КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Проектирование корпоративных информационных систем 1 страница
Нормативные акты Республики Беларусь об информатизации и защите информации
В настоящее время основополагающими нормативными актами в Республике Беларусь являются ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПРОГРАММА информатизации Республики Беларусь на 2003-2005 гг. и на перспективу до 2010 года «Электронная Беларусь» (Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 27.12.2002 № 1819) и ЗАКОН РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ от 10.11.2008 г. № 455-3. Об информации, информатизации и защите информации. Если Государственная программа очерчивает общие контуры по осуществлению процесса информатизации страны, то Закон конкретизирует права, обязанности и ответственность всех сторон информационных отношений не только в части информатизации, но и в части собственно информации и защиты информации. Закон включает в себя 9 глав и 44 статьи: Глава 1. Общие положения. В ней определены основные термины и конкретизированы многие понятия информационной сферы, не имеющие до сих пор однозначных толкований. Определена сфера действия Закона. Сферой действия данного закона являются отношения, возникающие при: - поиске, получении, передаче, сборе, обработке, накоплении, хранении, распространении и (или) предоставлении информации, а также пользовании информацией; - создании и использовании информационных технологий, информационных систем и информационных сетей, формировании информационных ресурсов; - организации и обеспечении защиты информации. Отмечено, что законодательство об информации, информатизации и защите информации основывается на Конституции и состоит из данного Закона и актов Президента Республика Беларусь. К принципам правового регулирования информационных отношений отнесены: - свободы поиска, получения, передачи, сбора, обработки, накопления, хранения, распространения и (или) предоставления информации, а также пользования информацией; - установления ограничений распространения и (или) предоставления информации только законодательными актами Республики Беларусь; - своевременности предоставления, объективности, полноты и достоверности информации; - защиты информации о частной жизни физического лица и персональных данных; -обеспечения безопасности личности, общества и государства при пользовании информацией и применении информационных технологий; -обязательности применения определенных информационных технологий для создания и эксплуатации информационных систем и информационных сетей в случаях, установленных законодательством Республики Беларусь. Определено, что субъектами информационных отношений могут являться: - Республика Беларусь, административно-территориальные единицы Республики Беларусь; -государственные органы, другие государственные организации (далее – государственные органы); - иные юридические лица, организации, не являющиеся юридическими лицами (далее – юридические лица); -физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели (далее – физические лица); -иностранные государства, международные организации. Правом на информацию обладают государственные органы, физические и юридические лица. Глава 2. Государственное регулирование и управление в области информации, информатизации и защиты информации. Определены полномочия Президента, Совета Министров, Национальной Академии наук, Оперативно-аналитического центра, Министерства связи и информатизации, иных государственных органов в области информации, информатизации и защиты информацию Глава 3. Правовой режим информации. Классифицирована и рассмотрена информация по категории доступа. Глава 4. Распространение и предоставление информации. Утвержден порядок распространения и предоставления информации. Глава 5. Информационные ресурсы. Определены виды и правовой режим их использования. Глава 6. Информационные технологии, информационные системы и информационные сети. Определен порядок их создания и использования. Глава 7. Защита информации. Определены цели, требования, меры, организация, права и обязанности субъектов информационных отношений по защите информации. Глава 8. Права и обязанности субъектов информационных отношений. Ответственность за нарушение требований законодательства об информации, информатизации и защите информации. Глава 9. Заключительные положения. Об утрате силы ранее действующих законов. В Республике Беларусь также внедрены ряд стандартов в сфере защиты информационных средств, например, такие как следующие. «Информационные технологии Методы и средства безопасности КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ БЕЗОПАСНОСТИ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ Профиль защиты операционной системы сервера для использования в доверенной зоне корпоративной сети СТБ П 34.101.11-2004», в котором раскрыт комплекс вопросов по идентификации защиты, обзор профиля защиты, средства безопасности объекта, задачи безопасности, требования безопасности, обоснование профиля защиты. «Информационные технологии и безопасность ПРАВИЛА УПРАВЛЕНИЯ ИНФОРМАЦИОННОЙ БЕЗОПАСНОСТЬЮ СТБ П ИСО/МЭК 17799-2000-2004», в котором определена политика информационной безопасности, инфраструктура информационной безопасности, организация защиты, безопасность персонала, физическая безопасность и безопасность окружающей среды, управление коммуникациями и процессами, управление доступа к системам, разработка и сопровождение систем и управление бесперебойной работой организаций. «Информационные технологии Методы и средства безопасности ПРОГРАММНЫЕ СРЕДСТВА ЗАЩИТЫ ОТ ВОЗДЕЙСТВИЯ ВРЕДОНОСНЫХ ПРОГРАММ И АНТИВИРУСНЫЕ ПРОГРАММНЫЕ СРЕДСТВА СТБ П 34.101.15-2004», где определены общие требования по испытаниям программных средств, определена типовая программа испытаний в которой указаны цель, объем, условия и порядок испытаний, методики испытаний и методика вычисления общей оценки результатов испытаний. Два стандарта СТБ 34.101.9-2004 и 101.10-2004 определяют требования по защите информации от несанкционированного доступа в техническом задании на создание автоматизированной системы и непосредственно к средствам защиты этой системы.
Согласно ранее принятому определению и описанной структуре корпоративная информационная система есть упорядоченная совокупность корпоративной базы данных, пакета прикладных программ предметной области и корпоративной вычислительной сети. Так как вопросы создания баз данных и вычислительных сетей были достаточно подробно рассмотрены в предыдущих разделах дисциплины, в данной главе будет основное внимание уделено вопросам создания информационных технологий, реализр\ованных в виде пакетов прикладных программ предметных областей (в частности предметной области – производственная сфера) и общей организации структуры КИС. Потребность в создании КИС может обусловливаться либо необходимостью повсеместной автоматизации производства или модернизации существующих информационных технологий, либо необходимостью радикального пере проектирования существующих бизнес – процессов. Под проектированием КИС будем понимать процесс разработки требований к КИС и создание КИС, начиная с проекта до сдачи в эксплуатацию. Под проектом КИС будем понимать проектно-конструкторскую и технологическую документацию, в которой представлено описание проектных решений на создание и эксплуатацию КИС в конкретной программно-технической среде. Проектирование КИС - трудоемкий, длительный и динамический процесс. Технологии проектирования, применяемые в настоящее время, предполагают поэтапную разработку системы. Этапы по общности целей могут объединяться в стадии.
9.1. Понятие жизненного цикла и модели жизненного цикла КИС [4]
Совокупность стадий и этапов, которые проходит КИС в своем развитии от момента принятия решения о создании системы до момента прекращения функционирования системы, называется жизненным циклом КИС. Каждая стадия обычно заканчивается выпуском конкретного продукта (моделей, программных продуктов, документации и пр.). Согласно современной методологии, процесс создания КИС представляет собой процесс построения и последовательного преобразования ряда согласованных моделей на всех этапах ее жизненного цикла. Модель жизненного цикла – это структура, определяющая порядок выполнения и взаимосвязи процессов, действий и задач, выполняемых на протяжении жизненного цикла. Жизненный цикл КИС включает в себя следующие стадии: 1. Планирование и анализ требований (пред проектная стадия - системный анализ). Исследование и анализ существующей информационной системы, определение требований к создаваемой КИС, оформление технико-экономического обоснования (ТЭО) и технического задания (ТЗ) на разработку КИС; 2. Проектирование (техническое проектирование, логическое проектирование). Разработка в соответствии со сформулированными требованиями состава автоматизируемых функций (функциональная архитектура) и состава обеспечивающих подсистем (системная архитектура), оформление технического проекта КИС. Главная цель проектирования процессов заключается в отображении функций, полученных на этапе анализа, в модули информационной системы. При проектировании модулей определяют интерфейсы программ: разметку меню, вид окон, горячие клавиши и связанные с ними вызовы.Кроме того, согласуются вопросы выбора аппаратурной платформы, операционной системы, типа БД, серверов и технологии доступа к данным. 3. Реализация (рабочее проектирование, физическое проектирование, программирование). Разработка и настройка программ, наполнение баз данных, создание рабочих инструкций для персонала, оформление рабочего проекта. 4. Внедрение (тестирование, опытная эксплуатация). Комплексная отладка подсистем КИС, обучение персонала, поэтапное внедрение КИС в эксплуатацию по подразделениям экономического объекта, оформление акта о приемо-сдаточных испытаниях КИС. 5. Эксплуатация КИС (сопровождение, модернизация).Сбор рекламаций и статистики о функционировании КИС, исправление ошибок и недоработок, оформление требований к модернизации КИС и ее выполнение. 9.2. Модели жизненного цикла КИС [4] К настоящему времени наибольшее распространение получили следующие две основные модели жизненного цикла: · каскадная модель (70-85 г.г.); · спиральная модель (86-90 г.г.). Каскадная модель. Для этой модели жизненного цикла характерна автоматизация отдельных несвязанных задач, не требующая выполнения информационной интеграции и совместимости, программного, технического и организационного сопряжения (рис.1). Модель предусматривает последовательное выполнение всех этапов проекта в строго фиксированном порядке. Переход на следующий этап означает полное завершение работ на предыдущем этапе. В рамках решения отдельных задач каскадная модель жизненного цикла по срокам разработки и надежности оправдывала себя. Применение каскадной модели жизненного цикла к большим и сложным проектам вследствие большой длительности процесса проектирования и изменчивости требований за это время приводит к их практической не реализуемости.
Рис.1. Каскадная модель разработки КИС
Развитием и естественно усложнением каскадной модели явилась так называемая поэтапная модель с промежуточным контролем – итерационная модель разработки с циклами обратной связи между этапами. Межэтапные корректировки позволяют учитывать реально существующее взаимовлияние результатов разработки на различных этапах; время жизни каждого из этапов растягивается на весь период разработки. Достоинства применения каскадного подхода: на каждом этапе формируется законченный набор проектной документации, отвечающий критериям полноты и согласованности; выполняемые в логической последовательности этапы работ позволяют планировать сроки завершения всех работ и соответствующие затраты. Основным недостатком этого подхода является то, что реальный процесс создания системы никогда полностью не укладывается в такую жесткую схему, постоянно возникает потребность в возврате к предыдущим этапам и уточнении или пересмотре ранее принятых решений. В результате реальный процесс создания ИС оказывается соответствующим поэтапной модели с промежуточным контролем. Однако и эта модель не позволяет оперативно учитывать возникающие изменения и уточнения требований к системе. Спиральная модель. Используется подход к организации проектирования КИС «сверху - вниз», когда сначала определяется состав функциональных подсистем, а затем постановка отдельных задач. Соответственно сначала разрабатываются такие общесистемные вопросы, как организация интегрированной базы данных, технология сбора, передачи и накопления информации, а затем технология решения конкретных задач. В рамках комплексов задач программирование осуществляется по направлению от головных программных модулей к исполняющим отдельные функции модулям. При этом на первый план выходят вопросы взаимодействия интерфейсов программных модулей между собой и с базой данных, а на второй план - реализация алгоритмов. В основе спиральной модели жизненного цикла лежит применение типовой технологии или RAD-технологии (Rapid Application Development - технологии быстрой разработки приложений). Согласно этой технологии КИС разрабатывается путем расширения программных прототипов, повторяя путь от детализации требований к детализации программного кода. Естественно, что при типовой технологии сокращается число итераций и меньше возникает ошибок и несоответствий, которые необходимо исправлять на последующих итерациях, а само проектирование КИС осуществляется более быстрыми темпами, упрощается создание проектной документации. Для более точного соответствия проектной документации разработанной КИС все большее значение придается ведению общесистемного репозитория и использованию CASE-технологий (Computer Aided Software Engineering). Под термином CASE понимаются программные средства, поддерживающие процессы создания и сопровождения КИС, включая анализ и формулировку требований, проектирование прикладного программного обеспечения и баз данных, генерацию кода, тестирование, документирование и управление проектом. Жизненный цикл при использовании RAD-технологии предполагает активное участие на всех этапах разработки конечных пользователей будущей системы и включает четыре стадии информационного инжиниринга (рис.2): • анализ и планирование информационной стратегии. Пользователи вместе со специалистами-разработчиками участвуют в идентификации проблемной области; • проектирование. Пользователи принимают участие в техническом проектировании под руководством специалистов-разработчиков; • конструирование. Специалисты-разработчики проектируют рабочую версию КИС с использованием языков 4-го поколения; • внедрение. Специалисты-разработчики обучают пользователей работе в среде новой КИС. Каждый виток спирали соответствует созданию работоспособного фрагмента или версии системы. Это позволяет уточнить требования, цели и характеристики проекта, определить качество разработки, спланировать работы следующего витка спирали. Таким образом, углубляются и последовательно конкретизируются детали проекта и, в результате, выбирается обоснованный вариант, который удовлетворяет действительным требованиям заказчика и доводится до реализации.
Рис 2. Спиральная модель ЖЦ Итеративная разработка отражает объективно существующий спиральный цикл создания сложных систем. Основная проблема спирального цикла – определение момента перехода на следующий этап. Для ее решения вводятся временные ограничения на каждый из этапов жизненного цикла, и переход осуществляется в соответствии с планом, даже если не вся запланированная работа закончена. Планирование производится на основе статистических данных, полученных в предыдущих проектах, и личного опыта разработчиков. 9.3. Каноническое и индустриальное проектирование КИС Организация канонического проектирования КИС ориентирована на использование главным образом каскадной модели жизненного цикла. Каноническое проектирование КИСотражает особенности ручной технологии индивидуального (оригинального) проектирования, осуществляемого на уровне исполнителей без использования каких-либо инструментальных средств, позволяющих интегрировать выполнение элементарных операций. Как правило, каноническое проектирование применяется для небольших локальных КИС. Создание средних и особенно сложных КИС требует индустриального подхода к процессу проектирования. В основе такого подхода лежат инженерные методы решения конкретных задач с привлечением последних достижений информационных RAD и CASE - технологий. В зависимости от сложности объекта автоматизации и набора задач, требующих решения при создании конкретной КИС, стадии и этапы работ могут иметь различную трудоемкость. Допускается объединять последовательные этапы и даже исключать некоторые из них на любой стадии проекта. Допускается также начинать выполнение работ следующей стадии до окончания предыдущей. 9.4. Этапы проектирования КИС [4] Стадии и этапы создания КИС, выполняемые организациями-участниками, прописываются в договорах и технических заданиях на выполнение работ. Можно выделить следующие стадии создания КИС. Стадия 1. Формирование требований: Ø обследование объекта и обоснование необходимости создания КИС; Ø формирование требований пользователей к КИС; Ø оформление отчета о выполненной работе и тактико-технического задания на разработку. Стадия 2. Разработка концепции: Ø изучение объекта автоматизации; Ø проведение необходимых научно-исследовательских работ; Ø разработка вариантов концепции КИС, удовлетворяющих требованиям пользователей; Ø оформление отчета и утверждение концепции. Стадия 3. Техническое задание: Ø разработка и утверждение технического задания на создание КИС. Стадия 4. Эскизный проект: Ø разработка предварительных проектных решений по системе и ее частям; Ø разработка эскизной документации на КИС и ее части. Стадия 5. Технический проект: Ø разработка проектных решений по системе и ее частям; Ø разработка документации на КИС и ее части; Ø разработка и оформление документации на поставку комплектующих изделий; Ø разработка заданий на проектирование в смежных частях проекта. Стадия 6. Рабочая документация: Ø разработка рабочей документации на КИС и ее части; Ø разработка и адаптация программ. Стадия 7. Ввод в действие: Ø подготовка объекта автоматизации; Ø подготовка персонала; Ø комплектация КИС поставляемыми изделиями (программными и техническими средствами, программно-техническими комплексами, информационными изделиями); Ø пусконаладочные работы; Ø проведение предварительных испытаний; Ø проведение опытной эксплуатации; Ø проведение приемочных испытаний. Стадия 8. Сопровождение: Ø выполнение работ в соответствии с гарантийными обязательствами; Ø послегарантийное обслуживание.
9.5. Формирование требований к КИС. Проблемы взаимодействия потребителя и проектировщика КИС. Разработка концепции КИС
Формирование требований к КИС начинается с обследования организации. Обследование - это изучение и диагностический анализ организационной структуры предприятия, его деятельности и существующей системы обработки информации. На этапе обследования целесообразно выделить две составляющие: определение стратегии внедрения КИС и детальный анализ деятельности организации.
На этапе детального анализа деятельности организации изучаются задачи, обеспечивающие реализацию функций управления, организационная структура, штаты и содержание работ по управлению предприятием, а также характер подчиненности вышестоящим органам управления. На этом этапе должны быть выявлены:
Аналитики собирают и фиксируют информацию в двух взаимосвязанных формах:
Одной из наиболее трудоемких, хотя и хорошо формализуемых задач этого этапа является описание документооборота организации. При обследовании документооборота составляется схема маршрута движения документов, которая должна отразить:
По результатам обследования устанавливается перечень задач управления, решение которых целесообразно автоматизировать, и очередность их разработки. На этапе обследования следует классифицировать планируемые функции системы по степени важности. Один из возможных форматов представления такой классификации – MuSCoW [4]. Эта аббревиатура расшифровывается так: Must have - необходимые функции; Should have - желательные функции; Could have - возможные функции; Won't have - отсутствующие функции. Функции первой категории обеспечивают критичные для успешной работы системы возможности. Реализация функций второй и третьей категорий ограничивается временными и финансовыми рамками: разрабатывается то, что необходимо, а также максимально возможное в порядке приоритета число функций второй и третьей категорий. Последняя категория функций особенно важна, поскольку необходимо четко представлять границы проекта и набор функций, которые будут отсутствовать в системе. На этапе анализа необходимо привлекать к работе группы тестирования для решения следующих задач:
Применение тестирования на ранних этапах разработки является целесообразным для любых проектов. Если проектное решение оказалось неудачным и это обнаружено слишком поздно (на этапе разработки или, что еще хуже, на этапе внедрения в эксплуатацию), то исправление ошибки проектирования обходится очень дорого. Чем раньше группы тестирования выявляют ошибки в информационной системе, тем ниже стоимость сопровождения системы. Время на тестирование системы и на исправление обнаруженных ошибок следует предусматривать не только на этапе разработки, но и на этапе проектирования. Для автоматизации тестирования следует использовать системы отслеживания ошибок (bug tracking). Это позволяет иметь единое хранилище ошибок, отслеживать их повторное появление, контролировать скорость и эффективность исправления ошибок, видеть наиболее нестабильные компоненты системы, а также поддерживать связь между группой разработчиков и группой тестирования (уведомления об изменениях по e-mail и т.п.). Чем больше проект, тем сильнее потребность в bug tracking. Результаты обследования представляют объективную основу для формирования технического задания на информационную систему.
9.6. Техническое задание
Техническое задание - это документ, определяющий цели, требования и основные исходные данные, необходимые для разработки автоматизированной системы управления. При разработке технического задания необходимо решить следующие задачи:
9.7. Технический проект Техническому проекту может предшествовать эскизный проект. Эскизный проект предусматривает разработку предварительных проектных решений по системе и ее частям. Выполнение стадии эскизного проектирования не является строго обязательной. Если основные проектные решения определены ранее или достаточно очевидны для конкретной ИС и объекта автоматизации, то эта стадия может быть исключена из общей последовательности работ. Содержание эскизного проекта задается в ТЗ на систему. Как правило, на этапе эскизного проектирования определяются:
На основе технического задания (и эскизного проекта) разрабатывается технический проект ИС. Технический проект системы - это техническая документация, содержащая общесистемные проектные решения, алгоритмы решения задач, а также оценку экономической эффективности автоматизированной системы управления и перечень мероприятий по подготовке объекта к внедрению. На этом этапе осуществляется комплекс научно-исследовательских и экспериментальных работ для выбора основных проектных решений и расчет экономической эффективности системы.
9.8. Рабочая документация. Ввод в действие. Сопровождение
В завершение стадии технического проектирования производится разработка документации на поставку серийно выпускаемых изделий для комплектования ИС, а также определяются технические требования и составляются ТЗ на разработку изделий, не изготовляемых серийно. На стадии "рабочая документация" осуществляется создание программного продукта и разработка всей сопровождающей документации. Документация должна содержать все необходимые и достаточные сведения для обеспечения выполнения работ по вводу ИС в действие, ее эксплуатации, а также для поддержания уровня эксплуатационных характеристик (качества) системы. Разработанная документация должна быть соответствующим образом оформлена, согласована и утверждена. Для ИС, которые являются разновидностью автоматизированных систем, устанавливают следующие основные виды испытаний: предварительные, опытная эксплуатация и приемочные. При необходимости допускается дополнительно проведение других видов испытаний системы и ее частей. В зависимости от взаимосвязей частей ИС и объекта автоматизации испытания могут быть автономные или комплексные. Автономные испытания охватывают части системы. Их проводят по мере готовности частей системы к сдаче в опытную эксплуатацию. Комплексные испытания проводят для групп взаимосвязанных частей или для системы в целом. Для планирования проведения всех видов испытаний разрабатывается документ "Программа и методика испытаний". Разработчик документа устанавливается в договоре или ТЗ. В качестве приложения в документ могут включаться тесты или контрольные примеры. Предварительные испытания проводят для определения работоспособности системы и решения вопроса о возможности ее приемки в опытную эксплуатацию. Предварительные испытания следует выполнять после проведения разработчиком отладки и тестирования поставляемых программных и технических средств системы и представления им соответствующих документов об их готовности к испытаниям, а также после ознакомления персонала ИС с эксплуатационной документацией.
Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 1705; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |