Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Дневная и недельная учебная нагрузка




День недели Предметы Нагрузка в часах Трудность в баллах
В течение дня Суммарная за день
Понедельник        
   
   
   
   
Вторник        
   
   
   
   
Среда        
   
   
   
   
Четверг        
   
   
   
   
Пятница        
   
   
   
   
Суббота        
   
   
   
   
    ИТОГО Фактическая учебная недельная нагрузка в часах Регламентируемая учебная нагрузка в часах
   
             

 

 

Раздел 7. Оценка организации урока и его физиологической стоимости.

 

Для выполнения этого раздела студент должен:

Уметь:

1. Проводить изучение и гигиеническую оценку организации уроков в образовательных учреждениях.

2. Проводить изучение и оценивать динамику умственной работоспособности учащихся по данным корректурных проб для определения влияния организации и условий обучения на организм учащихся

Знать:

1. Основные факторы, влияющие на работоспособность и функциональное состояние организма учащихся.

2. Закономерности изменения работоспособности учащихся в течение урока, дня, недели, учебного года.

3. Основные мероприятия по профилактике переутомления учащихся.

4. Методические подходы к проведению изучения умственной работоспособности учащихся по данным корректурных проб и анализу полученных данных.

5. Принципы выбора методов изучения функционального состояния организма учащихся.

Алгоритм выполнения раздела.

1. Провести двухкратное (до урока и по его окончанию) изучение умственной работоспособности учащегося методом корректурных проб в течение 2 минут, хронометражное наблюдение на уроке за работой школьника (Руководство, стр. 114-119,139-143). Составить таблицу хронометражного наблюдения поминутно, по представленному образцу с обозначением видов деятельности ученика (Руководство, стр.114-115).

Порядковая минута

                       
С С - - П П П - Ч Ч - О

 

                         
О О С С - Ч Ч П П П - П Д

 

                   
Д О С - С С - С П -

Условные обозначения: Д - думает, Ч - читает, «-» - отвлекается,

С - слушает, О - отвечает, П - пишет

2. Провести гигиеническую оценку урока (Руководство, с.188, табл. 5.31) по следующим показателям:

  • Продолжительность урока.
  • Плотность урока (отношение времени, затраченного школьниками на учебную работу к общей продолжительности урока, выраженное в процентах).
  • Количество видов учебной деятельности.
  • Непрерывная длительность каждого вида учебной деятельности (в минутах) (Необходимо оценивать дифференцированно в зависимости от вида деятельности, возраста и состояния здоровья учащихся).
  • Частота чередования видов деятельности (сколько раз за урок меняется вид деятельности).
  • Место, длительность и условия применения ТСО (технических средств обучения).
  • Количество видов преподавания.
  • Частота чередования видов преподавания.
  • Психологический климат на уроке, наличие эмоциональных разрядок.
  • Соблюдение правильной рабочей позы, ее соответствие виду работы и чередование в течение урока, контроль учителем позы и посадки.
  • Наличие, место (в течение урока), содержание и длительность физкультминуток.
  • Момент (минуты урока) снижения учебной активности школьника как показатель утомления (определяется по увеличению числа отвлечений).
  • Оценка физиологической стоимости урока по результатам проведения корректурного теста (составить таблицу):
Показатель Начало урока Конец урока Изменение показателя Характер изменения
Количество ошибок     В абс.ед.  
Количество ошибок на 500 знаков         В абс.ед. +, -,0
Количество просмотренных знаков     В % от исходного +, -,0
  • Провести оценку индивидуальных сдвигов в работоспособности учащегося по данным корректурной пробы (Руководство, стр.141) с определением характера сдвига и динамики работоспособности ребенка.

 

Пример оценкииндивидуального сдвига в работоспособности учащегося.

Показатель Начало урока Конец урока Изменение показателя Характер изменения
Количество ошибок     +2 +
Количество ошибок на 500 знаков     +25 +
Количество просмотренных знаков     -50% -

Снижение количества просмотренных знаков и возрастание числа ошибок указывает на сдвиг умственной работоспособности №9 (значительное утомление).

4.Дать комплекс рекомендаций по оптимизации урока.

Раздел 8.Определение группы физического воспитания

Для выполнения этого раздела студент должен:

Уметь:

  1. Изучать и оценивать объем суточной двигательной активности детей и подростков.
  2. Определять группу физического воспитания с учетом состояния здоровья и уровня физической подготовленности ребенка.
  3. Оценивать организацию медико-педагогического контроля за физическим воспитанием в образовательных учреждениях для детей и подростков.

Знать:

1. Основные методы изучения суточной двигательной активности детей и подростков и принципы ее нормирования.

2. Влияние гипокинезии и гиперкинезии на физическое и психическое развитие и состояние здоровья детей и подростков.

3. Основные критерии распределения детей на группы физического воспитания.

4. Физиолого-гигиенические принципы организации физического воспитания детей и подростков.

5. Основные средства и формы физического воспитания детей и подростков.

6. Систему организации медицинского контроля за физическим воспитанием в учреждениях для детей и подростков.

Алгоритм выполнения раздела

  1. Оценить состояние здоровья ребенка с учетом степени нарушения функционального состояния его организма, имеющимися у него хроническими заболеваниями и отклонениями.
  2. Оценить достигнутый уровень психического и физического развития, функциональное состояние организма.
  3. Оценить уровень физической подготовленности (Приложение1).
  4. Указать дополнительные методы исследования функционального состояния и физической тренированности.
  5. Определить группу физического воспитания.

 

При наличии установленного диагноза с учетом степени нарушения функции организма для определения медицинской группы физического воспитания руководствуются Методическими рекомендациями №51 «Оценка медицинской группы для занятий физической культурой учащихся с отклонениями в состоянии здоровья» (Москва, 2002).

  1. Разработка индивидуальных рекомендаций по физическому воспитанию для

родителей.

Они должны включать:

  • данные о необходимой суточной двигательной активности;
  • данные о формах физического воспитания;
  • данные о не рекомендуемых в настоящий момент физических упражнениях и видах спорта для ребенка.

 

7. Разработка рекомендаций по физическому воспитанию для педагогов и

администрации образовательного учреждения (Руководство, стр.153-159).

Они должны включать:

  • перечень необходимых форм физического воспитания и кратность их использования;
  • структурные элементы основной формы физического воспитания, моторную плотность и максимальное учащение пульса во время занятия;
  • перечень дополнительных и факультативных видов физического воспитания;
  • рекомендации по условиям и месту проведения физического воспитания;
  • рекомендации по проведению контроля за физическим воспитанием для врача и среднего медицинского работника учреждения.

 

Приложение1.

Оценка уровня физической подготовленности проводится по ряду тестов:

· по определению максимальной силы (по ручной динамометрии);

· по определению силовой выносливости (поднимание ног в положении лежа на спине);

· по определению скоростно-силовых качеств (прыжок в длину с места; бросок набивного (медицинского) мяча весом 1 кг двумя руками из-за головы из положения стоя);

· для определения координации движений и ловкости (ловля мяча, подскоки, прыжки через скакалку).

 

В скрининг-программу в соответствии с «Едиными требованиями к проведению общероссийского мониторинга физического развития и физической подготовленности, учащихся в общеобразовательных школах» (2002) включены также следующие тесты, согласующиеся с современной системой тестов «Еврофит»:

  • бег на 30 метров с высокого старта;
  • бег на 1000 метров;
  • подтягивание на перекладине;
  • подъем туловища в сед (из положения лежа в положение сидя) за 30 сек;
  • прыжок в длину с места.

 

Раздел 9. Определение степени закаленности ребенка и назначение ему закаливающих процедур.

Для выполнения этого раздела студент должен:

Уметь:

1. Оценивать состояние здоровья, закаленность ребенка и планировать закаливающие мероприятия.

2. Оценивать организацию общих и специальных закаливающих мероприятий в учреждениях для детей и подростков и их эффективность.

Знать:

  1. Особенности системы терморегуляции у детей и подростков.
  2. Физиолого-гигиенические принципы организации закаливания детей и подростков.
  3. Абсолютные и относительные противопоказания к закаливанию.
  4. Основные средства, формы и методы закаливания детей и подростков.
  5. Организацию врачебного контроля за закаливанием детей и подростков.

 

Алгоритм выполнения раздела.

1. Исследование теплоощущения ребенка.

Исследование проводится без снижения температуры воздуха помещения. (Руководство, стр.133-134). Регистрируется время, в течение которого ребенок сохранял нормальное тепловое состояние и температура воздуха в помещении.

2. Определение кожных температур в подмышечных впадинах с расчетом термоасимметрии.

3. Определение кожных температур на груди и стопе с расчетом градиента грудь – стопа. (Руководство, стр.134).

4. Анализ простудной заболеваемости за предшествующий год (по данным истории болезни).

5. Оценка степени закаленности (удовлетворительная, неудовлетворительная).

О неудовлетворительной закаленности свидетельствует сохранение теплового состояния при температуре 20-22 0С менее 30 минут, термоасимметрия более 1 0С, градиент грудь- стопа более 6 0С, простудная заболеваемость 4 и более раз за год.

6. Указать дополнительные методы исследования степени закаленности.

7. Разработка индивидуальных рекомендаций по закаливанию (с указанием начальной температуры закаливающего фактора, темпов его снижения и времени процедуры) с учетом состояния здоровья и выявленного уровня закаленности.

8. Разработка рекомендаций по закаливанию для администрации учреждения.

(Учебник, стр. 168-171).

 

Раздел 10. Врачебно-профессиональная консультация ребенка.

 

Для выполнения этого раздела студент должен:

Уметь:

  1. Оценивать организацию врачебно-профессиональной консультации детей и подростков.
  2. Использовать перечни медицинских противопоказаний к работе и производственному обучению подростков.

Знать:

1. Особенности организации врачебно-профессиональной консультации детей и подростков.

2. Особенности влияния производственных факторов на состояние здоровья детей и подростков.

3. Основные группы профессионально-значимых психофизиологических функций.

4. Основные мероприятия для развития профессионально-значимых психофизиологических функций.

 

Алгоритм выполнения раздела.

 

1. Выкопировка данных о состоянии здоровья ребенка (из истории болезни) и уровне развития у него психофизиологических функций(по результатам теста Кеттела и корректурной пробы).

2. Дать рекомендации о необходимых для врачебно-профессиональной консультации осмотрах специалистами и лабораторно-инструментальных обследованиях.

3. Анализ данных о состоянии здоровья ребенка, с указанием противопоказанных профессионально-производственных факторах в связи с имеющимися у него хроническими заболеваниями и морфофункциональными отклонениями (В соответствии с перечнями медицинских противопоказаний к работе и производственному обучению подростков).

Пример рекомендации.

В связи с наличием у ребенка хронического бронхита ему противопоказаны такие профессионально-производственные факторы как неблагоприятные метеорологические и микроклиматические условия, значительное физическое напряжение, пыль, все виды излучения, воздействие химических веществ раздражающего и сенсибилизирующего действия.

4. Дать рекомендации о дополнительных психофизиологических исследованиях для профессиональной консультации (по всем группам ключевых профессионально-значимых психофизиологических функций).

5. Разработка рекомендаций по ограничению в выборе профессий в связи с недостаточным уровнем развития исследованных профессионально-значимых функций. Указать возможные способы их тренировки.

Пример рекомендации.

В связи со снижением уровня развития ряда интеллектуальных функций (низкие оценки по шкале В теста Кеттела) ребенку противопоказано освоение профессий связанных с проведением логических операций и сложных подсчетов, длительным и интенсивным сосредоточением внимания, необходимостью принятия самостоятельных решений связанных с безопасностью для жизни ребенка и окружающих. Для тренировки интеллектуальных функций следует рекомендовать развивающие игры и занятия с педагогом и психологом, работу на тренажерах.

Раздел 11. Оценка соответствия мебели ГОСТу и антропометрическим показателям ребенка. Оценка рабочей позы ребенка.

Для выполнения этого раздела студент должен:

Уметь:

  1. Определять функциональные размеры школьной мебели.
  2. Определять соответствие мебели ГОСТу.
  3. Определять, используя СанПиН, принадлежность учебной мебели к определенной ростовой группе на основе цветовой маркировки и выполненных инструментальных замеров.
  4. Оценивать правильность индивидуального подбора мебели в соответствии с антропометрическими параметрами.
  5. Оценивать рабочую позу учащегося за учебной мебелью.
  6. Оценивать правильность рассаживания учащихся.

Знать:

  1. Функциональные отклонения и заболевания, обусловленные нерациональным подбором учебной мебели.
  2. Анатомо-физиологические особенности формирования костно-мышечной системы детей и подростков в различные возрастные периоды.
  3. Основные факторы, определяющие рациональную посадку учащегося за школьной мебелью.
  4. Антропометрические критерии подбора школьной мебели для учащегося.
  5. Принципы выбора рабочего места учащихся в классе с учетом имеющихся у него функциональных отклонений и заболеваний.

Алгоритм выполнения раздела.

1. Определение функциональных размеров школьной мебели и заполнение протоколов № 1 и №2.(столбцы 2 и3)

2. Оценка соответствия мебели ГОСТу (Учебник, стр.293-295).

3. Оценка правильности подбора комплекта мебели для данного учащегося, исходя из ростового показателя и цветовой маркировки мебели (Руководство, стр.109-112).

4. Оценка соответствия используемого комплекта мебели значимым антропометрическим параметрам учащегося и заполнение протоколов №1 и №2, столбцов 4 и 5).

Антропометрические соответствия функциональным размерам учебной мебели.

1. Функциональные размеры ученического стола

Наименование размера Антропометрическое соответствие
Высота рабочей плоскости Высота верхнеберцовой точки, плюс высота каблука(2см), плюс расстояние от локтя свободно опущенной руки сидящего ребенка до сидения, плюс 5 см
Ширина рабочей плоскости Не менее суммы длин предплечья и кисти
Длина рабочей плоскости Не менее удвоенной суммы длин предплечья и кисти, плюс 3-4 см
Высота пространства для ног Не менее высоты верхнеберцовой точки, плюс высота каблука(2см), плюс 10 см
Глубина пространства для ног Не менее половины длины бедра
Ширина пространства для ног Не менее вертельного диаметра плюс 15 см

2. Функциональные размеры стула

Наименование размера Антропометрическое соответствие
Высота сиденья Высота верхнеберцовой точки, плюс высота каблука(2см)
Ширина сиденья Не менее вертельного диаметра плюс 3-4 см
Глубина сиденья Не менее 2/3 и не более 3/4 длины бедра
Высота верхнего края спинки На уровне нижнего угла лопаток

 

Правильность подбора стола и стула оценивается по дифференции (расстояние от

края поверхности стола со стороны учащегося до поверхности сидения по вертикали), эта величина должна соответствовать расстоянию от локтя свободно опущенной руки сидящего ребенка до сидения, плюс 5 см.

5. Оценка позы учащегося за учебной мебелью и заполнение протокола №3.

Критерии правильной рабочей позы сидя:

1. Положение головы – расстояние от глабеллы до столешницы соответствует сумме длин предплечья и кисти.

2. Дистанция спинки (расстояние от спинки стула до края поверхности стола со стороны учащегося) – расстояние соответствует значению передне-заднего диаметра грудной клетки, плюс 5 см.

3. Дистанция сиденья (расстояние от переднего края сиденья до края поверхности стола со стороны учащегося по горизонтали)- должна быть отрицательной: - 4 см у первого номера мебели, -5-6 см у второго, третьего, -7-8 см у четвертого-шестого.

6. Разработка предложений и рекомендаций по оптимизации подбора мебели, рассаживанию и посадке учащихся, обучения их приемам самоконтроля за посадкой СанПиН 2.4.2.2821-10 П.5.1-5.6., Приложение 1.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 1093; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.052 сек.