Теоретико-методологические основы клинической психологии представлены в таблице 3.
Таблица 3
Теоретико-методологические основы клинической психологии
Учение о высших
психических функциях
Теория
деятельности
Учение
о соотношении развития и распада психики
Л.С. Выготский,
А.Р. Лурия
А.Н. Леонтьев
Б.В. Зейгарник
сложные функции сознательной психической деятельности, осуществляющейся на основе соответствующих мотивов, регулирующейся соответствующими целями и программами, и подчиняющимся всем закономерностям психической деятельности.
К ним относятся произвольное внимание, произвольная память, мышление, речь, сознание и некоторые другие.
динамическая система взаимодействия субъекта с окружающим миром,в процессе которого активно формируются психические образы действительности, реализуются и развиваются потребности, ценности и отношения человека, осуществляется целенаправленное преобразование предметного окружения.
Общее строение или макроструктура деятельности включает следующие уровни.
1) уровень психофизиологических функций;
2) уровень операций;
3) уровень действий;
4) уровень особых видов деятельности.
Кроме того, в функциональной структуре деятельности выделяют: мотивы, побуждающие субъекта к деятельности, и цели, как ее прогнозируемые результаты.
Развитие психики - последовательные, прогрессирующие (хотя и включающие в себя отдельные компоненты регресса) и в целом необратимые количественные и качественные изменения. Развитие – сложный, противоречивый, неравномерный и в то же время системный процесс, охватывающий все уровни организации психики.
Распад психики не является негативом ее развития. Разные виды патологии приводят к качественно различным видам распада.
Формируются прижизненно, под влиянием социальных факторов;
опосредованы по своему психологическому строению (преимущественно речью);
произвольны по способу осуществления.
Первоначально существуют как интерпсихический процесс, который затем заменяется интрапсихическим.
В процессе развития высшие психические функции (ВПФ) свертываются, автоматизируются
Все явления и процессы, характеризующие психику, понимаются как особые формы психической деятельности или ее составляющие
Психологический анализ различных форм нарушений деятельности лиц с психическими расстройствами является ценным материалом, который должен учитываться при построении общепсихологической теории, особенно при изучении вопросов о сущности, природе психического и о механизмах психического развития
Нарушения ВПФ отчетливо заметны при поражении лобных долей мозга, когда расстраивается работа третьего функционального блока мозга (по А.Р. Лурия). При этом нарушается программирование, контроль и регуляция сложных форм психической деятельности, что проявляется (в зависимости от локализации поражения) в инактивности, ослаблении регулирующей функции речи, снижении интеллектуальных и мнестических функций.
При психических расстройствах отмечается нарушение всех компонентов деятельности: от операционально-технических (уровни 1-3) до личностного 4-го уровня, где актуализируются проблемы индивидуального стиля и личностного смысла.
В основе развития и распада психики лежат разные механизмы. Психическая болезнь протекает по биологическим законам, которые не повторяют закономерностей развития психики. Психическое развитие в первую очередь обусловлено социальными факторами.
Вопросы и задания
1. Предмет, цели и задачи клинической психологии.
2. Место клинической психологии в системе наук.
3. Основные этапы развития клинической психологии.
4. Подготовьте сообщения на темы: «Развитие клинической психологии до XIX в.», «Основные направления развития клинической психологии в XIX в.», «Вклад отечественных ученых в становление клинической психологии».
Литература
1. Клиническая психология / Под ред. Б.Д. Карвасарского. - СПб.: Питер, 2002. -960 с.
2. Клиническая психология / Под ред. М. Перре, У. Баумана. – СПб.: Питер, 2002. -1312 с.
3. Медицинская психология / Сост. С.Л. Соловьева.- М.: ООО «Издательство АСТ»; СПб.: ООО «Сова», 2004. – 575 с.
4. Петрова Н.Н. Психология для медицинских специальностей. - М.: Издательский центр «Академия», 2006. – 320 с.
5. Репина Н.В., Воронцов Д.В., Юматова И.И.. Основы клинической психологии. - Ростов н/Д: Феникс, 2003. -480 с.
6. Сандберг Н., Уайнбергер А., Таплин Дж. Клиническая психология. – СПб.: ПРАЙМ – ЕВРОЗНАК, 2005. – 384 с.
7. Середина Н.В., Шкуренко Д.А. Основы медицинской психологии. - Ростов н/Д: Феникс, 2003. - 512 с.
Тема 2. Нейропсихология как отрасль клинической психологии
Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет
studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав!Последнее добавление