Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Анализ дебиторской задолженности. Формирование политики управления дебиторской задолженностью




Формирование политики управления дебиторской задолженностью

 

Для контроля дебиторской задолженности и предотвращения появления безнадежных долгов используют показатель оборачиваемости дебиторской задолженности. Проведем анали з оборачиваемости дебиторской задолженности на следующем условном примере.

30% клиентов производят оплату в течение месяца реализации; 40% - в первый месяц, следующий за месяцем реализации; 20% - во второй; 10% - в третий. Платежное поведение клиентов сохраняет свой характер в течение года. Результаты анализа оборачиваемости дебиторской задолженности отражены в таблице 6.1.

 

Таблица 6.1 – Анализ оборачиваемости дебиторской задолженности

 

  Месяц Выручка от реализации в кредит, тыс. руб.   Остаток ДЗ, тыс. руб. Квартальные данные Кумулятивные данные
Одн. товарооборот, тыс. руб. П, дн. Одн. товарооборот, тыс. руб. П, дн.
             
Январь   3,5        
Февраль     0,1667   0,1667  
Март   5,5        
Апрель            
Май            
Июнь            
Июль            
Август            
Сентябрь            
Октябрь            
Ноябрь     0,3333   0,25  
Декабрь            

 

На основе этого порядка осуществления платежей определяются остатки дебиторской задолженности на конец каждого месяца. Например, в течение марта объем реализации в кредит составляет 5 тыс.руб., 30% клиентов оплачивают товар в течение месяца продажи; к концу марта 30% + 40% =70% покупателей оплатили февральские продажи и, кроме того, было оплачено 90% (30% + 40% + 20%) январских продаж. Таким образом, остаток дебиторской задолженности к концу марта составляет:

5·(1-0,3) + 5·(1-0,7) + 5·(1-0,9) = 5,5 тыс. руб.

К концу декабря было оплачено 90% октябрьских продаж, 70% - ноябрьских продаж и 30% - декабрьских продаж. Таким образом, остаток дебиторской задолженности за декабрь находится как:

5·(1-0,3) + 10·(1-0,7) + 15·(1-0,9) = 8 тыс. руб.

Далее находим однодневный товарооборот, предполагается, что в году 360 дней:

Одн. товарооборот за 4 квартал = (15 + 10 + 5) / 90 = 0,333 (тыс. руб.)

Оборачиваемость дебиторской задолженности определяется делением остатка дебиторской задолженности на конец квартала на однодневный товарооборот за этот же квартал, например:

П 4 квартал = 8 / 0,333 = 24 дня.

В графах 4,5 однодневный товарооборот и оборачиваемость дебиторской задолженности рассчитаны на основе квартальных данных, а в графах 6,7 на базе накопленных в течение года объемов реализации, например:

Одн. товарооборот за 12 месяцев = 90 /360 = 0,25 (тыс.руб.);

П 4 квартал = 8 / 0,25 = 32 дня.

Аналогично производятся остальные расчеты.

На основании проведенных расчетов делается вывод о том, каким образом изменение объема реализации в кредит влияет на изменение величины оборачиваемости дебиторской задолженности.

Отметим, что средний период погашения дебиторской задолженности может определяться и по другой методике. Предположим, что предприятие производит продажу в кредит на условиях 2 / 10 брутто 30. При этом 55% клиентов оплачивают товар на 10 –й день и пользуются скидкой, остальные 45% - на 30-й день.

В данном случае оборачиваемость дебиторской задолженности равна

П = 10 ·0,55 + 30 ·0,45 = 19 (дн.).

Контроль дебиторской задолженности включает в себя и ранжирование дебиторской задолженности по срокам ее возникновения. Наиболее распространенная классификация предусматривает следующую группировку (в днях: 0 – 30; 31 – 60; 61 – 90; 90 – 120; свыше 120). Конечно, возможны и другие группировки.

В таблице 6. 2 приведена структура дебиторской задолженности по срокам ее возникновения на конец каждого квартала.

В таблице показан остаток кредиторской задолженности на конец каждого квартала. Например, на конец 4 квартала (31 декабря) уже получено 90% октябрьского объема реализации (15 · 0,1 = 1,5 тыс. руб.), 70% ноябрьского (10 · 0,3 = 3 тыс. руб.), а также 30% декабрьского (5 ·0,7 = 3,5 тыс. руб.). Таким образом, остаток дебиторской задолженности на конец декабря составил 8 тыс. руб.

Итак, изменение объема реализации приводит к изменению оборачиваемости дебиторской задолженности. Об этом свидетельствуют результаты расчетов таблицы 6.1. По данным этой таблицы делается вывод о замедлении или ускорении выплат. В целом, на основании расчетных данных таблицы 6.1 и 6.2 дается оценка состояния дебиторской задолженности и динамика ее оборачиваемости.

 

Таблица 6. 2 – Классификация дебиторской задолженности по срокам ее

возникновения

 

Срок возникновения дней Дебиторская задолженность на конец квартала
31 марта 30 июня 30 сентября 31 декабря
тыс. руб. % тыс. руб. % тыс. руб. % тыс. руб. %
0-30 3,5 63,63         3,5 43,75
31-60 1,5 27,27           37,5
61-90 0,5 9,1         1,5 18,75
Итого 5,5              

 

Оборачиваемость дебиторской задолженности и распределение дебиторов по срокам возникновения могут быть использованы для контроля за состоянием дебиторской задолженности, однако следует отметить, что их применение в анализе осложняется зависимостью этих характеристик от изменения объема реализации в кредит. При изменении объема реализации они также изменяются, даже если прежнее поведение клиентов сохраняет свой характер в течение года. По этой причине был разработан подход с позиции платежной дисциплины, помогающий выявить и оценить изменения платежного поведения клиентов вне зависимости от изменения объема реализации в кредит. Основным инструментом данного подхода является ведомость непогашенных остатков, представленная в таблице 6.3.

 

Таблица 6.3 - Ведомость непогашенных остатков

 

Месяц Объем от реализации в кредит, тыс. руб. ДЗ, возникшая в данном месяце
тыс. руб. %
Январь   0,5  
Февраль   1,5  
Март   3,5  
Апрель      
Май      
Июнь      
Июль      
Август      
Сентябрь      
Октябрь      
Ноябрь      
Декабрь      

Из общей суммы дебиторской задолженности на конец квартала выделяется задолженность, относящаяся к реализации каждого месяца квартала. Далее за каждый месяц рассчитывается доля непогашенной дебиторской задолженности в объеме реализации данного месяца. Например, к концу 1 квартала от январской реализации на сумму 5 тыс. руб. остались невыплаченными 10% (0,5 тыс. руб.), а также 30% от февральской реализации и 70% от мартовской.

Аналогично производятся все остальные вычисления. На основании приведенных расчетов делается вывод о платежной дисциплине клиентов.

Представленная ведомость непогашенных остатков может быть использована для прогнозирования величины дебиторской задолженности на предстоящий период. Например, используя прогнозные оценки объемов реализации и предполагая, что платежное поведение клиентов не изменится, определим остаток дебиторской задолженности на конец декабря прогнозируемого периода.

 

Таблица 6.4 – Прогнозирование дебиторской задолженности

 

  Месяц Прогнозируемый объем реализации, тыс. руб. Отношение дебиторской задолженности к объему реализации, % Прогнозируемая величина ДЗ, тыс. руб.
Октябрь      
Ноябрь     4,5
Декабрь     5,6
Итого     12,1

 

6.2 Анализ последствий изменения кредитной политики

 

Тип кредитной политики характеризует принципиальные под­ходы к ее осуществлению с позиции соотношения уровней доходности и риска кредитной деятельности предприятия..[3, 12, 14, 18]

Определяя тип кредитной политики, следует иметь в виду, что жесткий (консервативный) ее вариант отрицательно влияет на рост объема операционной деятельности предприятия и формирование устойчивых коммерческих связей, в то время как мягкий (агрессив­ный) ее вариант может вызвать чрезмерное отвлечение финансовых средств, снизить уровень платежеспособности предприятия, вызвать впоследствии значительные расходы по взысканию долгов, а в ко­нечном итоге снизить рентабельность оборотных активов и исполь­зуемого капитала.

Анализ последствий изменения кредитной политики может проводиться:

- на основе построения прогнозного отчета о прибылях и убытках, составляемого исходя из условий текущей и новой (предполагаемой) кредитной политики;

- с помощью приростного метода.

Прогнозный отчет о прибылях и убытках представлен в таблице 6.5.

Таблица 6.5 – Прогнозный отчет о прибылях и убытках

 

  Показатели Условия кредитования
Текущие Новые Абсолютные отклонения
Валовая выручка от реализации      
Торговая скидка      
Чистая выручка от реализации      
Переменные затраты      
Затраты по кредитованию клиентов:      
- затраты по поддержанию ДЗ      
- потери по безнадежным долгам      
Прибыль до вычета налога      
Налог на прибыль      
Чистая прибыль      

 

Торговая скидка рассчитывается по формуле:

 

, (6.1)

 

где ТС - торговая скидка, руб.;

V – объем реализации в кредит, руб;

С – размер торговой скидки, в долях единицы;

P – доля клиентов, пользующихся скидкой.

 

Затраты по поддержанию дебиторской задолженности рассчитываются по формуле:

, (6.2)

 

где З – затраты на поддержание дебиторской задолженности;

П – оборачиваемость дебиторской задолженности, дн.;

к – цена инвестиций в дебиторскую задолженность, в долях;

d – переменные расходы, в долях единицы.

 

Расчет показателей приростного анализа представлен в таблице 6.6. Если ожидается увеличение прибыли (доналоговой или чистой), кредитную политику следует изменить, т.е. принять новую.


Таблица 6.6 – Приростный метод

 

Показатель Расчетная формула Комментарии
Ожидаемое изменение дебиторской задолженности При увеличении объема реализации в кредит: При уменьшении объема реализации в кредит: I Vт, Vн – объем реализации (валовая выручка от реализации) до и после изменения кредитной политики, руб.; d – переменные затраты, постоянный процент от валового объема, в долях единицы; к – цена инвестиций в дебиторскую задолженность, в долях единицы; Пт, Пн – оборачиваемость дебиторской задолженности в днях до и после изменения кредитной политики; Bт, Вн – средний объем безнадежных долгов при текущей и новой кредитной политике, в долях единицы; Рт, Рн – доля объема реализации со скидкой в валовом объеме реализации до и после изменения кредитной политики, в долях единицы; Ст, Сн – процент торговой скидки до и после изменения кредитной политики, в долях единицы; ΔI – прирост величины дебиторской задолженности, руб.  
Ожидаемое изменение доналоговой прибыли  

 





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 720; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.