Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Современные психологические воззрения на любовь




Любовь в своих самых разнообразных формах занимает привилегированное положение среди человеческих чувств и отношений, является предметом, постоянно притягивающим внимание художников, писателей, поэтов, композиторов, ученых.

Воззрения современной психологии на любовьразнообразны.

Теория любви Шавера, Хейзена, и Брэдшоу объясняет способность людей по-разному переживать чувство любви особенностями отношений с матерью в раннем детстве. Взрослый человек строит свои любовные отношения по модели этих отношений Любовь между мужчиной и женщиной рассматривается как аналог привязанности, существующей между матерью и ребенком. Поскольку не всегда и не у всех отношения матери с младенцем были идеальными, постольку любовные отношения между взрослыми людьми бывают разными. Различают спокойную любовь, которая возникает у людей уверенных в себе, их не тревожит возможность оказаться оставленными. Беспокойная любовь характерна для недоверчивых людей, испытывающих страх перед близкими отношениями. Замкнутым, недоверчивым людям неприятна большая близость и открытость в отношениях. Нервозная любовь возникает у людей тревожных, опасающихся, что партнер бросит их. Неуверенность в прочности отношений, недоверие к чувствам партнера приводит к тому, что их любовь становится назойливой и невыносимой.

Теория романтической, или страстной, любви, разработанная Э. Уолстер, связана с так называемой двухкомпонентной моделью С. Шехтера, в которой подчеркивается момент самоинтерпретации своего состояния как со­ставной части эмоционального переживания. Согласно теории С.Шехтера эмоции возникают лишь при одновременном сочетании двух факторов: физиологического возбуждения и возможностью для субъекта интерпретировать его для себя в терминах эмоций. Э. Уолстер предположила, что романтическая любовь воз­никает в определенных ситуациях как наиболее при­емлемое объяснение самому себе состояния своего физиологического возбуждения. В качестве предпосылок любви могут выступать как положительные, так и отрицательные эмоциональные состояния, например, страх. Важно лишь, чтобы они обеспечивали определенный уровень физиологического возбуждения.

Лю­бовь, по Э. Фромму, — это активная заинтересованность в жизни и
развитии того, к кому мы испытываем это чувство. Где нет актив­ной заинтересованности, там нет любви. Большая часть людей смотрит на любовь с позиции «как быть любимым», а не «как любить».

2.Типологии любви.

Роберт Дж. Стернберг (1988) рассмат­ривает любовь, как сложное чувство (триада любви), основными компонентами которого являются интимность, страсть и ответственность. Интимность слагается из доверия, открытости в общении, способности делиться радостью, оказывать эмоциональную поддержку, дорожить любимым человеком. Страсть включает сексуальное влечение, восхищение, идеализацию, поглощенность мыслями о любимом. В ответственности можно выделить две части: кратковременную – признание себе в своей любви в настоящем, и долговременную – стремление любить, обязательство продолжать отношения с любимым. Преобладание в рамках треугольника одной из сторон позволяет определить типологи­ческую принадлежность любви:

1. Крайне выраженная интимность, близость, эмоциональное тепло при отсутствии сексуальности и ответственности.

2. Страстная влюбленность, когда индивид попадает в зависимость от другого человека при наличии сексу­альности и отсутствии ответственности.

3. Крайне выраженная абсолютная ответственность, лишенная сексуальности и интимности (надуманная, пустая любовь).

Двойные комбинации трех основных характеристик позволяют выделить следующие типы любви:

романтической любовь - связь сексуальности и интимности,

товарищеская или партнерская любовь - сочетание интимности и ответственности, из которой исключена сексуальность,

совершенная любовь, при которой три ее компо­нента, словно зрелый плод, находятся в состоянии рав­новесия, именуемого сбалансированным треугольником. Зрелая любовь балансирует между интим­ностью, сексуальностью и ответственностью. Индивидуальные стили любовных отношений рассматриваются как частные комбинации триады любви. Характер отношений в паре зависит от степени соответствия их треугольников. При соответствии партнеров их треугольники полностью перекрывают друг друга. Отношения в таких парах характеризуются интенсивностью и равновесием. Расположение треугольников в разных плоскостях свидетельствуют о несоответствии ожиданий партнеров, о неблагополучном характере их связи.

Типология любви Т.Кемпера - попытка интерпретировать чувство любви через схемы. Т.Кемпер же попытался в рамках разрабатываемой им социально-интерактивной теории эмоций в явном виде задать выделение вариантов любви используя "проверяемые", с точки зрения теории, факторы. Модель Т.Кемпера основывается на двух независимых факторах, которые присутствуют в любых взаимоотношениях (не только межличностных, но и тех, субъектами которых выступают целые социальные системы, например государства): власть, т.е. способность силой заставить партнера сделать то, чего ты хочешь, и статус - желание партнера идти навстречу требованиям субъекта. Искомый результат во втором случае достигается таким образом не силой, а благодаря положительному отношению партнера. Базируясь на этих двух факторах, Т.Кемпер выделяет семь типов любовных отношений в паре: 1. романтическая любовь;2. братская любовь;3. харизматическая любовь;4. "измена" ;5. влюбленность;6. "поклонение;7. любовь между родителем и маленьким ребенком.

Э.Фромм выделяет пять типов любви: братская - включает ответственность, заботу, уважение, знание какого-либо другого человеческого существа, желание продлить его жизнь; материнская - это безусловное утверждение в жизни ребенка и его потребностей, что имеет два аспекта: один - это забота и ответственность, абсолютно необходимые для сохранения жизни ребенка и его роста; другой аспект - это установка, которая внушает ребенку любовь к жизни; эротическая - она жаждет полного слияния, единства с единственным человеком; любовь к самому себе - не только другие, но и мы сами являемся объектами наших чувств и установок; установки по отношению к другим и по отношению к самим себе не только далеки от противоречия, но основательно связаны; любовь к богу - религиозная форма любви.

В типологии любви, предложенной Д. А. Ли, выделяется шесть стилей, или «цве­тов», любви: эрос — страстная, исключительная любовь-увлечение, стремя­щаяся к полному физическому обладанию; людус — гедонистическая любовь-игра, не отличающаяся глубиной чувства и сравнительно легко допускающая возможность измены; сторге — спокойная, теплая и надежная любовь-дружба; прагма — возникает из смеси людуса и сторге — рассудочная, легко поддающаяся контролю; любовь по расчету; мания — вырастает из смешения эроса и людуса, иррациональ­ная любовь — одержимость, для которой типичны неуверенность и зависимость от объекта влечения; агапе — бескорыстная любовь-самоотдача, синтез эроса и сторге.

1. Любовь в супружеских отношениях.

Романтическая любовь - это возвышенная, страстная любовь между мужчиной и женщиной, взаимно высоко оценивающих друг друга. Романтическая любовь характеризуется страстным стремлением к объекту любви. Воссоединение с ним воспринимается как источник эйфории, а разлука вызывает ощущение отчаяния и мучительное ожидание встречи. Парадокс романтической любви состоит в том, что она многократно усиливает достоинства и чрезмерно маскирует недостатки любимого человека. Романтическая любовь - это сильное чувство, интенсивное эмоциональное переживание, которое не может быть постоянным, длительным.

Глубокое зрелое чувство любви - процесс, который начинается с состояния готовности к любви, при котором любовь воспринимается как желанное, ожидаемое, ценное чувство. Готовность к любви отражает надежду человека встретить ответную любовь, стремление избавиться от одиночества, вступить в сексуальные отношения с любимым. Такое состояние побуждает одних к активному поиску объекта любви. Другие не идут дальше мысленных фантазий. Многим людям вообще не свойственно подобное состояние.

Готовность к любви сменяется зарождением влюбленности, которая варьирует от «любви с первого взгляда» до постепенного процесса, длящегося месяцами и годами. Состояние влюбленности характеризуется тем, что человек полон надежд на взаимность и длительность отношений. Образ любимого человек чрезмерно идеализируется: он представляется совершенным, восхити­тельным. Сексуальное влечение в этом состоянии почти во всех случаях сильно выражено, но не всегда оно приводит к сексу из-за моральных норм, обычаев или застенчивости. В состоянии влюбленности повышается самооценка и растет оценка любимого, любимой. Влюбленный человек постоянно находится в повышенном настроении, ощущает себя счастливым. Наличие эйфории приводит к тому, что влюбленность может возникнуть и сохраняться некоторое время и в отсутствии знаков взаимности. Человек в состоянии влюбленности может довольствоваться даже самыми незначительными признаками взаимности. Влюбленность – сильная, яркая эмоция.

На смену состоянию влюбленности неизбежно приходит период, когда влюбленные начинают замечать различия между фантазиями и реальностью, романтическим (идеализированным) и реальным образом любимого. Возникают первые ссоры, конфликты, обида. Наступает переходная стадия в развитии любви - период проверки глубины чувств. Она может привести к дальнейшим конфликтам и утрате чувств, либо к переходу влюбленности в новое качество – зрелое чувство любви. Для превращения влюбленности в зрелую любовь необходимы две базовые предпосылки: во-первых, ответствен­ность, во-вторых, потеря определенной свободы не должна превышать выгоды от партнерства. При желании обоих партнеров сохранить любовь любые конфликты могут быть разрешены. Чувства при этом не разрушаются, а приобретают глубину и силу, благодаря пережитым испытаниям

Зрелая любовь основана на общих интересах, привязанности, уважении, нежности и заботе. Она ни в коем случае не лишена страст­ности. Сексуальные отношения – неотъемлемый ее компонент. Зрелая любовь, любовь-дружба, характерна для супружеских или для других длительных, отношений. Она дает человеку ощущение защищенности и стабильности.

Эйрон и Хенкеймейер (1995) обнаружили, что женщины, которые по истечении нескольких лет в браке сохраняют чувство страстной любви более удовлетворены своим браком, чем женщины, которые уже не испытывают этого чувства. Удовлетворение мужчин браком не было связано с чувством страстной любви. И для мужчин и для женщин удовлетворенность браком ассоциировалось с поведением соотносимым с дружеской любовью: разделять заботы друг друга, обмениваться идеями, вместе отдыхать и вместе работать.

Для удовлетворенности отношениями важно не только внутренне переживать свою любовь, но и проявлять ее, говорить о своих чувствах.

Существует две противоположные точки зрения на возможность сохранения любви в супружеских отношениях.

Западногерманский психолог X. Шельский утверждает, что, ког­да ожидание любви становится первостепенным мотивом брака, основной смысл семейной жизни с ее повседневными заботами, ухо­дом за маленькими детьми сводится к гибели этих иллюзий, разру­шению волшебства, что нередко приводит к поискам нового любов­ного партнера.

Таков один из вариантов пессимистического взгляда на соотноше­ние любви и брака, содержащий в себе смешение понятий любви, влюбленности, иллюзии и потребительства как ожидания необыкно­венных чувств от другого.

По мнению А. Маслоу удовлетворенность психоло­гической и сексуальной стороной отношений у членов супружеской пары с годами не уменьшается, а увели­чивается. Партнеры испытывают постоянный и растущий интерес друг к другу, они хорошо знают друг дру­га, в их отношениях практически нет элементов иска­жения восприятия, свойственного романтической люб­ви. Им удается сочетать трезвую оценку другого, осо­знание его недостатков с полным принятием его та­ким, какой он есть, что и является основным факто­ром, обеспечивающим психологический комфорт. Сексуальные связи доставляют испыту­емым большое удовлетворение, и они всегда связаны у них с близким эмоциональным кон­тактом. Отношения этих людей подлинно равноправны, у них нет разде­ления на мужские и женские роли, нет двойных стан­дартов и других предрассудков. Они хранят верность друг другу, что проявляется, как в повседневной жиз­ни, например, в отсутствии супружеских измен, так и в период трудностей и болезней. Фактически, устойчивая долговре­менная любовь есть всегда любовь несмотря на недо­статки, несовершенства партнера, как бы вопреки им. Длительное и близкое общение не дает человеку возможности не видеть отрицательных качеств парт­нера. Умение же принимать окружающих, характерное для психически здоровых людей, позволяет им сохранить чувство любви несмотря на осознание объективных несовершенств друг друга.

Сходного взгляда на соотношение любви и брака придерживаются психотерапевты Э. Г. Эйдемиллер и В. В. Юстицкий при описании механизма «эмоциональной идентификации с се­мьей». Авторы рассматривают эмоциональные отношения симпатии как цементирующую силу в семейных отношениях. Они отмечают, что отношения симпатии в определенной мере нейтрализуют состояния фрустрации, возникающие в межличностных отношениях, в том чис­ле и в семье. Легче возникает адаптация к фрустрирующим особенно­стям характера супруга.

 

 

2.1. Закономерности стабилизации и распада эмоциональных отношений в паре

 

Ключевые слова: стабилизация эмоциональных взаимоотношений, уровневые характеристики личности, удовлетворение психологических потребностей, распад эмоциональных отношений, закономерности распада эмоциональных отношений.

 
 

 


1. Факторы длительного сохранения взаимодействия в паре.

Стабилизация, длительное сохранение супружеской пары может быть достигнута и не за счет психологических факторов: а) материальных: экономическая выгода; б) отсутствие других привлекательных альтернатив; в) обязательства, долг; г) действие механизмов защиты: если человек считает, что сохранение любви принципиально невозможно, что это норма – исчезновение любви в браке, тогда он будет сохранять отношения и в отсутствие эмоциональной привязанности.

Стабилизация эмоциональных отношений в постромантический период может быть только следствием активности их субъектов. Здесь важны:

1. Адекватность организации взаимодействия. Важность равноправия в отношениях. 2. Выраженность уровневых характеристик личности. Речь идет о таких свойствах личности, которые соответствуют в целом синдрому самоактуализации, или психического здоровья: открытость, сензитивность, эмпатичность, ответственность, стремление к самореализации, самоактуализации. 3) Характер доминирующих потребностей. 4) Включенность пары в значимую совместную деятельность (хозяйственную; воспитание детей, благополучие в доме, создание домащнего очага). Однако, оптимальным вариантом представляется тот, когда предметом совместной деятельности членов пары будут выступать они сами, обеспечивая благополучие и личностный рост каждого из них.

2. Диалектика процесса распада эмоциональных отношений в паре.

Распад эмоциональных отношений является для человека исключительно тяжелым переживанием и оказывает серьезное деструктивное воздействие на его психическое и соматическое состояние. Серьезные последствия имеет хроническое нарушение эмоциональных отношений: не вызывает сомнения связь между дезорганизацией отношений в семье, с одной стороны, и психическими и эмоциональными расстройствами. Развод и распад эмоциональных отношений – взаимосвязанные, но не совпадающие по содержанию процессы. Супруги могут не расторгать брак и в отсутствии любви.

Распад эмоциональных отношений в паре - это не одномоментный акт. Тем не менее, процесс распада не есть патология развития эмоциональных отношений, он не обязательно направлен на разрыв, напротив, наравне с прекращением отношений партнеры все время рассматривают возможности их перестройки и сохранения.

3. Четырехэтапная модель процесс распада эмоциональных отношений С.Дака.

Распад эмоциональных отношений делится на 4 фазы: интрапсихическая, диадическая, социальная, фаза отделки.

1. Интрапсихическая фаза. Цель этой фазы в понимании того, что именно в данных отношениях является неудовлетворяющим, идентификации своих проблем с определенными аспектами отношений. Результат этой фазы: решение об эксплицировании конфронтации с партнером.

2. Диадическая. Цель: конфронтация с партнером, затем перестройка или прекращение отношений. Для этой фазы характерным является экспериментирование со своими отношениями, активный поиск новых форм, склонность к фантазиям о будущем. Результатом может быть либо успех на этом пути, либо решение о прекращении отношений.

3. Социальная. Задачи: собственно прекращение отношений, информирование об этом значимых других и получение их «санкций»; минимизация негативных (психических и социальных) последствий прекращения отношений. В результате они добиваются принятия факта прекращения эмоциональных отношений окружающими людьми.

4. Фаза «отделки». Цель: реинтерпретация происходящего для создания наиболее благоприятной и нетравмирующей истории эмоциональных отношений с бывшим партнером.

2.2. Супружеская совместимость.

 

Ключевые слова: супружеская совместимость, виды совместимости, сексуально-эротическая совместимость, психологическая совместимость, социально-психологическая совместимость, социокультурный уровень совместимости.


1. Супружеская совместимость как социально-психологическое явление.

Супружеская совместимость это понятие для обозначения таких отношений между супругами, которые обеспечивают им возможность успешного взаимодействия и переживается как чувство взаимного удовлетворения друг другом. Психологическая супружеская совместимость сопровождается эмоциями радости, покоя, гордости. Супружеская совместимость — важнейшее условие стабильности и благополучия супружеской пары.

Совместимость может быть описана в основном двумя характеристиками, включаемыми в аффективный компонент взаимодействия: показателями субъективной удовлетворенности партнером и показателями эмоционально-энергетических затрат индивидов, участников взаимодействия. Модно выделить три основных подхода к исследованию супружеской срвместимости.

1. Структурный подход ориентирован на изучение персональной совместимости — соотношение различных статических характеристик супругов: характерологических, интеллектуальных, мотивационных и т. п. В этом случае совместимость супругов выражается в способности образовать гармоничную пару: структуру, обладающую признаками целостности, уравновешенности, завершенности. Основанием для подобных исследований послужила гипотеза Р. Винча о так называемой комплементарности потребностей, согласно которой взаимодополнительными потребностями являются такие, когда при удовлетворении потребностей одного партнера одновременно достигается удовлетворении потребностей другого.

2. Функциональный подход основан на представлении личности через ее роли и функции в группе. Применительно к супружеству функциональный подход выражается в исследовании соотношения психологических семейных ролей супругов, их представлений о семье. Совместимость при этом выступает как согласование, сходство представлений, ожиданий супругов о семейной жизни, непротиворечивость ролей в супружеской паре. Именно такое понимание совместимости, близко к пониманию удовлетворенности браком.

Авторы сторонники психодинамического подхода к семье связывают стабильность брака с успешностью родительских семей, а совместимость в браке — с моделями прародительских и родительских семей и со статусом сиблингов в родительской семье. Индивидуум обучается своей супружеской роли на основе идентификации себя с родителем того же пола. В эту схему включается, дополняя ее, и роль родителя того же пола. Формы родительских отношений становятся для индивидуума эталоном. В супружестве оба партнера стараются приспособить свои отношения к своим внутренним схемам.

3. Адаптивныйподход к изучению совместимости ориентируется на изучение слабых, проблемных аспектов супружеских отношений, вызывающих конфликты, разногласия, непонимание. Этот подход является, с одной стороны, общим для двух вышеуказанных, и в то же время особым направлением. Его задача — поиск резервов адаптации супругов друг к другу путем гармонизации супружеского союза.

2. Уровни совместимости супружеских отношений в паре.

Супружеские отношения – первичные и ключевые отношения в семье. Обозов Н.Н. и Обозова А.Н. под супружеством понимают совокупность отношений между брачными партнерами – мужем и женой. Они выделяют 4 достаточно независимых уровня отношений: 1) психофизиологический, 2) психологический; 3) социально-психологический; 4) социокультурный (духовный). Каждый из названных уровней в свою очередь представляет комплекс отношений. Выделение таких уровней отношений позволяет говорить и об уровнях совместимости.

3. Сексуальная совместимость брачных партнеров.

Так психофизиологический уровень супружеских отношений включает по мнению Обозова Н.Н. и Обозовой сексуальные и эротические отношения.. Сексуальные отношения определяются сексуальными характеристиками партнеров: тип половой конституции, половая потенция, сексуальная ориентация, сексуальный опыт, т.е. сексуальные отношения в узком смысле, как физиологические отношения партнеров, проявляющиеся и приводящие к сексуальному контакту (коитусу).

Характер сексуальных отношений не в меньшей мере определяется эротическими отношениями, которые включают в себя: различные эротические игры (флирт, поцелуи, объятия, прикосновения за пределами и без цели сексуального контакта); восприятие и оформление внешности, обстановки. Таким образом, психофизиологическая гармония определяется обоими видами отношений и требует гармонии как физиологического, так и психологический аспектов. Иначе говоря, психофизиологическая совместимость – это эротико-сексуальная гармония. Неверно рассматривать сексуальную несовместимость как биологическую предопределенность. Однако сексуальное невежество, отсутствие знаний об анатомо-физиологических особенностей полов, психологии мужчин и женщин – серьезное препятствие к сексуально-эротической гармонии. Гармония интимной близости зависит от общей воспитанности человека, от его тактичности, бережности, деликатности в общении с супругой.

Сексуальную совместимость (в широком смысле) можно определить как соответствие потребности в интимном общении одного супруга возможностям и потребностям другого. Интимная жизнь – важнейший, но не решающий фактор семейного благополучия. Сексуальная неудовлетворенность часто становится причиной ревности, в основе которой лежит неуверенность в себе и недоверие к другому.

4.Психологическая совместимость в браке.

Психологический уровень супружеских отношений имеет много общего с интимно-исповедальной формой дружбы и любовными отношениями. Главной особенностью этих видов отношений является их избирательность, интимность как эмоциональная близость, сопереживание, сочувствие, помощь, поддержка, доверительность, экспрессивность, сопереживание.

Психологическая совместимость включает: совместимость темпераментов, эмоциональную совместимость по шкале близость – отдаленность, а также ситуативную эмоциональную совместимость – совместимость периодов эмоциональных переживаний супругов, совместимость уровневых черт личности.

Темпераменты совместимы по принципу взаимодополнительности.

Эмоциональные отношения супругов в семье могут быть рассмотрены как отношения по шкале единство (близость) – отдаленность (уединение). Каждый из супругов нуждается в объединении, поддержке, безопасности, любви и одобрении – с одной стороны, а с другой – в независимости, автономии, свободе. Эти взаимоисключающие потребности остаются с нами на протяжении всей жизни, изменяя лишь свою интенсивность в зависимости от условий существования и жизненной стадии в родительской семье. Вступая в брак, супруги из всех подходящих в качестве потенциального брачного партнера неизбежно выбирают того, кто имеет почти идентичную зону комфорта по шкале близости-отдаленности. Различия потребностей в эмоциональной близости-отдаленности – одно из препятствий для психологической совместимости супругов.

Еще В.Л.Леви писал, что в жизни многих супругов наблюдается довольно четкая периодичность в их взаимоотношениях: хмурые размолвки чередуются с безоблачным взаимопониманием, охлаждения и жестокие ссоры – со вспышками страсти. В.Зацепин в ходе эмпирического исследования выявил 5 стадий в цикле эмоциональных отношений супругов: 1) период глубокой страстной влюбленности, 2) стадия охлаждения, 3) привыкания, психологического дискомфорта, 4) раздражения, 5) враждебности и временного прекращения эмоциональных контактов («сон любви»). Супруги «отдыхают» друг от друга и отношения постепенно возвращаются к начальной фазе. В.И.Зацепин выдвинул предположение, что частота колебания от одного стабильного максимума до другого (время цикла) зависит от нервной системы человека, от его темперамента. У испытуемых она колебалась от трех месяцев у наиболее эмоциональных, динамичных супругов до шести месяцев и более у других, более уравновешенных. Вместе с тем имеет значение характер эмоциональной привязанности супругов, состояние здоровья, окружающая ситуация.

Для психологической совместимости наилучшим является такое сочетание частот смены эмоционального состояния партнеров, когда частота одного в два раза выше или ниже частоты другого. В таком случае все состояния минимальной влюбленности одного супруга перекрываются максимальной влюбленностью, совпадают с периодом глубокой страстности у другого, и в то же время все периоды «бодрствования «любви совпадают. Наименее желательным оказывается нечетные сочетания частот смены эмоционального состояния (один к одному, один к трем).

Совместимость уровневых черт личности основана на совместимости иерархии потребностей у супругов. Если воспользоваться пирамидой потребностей А.Маслоу, то совместимыми в большей степени будут супруги, имеющие одинаковый уровень личностной зрелости.

5.Социально-психологические характеристики супружеской совместимости.

Социально-психологическая совместимость включает совместимость в возрастном, образовательном и профессиональном уровнях, а также ролевую совместимость.

В современных условиях нет объективных причин для вступления в брак мужчин, значительно превосходящих возрастом своих избранниц. Брак ровесников предполагает близость культурного, интеллектуального уровня, сходство интересов, равенство в жизненном опыте. Благоприятное влияние на супружеские отношения имеют: высокий уровень образования супругов, отсутствие разницы между супругами в образовательном уровне.

Профессиональная занятость супругов может сказываться в том, что неодинаковость работы, профессии нередко приводит к несовпадению выходных, отпусков и т.д. Это может в какой-то мере сказаться на взаимоотношениях людей.

Согласованность ролевых ожиданий играет огромную роль в успешности семейной жизни. Эти ролевые ожидания глубоко индивидуальны, они формируются в опыте каждого конкретного человека, и нет ничего странного, что у разных людей они могут не совпадать. Муж и жена могут ожидать от супружества очень разного и по-разному представлять себе свою семейную жизнь. При этом, чем более не совпадают эти представления, тем менее прочной является семья. Поведение каждого из супругов, отвечающее его представлениям о своей семейной роли, будет рассматриваться им как единственно правильное, а поведение супруга, не отвечающее этим представлениям, - как неправильное, неумное, "вредное". С ожиданиями и представлениями тесно смыкаются потребности, которые супруги хотели бы удовлетворить в браке. И когда один супруг с его ожиданиями и потребностями становится препятствием для удовлетворения желаний и потребностей другого, в семье наступает разлад.

Ролевая несовместимость может иметь в своем основании несовпадение ролевых ожиданий и ролевых притязаний партнеров. Несовпадение брачно-семейных представлений у людей имеет под собой следующие причины. Во-первых, представления о браке и семье с каждым годом становятся все сложнее, поэтому невозможно полное их воспроизводство и передача от поколения к поколению. Во-вторых, несовпадение моделей родительских семей приводит к различию в представления о ролевом взаимодействии супругов. В-третьих, образ брачного партнера и супружеских отношений идеализируется, супругу предъявляются нереалистичные требования. В-третьих, представления отдельных супругов о браке далеки от идеала. Зачастую они бывают ограничены только одной какой-то стороной семейной жизни, например, сексуальной или хозяйственно-бытовой. И, наконец, супруги плохо знают друг друга, и, соответственно, не имеют четкого представления, что же каждый из них на самом деле ждет от брака и как представляет в нем свою роль.

6. Духовный уровень совместимости супругов.

Духовная совместимость характеризуется согласованностью целеполагающих компонентов поведения партнеров: установок, ценностных ориентации, потребностей, интересов, взглядов, оценок, мнений и т. д. Индивидуально-психологические и личностные особенности супругов не определяют всецело стабильности семьи. Главное здесь - представления о целях брачного союза и желание партнеров повышать уровень взаимной совместимости за счет самовоспитания, сближения брачно-семейных представлений, высокой культуры взаимоотношений. Социокультурный (духовный) уровень совместимости – совместимость основных жизненных ценностей, жизненных смыслов и способов их достижения. Любая супружеская пара должна стремиться укреплять свой союз, а самыми важными качествами личности здесь выступают те, которые определяют способность человека учитывать интересы, желания, вкусы, привычки другого, эмпатия - умение сопереживать, действенно сочувствовать и приходить на помощь другому. Понятие духовной совместимости в браке включает в себя единство взглядов, эмоционального настроя, достижение взаимопонимания, близкую оценку жизненных ситуаций, требование к сотрудничеству, способность к психологической адаптации к другому человеку. Для супружеской совместимости важны такие черты характера, как альтруизм, терпимость, демократизм, умение сочувствовать и поступаться своими интересами, внимательность, снисходительность, щедрость, заботливость, доброта, приветливость. Препятствием же для супружеской совместимости будут сварливость, мелочность, эгоизм, жестокость, подозрительность, чрезмерное самолюбие, тщеславие и властность, отсутствие отзывчивости и эмоциональной теплоты.

Супружеская совместимость - это процесс и результат совместной деятельности обоих супругов, в котором выделенные уровни тесно взаимосвязаны.

2.3. Супружеские дисгармонии

Ключевые слова: супружеские дисгармонии, супружеский конфликт, межличностные отношения, удовлетворение потребностей, противоречивость ожиданий, коммуникативная компетентность супругов, конструктивный спор.


1. Супружеские дисгармонии: концептуальные подходы к определению.

С позиций психодинамического подхода к семье супружеская дисгармония рассматривается с точки зрения внутренней мотивации поведения обоих супругов. Текущий семейный конфликт представляет собой актуализированный из прошлого нерешенный конфликт детско-родительских отношений.

Бихевиористический подход не претендует на выявление глубинных истоков супружеских дисгармоний Супружеские конфликты - результат коммуникативной некомпетентности партнеров, неадекватного использования методов обусловливания и научения. На супружеское поведение, как и на поведение вообще оказывают влияние, с одной стороны, стимулы или ситуации, которые предшествовали браку, и с другой — стимулы (результаты и последствия), появившиеся после него. Повышение коммуникативной компетентности предусматривает: а) управление взаимным положительным поведением супругов; б) получение необходимых социальных знаний и навыков, особенно в области общения и совместного решения возникающих проблем; в) выработку и реализацию супружеского соглашения о взаимном изменении своего поведения.

В основе гуманистического подхода к супружеским дисгармониям лежит положение о важности аутентичности и конгруэнтности личности супругов. Причиной супружеских дисгармоний являются нарушения в общении, отсутствие навыков открытого эмпатийного общения, неуважение и непринятие индивидуальности супруга, препятствующие личностному росту брачных партнеров.

Сторонники концепции рационально-эмотивного подхода видят причины супружеских дисгармоний в иррациональных суждениях брачных партнеров, ведущих к нереалистическим представлениям о браке и семье, к формированию супружеских и семейных мифов.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 1772; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.055 сек.