Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Психологические задачи брака 2 страница




Семейная гибкость определяется как количество изменений в отношениях власти, в семейных ролях, правилах, регулирующих взаимоотношения. По этому параметру семейная структура может быть описана по шкале, где крайними полюсами являются: ригидность - низкий уровень гибкости взаимодействия в семье и хаотичность – чрезмерное количество изменений.

Семейные роли можно разделить на роли-обязанности, роли- взаимодействия. Функциональное распределения ролей требует соблюдения принципов справедливости и комплементарности..

 

1.4. Бихевиористический подход к семье.

Ключевые слова: поведенческие реакции, респондентное и оперантное обуславливание, позитивные и аверсивные стимулы, социальный обмен, реципрокность обмена, коммуникативные навыки.

 

 

1. Теоретические основы бихевиористического подхода к семье.

Человек рассматривается как организм, который обладает приобретенным набором поведенческих реакций (Б.Ф. Скиннер). Окружающая среда оказывает сильное влияние на формирование, изменение и длительное сохранение поведения. События, происходящие во внешней среде, инициируют, формируют и поддерживают определенное поведение отдельных субъектов.

Различают два основных типа поведения: респондентное, как ответ на знакомый, предшествующий (антицедентный) стимул или ситуацию, и оперантное поведение, определяемое результатом, следующим за ним (Б.Ф. Скиннер). При оперантном научении организм воздействует на окружающую среду, производя результаты и вызывая последствия, которые влияют на вероятность того, что данное поведение повторится. Оперантная реакция, за которой следует позитивный результат, стремится повториться, в то время как оперантная реакция, которая вызывает негативные последствия, стремится не повториться.

Поведение контролируется как положительными, так и аверсивными стимулами, такими как наказание и негативное подкрепление. Позитивное наказание имеет место, когда за той или иной поведенческой реакцией следует неприятный стимул, а негативное наказание состоит в том, что за реакцией следует устранение приятного стимула. Негативное подкрепление встречается, когда индивиду удается ограничить или избежать предъявления аверсивного стимула. Частота повторения оперантных реакций определяется их последствиями – характером подкреплений. Поведение, которое положительно подкрепляется, будет повторяться более часто, а то которое наказывается или игнорируется будет угасать. При этом, поведение, которое частично или периодически подкрепляется, труднее всего устранить.

В теории социального научения А. Бандуры, оперантное обусловливание сочетается с демонстрацией социального поведения. Основными принципами теории социального научения, кроме подкрепления являются: моделирование (использование моделей), тайм-аут, угасание. Моделирование используется при обучению сложному поведению. Люди часто учатся, подражая поведению других, особенно если это модели воспринимаются ими как успешные, престижные, позитивно подкрепляемые. Это более всего характерно для детей. Угасание происходит, когда за реакцией не следует никакого подкрепления.

Теоретическая основа для понимания супружеского конфликта представлена в теории социального обмена Тибо и Келли. Согласно этой теории каждый индивид стремится к получению максимального вознаграждения при минимальных затратах. Взаимодействие в паре считается удовлетворительным в той мере, в какой партнеры представляют друг другу вознаграждения, превышающие затраты, и неудовлетворительным, если затраты преобладают над выгодами.

2. Супружеское поведение и его детерминанты.

С точки зрения бихеовиористских психологов, семья – это совокупность индивидов, совершающих определенные поступки по отношению друг к другу. Поведение одного члена семьи выполняет роль стимула для соответствующего поведения другого. Существует линейная причинность в объяснении поведения членов семьи. Структурная единица паттерна взаимодействия в семье может быть представлена следующей цепочкой: антецендентное событие (стимул) → проблемное поведение → событие-последствие. При сукцессивной аппроксимации последовательно подкрепляется лишь то поведение, которое в большей степени приближается к желаемому; дифференцированное поощрение продолжается до тех пор, пока желаемое поведение окончательно не сформируется. При выработке новых форм поведения более эффективно позитивное подкрепление (награды) по сравнению с негативным подкреплением. Попытка контролировать поведение с использованием отрицательного подкрепления называется принуждением. Принуждение часто инициирует цепочку взаимодействий, которые затем самовоспроизводятся, несмотря на то, что это неприятно для обоих партнеров. Для семейного благополучия важна атмосфера поддержки желательного поведения. Особое значение для развития здоровых отношений в семье имеет преобладание позитивного подкрепления над использованием аверсивных стимулов, особенно наказания

Согласно теории социального обмена Тибо и Келли, хорошие отношениясоздаются тогда, когда во взаимодействии с другим получаешь больше. В семье супруги, родители и дети стремятся как можно больше увеличить «награды» и как можно больше снизить «затраты» во взаимоотношениях. В успешном брачном союзе оба партнера прилагают усилия к тому, чтобы максимально вознаграждать, поощрять другого, при этом сводя к минимуму затраты. Один из супругов может временами получать больше, чем отдавать и при этом испытывать позитивные эмоции, быть довольным собой и другим. Преобладание позитивных эмоций над негативными играет роль позитивного подкрепления. В таком случае удовлетворенность отношениями возрастает, семья функционирует благополучно. Поведенческий обмен следует принципу реципрокности (обоюдности): негативная или позитивная стимуляция, исходящая от одного человека обычно вызывает соответственное поведение со стороны другого. Приятное поведение стимулирует позитивные реакции, а недоброжелательность вызывает недоброжелательность.

Супружеская удовлетворенность в значительной степени связана с “поощрительным” поведением партнеров по отношению друг к другу, т.е. удовлетворенность супружеством прямо связана с поведением каждого супруга. Удовлетворенность браком возрастает, если это поведение партнера радует другого, что не только приводит к увеличению обмена позитивными эмоциями, но и укрепляет уверенность в прочности брака.

3.Коммуникативные умения и навыки в супружеском взаимодействии.

В здоровой семье супруги владеют следующими коммуникативными умениями, способствующими позитивному общению: умение выслушать партнера; правильно и точно понять его; ясно и неагрессивно выразить свои одобрения, порицания, требования; исключение оценочных, критикующих, обвиняющих высказываний; персонификация высказываний. Важным также является наличие навыков решения проблем, таких как: ясность изложения своих мнений; конкретность в формулировании позиций, требований, претензий; готовность к обсуждению различных вариантов мнений, предложений; способность к сотрудничеству, достижению компромисса при принятии решений. При этом необходимо отметить, что коммуникация супругов, родителей и детей считается позитивной или негативной в зависимости оттого, что для данной семьи является подкрепляющим стимулом, а что – наказанием.

4. Детские поведенческие проблемы.

Члены семьи, как правило, в одинаковой мере подкрепляют поведение друг друга, что способствует ее сохранению. Когда члены семьи вознаграждают друг друга в равной мере, это значит, что в основе такого обмена лежит реципрокность. Обоюдность распространяется на многие аспекты отношений, это означает, что партнер не обязательно должен немедленно компенсировать полученную выгоду. К сожалению, ожидание незамедлительной реакции ребенка зачастую вызывает фрустрацию и ухудшение отношений.

Бихевиористический подход в детско-родительской терапии основан на предположении, что родители в конфликтных ситуациях недостаточно владеют навыками и умениями социального взаимодействия. Акцент при обучении ставится на редукции негативных и усилении позитивных видов поведения. Этот принцип модификации поведенческого взаимодействия объясняет и изменяет поведение детей через научение родителей адекватному стимулированию поведения ребенка. Родителей можно обучить изменению неадаптивного поведения своих детей. Добиться изменения можно, если поощрять (подкреплять) адекватное поведение и, соответственно, не подкреплять (игнорировать, или умеренно наказывать) неадекватное поведение ребенка.

 

1.5. Рационально-эмотивный подход к семье.

Ключевые слова: активирующее событие, восприятие и убеждения, поведенческие реакции, иррациональные суждения, семейные мифы, рациональное мышление, жизненная философия.

 

 

1. Рационально-эмотивная теория А. Эллиса.

Мышление, эмоции и поведение – это три взаимосвязанных психологических аспекта человеческой деятельности. При этом именно мышление является главным фактором, обуславливающим эмоциональные переживания и поведенческие реакции человека. Внешние события прошлого и настоящего, другие люди оказывают влияние на эмоциональное состояние и поведение человека в семье, но не они являются прямой причиной человеческих эмоций. Три «внутренних представления» о браке оказывают решающее влияние на оценку своей семейной жизни, ее успешности: мысли и чувства по поводу своего собственного брака, образ идеального брака, а также информация о реально существующих отношениях в семьях друзей, коллег, родителей.

2. Модель возникновения эмоциональных расстройств.

А.Эллис предложил модель, иллюстрирующую механизм возникновения эмоциональных расстройств. Он назвал ее АВС. Это азбука стресса, в том числе стресса, возникающего в семейной жизни. В этой модели: А – (Activating), активирующее событие (активирующий опыт), внешнее событие; B – (Beliefs), восприятие, мнения, верования, убеждения, суждения, которые человек использует для интерпретации событий; C – (Consequences), следствия, эмоциональные и поведенческие реакции, которые вызываются личностными интерпретациями событий (А) с помощью суждений (В). Согласно этой модели, гнев, обида, депрессия и другие негативные эмоции не вызываются прямо тем или иным произошедшим событием. Между событием и реакцией на него находятся мысли, убеждения человека. Ээмоциональные расстройства, неадекватные эмоциональные реакции того или иного члена семьи имеют в своей основе его неконструктивные, иррациональные способы интерпретации событий, которые в свою очередь возникают в результате ошибок, нарушений мыслительных процессов. Семейные конфликты разного рода – следствие ошибочных интерпретаций происходящих внешних событий.

3. Анализ основных иррациональных суждений.

Иррациональные способы интерпретации событий названы А.Эллисом иррациональными идеями, или иррациональными суждениями. Критерии того, что суждения являются иррациональными следующие: 1)они сформированы на основе когнитивных ошибок, таких как: преувеличение, упрощение, чрезмерное обобщение, алогичные умозаключения и предположения, абсолютизация; 2) такие суждения не могут быть ни подтверждены, ни опровергнуты; 3)они вызывают сильные негативные эмоциональные переживания, интенсивность которых неадекватна интенсивности стимула - значительно сильнее; 4)они мешают человеку разумно оценить происходящее, адекватно разрешить ситуацию.

Большинство иррациональных суждений можно отнести к следующим 4 категориям: суждения «долженствования»; суждения «катастрофизации»; «порицающие» суждения; «конвенциональные» или «условные» суждения.

4. Супружеские и семейные мифы. Способы работы с семейными мифами.

Ухудшение семейных отношений связано с нереалистичными требованиями и ожиданиями супругов. Употребление в супружеском взаимодействии иррациональных суждений: провоцирует супружеский конфликт на базе предъявления нереалистических (мифических) требований к браку, партнеру, к себе. На основе иррациональных суждений складываются семейные мифы, например: миф о вечной любви; миф о волшебной силе любви; миф о неизменности счастья в браке; миф о зависимости эмоций от поведения другого супруга (детей); миф об абсолютности понятий, оценок; миф «око за око», «зуб за зуб»; миф о «злой судьбе»; миф «жертвенности» родителей»; миф о вине и наказании.

Механизм семейного конфликта: когда в мыслях одного из супругов или обоих присутствуют мифы, с позиций которых они и оценивают поведение партнера или свое, возникают отрицательные эмоции, такие как гнев, тревога, ревность, чувство вины. Они, в свою очередь, мешают справиться с иррациональными суждениями. Тогда супруги находятся в состоянии эмоционального дистресса, резко повышается вероятность возникновения напряжения в отношениях.

Специалисты по РЭТ не считают, что если супруги избавятся от иррациональных суждений, то они автоматически улучшат общение, снизится конфликтность во взаимоотношениях. Рациональное мышление, реалистичность ожиданий и представлений о супружестве, закономерностях семейной жизни повышает шансы справляться с естественно возникающими проблемами в общении и семейных отношениях. Основной тезис рационально-эмотивной теории и терапии: «если не можешь изменить ситуацию, измени отношение к ней». Человек в состоянии изменить свое мышление. Наше мышление – это то немногое, чем мы можем управлять, что мы можем менять по своей собственной инициативе, то что находится исключительно под нашим контролем. Чтобы выйти из кажущегося тупика семейных проблем, надо сформулировать проблемы по-другому. Вместо того, чтобы обвинять партнера в наихудших намерениях, следует попытаться посмотреть на ситуацию с иной позиции, исходить из того, что у человеке не было и нет злого умысла. В счастливых браках больше обращают внимание на позитивные стороны отношений. Стремление к идеализированию своего супруга (супруги) свойственно парам, считающим свой брак успешным. На одну и ту же ситуацию можно взглянуть с разных сторон. Гибкость мышления означает способность пересмотреть свои иррациональные суждения, увидеть связь между собственными мыслями и чувствами, изменить свою жизненную философию, внутренние концепции, поступки, а значит и вою жизнь в лучшую сторону.

1.6. Гуманистическая теория семьи.

Ключевые слова: самоактуализация, конгруэнтность, аутентичность, эмпатия, взаимопринятие, понимание, открытость чувств, принципы открытого брака.

 

1.Основные положения гуманистической психологии о природе человека

Каждый человек рождается с врожденной склонностью к самоактуализации. Исходя из собственного потенциала, человек стремится реализовать его в соответствии со своими интересами. Однако, наше здоровое стремление к самоактуализации разрушается желанием одобрения. Человек с детства учится делать то, что от него ждут другие. Так возникает конфликт между стремлением к самоактуализации и потребностью в одобрении, что приводит к искажению истинных чувств, утрате конгруэнтности, нарушению аутентичности.

Семейная группа – самый узкий интимный круг межличностного взаимодействия. Это собрание уникальных личностей, признающих свое право и право других быть самим собой, связанных настоящими чувствами, как негативными, так и позитивными, отношениями взаимопонимания, эмпатии и принятия. Семейные отношения это особые отношения близости, интимности. Вместе с тем, их функционирование подчиняется общим законам развития человеческих взаимоотношений. Есть условия, соблюдение которых позволяет людям создать такой тип отношений, который помогает раскрыть их потенциал, ведет к изменению и развитию личности, личностному росту: 1) откровенность и искренность в отношении себя; 2) принятие человека, признание его безусловной ценности как отдельной личности, независимо от его конкретного состояния, поведения и чувств; 3) понимание человека, тонкая эмпатия к каждому чувству и высказыванию, недопустимость диагностирующих оценок. При соблюдении этих условий создаются помогающие отношения – необходимый контекст конструктивных изменений, достижения зрелости и здоровья.

2. Брак как длительно развивающийся процесс партнерства.

Супружеские отношения - длительные значимые интимные отношения. В идеальном варианте брачные отношения оказывают благотворное влияние на личностный рост каждого из супругов. Благополучное супружество возможно между конгруэнтными людьми, поскольку они менее других отягощены «условиями ценности» и способны на подлинное принятие другого.

Когда в основе брачного выбора лежит мотив поддержания неконгруэнтности или подкрепления существующего защитного поведения, тогда супруги менее удовлетворены своими отношениями, их брак нестабилен.

К. Роджерс выделил четыре элемента, которые обусловливают процесс успешного развития супружеских отношений: 1)супружество является постоянно поддерживаемым процессом взаимоотношений; 2) основным процессом в супружестве является открытое общение; 3) отказ от построения супружеских отношений в соответствии с социальными ролями; 4) в браке каждый из супругов может быть собой, раскрыть свою подлинную, неповторимую личность.

3. Открытость чувств в супружеском общении.

Общение – суть супружеских отношений. Согласно К.Роджерсу, упреки, обвинения, суждения, оценки способны только разрушать отношения. Открытое эмпатийное общение может стать основой для доверительных отношений в браке и привести к подлинной близости в семье. Общение происходит как на вербальном, так и на невербальном уровне. Общение – это, прежде всего, выражение чувств, точнее, обмен чувствами. Процесс общения содержит две одинаково важные фазы: 1) выражение чувств и 2) открытость к принятию ответных переживаний партнера. В супружеском взаимодействии естественно присутствуют как позитивные, так и негативные эмоции разной силы и глубины. Но это реальные, естественные чувства, возникающие в процессе человеческого общения. Только через открытое выражение эмоций можно почувствовать, понять и принять другого человека. Такое общение всегда предполагает риск. Оно требует от супругов готовности и смелости в открытии и предъявлении себя, мужества и эмпатии при выражении партнером его чувств, тем более, если это агрессивные чувства, отвержения, злобы. В понимании есть риск изменений. Понимая другого, человек меняется сам. Будучи открытым в выражении себя, человек предлагает другому возможность измениться.

Оставаясь самим собой, человек позволяет и остальным членам семьи иметь собственные мысли и чувства, он перестает оказывать давление на других, не пытается заставить своего супруга или детей иметь те же мысли и те же чувства, что и он сам, позволяет другому быть самим собой.

4. Непринятие ролей и способность быть собой в семье.

Супружеские отношения не совместимы с ролевым поведением. Многочисленные проблемы возникают в семье из-за того, что супруги стремятся соответствовать ожиданиям родителей, друзей, других семейных пар, принятым социальным нормам и правилам, вместо того, чтобы оставаться самим собой, быть конгруэнтным. Когда супруги живут согласно экспектациям родителей, родственников, друзей, пытаются соблюдать принятые в обществе нормы и правила, тогда они только играют роли мужа, жены. Надев супружеские маски, они взаимодействуют не своими сущностями, не в соответствии со своей индивидуальностью, своими потребностями и чувствами. В таком случае в их отношениях много напряжения. Брак, отягощенный «условиями ценностей» внутренне неустойчив. При слепом следовании ролевым ожиданиям супружеские отношения застывают и не способны к изменениям, развитию, обогащению. Это не значит, что все ролевые ожидания плохи. Важно, чтобы человек сам делал выбор, как строить свои отношения в своей семье, чтобы это был его выбор в соответствии с его ценностями, с его потребностями. Непринятие ролей, освобождение от защитных механизмов, придает отношениям супругов естественность, глубину и силу.

5. Принципы открытого брака.

Концепция открытого брака исходит из признания ценности человеческой индивидуальности, взаимного влечения и доверия в отношениях между близкими людьми. Принципы открытого брака:

· Равенство. В здоровом браке нет места подчинению, эксплуатированию, манипуляциям. Он предполагает ответственность каждого супруга за отношения, справедливости в распределении благ.

· Уважение. Супружество требует уважения к личности партнера, его мнению, интересам и вкусам. Оно несовместимо с обидами по поводу разногласий и несовпадения мнений.

· Открытое общение. Открытое общение является тем необходимым средством, с помощью которого супруги имеют возможность выражать свои мысли, чувства. Нет смысла дожидаться от партнера, что он интуитивно угадает мысли, догадается о настроении и состоянии. Важно, чтобы этот обмен происходил без оценки и критики и предоставлял пространство для иного мнения, для разных переживаний.

· Аутентичность. Признавая право другого быть самим собой, оставаясь верным своей сущности, супруги сохраняют естественность, интимность, близость и открытость в своих отношениях.

· Гибкость роли. Открытость во взаимодействии супругов касается и их ролевых функций. В отличие от традиционного патриархального брака, где мужские и женские роли четко разведены и не предполагают смешения или обмена, в открытом браке роли подвижны.

· Доверие. Доверие в супружестве несовместимо с ревностью. «Статичное» доверие, суть которого может быть выражено формулой: «Он мне супруг и я верю, что он будет верен мне» – принцип закрытого патриархального брака, необходимо дополнить «динамическим доверием», лишенным ревности и предполагающим уважение к внесемейным интересам, даже если они связаны с интересами к противоположному полу. Формула такого доверия может быть представлена словами: «я счастлив, если счастлива ты».

· Жить в настоящем. Умение ценить настоящий момент жизни, проживать его во всей полноте, а не упиваться воспоминаниями о прошлом и фантазировать о будущем, придает особую ценность брачным отношениям. Планирование будущего, забота о предстоящей старости не должны мешать переживаниям реальных радостей настоящего.

 

ТЕМА 1. Психология гендерных различий

и анализ любви

 

1.1. Психология гендерных различий

 

Ключевые слова: пол, гендер, половые роли, гендерные роли, параметры гендерных различий, сходство и различия в мужской и женской психологии.

 
 


1. Основные понятия гендерной психологии

Гендер (gender – англ.) социальный пол. В английском языке разграничиваются понятия социального пола (gender) и биологического (sex).

В психологии и сексологии гендер употребляется в широком смысле и включает любые психические или поведенческие свойства, ассоциирующиеся с маскулинностью и фемининностью и предположительно отличающие мужчин от женщин, В общественных науках "гендер" приобрел более узкое значение, обозначая "социальный пол", т.е. социально детерминированные роли, идентичности и сферы деятельности мужчин и женщин, зависящие не от биологических половых различий, а от социальной организации общества.

При всем многообразии подходов и позиций в отношении определения гендера, выделяют две основные концепции: теорию социальной конструкции гендера, итеорию гендерной системы.

Теория социального конструирования гендера основана на двух постулатах: 1) гендер конструируется (строится) посредством социализации, разделения труда, системой гендерных ролей, семьей, средствами массовой информации; 2) гендер конструируется и самими индивидами — на уровне их сознания (т.е. гендерной идентификации), принятия заданных обществом норм и ролей и подстраивания под них (в одежде, внешности, манере поведения и т.д.). Эта теория активно использует понятия гендерной идентичности, гендерной идеологии, гендерной дифференциации и гендерной роли.

В русле второго подхода гендерная система есть совокупность отношений между полами (и внутри полов). Гендерные системы различаются в разных обществах, однако в каждом обществе эти системы асимметричны таким образом, что мужчины и все "мужское/маскулинное" (черты характера, модели поведения, профессии и прочее) считаются первичными, значимыми и доминирующими, а женщины и все "женское/фемининное" определяется как вторичное, незначительное с социальной точки зрения и подчиненное. Гендерная система как таковая отражает асимметричные культурные оценки и ожидания, адресуемые людям в зависимости от их пола. Социальные нормы меняются со временем, однако гендерная асимметрия остается. Таким образом, можно сказать, что гендерная система — это социально сконструированная система неравенства по полу. Гендер, таким образом, является одним из способов социальной стратификации общества, который в сочетании с такими социально-демографическими факторами, как раса, национальность, класс, возраст организует систему социальной иерархии.

Компоненты гендера могут быть рассмотрены и как этапы становления гендера как статуса и структуры: пол (sex) как биологическая категория — непосредственно данное сочетание генов и гениталий, дородовой, подростковый и взрослый гормональный набор; пол (sex) как социальная категория — предназначение от рождения, основанное на типе гениталий; половая (sex — gender) идентичность — осознание себя как представителя данного пола, ощущение своего женского или мужского тела, осознание своей принадлежности к полу в социальном контексте; пол (gender) как процесс — обучение, научение, принятие роли, овладение поведенческими действиями, уже усвоенными в качестве соответствующих определенному гендерному статусу; пол (gender) как статус и структура — завершение оформления гендерного статуса индивида как части общественной структуры предписанных отношений между полами, особенно структуры господства и подчинения.

Гендерные различия (gender differences англ.) — различия между людьми, обусловленные их половой принадлежностью (психологические характеристики, социальные роли и особенности поведения представителей мужского и женского пола).

С точки зрения социального конструкционизма, гендерные различия сконструированы социумом и отражаются в тех социальных ролях, которые играют мужчины и женщины. Если сравнивать разные культуры, то врожденные половые различия выглядят несущественными. Определяемые социумом роли оказывают влияние на формирование идентичности и способы интеракций с окружающим миром.

Гендерная роль – нормативные предписания и ожидания, которые определенная культура предъявляет к «правильному» мужскому/женскому поведению и которые служат критерием оценки маскулинности/фемининности.

Маскулинность и фемининность: совокупность телесных, психических и поведенческих признаков, отличающих мужчину от женщины; нормативные установки, какими должны быть мужчина и женщина.

Мужественность и женственность не противопоставлены друг другу, личность может обладать одновременно и маскулинными и феминными характеристиками (психологическая андрогинность).

Андрогиния (androgyny – англ.) - совмещение в индивиде маскулинных и феминных черт. Морфология слова происходит от греческого andro – человек, мужчина и gynе – женщина. Концепция андрогинии была предложена в начале 70-ых годов ХХ века американским психологом Сандрой Бем, согласно которой человек, независимо от своего биологического пола, может обладать как маскулинными, так и феминными чертами гармонично сочетая в себе традиционно женские и традиционно мужские качества. Андрогиния является важной психологической характеристикой человека, определяющей его способность менять свое поведение в зависимости от ситуации, она способствует стрессоустойчивости человека, помогает в достижении успехов в различных сферах жизнедеятельности.

Культурные гендерные роли встраиваются в Я-концепцию. Для женщины интерперсональные отношения являются ключевым элементом ее Я-концепции. Мужская роль, подчеркивающая независимость и ориентацию на достижения, сосредоточивает внимание мужчин на конкурентных отношениях и иерархическом статусе в референтной группе. Роли не только предписывают специфическое поведение¸ но и отличаются по статусу в обществе: у женщин репродуктивная роль, у мужчин – продуктивная, что поставило мужчин на экономически более высокую ступень.

Многочисленными исследованиями доказано, что человек с характеристиками, строго соответствующими его биологическому полу, оказывается хуже адаптированным, нежели андрогинная личность. Выявлен высокий процент сексуальных и психологических дисгармоний у молодых семейных пар, где партнеры придерживались традиционных моделей мужского и женского поведения. Вместе с тем, обнаружена связь андрогинии с высоким уровнем самоуважения, мотивацией достижения, эффективным исполнением родительской роли, внутренним ощущением благополучия. Однако, сглаживание дихотомии мужского-женского в сознании и поведении человека таит в себе определенную угрозу утраты позитивной социальной идентичности, так социальные институты (семья, школа, СМИ) продолжают закреплять традиционные гендерные предписания.

Гендерная идентичность определяет степень, в которой каждый индивид идентифицирует себя в качестве мужчины, женщины или некоего сочетания того и другого. Это внутренняя структура, создаваемая в процессе развития, которая позволяет индивиду организовать образ Я и социально функционировать в соответствии с ее/его воспринимаемым полом и гендером. Гендерная идентичность не дается индивиду автоматически, при рождении, а вырабатывается в результате сложного взаимодействия его природных задатков и соответствующей социализации, "типизации" или "кодирования". Активным участником этого процесса является сам субъект, который принимает или отвергает предлагаемые ему роли и модели поведения, вплоть "перекодирования" или "переустановки" гендерной идентичности.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 5305; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.321 сек.