Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Основные принципы эргономического проектирования бытовой техники. Стандартизация. Эргономическая оценка качества промышленной продукции




Самостоятельная и/или индивидуальная работа по теме.

Использование принципов эргономического проектирования при решении различных проектных ситуаций по заданию преподавателя.

Время выполнения – 6 ч

 

Рекомендуемая литература по теме:

Основная:

1. Панеро Дж., Зелник М. Основы эргономики. Человек, пространство, интерьер. – М.: АСТ: Астрель, 2006.

2. Папанек В. Дизайн для реального мира. Пер. с англ. М., Издатель Д. Аронов, 2004

 

Дополнительная:

1. Методика художественного конструирования. Дизайн-программа. М. ВНИИТЭ, 1987.

2. Мунипов В.М., Зинченко В.П. Эргономика: человекоориентированное проектирование техники, программных средств и среды: Учебник. – М.: Логос, 2001.

 

Вопросы для самоконтроля:

1. Основные принципы эргономического проектирования бытовой техники.

 

 

 

Дальнейшее развитие эргономики и ее влияние на практику связывают с использованием стандартизации. В последние годы во многих промышленно развитых странах активизировалась деятельность, направленная на использование стандартизации как средства для обеспечения высокого эргоно­мического уровня качества создаваемой техники. Резко увеличи­лось количество разрабатываемых стандартов и другой норматив­ной документации в области эргономики.

В настоящее время в мировой практике представлены эргоно­мические стандарты четырех типов:

1) базовые, включающие ос­новные характеристики человека (антропометрические, сенсорные, моторные и др.);

2) функциональные, включающие эргономические требования к техническим средствам, процессам, промышленным изделиям и системам;

3) стандарты, включающие показатели воз­действующих на человека физических, химических и биологиче­ских факторов окружающей среды;

4) стандарты, включающие требования к процедурам и методам эргономических исследова­ний.

Одно из важнейших условий учета человеческого фактора при проектировании промышленных изделий и их оценке — разработка нормативно-технических документов по эргономике, направленных как на формирование, обеспечение и поддержание требуемого уровня качества, так и на систематическое его повышение.

Конечная цель стандартов этого направления — внедрение эр­гономических норм, требований и показателей (отдельными под­разделами или разделами) в массив стандартов на аттестуемую продукцию, на типовые технологические процессы, конструктор­скую документацию и т. д.

 

Контроль за соблюдением эргономических требований, фикси­руемых в стандарте, предполагает наличие соответствующих мето­дик оценки. Определение номенклатуры эргономических показате­лей является исходным пунктом процедуры оценки, и ошибочное решение на этом, в основном «качественном», а не «количественном» этапе может привести к ошибочной оценке изделия в целом.

В Советском Союзе были разработаны единые нормативные докумен­ты, позволяющие упорядочить использование терминов и показа­телей в области эргономической оценки качества продукции в дру­гих государственных и отраслевых стандартах, в межотраслевых методиках, в научной литературе и технической документации и сформулировать единый подход к определению номенклатуры эр­гономических показателей. Сейчас ситуация изменилась, но основные принципы стандартизации сохраняются.

По­казатель качества — количественная характеристика свойств про­дукции, входящих в состав ее качества, рассматриваемая примени­тельно к определенным условиям ее создания и эксплуатации или потребления.

Показатели качества количественно характеризуют степень при­годности изделия для удовлетворения определенных потребностей, и их номенклатура должна определяться функциональным назна­чением изделия. Эргономические показатели качества, разработан­ные в рамках коррективного направления развития эргономики, делятся следующим образом:

1) гигиенические;

2) антропометри­ческие;

3) физиологические;

4) психофизиологические;

5) психо­логические.

Указанные виды эргономических показателей делятся, в свою очередь, на единичные эргономические показатели.

Последовательность построения групп эргономических требо­ваний и показателей качества обусловливается проявлением фун­кциональных особенностей человека в трудовых процессах. Еще до начала выполнения работы необходимо обеспечить, а затем и поддерживать в течение всего трудового процесса жизнедеятель­ность работающего человека. Эту область и охватывают гигиени­ческие требования и гигиенические показатели качества. Началь­ным этапом конкретного вида трудовой деятельности человека яв­ляется принятие рабочей позы с соответствующим контактом тела человека с сиденьями, органами управления и т. п. Здесь вступа­ют в действие антропометрические требования и антропометричес­кие показатели качества. Сам процесс трудовой деятельности включает в себя эффективное функционирование организма чело­века на физиологическом и психофизиологическом уровнях, описы­ваемых физиологическими и психофизиологическими требования­ми и показателями. Наконец, следует психологический, «инфор­мационный» уровень взаимодействия человека и изделия, основан­ный на использовании навыков и возможностей восприятия и пере­работки информации человеком.

Одним из количественных методов эргономической оценки является экспертный (балльный) метод, в котором группа специалистов-экспертов на основании собственного опыта выносит суждение о качестве изделия в баллах. Изделие может оце­ниваться как по отдельным показателям, так и комплексно.

Помимо рассмотренных методов оценки существуют методы, комбинирующие аппаратурные испытания с анализом уровня ка­чества изделий, основанным на использовании справочных данных по эргономике, контрольных листов с перечнем оптимальных значе­ний параметров конструкции. Эти методы позволяют оценивать готовые изделия и их элементы, проекты, макеты и опытные об­разцы. Во всех этих случаях параметры изделия оцениваются как удовлетворительные с точки зрения требований эргономики, если они укладываются в промежуток между верхним и нижним допу­стимыми значениями, указанными в справочном материале.

Чаще всего подобная оценка имеет качественный характер, да­же если и основывается на отдельных аппаратурных измерениях. Но бывает и так, что по ряду отдельных критериев, например по числу ошибок или времени выполнения операций человеком, мож­но получить сравнительные данные в количественной форме. Наибольшие сложности оценки связаны с выбором адекватного критерия. Даже в рамках лабораторного эксперимента часто бы­вает затруднительно соотнести отдельные критерии между собой и представить целостную картину взаимодействия испытуемого и изделия с учетом многочисленных факторов, действующих в лабо­раторной ситуации.

При эргономической оценке исходят из того, что по некоторым параметрам конструкции пытаются предсказать эффективность деятельности человека и системы ЧМС в целом. Процесс непосред­ственного проектирования изделий на любом этапе должен закан­чиваться эргономической оценкой результатов проектирования. В соответствии с результатами оценки продукт проектирования улуч­шается, корректируется, пока не будет обеспечен оптимальный ва­риант, т. е. цикл «проектирование — оценка» носит итеративный характер.

Эргономическая экспертиза технических заданий, технических предложений, эскизных и технических проектов, опытных и серий­ных образцов машин и промышленных изделий включает следую­щие этапы: обследование, анализ, испытания и аттестацию. Заключительным этапом экспертизы является эргономическая ат­тестация, включающая комплексную оценку эргономической систе­мы «человек—машина—среда» в соответствии со значениями по­казателей, полученных на предыдущих этапах, а также оценку экономической целесообразности и технической реализуемости разработанных рекомендаций по устранению обнаруженных недо­статков.

Вместе с тем не следует преувеличивать возможности стандартизации в об­ласти эргономики, особенно в отношении организации деятельно­сти. Стремление унифицировать приемы и способы работы содер­жит в себе серьезные опасности.

Становится общепризнанным, что стандартизация в руках ум­ных и думающих проектировщиков сулит большие результаты. Проектировщики оборудования, среды и систем должны научить­ся соединять стандарты с эргономическим пониманием ситуаций, с которыми они имеют дело. Стандартизация упрощает их работу в том случае, если они разбираются в вопросах, относящихся к взаимодействию внутри системы «человек—оборудование — среда».

Стандартизация эргономических норм и требований, ставшая возможной на основе достигнутого уровня развития эргономиче­ских знаний, выявила целый ряд сложных и нерешенных проблем данной научной дисциплины. Дальнейшее развитие работ в этом направлении возможно лишь при углубленной разработке теоре­тических и методических проблем эргономики, многие из которых тесно связаны с кардинальными проблемами наук о человеке и его деятельности.

 

Практическое занятие по теме:

Использование принципов эргономического проектирования при проектировании бытовой техники.

Время выполнения задания – 1 ч.

 

Самостоятельная работа по теме:

Использование принципов эргономического проектирования при решении различных проектных ситуаций по заданию преподавателя.

Время выполнения – 6 ч

Рекомендуемая литература по теме:

Основная:

1. Папанек В. Дизайн для реального мира. Пер. с англ. М., Издатель Д. Аронов, 2004

 

Дополнительная:

1. Методика художественного конструирования. Дизайн-программа. М. ВНИИТЭ, 1987

2. Мунипов В.М., Зинченко В.П. Эргономика: человекоориентированное проектирование техники, программных средств и среды: Учебник. – М.: Логос, 2001.

 

Вопросы для самоконтроля.

1. Основные принципы эргономического проектирования бытовой техники.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 1419; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.