КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Тестовая карта для выявления нарушений осанки
· Провести оценку осанки в сагиттальной плоскости по результатам измерения глубины шейного и поясничного изгибов (Руководство, стр.16-18), учитывая, что нормальные глубины изгибов для детей младшего школьного возраста колеблются в пределах 3-4 см. · Дать рекомендации по дополнительному обследованию (у педиатра или хирурга ортопеда в случае выявления нарушений) и коррекции с помощью ЛФК и массажа. При наличии положительных ответов на пункты 3, 5, 6, 7 в тестовой карте осанки ребенок подлежит наблюдению у педиатра. Положительные ответы на вопросы 1, 2, 4, 8, 9, 10 (один или несколько) являются основанием для направления на консультацию к ортопеду.
3. Оценить состояние свода стопы по Штритеру и Яралову-Яралянц приложив к работе плантограмму с необходимыми расчетами и построениями (Руководство, с.15-16). Дать рекомендации по дополнительному обследованию (у ортопеда в случае выявления нарушений) и коррекции с помощью ЛФК и массажа.
4. Оценка физического развития детей и подростков по комплексной схеме. · Расчет паспортного возраста и определение возрастной группы. Для расчета паспортного возраста необходимо из даты обследования ребенка вычесть дату рождения его. Вычисления начинают с определения количества дней, затем месяцев и лет. Пример расчета Дата обследования 10.04.02. Дата рождения 18.06.92 22.09. 9 Для расчета количества дней занимаем 1 месяц -30 дней и из 40 дней вычитаем 18, получаем 22дня; для определения числа месяцев занимаем 1 год-12месяцев, прибавляем к оставшимся 3месяцам и из 15 вычитаем 6месяцев, получаем 9месяцев; для расчета числа лет из 2001 вычитаем 1992 и определяем число лет -9. Таким образом, ребенку 22 дня, 9месяцев, 9лет. Для определения возрастной группы детей и подростков от 7 до 18 лет принят интервал 1 год. К 7 летним относятся дети от 6 лет 6 месяцев до 7 лет 5 месяцев 29 дней, к 8 летним - от 7лет 6 месяцев до 8лет 5 месяцев 29дней и т. д. (Руководство, стр.25-26). Ребенку 22дня, 9месяцев, 9лет, он относится к группе 10 -летних. · Оценка биологического возраста ребенка. Оценка биологического возраста проводится путем сравнения показателей физического развития обследуемого ребенка со средневозрастными данными. Результаты оценки должны быть представлены в таблице (Руководство, стр.26-27). Пример оценки биологического возраста 10 летнего мальчика.
Биологический возраст ребенка отстает от паспортного (б<п). · Оценка гармоничности морфо-функционального состояния. Оценка гармоничности морфо-функционального состояния проводится с помощью шкал регрессии. (Руководство, прил.2 стр.453-463). Результаты оценки должны быть представлены в таблицах отдельно для морфологических и функциональных показателей. Пример оценки гармоничности морфологических показателей 10 летнего мальчика
Пример оценки гармоничности функциональных показателей 10 летнего мальчика по центильным шкалам (Руководство с.28 табл. 1.4.).
. Для определения степени жироотложения необходимо оценить толщину кожно-жировых складок (Руководство, стр. 28). Пример оценки
Толщина трех складок свидетельствует об избыточном жироотложении, следовательно, избыток массы тела обусловлен избыточным жироотложением. Развитие ребенка дисгармоничное за счет избыточной массы тела и снижения функциональных показателей Заключение: Биологический возраст ребенка отстает от паспортного, морфофункциональное состояние ребенка дисгармоничное за счет избыточной массы тела и снижения функциональных показателей мышечной силы обеих рук.
· Определение группы риска развития заболевания по результатам оценки физического развития и рекомендации по обследованию и коррекции Определение группы риска развития заболевания по результатам оценки физического развития проводится в соответствии с таблицей № 1.7 (Руководство стр.31). Пример определения. Биологический возраст обследуемого меньше паспортного, развитие его дисгармоничное за счет избыточной массы тела и сниженных функциональных показателей, следовательно, данный ребенок относится к группе риска II степени, ему рекомендуется наблюдение и амбулаторное лечение. · Разработка рекомендаций по дополнительному обследованию В рекомендациях предусмотреть: дополнительные методы исследования состояния здоровья ребенка и факторов среды обитания, влияющих на физическое развитие, необходимые консультации специалистов. Раздел 2. Изучение и оценка психического развития.
Для выполнения этого раздела студент должен: Уметь:
Знать: 1. Основные факторы, влияющие на нервно-психическое развитие и состояние здоровья детей и подростков. 2. Цели и задачи психогигиены детей и подростков, основные пути их решения.
5. Требования, предъявляемые к личностным опросникам и тестам на выявление гармоничности и достигнутого уровня психического развития, эмоционального состояния у детей и подростков
Алгоритм выполнения раздела.
Заключение о соответствии возрасту психического развития ребенка формулируется при сравнении интеллектуального развития ребенка (результаты тестирования по шкале В) с возрастной нормой, а о гармоничности психического развития при сравнении выраженности всех шкал с возрастной нормой (Руководство, Приложение 4, стр.466-468 Таблица 4,5).
Результаты сравнения оформляются в виде следующей таблицы
Возрастные нормы представлены в следующей таблице.
Возрастные нормы выраженности шкал опросника Кеттела для детей 8-12 лет
5. Разработка предложений и рекомендаций по обследованию и коррекции в случае дисгармоничности и (или) несоответствия возрасту развития.
Раздел 3. Комплексная оценка состояния здоровья. Для выполнения этого раздела студент должен: Уметь: 1.Оценивать состояние здоровья детей и подростков с учетом физического, психического развития, функционального состояния и наличия морфо-функциональных отклонений и хронических заболеваний с определением группы здоровья. 2.Использовать скриннинговые методы обследования для оценки состояния здоровья детей и подростков. Знать: 1. Основные факторы, влияющие на состояние здоровья детей и подростков. 2. Основные критерии распределения детей по группам здоровья. 3. Возможности использования групп здоровья для организации лечебно-профилактических мероприятий среди детей и подростков. 4. Систему проведения углубленных медицинских осмотров детей и подростков.
Алгоритм выполнения раздела.
· Определение группы здоровья с учетом эмоционального состояния. а) Тестирование ребенка с помощью скриннингового варианта теста Люшера. (Руководство,Приложение № 4, с.476). б) Оформление протокола исследования.
Пример заполнения протокола ФИО Иванов Ваня Возраст 11 лет Дата обследования -12.03.07
в) Обработка протокола, с расчетом уровня стресса и оценкой эмоционального состояния. г) Разработка предложений и рекомендаций по обследованию и коррекции в случае снижения эмоционального состояния. д) Определение группы здоровья с учетом эмоционального состояния. · Определение группы здоровья с учетом умственной работоспособности ребенка (по данным буквенной корректурной пробы). Оценка умственной работоспособности ребенка проводится путем сравнения результатов лучшей корректурной пробы ребенка со средневозрастными значениями (приведенными ниже). Средневозрастные значения умственной работоспособности детей (при проведении буквенной корректурной пробы в течение 2-х минут) (Степанова М.И.,2003).
Оценка пульса и артериального давления проводится путем сравнения показателей с возрастно-половыми нормами (таблицы 1 и 2) и врачебными рекомендациями по диагностике дистонии и гипертонии (Руководство, стр.479, Приложение 5).
Таблица 1. Возрастно-половые нормативы частоты сердечных сокращений у детей младшего школьного возраста.
Таблица 2. Процентильная шкала для оценки артериального давления детей младшего школьного возраста.
Пример оценки пульса и артериального давления мальчика 10 лет.
4. Определение группы здоровья по имеющимся у ребенка хроническим заболеваниям (с учетом степени их компенсации), морфофункциональным отклонениям, стоматологическому статусу и данным лабораторных и инструментальных исследований с учетом выявленных по результатам соматоскопии и соматометрии отклонений (в соответствии с врачебными рекомендациями- Руководство,55-59. приложение 5 с.478). 5. Определение группы здоровья ребенка с заполнением таблицы. Пример таблицы по определению группы здоровья мальчика 9 лет.
Раздел 4. Обоснование организации питания ребенка. Для выполнения этого раздела студент должен: Уметь: 1.Организовывать питание ребенкас учетом его состояния здоровья. Знать: 1. Физиолого-гигиенические принципы организации питания для детей и подростков. 2. Методику оценки пищевого статуса и индивидуального питания ребенка. 3. Основную законодательную и нормативную документацию по разделу организации питания детей и подростков. Алгоритм выполнения раздела 1. Изучение пищевого статуса ребенка (по данным осмотра и оценки физического и психического развития). 2. Выкопировка данных о состоянии здоровья ребенка (из истории болезни). 3. Разработка плана исследования питания ребенка в связи с его развитием и состоянием здоровья. Оценка состояния питания детей основывается на изучении: 1. Фактического питания и его соответствия рекомендуемым физиологическим нормам потребления основных пищевых веществ и энергии, как на индивидуальном, так и популяционном уровне (в том числе по меню-раскладкам или данным накопительной ведомости); 2. Пищевого статуса на основе: · достигнутого уровня психического и физического развития и его гармоничности; · выявления клинических симптомов дефицита или избытка тех или иных нутриентов; · клинико-лабораторных методов обеспеченности важнейшими пищевыми веществами. Расчетный метод оценки фактического питания по данным накопительной ведомости и меню-раскладок не учитывает индивидуальных особенностей ребенка, и полученные данные носят ориентировочный характер. Это обусловлено колебаниями содержания микроэлементов и витаминов в продуктах в зависимости от климатических и географических условий, сезона, сорта, технологических особенностей производства, сроков хранения. Прямые химико-аналитические методы определения содержания пищевых веществ в продуктах и блюдах позволяют дать точную количественную оценку потребленных пищевых веществ. Отклонения в развитии ребенка могут указывать на неадекватную обеспеченность энергией и нутриентами (Таблицы 1,2,3). Пример рекомендации: В связи с избыточной массой тела ребенка и сниженной иммунорезистентностью (частые простудные заболевания) в питании ребенка необходимы проанализировать калорийность рациона, его сбалансированность, соблюдение норм потребления витаминов А (наличие в рационе печени говяжьей, печени трески, сливочного масла), Е(наличие в рационе растительного масла, орехов, семечек), селена (наличие в рационе морепродуктов, мяса, орехов, лука, чеснока), цинка(наличие в рационе морепродуктов, печени говяжьей, говядины). Таблица 1. Влияние питания на рост и формирование организма ребенка
Таблица 2. Пищевые источники и симптомы недостаточности основных витаминов
Таблица 3. Пищевые источники и симптомы недостаточностиосновных микроэлементов
Раздел 5. Оценка режима дня детского учреждения.
Для выполнения этого раздела студент должен: Уметь: 1. Проводить гигиеническую оценку режима дня учреждений для детей и подростков, давать рекомендации по его коррекции. Знать:
Алгоритм выполнения раздела. 1. Изучение режима дня детей в отделении во время работы в базовом учреждении 2. Анализ режима дня по следующим критериям:
3. Разработка рекомендаций по коррекции режима дня с учетом требований санитарных правил и гигиенических рекомендаций. Основным документом, содержащим гигиенические рекомендации по режиму дня детей в санаторных учреждениях, является СанПиН 2.4.2.2843-11 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации работ детских санаториев». Кроме того, при написании раздела следует пользоваться учебником Кучмы В.Р. Гигиена детей и подростков. Учебник для студентов высших медицинских учебных заведений. М.: ГЭОТАР-Медиа, 2008 (Глава 3, разделы 3.1, 3.2).
Выкопировка из СанПиНа 2.4.2.2843-11 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации работ детских санаториев».
Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 826; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |