КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Тема 6. Источники информационного права
Под источниками информационного права понимают формы закрепления воли государства в области реализации информационных процессов. К источникам регулирования информационных правоотношений относятся информационное законодательство, локальные нормативно-правовые акты, информационные соглашения, договоры на оказание информационной поддержки и т. д. Информационное законодательство представляет собой относительно самостоятельную систему нормативно-правовых актов, регулирующих отношения, возникающие в связи и по поводу информации. Систематизацию норм информационного законодательства молено произвести исходя из критерия непосредственного объекта правового регулирования и представить в следующем виде: Общезначимые правовые нормы, содержащиеся в нормативно-правовых актах, устанавливающих правовые основы регулирования всех видов объектов информационных отношений. К таким актам относятся: во-первых, общепризнанные нормы и принципы международного права; во-вторых, нормы Конституции Российской Федерации и конституций республик, входящих в состав Российской Федерации; в-третьих, федеральные законы, закрепляющие общезначимые правовые понятия и критерии. 1 Специальные правовые (информационно-правовые) нормы, содержащиеся в нормативно-правовых актах, устанавливающих специальные нормы, касающиеся правового регулирования отдельных видов объектов информационных отношений, которые подразделяются на пять групп: 1. Информационно-правовые нормы, непосредственно регулиру К ним относятся: Федеральный закон от 26 ноября 1996 г. № 138-ФЗ «Об обеспечении конституционных прав граждан Российской Федерации избирать и быть избранными в органы местного самоуправления»,2 Федеральный Конституционный Закон от 10 октября 1995 г. № 2-ФКЗ «О референдуме Российской Федерации»,3 Федеральный закон «О рекламе» от 18 июля 1995 г. № 108-ФЗ,4 Указ Президента Российской Федерации от 10 июня 1994 г. № 1183 «О защите потребителей от недобросовестной рекламы» 5 и др. 2. Информационно-правовые нормы, непосредственно регулиру 1 См., напр.: ФЗ РФ «Об информации, информатизации и защите информа 2 См.: Ведомости Федерального Собрания РФ. 1996. № 34. Ст. 31. 3 См.: СЗ РФ. № 42. Ст. 123. 4 См.: Там же. № 30. Ст. 13. 5 Рос. газ. 1994. 16 июня. К данным источникам относятся: Федеральный закон от 16 февраля 1995 г. № 15-ФЗ «О связи»,1 Федеральный закон от 4 июля 1996 г. № 85-ФЗ «Об участии в международном информационном обмене»,2 Указ Президента Российской Федерации от 28 июня 1993 г. № 966 ««О концепции правовой информатизации России»3 и др. 3. Информационно-правовые нормы, непосредственно регулиру К ним, в частности, относятся: Закон Российской Федерации «О средствах массовой информации» от 27 декабря 1991 г. № 2124-1,4 Закон Российской Федерации «Об авторском праве и смежных правах» от 9 июля 1993 г. № 5351-1,5 Основы законодательства Российской Федерации о культуре от 9 октября 1992 г. № 3612-1,6 Постановление Правительства Российской Федерации «Об утверждении Положения о лицензировании деятельности, связанной с публичным показом кино- и видеофильмов» от 19 сентября 1995 г. № 9417 и т. д. 4. Информационно-правовые нормы, непосредственно регулиру К таким актам можно отнести: Закон Российской Федерации «О средствах массовой информации» от 27 декабря 1991 г. № 2124-1, Закон Российской Федерации «Об авторском праве и смежных правах» от 9 июля 1993 г. № 5351-1,8 Основы законодательства Российской Федерации о культуре от 9 октября 1992 г. № 3612-1, Закон Российской Федерации «О государственной поддержке средств массовой информации и книгоиздания Российской Федерации» от 1 декабря 1995 г. № 191-ФЗ,9 Постановление Правительства Российской Федерации «О регулировании полиграфической деятельности в Российской Федерации» от 22 сентября 1993 г. № 960,10 Постановление Правительства Российской Федерации «О регулировании издательской деятельности в РСФСР» от 1 апреля 1991 г. № 21111 и др. См. 1 См. : См. ! См. См. '■ См. ' См. : См. ' См. ' См. См. Рос. газ. 1995. 22 февр. Там же. 1996. 11 июля. Собрание актов Президента и Правительства РФ. 1993. № 27. Ведомости Съезда НД РФ и ВС РФ. 1992. № 7. С. 378-399. Рос. газ. 1993. 3 авг. Там же. 1997. 27 нояб. СЗ РФ. 1995. № 39. Ст. 348. Там же. 1995. № 3. Ст. 169. Там же. № 49. Ст. 495. Собрание актов Президента и Правительства РФ. 1993. № 40. Закон. 1994. 6 июня. 5. Информационно-правовые нормы, непосредственно регулирующие отношения по поводу создания произведений искусства (кино-и видеопродукцию, книги, компакт-диски, аудиокассеты и другие объекты, являющиеся информационными продуктами). Нормативное регулирование составляют: Закон Российской Федерации «О культурных ценностях, перемещенных в СССР в результате Второй мировой войны и находящихся на территории Российской Федерации» от 15 апреля 1998 г. № 64-ФЗ,1 Закон Российской Федерации «О средствах массовой информации» от 27 декабря 1991г. № 2124-1, Закон Российской Федерации «Об авторском праве и смежных правах» от 9 июля 1993 г. № 5351-1, Основы законодательства Российской Федерации о культуре от 9 октября 1992 г. № 3612-1, Постановление Правительства Российской Федерации «О регистрации кино- и видеофильмов и регулировании их публичной демонстрации» от 28 апреля 1993 г. № 396.2 Информационно-правовые нормы, по мнению О. А. Гаврилова, Ю. А. Тихомирова, В. А. Копылова, являются разновидностью правовых норм, а следовательно, обладают той же структурой. Особенностью информационно-правовых норм является то, что они регулируют обособленные группы общественных отношений применительно к особенностям информационной сферы. Они регламентируют права, обязанности, ответственность субъектов права при производстве, распространении и использовании информации с учетом специфики информационных отношений.3 Следовательно, правовые нормы, призванные регулировать особый вид правоотношений — информационные правоотношения, должны обладать следующими признаками: 1) объектом их регулирования являются информационные про 2) они создаются от имени государства уполномоченными лицами 1 См.: СЗ РФ. 1998. № 16. Ст. 498. 2 См.: Рос. вести. 1993. 21 мая. 3 См.: Гаврилов О. А. Информатизация правовой системы России. Теорети 3) обеспечиваются системой государственных гарантий и санкций, 4) регулируют не только реальные, но и «виртуальные» отноше 5) имеют внутреннюю структуру (гипотезу, диспозицию, санк 6) закрепляют поощряемый государством вариант поведения. Большинство авторов отмечает возможность классификации информационно-правовых норм по определенным признакам. К примеру, В. А. Копылов, подразделяет нормы следующим образом: — по содержанию: материальные и процессуальные; — по способам воздействия на субъектов правоотношений: диспо- — по сфере применения (масштабу действия): нормы федерально — по объему регулирования: нормы общего действия, межотрас О. А. Гаврилов предлагает иную классификацию, которая отражает общеформальный подход автора, подразделяя информационно-правовые нормы: — на конституционные информационные нормы — нормы общего — по сфере действия — универсальные, региональные, партику — по юридической силе — императивные и диспозитивные; — по функциям в системе — материальные и процессуальные; — по способу создания и форме существования (источнику) — до Приведенные примеры классификации информационно-правовых норм отражают общее стремление науки к унификации и, на взгляд авторов, должны признаваться теорией развивающейся отрасли информационного права. 1 См.: Копылов В. А. Информационное право. С. 122-130. 2 См.: Гаврилов О. А. Информатизация правовой системы России. С. 53—54. Таким образом, информационно-правовые нормы регулируют специфические отношения, возникающие в информационной сфере в связи с реализацией информационных прав и свобод и осуществлением информационных процессов при обращении информации. Одной из универсальных функций норм права и, в частности, информационных норм, является информирование субъектов правоотношений о должном и возможном варианте их поведения. Глава 2 ИНФОРМАЦИОННЫЕ ПРАВООТНОШЕНИЯ Понятие, признаки и виды информационных правоотношений. Структура и характеристика элементов информационных правоотношений. Субъекты информационных правоотношений. Объекты информационных правоотношений. Содержание информационных правоотношений. Право на информацию. Правовая информированность. Основные информационные права и свободы.
Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 2764; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |