КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Тема 2. Информационные революции — информационная сфера, информационное общество
В истории общественного развития можно выделить несколько информационных революций, связанных с кардинальными изменениями в сфере производства, обработки и обращения информации, приведших к радикальным преобразованиям общественных отношений. В результате таких преобразований общество приобретало в определенном смысле новое качество. Первая информационная революция связана с изобретением письменности, что привело к гигантскому качественному и количественному скачку в информационном развитии общества. Появилась возможность фиксировать знания на материальном носителе, тем самым отчуждать их от производителя и передавать из поколения в поколение. Вторая информационная революция (середина XVI в.) вызвана изобретением книгопечатания (первопечатники Гутенберг и Иван Федоров). Появилась возможность тиражирования и активного распространения информации, возросла доступность людей к источникам знаний. Эта революция радикально изменила общество, создала 1 См.: ГК РФ. Ч. 1. М., 1995. С. 68. 10 дополнительные возможности приобщения к культурным ценностям сразу больших слоев населения. Третья информационная революция (конец XIX в.) обусловлена изобретением электричества, благодаря которому появились телеграф, телефон, радио — средства, позволяющие оперативно передавать и накапливать информацию в значительных объемах. Следствие этой революции — повышение степени распространения информации и информационного «охвата» населения средствами вещания. Повысилась роль СМИ как механизма распространения сообщений и знаний на больших территориях и обеспечения ими проживающих на них граждан, а также доступность членов общества к сообщениям и знаниям. Существенно возросла роль информации как средства воздействия на развитие общества и государства, появилась возможность оперативного общения людей между собой. Четвертая информационная революция (середина XX в.) связана с изобретением вычислительной техники и появлением персонального компьютера, созданием сетей связи и телекоммуникаций. Стало возможным накапливать, хранить, обрабатывать и передавать информацию в электронной форме. Возросли оперативность и скорость создания и обработки информации, в памяти компьютера стали накапливаться практически неограниченные объемы информации, увеличилась скорость передачи, поиска и получения информации. Сегодня мы переживаем пятую информационную революцию, связанную с формированием и развитием трансграничных глобальных информационно-телекоммуникационных сетей, охватывающих все страны и континенты, проникающих в каждый дом и воздействующих одновременно и на каждого человека в отдельности, и на огромные массы людей. Наиболее яркий пример такого явления и результат пятой революции — Интернет. Суть пятой революции заключается в интеграции в едином информационном пространстве во всем мире программно-технических средств, средств связи и телекоммуникаций, информационных запасов или запасов знаний как единой информационной телекоммуникационной инфраструктуры, в которой активно действуют юридические и физические лица, органы государственной власти и местного самоуправления. В итоге неимоверно возрастают скорости и объемы обрабатываемой информации, появляются новые уникальные возможности производства, передачи и распространения информации, поиска и получения информации, новые виды традиционной деятельности в этих сетях. Мы являемся свидетелями существенного повышения роли и места информации в жизни личности, общества и государства; воздей- ствия информации на развитие личности, общества, государства. Информация сегодня превратилась в мощный реально ощутимый ресурс, имеющий даже большую ценность, чем природные, финансовые, трудовые и иные ресурсы. Информация стала товаром, который продается и покупается, она превратилась в оружие, возникают и прекращаются информационные войны. Последнее время стало обычным характеризовать современное общество как информационное. Первым, кто употребил данное словосочетание, был, по всей видимости, Ф. Машлуп — американский экономист, автор книги «Производство и распространение знания в Соединенных Штатах» (1962). В ней автор предпринял попытку анализа информационного сектора экономики на примере США. Философы не оставили без внимания тенденции развития общества и ввели среди прочих этот термин, анализируя современные концепции естествознания. Информационное общество в соответствии с концепцией 3. Бже-зинского, Д. Белла, О. Тоффлера, поддерживаемой и другими зарубежными учеными, — разновидность постиндустриального общества. Рассматривая общественное развитие как «смену стадий», сторонники этой концепции информационного общества связывают его становление с доминированием «четвертого», информационного сектора экономики, следующего за тремя известными секторами — сельским хозяйством, промышленностью и экономикой услуг. При этом они утверждают, что капитал и труд, как основа индустриального общества, уступают место информации и знаниям в информационном обществе. При реализации информации затрагиваются моменты ее переработки, то есть наслоения или выборки, расширения или сжатия полученных единиц знания; ее перемещения при помощи любых средств и способов. Возникает кругооборот информации в обществе, опосредующий его развитие. Одна из наиболее интересных и разработанных философских концепций информационного общества принадлежит известному японскому ученому Е. Масуде, стремящемуся осмыслить грядущую социальную эволюцию. 1 Е. А. Угринович выделяет определенные характерные моменты развития теории информационного общества, к которым относятся следующие. Во-первых, утверждается понятие «постиндустриального общества» (Дакендорф, 1958), в рамках которого начинает преобладать производство и распространение знания, появляется новая отрасль экономики — информационная экономика. Быстрое развитие 1 См.: Масуда Е. Информационное общество как постиндустриальное общество. М., 1997. последней предопределяет ее контроль за сферой бизнеса и государства (Гэ лбрейт, 196 7). Дал ее, формируются организационные основы контроля (Болдуин, 1953; Уайт, 1956), в социальной структуре возникает новый класс — получивший название миритократия (Янг, 1958; Гоулднер, 1979). Производство информации и коммуникация становятся централизованным процессом (теория «глобальной деревни» Мак-Люена, 1964). В конечном счете информацию определяют основным ресурсом нового постиндустриального порядка (Белл, 19 73). 1 К основным особенностям и характеристикам информационного общества указанные ученые относят: 1. Наличие информационной инфраструктуры, состоящей из 2. Массовое применение персональных компьютеров, подключен 3. Подготовленность членов общества к работе на персональных 4. Новые формы и виды деятельности в ТИТС или в виртуальном 5. Возможность каждому практически мгновенно получать из 6. Трансформация деятельности СМИ, интеграция СМИ и ТИТС, 7. Отсутствие географических и геополитических границ госу Типичный пример информационной инфраструктуры такого информационного общества — Интернет, которой сегодня активно заполняет информационное пространство во всех странах и на всех континентах, являясь основным и активным средством формирования информационного общества. 1 Угринович Е. А. Информационное общество // Новейший философский словарь. Минск, 1999. С. 274. С правовой точки зрения, информационное общество представляет собой одну из характеристик общества, которую можно, пожалуй, сравнить, с такой характеристикой общества, как гражданское, правовое и т. д. Данное понятие отражает несколько популистское стремление ученых дать определение современного состояния общества как глобального объединения всех жителей мира, а характеристика несколько абстрактна и экстерриториальна и во временном и пространственном приложении к обществу конкретного государства иногда теряет свое значение. Так, например, нельзя в настоящее время назвать Мозамбиг информационным обществом. Следовательно, справедливо отметить, что российское общество тогда молено назвать информационным, когда оно будет отвечать основным юридически значимым признакам, а именно: 1. Государство (как способ политической организации общества) 2. Гражданам страны предоставлены информационные права и 3. Созданы специальные государственные органы, обеспечивающие 4. Средства массовой информации независимы и социально ак 5. Наличие развитой информационной инфраструктуры (инфор 6. Обеспечен широкий доступ населения к информационным се 7. Создаются общественные и коммерческие органы коммуника Таким образом, можно дать следующее правовое определение: информационное общество — это общество, в котором каждому его члену предоставлена обеспеченная законом возможность быть участником информационного обмена посредством создания и использования информационных институтов и средств для наиболее эффективного и полноценного егоразвития. Информационное общество представляет собой форму существования современного социума. Область оборота информации (производство—распространение—потребление), при котором субъекты реализуют свои потребности и возможности по отношению к инфор- мации, по мнению В. Н. Лопатина и И. Л. Бачило, и составляет информационную сферу. 1 В федеральном законе «Об участии в международном информационном обмене» 2 дается такое законодательное определение информационной сферы: «...сфера деятельности субъектов, связанная с созданием, преобразованием и потреблением информации». Пространство, в котором совершается оборот информации, не ограничено возможностями современного человеческого восприятия. Однако, преследуя цель определить особенности и пределы правового регулирования отношений, возникающих в связи с реализацией указанных процессов, необходимо ввести более точное законодательное понятие информационной сферы: информационная сфера — пространство, ограниченное возможностью человеческого восприятия, а также восприятием современных технических средств и устройств, в котором воспроизводится, передается, перерабатывается иреализуется (потребляется) информация, то есть совершается ее оборот. В Окинавской хартии (июль 2000 г.) особо отмечается, что стратегия развития информационного общества должна сопровождаться развитием людских ресурсов, возможности которых соответствовали бы требованиям информационного века. «Мы обязуемся, — заявили участники Хартии, — предоставить всем гражданам возможность освоить и получить навыки работы с информационно-коммуникационными технологиями посредством образования, пожизненного обучения и подготовки». В этой связи следует подчеркнуть, что неотъемлемой составной частью всех усилий по внедрению в общество знания в сфере информации является информационное право. Существование информационной сферы, по логике информационного законодательства, опосредуют информационные процессы, то есть процессы производства, передачи, поиска, получения и распространения информации, а также создания и применения информационных систем, информационных технологий и средств их обеспечения. Отношения, складывающиеся при реализации указанных процессов, можно определить как информационные и, следовательно, подлежащие правовому регулированию. Функционирование информационной сферы обеспечивается взаимодействием с информационными ресурсами, которые представлены 1 Бачило И. Л., Лопатин В. Н., Федотов М. А. Информационное право: учеб 2 ФЗ РФ «Об участии в международном информационном обмене» // СЗ РФ. в виде массивов документов, баз и банков данных, архивов, библиотек, музейных фондов и прочих носителей информации. Информационную инфраструктуру составляют: — информационно-телекоммуникационные структуры; — территориально распределенные государственные и корпора — телекоммуникационные сети и системы специального назначе — сети и каналы передачи данных; — средства коммуникации и управления информационными по — системы СМИ; — информационные, компьютерные и телекоммуникационные — информационные агентства и иные организации, обеспечиваю Исследование функционирования информационной сферы является одной из задач современной юриспруденции. Вызывает определенный интерес предложенная В. А. Копыловым, весьма удачная, на наш взгляд, модель информационной сферы, которая образуется двумя взаимосвязанными частями, включающими следующие области: — основную область и область собственно обращения информа — область, обеспечивающую обращение информации — создания, В. А. Копылов отмечает, что разделение информационной сферы на области условно, поскольку они тесно связаны между собой.2 Следует отметить, что все области информационных отношений взаимосвязаны и взаимообусловлены, более того отношения цикличны и образуют замыкаемый кругооборот движения информации в информационной сфере. 1 См.: Копылов В. А. Информационное право: учебник. М., 2002. С. 51—78. 2 Там же. С. 53. Существование и развитие информационной сферы предопределено объективными законами, к которым, по мнению И. Л. Бачило и В. Н. Лопатина, можно отнести шесть видов законов: 1. Закон организации и ограничения информации в социальных 2. Закон информационного опережения, когда решение проблем ин 3. Законы информационного воздействия (аддитивности) каса 1 Доктрина информационной безопасности. Утв. Указом Президента РФ от 2 Богданов А. А. Тектология (всеобщая организационная наука) / РАН. М., конов заключается в том, что суммарный потенциал системы определяется характером взаимодействия ее подсистем. Так, если подсистемы индифферентны друг другу, то суммарный потенциал системы эквивалентен потенциалу одной из подсистем. Если же подсистемы находятся в состоянии войны, то потенциал системы меньше потенциала самой слабой из подсистем. В случае если взаимодействие всех подсистем носит целенаправленный характер, то потенциал системы много больше суммы потенциалов всех подсистем — закон сверхаддитивности (сверхдобавления), когда целое больше суммы его частей. 4. Закон неполного использования информации, существующий 5. Закон искажения информации по мере ее движения, существу При непосредственном распространении создатель информационного продукта воздействует на потребителя непосредственно (передача идей на лекциях, конференциях, семинарах, митингах, театрализованных представлениях, а также при непосредственном общении). Правовое регулирование в данном контексте предусматривает установление запретов на распространение конфиденциальной информации, недостоверных сведений, клеветы и ответственности за это, а также правовой охраны и защиты авторских и смежных прав. При опосредованном распространении между создателем информации и потребителем стоит посредник — средство фиксации и передачи информации. Зачастую подобные правоотношения носят массовый характер, что предопределяет достаточно высокую степень правового регулирования массового информационного обмена. 6. Закон принудительного отчуждения и обобществления инфор сах реализации информационных прав граждан, построения высокоразвитого информационного общества, сохранения и развития информационного пространства. В действующем законодательстве в этой области выделяют ряд понятий, таких как «поиск», «сбор», «получение», «накопление», «хранение», «потребление».Правовое регулирование предусматривает охрану и защиту прав на доступ к информации, прав на неприкосновенность частной жизни, на тайну и на объекты интеллектуальной собственности, прав на информационные системы и т. д.1 Таким образом, информационная сфера представляет собой некое абстрактно существующее, ограниченное восприятием субъектов, социально-правовое явление, развитие и функционирование которого подчинено указанным выше законам, существование которой опосредовано циркулированием информации, ее взаимодействием с субъектами, а следовательно, и возникновением, изменением и прекращением информационных отношений. Тем самым информационная сфера является не чем иным, как пространственной характеристикой информационных отношений, возникающих в ней во всем своем многообразии. Следует отметить, что информационная сфера отражает все те колебания, которые порождаются информационными отношениями, а также те конфликты, с которыми сталкиваются их участники, и способы их преодоления. Информационная сфера претерпевает постоянные изменения как извне — со стороны законодательства, старающегося придать ей законные рамки, так и изнутри — благодаря взаимоотношениям сторон информационных отношений. Тема 3. Информационное право как учебная дисциплина, отрасль права и научная специальность Развитие информационных технологий, создание новых компьютерных сетей, расширение сферы информационной деятельности — эти и другие характерные черты процесса информатизации жизни человека и всего общества обусловили появление такой новой отрасли права, как информационное. Оно сложилось во многих странах современного мира, в том числе в последнее десятилетие и в России. По сравнению с другими отраслями права, такими, как конституционное, административное, уголовное, гражданское, оно находится еще на самом начальном этапе своего развития, во многом еще толь- 1 Бачило И. Л., Лопатин В. Н., Федотов М. А. Указ. соч. С. 135-139. ко формируется, однако присущий ему динамизм, предопределяемый общественными потребностями, позволяет ему занять достойное место в системе сложившихся отраслей права. Ввод новых информационных технологий, их активное использование, создание более совершенных систем информационного менеджмента, развитие всего комплекса производства информационного продукта и формирование рынка информационных услуг, включая информационный сервис, — эти и другие слагаемые процесса информатизации получают, тем самым, правовую базу, отвечающую все более высоким запросам времени. Об информационном праве юридическая наука заговорила сравнительно недавно, на рубеже 60—70-х годов XX столетия. Терминология еще не была отработана, и в литературе того времени можно встретить разные определения, относящиеся нередко к одному и тому же явлению. Иной раз вся проблематика информационного права сводилась к так называемому компьютерному праву либо к правовой кибернетике, задачи лее правового регулирования оставлялись классическим отраслям права, в первую очередь административному праву. Среди наиболее значительных публикаций этого периода можно назвать монографию чехословацкого правоведа В. Кнаппа «Кибер-нетикаиправо» и работу советского юриста А. Б. Венгерова «Право и информация в условиях автоматизации» (1978). В последние годы значительно увеличилось число авторов и, соответственно, количество публикаций как по общим, так и по частным вопросам информационного права: работы Ю. М. Батурина, И. Л. Ба-чило, В. А. Копылова, В. Н. Лопатина, Ю. А. Тихомирова, М. А. Федотова и других. Принципиальное значение имело создание в Институте государства и права Российской академии наук специализированного подразделения — сектора информационного права. Центр ориентирован как на проведение собственных научных исследований по ведущим направлениям развития информационного права, так и на кооперацию с другими аналогичными центрами зарубежья. Прежде чем характеризовать основные направления развития информационного права, целесообразно сделать несколько предварительных замечаний, касающихся самих подходов к этой отрасли права. И первое замечание относится к определению предмета информационного права. Юридическая наука издавна подчеркивает необходимость основательной разработки данного вопроса как в традиционных, устоявшихся отраслях права, так и, особенно, в новых, само существование которых нередко нуждается в дополнительных обоснованиях и разъяснениях. Информационное право в этом отно- шении не является исключением. Более того, именно информационное право причисляется к разряду отраслей права, новизна которых вызывает немало сомнений и споров по поводу их самостоятельного существования. Надо сказать, что понятие «информационное право» выступает, по меньшей мере, в трех ипостасях. За этим понятием может скрываться: 1) отрасль права, регулирующая определенную группу общественных отношений; 2) наука — область правоведения, концентрирующая свое внимание на изучении информационного права; 3) учебная дисциплина, связанная с преподаванием информационного права. Хотя эти три разновидности понятия «информационное право» взаимосвязаны, они, тем не менее, существуют раздельно друг от друга. В этом триединстве информационное право как отрасль права выступает в качестве главного, отправного понятия. Исходя из него, можно установить, что такое информационное право как отрасль юридической науки и как учебная дисциплина. Под информационным правом понимается, прежде всего, совокупность юридических норм, определяющих поведение субъектов (граждан, учреждений, государственных и муниципальных органов) в информационной сфере. Однако, если информационное право как совокупность юридических норм регулирует общественные отношения в информационной сфере, то наука информационного права исследует эти информационные нормы, отношения, возникающие при их применении, измеряет эффективность действия информационных норм, классифицирует, систематизирует и кодифицирует их, объединяет в правовые институты, формирует и оптимизирует систему информационного права. Что касается информационного права как учебной дисциплины, то она также носит производный характер. В системе юридического образования данная дисциплина призвана обеспечивать процесс обучения студентов теоретическим основам информационного права как отрасли права. В преподавании активно используются данные науки информационного права. Для информационного права, возможно в большей мере, чем для многих других отраслей права, — характерны большие «приграничные зоны». Нормы информационного права можно найти в законах «Об авторском праве и смежных правах», «Патентном законе Российской Федерации», «О связи» и т. д. При этом информационное право тесно соседствует с уголовным и административным правом, а также налоговым, бюджетным и финансовым правом. В принципе, информационное право входит в публичное право, но оно взаимодействует и с частноправовыми отраслями. В первую оче- редь, речь идет о гражданском праве, в котором регулируются многие информационные отношения, в том числе информационные услуги, содержатся понятия коммерческой и банковской тайны, признается электронная подпись. Предмет регулирования является определяющим критерием отграничения одной отрасли права от другой. Но предмет не был и не становится единственным основанием обособления той или иной отрасли права. Юридическая наука давно уже отметила необходимость использования дополнительных критериев, среди которых, бесспорно, выделяется метод правового регулирования. Для информационного права характерно использование самых различных средств и приемов. Но если обратиться к соотношению императивных и диспо-зитивных подходов, то нельзя не отметить большое сходство информационного права с отраслями публичного права, в особенности с административным правом. В то лее время в арсенале информационного права есть немало инструментов поощрительного и рекомендательного характера. В том, что касается имущественного оборота, построенного на принципах гражданского права, действуют положения о равенстве сторон. При изучении информационного права применяются различные как традиционные, так и нетрадиционные для правовой науки методы. Существенное внимание уделяется методам, предназначенным для исследования информационных объектов как особых объектов информационных правоотношений. При исследовании информационного права применяются главным образом методы правовой науки, которые используются в конкретных юридических науках и составляют их методологическую основу. Формально-догматический метод исследует «догму» информационного права. Обычно при исследованиях первым применяется именно этот метод, суть которого заключается в юридической обработке правового материала, догмы права. Этот метод включает такие процедуры, как описание и анализ информационно-правовых норм и правоотношений, их толкование, классификацию и систематизацию явлений, понятий, норм, правоотношений, актов, институтов. В результате классификации информационно-правовых явлений, понятий и норм, других элементов системы информационного права по определенным основаниям исследователю предоставляется возможность удобного и соизмеримого их сопоставления, а следовательно, более полного представления о них. Посредством классификации и систематизации разрозненные знания и представления об исследуемом предмете приводятся в порядок. Применение формально-догматического метода знания об информационном праве приводятся в сис- тему, что позволяет получать определенную, четкую форму их представления, удобную для запоминания и последующего изучения. Метод сравнительного правового исследования основан на сопоставлении двух или более однотипных элементов информационного права (институтов, норм, понятий и т. п.) с элементами иных национальных правовых систем (американской, европейской и т. п.) с целью выявления их общих и отличительных характеристик. Сравнение как логический прием предполагает, что в исследуемых элементах обязательно имеются сходные составляющие. Такое сопоставительное изучение позволяет получить важный материал для заимствования, классификации и в конечном итоге совершенствования системы информационного права. Сравнительно-правовой метод представляет собой эффективное средство познания, раскрытия сущности информационно-правовых явлений и положений других национальных информационных правовых систем, выявления их преимуществ и перенесения этих преимуществ в российскую информационно-правовую систему. Метод обращения к наукам, изучающим другие, смежные отрасли права, позволяет использовать и эффективно применять положения и выводы, разрабатываемые этими науками в системе информационного права. Так, с целью изучения информационного права эффективно могут использоваться методы общей теории права, конституционного права, административного права, гражданского права, финансового права, уголовного права и других отраслей права. Для исследования информационного права удобно и достаточно эффективно применяются и естественные науки, например информатика и правовая информатика, правовая кибернетика, семиотика и семантика. Метод социологического исследования может применяться для наблюдения за деятельностью субъектов информационного права с целью оценки эффективности практики применения норм и предписаний информационного права в конкретных условиях. Средство исследования этого метода основывается на анкетировании и опросах субъектов конкретных правоотношений. Это один из наиболее эффективных методов оценки «качества» правовых норм, степени применимости конкретных норм, разработки рекомендаций и предложений по их совершенствованию. Существенную роль в этом методе имеет личное наблюдение. Именно в процессе личного наблюдения собирается и накапливается фактический материал, который невозможно получить иным способом. Большое значение имеют приемы статистической обработки собранного материала, применение которых позволяет определять особенности и повторяемость явлений, событий, фактов в системе информационного права. Сравнительно-исторический метод основан на анализе истории формирования и развития информационного права, его понятийного аппарата, отдельных институтов. Следует отметить, что этот метод пока неприменим для исследования системы информационного права в полном объеме, поскольку само это право только лишь формируется. Тем не менее данный метод может активно применяться для исследования отдельных частей и элементов информационного права. Методы алгоритмизации и моделирования активно применяются для исследования системы информационного права, описания структур и элементов этой системы, для описания поведения субъектов информационных правоотношений. Данные методы применяются, например, при описании модели информационной сферы, для построения модели самостоятельного оборота информации, для процессов законотворческой деятельности и т. д. Метод системного подхода может применяться на всех стадиях и этапах изучения информационного права, его элементов и частей как универсальный комплексный метод, основанный на подробном исследовании всех возможных путей, способов и вариантов решения задачи, а также последствий от применения методов и способов решения задачи исследования. При исследовании объектов информационного права используются и иные методы естественных наук, в частности, методы информатики, правовой информатики и правовой кибернетики. Процессы формирования информационного права как самостоятельной отрасли права предопределяются также социальным заказом (осознанной и признанной общественной потребностью в особом правовом регулировании той или иной группы общественных отношений). В Институте государства и права Российской академии наук разработана программа учебного курса «Информационное право». Инициатива института была поддержана Министерством образования Российской Федерации, решением которого в 2002 году в структуру юридических научных специальностей включена специальность «Административное, финансовое, информационное право» (12.00.14).
Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 1077; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |