Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Развод и дети




Брак не существует сам по себе, он является основой семьи. Следовательно, развод касается не только самих супругов, но и их детей.

Адаптация ребенка к разводу родителей определяется тем, насколько он был подготовлен к разводу и к возможности ухода из семьи одного из родителей; враждебностью отношений родителей до развода; временем, проведенным ребенком с ушедшим из родителей; исходным состоянием здоровья и возрас­том ребенка и родителей. Для минимизации последствий развода для детей важно:

1. Создать условия для контактов ребенка с обоими родителями.

2. Ребенок должен знать, что, несмотря на то, что родители не живут вместе, они по-прежнему любят его оба.

3. Важно, чтобы дети поняли, что родители уважают друг друга, несмотря на то, что они разошлись. Развод не делает родителей плохими.

4. Ребенок ничего не должен делать, чтобы помирить родителей. Крайне важно, что он ни в чем не виноват.

5. Решение о разводе родители должны сообщать вместе.

6. Ребенок имеет право на информацию о разводе, о том, как изменится его жизнь и чего от него ждут родители в этой ситуации.

5. Мифология развода.

Общественное мнение рождает мифы о разводе, поддерживающие поведение, способствующее разводу, несмотря на то, что они не соответствуют действительности. Например: второй брак лучше, чем первый; если брак не удался, то только развод может поправить положение; для ребенка развод не является чем-то исключительным, поскольку вокруг него много других детей из неполных семей; лучше развестись, чем сохранить семью, в которой дети будут свидетелями постоянных конфликтов между родителями; если новый партнер меня любит, он будет рад и моим детям. Существуют мифы другого рода – мифы, мешающие принятию решения о разводе в ситуации фактического распада супружеских отношений. К примеру: «Я сойду с ума, если я разведусь», «Развод – конец жизни», «Никто не полюбит меня», «Я больше никогда не смогу выйти замуж (жениться)», «Стыдно быть разведенной», «Если я разведусь, мои друзья отвернуться от меня».

Принятие и осознание подобных мифов, позволяет человеку принимать собственные решения, быть ответственным за свой выбор.

6. Повторный брак.

В связи с высокой частотой разводов для многих людей брак, в котором они состоят, является вторым. По данным статистики, в повторный брак вступают чуть менее половины разводившихся людей. Мужчины вступают в повторный брак чаще, чем женщины Повторный брак отличается от первичной семьи. Он не хуже и не лучше; он – иной в своей основе. Они существуют по разным законам. Для повторного брака характерны свои специфические этапы, задачи развития, отличительные особенности и проблемы.

Среди психологов, изучавших проблему повторного брака, можно выделить: В. Сатир (1992); Ж. Лофаса, Д. Сова (1996); Г. Фигдора (1995).

Вирджиния Сатир называет семью, созданную мужчиной и женщиной, имеющих детей от первого брака, смешанной семьей. Эти семьи являются объединением частей от ранее существовавших семейных систем. В пространство такой семьи включены и бывшие мужья, и бывшие жены.

Существуют различные типы повторный браков. Можно выделить следующие типы смешанных семей:

1) женитьба разведенного мужчины среднего или пожилого возраста на более молодой, свободной и бездетной женщине;

2) женитьба разведенного мужчины, дети которого остались с матерью, на разведенной женщине с ребенком или несколькими детьми;

3) повторные браки вдовцов или вдов;

4) женщина с детьми выходит замуж за мужчину без детей;

5) мужчина с детьми женится на женщине без детей;

6) оба – и мужчина, и женщина – имеют детей от предыдущих партнеров;

7) «возвратные браки» – разведенные супруги женятся вновь.

Смешанной семье труднее решить свои задачи развития по срав­нению с обычной нуклеарной семьей по нескольким причинам: во-первых в смешанных семьях обычно имеются модели ролевого родительского поведения, но часто отсутствуют модели неполной семьи или модели поведения мачехи и отчима; во-вторых, в некоторых случаях задачи развития для одного этапа вступают в противоречие с задачами другого этапа.

Задачи и этапы развития повторного брака. Браун Дж. и Кристенсен Д. выделяют следующие этапы развития повторного брака: 1) сепарация или развод; 2) неполная семья; 3) ухаживание; 4) повторный брак.

Условия успешного прохождения первого этапа расширенной семьи: эмоциональный развод с бывшим супругом, установление функциональных отношений между родителями и ребенком, обретение чувства собственного достоинства и независимости, преодоление последствий утраты друзей, разрешение себе погоревать о разрушенном браке, приспособление к реакции на развод членов расширенной семьи.

Основными задачами второго этапа смешанной семьи являются: реорганизация семьи для обеспечения ухода за ребенком, преодоление чувства вины и гнева, создание новых систем социальной поддержки.

Третий этап – период ухаживания. Ухаживание представ­ляет собой переходное состояние между старой семьей и новой, которая возникнет в результате повторного брака. Критерии благополучного завершения этапа ухаживания: а) появление желания близких отношений; б) принятие конфликта в новых отношениях; в) подготовка ролей для членов новой семьи.

Четвертый / последний этап – повторный брак. Трудности этого этапа связаны с тем, что психологическое пространство смешанной семьи включает в себя множество подсистем, союзов и коалиций. Отсюда, важнейшая задача - создание вокруг смешанной семьи четких границ, позволяющих продолжать отношения с расширенными семьями за предела­ми смешанной семьи и развивать новые взаимодействия в ее рамках. Критерии успешности повторного брака как этапа развития расширенной семьи: а) избавление от мифов о повторном браке; б) создание ясных границ между старой и новой семьями; в) распределение и освоение новых ролей; г) установление новых традиций.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 399; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.