Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Тема 2. Информационные революции — информационная сфера, информационное общество




В истории общественного развития можно выделить несколько информационных революций, связанных с кардинальными измене­ниями в сфере производства, обработки и обращения информации, приведших к радикальным преобразованиям общественных отноше­ний. В результате таких преобразований общество приобретало в определенном смысле новое качество.

Первая информационная революция связана с изобретением пись­менности, что привело к гигантскому качественному и количественно­му скачку в информационном развитии общества. Появилась возмож­ность фиксировать знания на материальном носителе, тем самым от­чуждать их от производителя и передавать из поколения в поколение.

Вторая информационная революция (середина XVI в.) вызвана изобретением книгопечатания (первопечатники Гутенберг и Иван Федоров). Появилась возможность тиражирования и активного рас­пространения информации, возросла доступность людей к источни­кам знаний. Эта революция радикально изменила общество, создала

1 См.: ГК РФ. Ч. 1. М., 1995. С. 68. 10


дополнительные возможности приобщения к культурным ценностям сразу больших слоев населения.

Третья информационная революция (конец XIX в.) обусловлена изобретением электричества, благодаря которому появились теле­граф, телефон, радио — средства, позволяющие оперативно переда­вать и накапливать информацию в значительных объемах. Следствие этой революции — повышение степени распространения информа­ции и информационного «охвата» населения средствами вещания. Повысилась роль СМИ как механизма распространения сообщений и знаний на больших территориях и обеспечения ими проживающих на них граждан, а также доступность членов общества к сообщениям и знаниям. Существенно возросла роль информации как средства воз­действия на развитие общества и государства, появилась возмож­ность оперативного общения людей между собой.

Четвертая информационная революция (середина XX в.) связана с изобретением вычислительной техники и появлением персональ­ного компьютера, созданием сетей связи и телекоммуникаций. Ста­ло возможным накапливать, хранить, обрабатывать и передавать информацию в электронной форме. Возросли оперативность и ско­рость создания и обработки информации, в памяти компьютера ста­ли накапливаться практически неограниченные объемы информации, увеличилась скорость передачи, поиска и получения информации.

Сегодня мы переживаем пятую информационную революцию, свя­занную с формированием и развитием трансграничных глобальных информационно-телекоммуникационных сетей, охватывающих все страны и континенты, проникающих в каждый дом и воздействую­щих одновременно и на каждого человека в отдельности, и на огром­ные массы людей. Наиболее яркий пример такого явления и резуль­тат пятой революции — Интернет.

Суть пятой революции заключается в интеграции в едином ин­формационном пространстве во всем мире программно-технических средств, средств связи и телекоммуникаций, информационных запа­сов или запасов знаний как единой информационной телекоммуни­кационной инфраструктуры, в которой активно действуют юриди­ческие и физические лица, органы государственной власти и местно­го самоуправления. В итоге неимоверно возрастают скорости и объе­мы обрабатываемой информации, появляются новые уникальные возможности производства, передачи и распространения информа­ции, поиска и получения информации, новые виды традиционной деятельности в этих сетях.

Мы являемся свидетелями существенного повышения роли и мес­та информации в жизни личности, общества и государства; воздей-


ствия информации на развитие личности, общества, государства. Информация сегодня превратилась в мощный реально ощутимый ресурс, имеющий даже большую ценность, чем природные, финансо­вые, трудовые и иные ресурсы. Информация стала товаром, который продается и покупается, она превратилась в оружие, возникают и прекращаются информационные войны.

Последнее время стало обычным характеризовать современное об­щество как информационное. Первым, кто употребил данное словосо­четание, был, по всей видимости, Ф. Машлуп — американский эконо­мист, автор книги «Производство и распространение знания в Соеди­ненных Штатах» (1962). В ней автор предпринял попытку анализа информационного сектора экономики на примере США. Философы не оставили без внимания тенденции развития общества и ввели среди про­чих этот термин, анализируя современные концепции естествознания.

Информационное общество в соответствии с концепцией 3. Бже-зинского, Д. Белла, О. Тоффлера, поддерживаемой и другими зару­бежными учеными, — разновидность постиндустриального обще­ства. Рассматривая общественное развитие как «смену стадий», сто­ронники этой концепции информационного общества связывают его становление с доминированием «четвертого», информационного сек­тора экономики, следующего за тремя известными секторами — сель­ским хозяйством, промышленностью и экономикой услуг. При этом они утверждают, что капитал и труд, как основа индустриального общества, уступают место информации и знаниям в информацион­ном обществе. При реализации информации затрагиваются моменты ее переработки, то есть наслоения или выборки, расширения или сжатия полученных единиц знания; ее перемещения при помощи любых средств и способов. Возникает кругооборот информации в об­ществе, опосредующий его развитие.

Одна из наиболее интересных и разработанных философских кон­цепций информационного общества принадлежит известному япон­скому ученому Е. Масуде, стремящемуся осмыслить грядущую соци­альную эволюцию. 1

Е. А. Угринович выделяет определенные характерные моменты раз­вития теории информационного общества, к которым относятся сле­дующие. Во-первых, утверждается понятие «постиндустриального общества» (Дакендорф, 1958), в рамках которого начинает преобла­дать производство и распространение знания, появляется новая от­расль экономики — информационная экономика. Быстрое развитие

1 См.: Масуда Е. Информационное общество как постиндустриальное обще­ство. М., 1997.


последней предопределяет ее контроль за сферой бизнеса и государ­ства (Гэ лбрейт, 196 7). Дал ее, формируются организационные основы контроля (Болдуин, 1953; Уайт, 1956), в социальной структуре воз­никает новый класс — получивший название миритократия (Янг, 1958; Гоулднер, 1979). Производство информации и коммуникация становятся централизованным процессом (теория «глобальной дерев­ни» Мак-Люена, 1964). В конечном счете информацию определяют основным ресурсом нового постиндустриального порядка (Белл, 19 73). 1 К основным особенностям и характеристикам информационного общества указанные ученые относят:

1. Наличие информационной инфраструктуры, состоящей из
трансграничных информационно-телекоммуникационных сетей
(ТИТС) и распределенных в них информационных ресурсов как запа­
сов знаний.

2. Массовое применение персональных компьютеров, подключен­
ных к ТИТС, именно массовое, иначе это не общество, а совокуп­
ность отдельных его членов.

3. Подготовленность членов общества к работе на персональных
компьютерах и в ТИТС;

4. Новые формы и виды деятельности в ТИТС или в виртуальном
пространстве (повседневная трудовая деятельность в сетях, купля-
продажа товаров и услуг, связь и коммуникация, отдых и развлече­
ние, медицинское обслуживание и т. п.);

5. Возможность каждому практически мгновенно получать из
ТИТС полную, точную и достоверную информацию; мгновенная ком­
муникация каждого члена общества с каждым, каждого со всеми и
всех с каждым (например, «чаты» по интересам в Интернете);

6. Трансформация деятельности СМИ, интеграция СМИ и ТИТС,
создание единой среды распространения массовой информации —
мультимедиа;

7. Отсутствие географических и геополитических границ госу­
дарств-участников ТИТС, «столкновение» и «ломка» национальных
законодательств в этих сетях, становление нового международного
информационного права и законодательства.

Типичный пример информационной инфраструктуры такого ин­формационного общества — Интернет, которой сегодня активно за­полняет информационное пространство во всех странах и на всех кон­тинентах, являясь основным и активным средством формирования информационного общества.

1 Угринович Е. А. Информационное общество // Новейший философский словарь. Минск, 1999. С. 274.


С правовой точки зрения, информационное общество представля­ет собой одну из характеристик общества, которую можно, пожалуй, сравнить, с такой характеристикой общества, как гражданское, пра­вовое и т. д. Данное понятие отражает несколько популистское стрем­ление ученых дать определение современного состояния общества как глобального объединения всех жителей мира, а характеристика не­сколько абстрактна и экстерриториальна и во временном и простран­ственном приложении к обществу конкретного государства иногда теряет свое значение. Так, например, нельзя в настоящее время на­звать Мозамбиг информационным обществом.

Следовательно, справедливо отметить, что российское общество тогда молено назвать информационным, когда оно будет отвечать ос­новным юридически значимым признакам, а именно:

1. Государство (как способ политической организации общества)
разрабатывает и осуществляет информационную политику на опре­
деленной территории, а так лее участвует в международном информа­
ционном обмене.

2. Гражданам страны предоставлены информационные права и
свободы, реализация и защита которых обеспечивается государством.

3. Созданы специальные государственные органы, обеспечивающие
информационную безопасность личности, общества и государства.

4. Средства массовой информации независимы и социально ак­
тивны.

5. Наличие развитой информационной инфраструктуры (инфор­
мационные сети, компьютерное и организационно-техническое обес­
печение государственных органов и общественных организаций).

6. Обеспечен широкий доступ населения к информационным се­
тям и базам данных (большинство населения имеет персональный
компьютер и доступ к информационным системам).

7. Создаются общественные и коммерческие органы коммуника­
ции (информационные агентства, информационные службы), фор­
мируются информационные банки данных.

Таким образом, можно дать следующее правовое определение: информационное обществоэто общество, в котором каждому его члену предоставлена обеспеченная законом возможность быть участником информационного обмена посредством создания и ис­пользования информационных институтов и средств для наиболее эффективного и полноценного егоразвития.

Информационное общество представляет собой форму существо­вания современного социума. Область оборота информации (произ­водство—распространение—потребление), при котором субъекты реализуют свои потребности и возможности по отношению к инфор-


мации, по мнению В. Н. Лопатина и И. Л. Бачило, и составляет ин­формационную сферу. 1

В федеральном законе «Об участии в международном информаци­онном обмене» 2 дается такое законодательное определение информа­ционной сферы: «...сфера деятельности субъектов, связанная с со­зданием, преобразованием и потреблением информации».

Пространство, в котором совершается оборот информации, не ог­раничено возможностями современного человеческого восприятия. Однако, преследуя цель определить особенности и пределы правово­го регулирования отношений, возникающих в связи с реализацией указанных процессов, необходимо ввести более точное законодатель­ное понятие информационной сферы: информационная сферапро­странство, ограниченное возможностью человеческого восприятия, а также восприятием современных технических средств и уст­ройств, в котором воспроизводится, передается, перерабатывает­ся иреализуется (потребляется) информация, то есть совершает­ся ее оборот.

В Окинавской хартии (июль 2000 г.) особо отмечается, что стра­тегия развития информационного общества должна сопровождаться развитием людских ресурсов, возможности которых соответствова­ли бы требованиям информационного века. «Мы обязуемся, — заяви­ли участники Хартии, — предоставить всем гражданам возможность освоить и получить навыки работы с информационно-коммуникаци­онными технологиями посредством образования, пожизненного обу­чения и подготовки». В этой связи следует подчеркнуть, что неотъем­лемой составной частью всех усилий по внедрению в общество зна­ния в сфере информации является информационное право.

Существование информационной сферы, по логике информацион­ного законодательства, опосредуют информационные процессы, то есть процессы производства, передачи, поиска, получения и распрос­транения информации, а также создания и применения информаци­онных систем, информационных технологий и средств их обеспече­ния. Отношения, складывающиеся при реализации указанных про­цессов, можно определить как информационные и, следовательно, подлежащие правовому регулированию.

Функционирование информационной сферы обеспечивается взаи­модействием с информационными ресурсами, которые представлены

1 Бачило И. Л., Лопатин В. Н., Федотов М. А. Информационное право: учеб­
ник / под ред. Б. Н. Топорина. СПб., 2001. С. 133.

2 ФЗ РФ «Об участии в международном информационном обмене» // СЗ РФ.
1996. 28. Ст. 3347.


в виде массивов документов, баз и банков данных, архивов, библио­тек, музейных фондов и прочих носителей информации. Информа­ционную инфраструктуру составляют:

— информационно-телекоммуникационные структуры;

— территориально распределенные государственные и корпора­
тивные компьютерные сети;

— телекоммуникационные сети и системы специального назначе­
ния и общего пользования;

— сети и каналы передачи данных;

— средства коммуникации и управления информационными по­
токами;

— системы СМИ;

— информационные, компьютерные и телекоммуникационные
технологии;

— информационные агентства и иные организации, обеспечиваю­
щие поиск, сбор, обработку, передачу информации.

Исследование функционирования информационной сферы явля­ется одной из задач современной юриспруденции. Вызывает опреде­ленный интерес предложенная В. А. Копыловым, весьма удачная, на наш взгляд, модель информационной сферы, которая образуется дву­мя взаимосвязанными частями, включающими следующие области:

— основную область и область собственно обращения информа­
ции — производства, распространения исходной и производной ин­
формации, а также формирования информационных ресурсов, под­
готовки информационных продуктов и предоставления информаци­
онных услуг, что обеспечивает поиск, получение и потребление ин­
формации;

— область, обеспечивающую обращение информации — создания,
применения информационных технологий и средств их обеспечения,
а также создания и применения средств и механизмов информацион­
ной безопасности. 1

В. А. Копылов отмечает, что разделение информационной сферы на области условно, поскольку они тесно связаны между собой.2 Сле­дует отметить, что все области информационных отношений взаимо­связаны и взаимообусловлены, более того отношения цикличны и образуют замыкаемый кругооборот движения информации в инфор­мационной сфере.

1 См.: Копылов В. А. Информационное право: учебник. М., 2002. С. 51—78.

2 Там же. С. 53.


Существование и развитие информационной сферы предопределе­но объективными законами, к которым, по мнению И. Л. Бачило и В. Н. Лопатина, можно отнести шесть видов законов:

1. Закон организации и ограничения информации в социальных
системах:
чем выше уровень организованности системы (где инфор­
мация выступает в качестве средства организации системы и харак­
теризует степень ее организованности), тем выше должен быть уро­
вень регуляции и ограничений. В условиях формирования информа­
ционного общества и отсутствия гражданского общества регулиро­
вание данных процессов лежит, прежде всего, на государстве. Как
отмечено в Доктрине информационной безопасности Российской Фе­
дерации, «совершенствование правовых механизмов регулирования
общественных отношений, возникающих в информационной сфере,
является приоритетным направлением государственной политики в
области обеспечения информационной безопасности».1

2. Закон информационного опережения, когда решение проблем ин­
формационного взаимодействия опережает во времени каждый очеред­
ной шаг в других сферах социальной действительности, что, безуслов­
но, должно предоставлять дополнительные возможности для коорди­
нации реформ; создания благоприятных условий функционирования
рынка товаров, услуг, капиталов и рабочей силы; обеспечения равного
права на приобретение в собственность имущества, а также проведения
согласованной политики во всех сферах жизнедеятельности общества.
Единое информационное пространство должно предшествовать созда­
нию единого экономического и правового пространства. На сегодняш­
ний момент реальна обратная ситуация, когда торможение в решении
проблем информационного взаимодействия приводит к отставанию раз­
вития в рамках правового поля иных сфер социальной действительнос­
ти. В Окинавской хартии Глобального Информационного Сообщества
в 2000 году прозвучал призыв ликвидировать международный разрыв
в области информации и знаний, а также вывод о том, что солидная
основа политики и действий в сфере информационных технологий мо­
жет изменить методы международного взаимодействия по продвиже­
нию социального и экономического прогресса во всем мире.

3. Законы информационного воздействия (аддитивности) каса­
ются организации и деятельности сложных систем, которые были
открыты еще в начале XX века А. А. Богдановым.2 Суть данных за-

1 Доктрина информационной безопасности. Утв. Указом Президента РФ от
9 сентября 2000 г. // СЗ РФ. 2000. № 10. Ст. 1390.

2 Богданов А. А. Тектология (всеобщая организационная наука) / РАН. М.,
1989.С.303,351.


конов заключается в том, что суммарный потенциал системы опреде­ляется характером взаимодействия ее подсистем. Так, если подсисте­мы индифферентны друг другу, то суммарный потенциал системы эк­вивалентен потенциалу одной из подсистем. Если же подсистемы на­ходятся в состоянии войны, то потенциал системы меньше потенциа­ла самой слабой из подсистем. В случае если взаимодействие всех под­систем носит целенаправленный характер, то потенциал системы мно­го больше суммы потенциалов всех подсистем — закон сверхаддитив­ности (сверхдобавления), когда целое больше суммы его частей.

4. Закон неполного использования информации, существующий
в области производства информации, в том числе при принятии ре­
шений в управленческой деятельности, что определяется парадок­
сом избыточности информации и неспособности субъектов к ее пол­
ному усвоению. В действующем законодательстве в этой области вы­
деляют «производство», «создание», «преобразование» информации.
Правовое регулирование присутствует в виде регулятивных норм,
способствующих созданию организационных и экономических пред­
посылок развития и совершенствования информационного производ­
ства, гарантий свободы творчества, образования, охраны и защиты
прав на объекты интеллектуальной собственности и т. д.

5. Закон искажения информации по мере ее движения, существу­
ет в области распространения информации, что связано с различной
способностью и готовностью субъектов к ее восприятию. В данном
случае законодательно определено только «распространение» инфор­
мации, которое может быть непосредственным и опосредованным.

При непосредственном распространении создатель информацион­ного продукта воздействует на потребителя непосредственно (пере­дача идей на лекциях, конференциях, семинарах, митингах, театра­лизованных представлениях, а также при непосредственном обще­нии). Правовое регулирование в данном контексте предусматривает установление запретов на распространение конфиденциальной ин­формации, недостоверных сведений, клеветы и ответственности за это, а также правовой охраны и защиты авторских и смежных прав.

При опосредованном распространении между создателем инфор­мации и потребителем стоит посредник — средство фиксации и пере­дачи информации. Зачастую подобные правоотношения носят мас­совый характер, что предопределяет достаточно высокую степень правового регулирования массового информационного обмена.

6. Закон принудительного отчуждения и обобществления инфор­
мации,
существующий в области информационного потребления,
связан как с нежеланием субъектов добровольно отдавать информа­
цию, так и необходимостью обобществления информации в интере-


сах реализации информационных прав граждан, построения высо­коразвитого информационного общества, сохранения и развития информационного пространства. В действующем законодательстве в этой области выделяют ряд понятий, таких как «поиск», «сбор», «получение», «накопление», «хранение», «потребление».Правовое регулирование предусматривает охрану и защиту прав на доступ к информации, прав на неприкосновенность частной жизни, на тайну и на объекты интеллектуальной собственности, прав на информаци­онные системы и т. д.1

Таким образом, информационная сфера представляет собой некое абстрактно существующее, ограниченное восприятием субъектов, со­циально-правовое явление, развитие и функционирование которого подчинено указанным выше законам, существование которой опос­редовано циркулированием информации, ее взаимодействием с субъектами, а следовательно, и возникновением, изменением и пре­кращением информационных отношений. Тем самым информацион­ная сфера является не чем иным, как пространственной характери­стикой информационных отношений, возникающих в ней во всем своем многообразии.

Следует отметить, что информационная сфера отражает все те ко­лебания, которые порождаются информационными отношениями, а также те конфликты, с которыми сталкиваются их участники, и способы их преодоления. Информационная сфера претерпевает по­стоянные изменения как извне — со стороны законодательства, ста­рающегося придать ей законные рамки, так и изнутри — благодаря взаимоотношениям сторон информационных отношений.

Тема 3. Информационное право как учебная дисциплина, отрасль права и научная специальность

Развитие информационных технологий, создание новых компью­терных сетей, расширение сферы информационной деятельности — эти и другие характерные черты процесса информатизации жизни человека и всего общества обусловили появление такой новой отрас­ли права, как информационное. Оно сложилось во многих странах современного мира, в том числе в последнее десятилетие и в России. По сравнению с другими отраслями права, такими, как конституци­онное, административное, уголовное, гражданское, оно находится еще на самом начальном этапе своего развития, во многом еще толь-

1 Бачило И. Л., Лопатин В. Н., Федотов М. А. Указ. соч. С. 135-139.


ко формируется, однако присущий ему динамизм, предопределяемый общественными потребностями, позволяет ему занять достойное ме­сто в системе сложившихся отраслей права.

Ввод новых информационных технологий, их активное использо­вание, создание более совершенных систем информационного менед­жмента, развитие всего комплекса производства информационного продукта и формирование рынка информационных услуг, включая информационный сервис, — эти и другие слагаемые процесса инфор­матизации получают, тем самым, правовую базу, отвечающую все более высоким запросам времени.

Об информационном праве юридическая наука заговорила срав­нительно недавно, на рубеже 60—70-х годов XX столетия. Термино­логия еще не была отработана, и в литературе того времени можно встретить разные определения, относящиеся нередко к одному и тому же явлению. Иной раз вся проблематика информационного права сводилась к так называемому компьютерному праву либо к правовой кибернетике, задачи лее правового регулирования оставлялись клас­сическим отраслям права, в первую очередь административному пра­ву. Среди наиболее значительных публикаций этого периода можно назвать монографию чехословацкого правоведа В. Кнаппа «Кибер-нетикаиправо» и работу советского юриста А. Б. Венгерова «Право и информация в условиях автоматизации» (1978).

В последние годы значительно увеличилось число авторов и, соот­ветственно, количество публикаций как по общим, так и по частным вопросам информационного права: работы Ю. М. Батурина, И. Л. Ба-чило, В. А. Копылова, В. Н. Лопатина, Ю. А. Тихомирова, М. А. Фе­дотова и других.

Принципиальное значение имело создание в Институте государ­ства и права Российской академии наук специализированного под­разделения — сектора информационного права. Центр ориентирован как на проведение собственных научных исследований по ведущим направлениям развития информационного права, так и на коопера­цию с другими аналогичными центрами зарубежья.

Прежде чем характеризовать основные направления развития информационного права, целесообразно сделать несколько предва­рительных замечаний, касающихся самих подходов к этой отрасли права. И первое замечание относится к определению предмета ин­формационного права. Юридическая наука издавна подчеркивает необходимость основательной разработки данного вопроса как в тра­диционных, устоявшихся отраслях права, так и, особенно, в новых, само существование которых нередко нуждается в дополнительных обоснованиях и разъяснениях. Информационное право в этом отно-


шении не является исключением. Более того, именно информацион­ное право причисляется к разряду отраслей права, новизна которых вызывает немало сомнений и споров по поводу их самостоятельного существования.

Надо сказать, что понятие «информационное право» выступает, по меньшей мере, в трех ипостасях. За этим понятием может скрывать­ся: 1) отрасль права, регулирующая определенную группу обществен­ных отношений; 2) наука — область правоведения, концентрирую­щая свое внимание на изучении информационного права; 3) учебная дисциплина, связанная с преподаванием информационного права. Хотя эти три разновидности понятия «информационное право» взаи­мосвязаны, они, тем не менее, существуют раздельно друг от друга.

В этом триединстве информационное право как отрасль права вы­ступает в качестве главного, отправного понятия. Исходя из него, можно установить, что такое информационное право как отрасль юридической науки и как учебная дисциплина.

Под информационным правом понимается, прежде всего, совокуп­ность юридических норм, определяющих поведение субъектов (граж­дан, учреждений, государственных и муниципальных органов) в ин­формационной сфере. Однако, если информационное право как сово­купность юридических норм регулирует общественные отношения в информационной сфере, то наука информационного права исследует эти информационные нормы, отношения, возникающие при их при­менении, измеряет эффективность действия информационных норм, классифицирует, систематизирует и кодифицирует их, объединяет в правовые институты, формирует и оптимизирует систему информа­ционного права.

Что касается информационного права как учебной дисциплины, то она также носит производный характер. В системе юридического образования данная дисциплина призвана обеспечивать процесс обу­чения студентов теоретическим основам информационного права как отрасли права. В преподавании активно используются данные науки информационного права.

Для информационного права, возможно в большей мере, чем для многих других отраслей права, — характерны большие «пригранич­ные зоны». Нормы информационного права можно найти в законах «Об авторском праве и смежных правах», «Патентном законе Рос­сийской Федерации», «О связи» и т. д. При этом информационное право тесно соседствует с уголовным и административным правом, а также налоговым, бюджетным и финансовым правом.

В принципе, информационное право входит в публичное право, но оно взаимодействует и с частноправовыми отраслями. В первую оче-


редь, речь идет о гражданском праве, в котором регулируются многие информационные отношения, в том числе информационные услуги, содержатся понятия коммерческой и банковской тайны, признается электронная подпись.

Предмет регулирования является определяющим критерием от­граничения одной отрасли права от другой. Но предмет не был и не становится единственным основанием обособления той или иной от­расли права. Юридическая наука давно уже отметила необходимость использования дополнительных критериев, среди которых, бесспор­но, выделяется метод правового регулирования. Для информацион­ного права характерно использование самых различных средств и приемов. Но если обратиться к соотношению императивных и диспо-зитивных подходов, то нельзя не отметить большое сходство инфор­мационного права с отраслями публичного права, в особенности с административным правом. В то лее время в арсенале информацион­ного права есть немало инструментов поощрительного и рекоменда­тельного характера. В том, что касается имущественного оборота, построенного на принципах гражданского права, действуют положе­ния о равенстве сторон.

При изучении информационного права применяются различные как традиционные, так и нетрадиционные для правовой науки мето­ды. Существенное внимание уделяется методам, предназначенным для исследования информационных объектов как особых объектов информационных правоотношений.

При исследовании информационного права применяются главным образом методы правовой науки, которые используются в конкрет­ных юридических науках и составляют их методологическую основу.

Формально-догматический метод исследует «догму» информаци­онного права. Обычно при исследованиях первым применяется именно этот метод, суть которого заключается в юридической обработке пра­вового материала, догмы права. Этот метод включает такие процеду­ры, как описание и анализ информационно-правовых норм и право­отношений, их толкование, классификацию и систематизацию яв­лений, понятий, норм, правоотношений, актов, институтов.

В результате классификации информационно-правовых явлений, понятий и норм, других элементов системы информационного права по определенным основаниям исследователю предоставляется возмож­ность удобного и соизмеримого их сопоставления, а следовательно, более полного представления о них. Посредством классификации и систематизации разрозненные знания и представления об исследуе­мом предмете приводятся в порядок. Применение формально-догма­тического метода знания об информационном праве приводятся в сис-


тему, что позволяет получать определенную, четкую форму их пред­ставления, удобную для запоминания и последующего изучения.

Метод сравнительного правового исследования основан на сопостав­лении двух или более однотипных элементов информационного права (институтов, норм, понятий и т. п.) с элементами иных национальных правовых систем (американской, европейской и т. п.) с целью выявления их общих и отличительных характеристик. Сравнение как логический прием предполагает, что в исследуемых элементах обязательно имеются сходные составляющие. Такое сопоставительное изучение позволяет по­лучить важный материал для заимствования, классификации и в конеч­ном итоге совершенствования системы информационного права.

Сравнительно-правовой метод представляет собой эффективное средство познания, раскрытия сущности информационно-правовых явлений и положений других национальных информационных пра­вовых систем, выявления их преимуществ и перенесения этих пре­имуществ в российскую информационно-правовую систему.

Метод обращения к наукам, изучающим другие, смежные отрасли права, позволяет использовать и эффективно применять положения и выводы, разрабатываемые этими науками в системе информационно­го права. Так, с целью изучения информационного права эффективно могут использоваться методы общей теории права, конституционного права, административного права, гражданского права, финансового права, уголовного права и других отраслей права. Для исследования информационного права удобно и достаточно эффективно применяют­ся и естественные науки, например информатика и правовая информа­тика, правовая кибернетика, семиотика и семантика.

Метод социологического исследования может применяться для наблюдения за деятельностью субъектов информационного права с целью оценки эффективности практики применения норм и предпи­саний информационного права в конкретных условиях. Средство ис­следования этого метода основывается на анкетировании и опросах субъектов конкретных правоотношений. Это один из наиболее эф­фективных методов оценки «качества» правовых норм, степени при­менимости конкретных норм, разработки рекомендаций и предложе­ний по их совершенствованию.

Существенную роль в этом методе имеет личное наблюдение. Имен­но в процессе личного наблюдения собирается и накапливается фак­тический материал, который невозможно получить иным способом.

Большое значение имеют приемы статистической обработки со­бранного материала, применение которых позволяет определять осо­бенности и повторяемость явлений, событий, фактов в системе ин­формационного права.


Сравнительно-исторический метод основан на анализе истории формирования и развития информационного права, его понятийного аппарата, отдельных институтов.

Следует отметить, что этот метод пока неприменим для исследо­вания системы информационного права в полном объеме, поскольку само это право только лишь формируется. Тем не менее данный ме­тод может активно применяться для исследования отдельных час­тей и элементов информационного права.

Методы алгоритмизации и моделирования активно применяют­ся для исследования системы информационного права, описания структур и элементов этой системы, для описания поведения субъек­тов информационных правоотношений. Данные методы применяют­ся, например, при описании модели информационной сферы, для по­строения модели самостоятельного оборота информации, для про­цессов законотворческой деятельности и т. д.

Метод системного подхода может применяться на всех стадиях и этапах изучения информационного права, его элементов и частей как универсальный комплексный метод, основанный на подробном исследовании всех возможных путей, способов и вариантов решения задачи, а также последствий от применения методов и способов ре­шения задачи исследования.

При исследовании объектов информационного права используют­ся и иные методы естественных наук, в частности, методы информа­тики, правовой информатики и правовой кибернетики.

Процессы формирования информационного права как самостоя­тельной отрасли права предопределяются также социальным зака­зом (осознанной и признанной общественной потребностью в особом правовом регулировании той или иной группы общественных отно­шений).

В Институте государства и права Российской академии наук раз­работана программа учебного курса «Информационное право». Ини­циатива института была поддержана Министерством образования Российской Федерации, решением которого в 2002 году в структуру юридических научных специальностей включена специальность «Ад­министративное, финансовое, информационное право» (12.00.14).




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 1042; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.097 сек.