных, слуховых и тактильных обращений к объ­екту труда, средствам предъявления информации т. п.

 

2.3. Моделирование в эргономике

Моделирование структуры и функций систем «человек-маши­на» получило широкое распространение в эргономике. Существуют различные виды моделирования: предметное, предметно-математи­ческое, знаковое и его важнейшая форма — математическое. Кроме того, широко применяется стохастическое моделирование, основан­ное на установлении вероятностных связей между событиями.

Предметное моделирование, в ходе которого исследование ве­дется на модели, воспроизводящей основные геометрические, фи­зические, динамические и функциональные характеристики «ориги­нала», является характерной особенностью многих эргономи­ческих работ.

При этом используются статические и функциональные макеты. Первые представляют, как правило, трехмерные, выполнен­ные в натуральную величину модели оборудования, его отдельных блоков, которые подвергают испытаниям. Статический макет мо­жет использоваться: для выбора оптимального способа организа­ции оборудования; для эргономической оценки оборудования и по­лучения ответов на такие вопросы о его функционировании, кото­рые не могут быть решены с помощью двухмерных чертежей; для решения задач организации рабочего места; для проверки разме­щения органов управления с точки зрения удобства пользования ими; для проверки точности и скорости считывания показаний приборов; для определения доступности точек проверки, испытаний в регулировки в процессе технического обслуживания оборудования. Функциональный макет представляет модель оборудования в натуральную величину, которая в отличие от статического может воспроизводить реальное функционирование аппаратуры в режи­мах ручного и автоматического управления. К этому виду макетов, можно отнести и тренажеры, предназначенные для профессиональ­ной подготовки специалистов и используемые для изучения и ре­шения задач проектирования соответствующего вида деятельности.

 

Практическое занятие по теме:

Знакомство с иллюстративным материалом демонстрирующим этапы развития эргономики.

Время изучения материала – 1 ч.

 

Рекомендуемая литература по теме:

Основная:

1. Панеро Дж., Зелник М. Основы эргономики. Человек, пространство, интерьер. – М.: АСТ: Астрель, 2006.

2. Папанек В. Дизайн для реального мира. Пер. с англ. М., Издатель Д. Аронов, 2004

 

Дополнительная:

1. Кристенсен Ж., Мейстер.Д., Фоули П. и др. Человеческий фактор. В 6-ти тт.-М.: Мир, 1991.

2. Мунипов В.М., Зинченко В.П. Эргономика: человекоориентированное проектирование техники, программных средств и среды: Учебник. – М.: Логос, 2001.

 

Вопросы для самоконтроля:

1. Основные области применения эргономики в технике.

2. Характеристика технико-человеческого и человеко-технического подхода к проектированию.

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 10912; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.