Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Тема 6. Источники информационного права




Под источниками информационного права понимают формы зак­репления воли государства в области реализации информационных процессов.

К источникам регулирования информационных правоотношений относятся информационное законодательство, локальные норматив­но-правовые акты, информационные соглашения, договоры на ока­зание информационной поддержки и т. д.


Информационное законодательство представляет собой относи­тельно самостоятельную систему нормативно-правовых актов, регу­лирующих отношения, возникающие в связи и по поводу информа­ции. Систематизацию норм информационного законодательства моле­но произвести исходя из критерия непосредственного объекта право­вого регулирования и представить в следующем виде:

Общезначимые правовые нормы, содержащиеся в нормативно-пра­вовых актах, устанавливающих правовые основы регулирования всех видов объектов информационных отношений. К таким актам отно­сятся: во-первых, общепризнанные нормы и принципы международ­ного права; во-вторых, нормы Конституции Российской Федерации и конституций республик, входящих в состав Российской Федера­ции; в-третьих, федеральные законы, закрепляющие общезначимые правовые понятия и критерии. 1

Специальные правовые (информационно-правовые) нормы, содер­жащиеся в нормативно-правовых актах, устанавливающих специ­альные нормы, касающиеся правового регулирования отдельных видов объектов информационных отношений, которые подразделя­ются на пять групп:

1. Информационно-правовые нормы, непосредственно регулиру­
ющие особенности формирования текстов рекламного, пропагандис­
тского и иного характера (плакаты, стенды, календари и т. д.).

К ним относятся: Федеральный закон от 26 ноября 1996 г. № 138-ФЗ «Об обеспечении конституционных прав граждан Россий­ской Федерации избирать и быть избранными в органы местного са­моуправления»,2 Федеральный Конституционный Закон от 10 ок­тября 1995 г. № 2-ФКЗ «О референдуме Российской Федерации»,3 Федеральный закон «О рекламе» от 18 июля 1995 г. № 108-ФЗ,4 Указ Президента Российской Федерации от 10 июня 1994 г. № 1183 «О защите потребителей от недобросовестной рекламы» 5 и др.

2. Информационно-правовые нормы, непосредственно регулиру­
ющие отношения, возникающие в локальных и глобальных компь­
ютерных сетях.

1 См., напр.: ФЗ РФ «Об информации, информатизации и защите информа­
ции» от 20 февраля 1995 г. // СЗ РФ. Ст. 6424; Закон РФ «О государственной
тайне» от 21 июля 1993 г. // Там же. Ст. 5485-1.

2 См.: Ведомости Федерального Собрания РФ. 1996. № 34. Ст. 31.

3 См.: СЗ РФ. № 42. Ст. 123.

4 См.: Там же. № 30. Ст. 13.

5 Рос. газ. 1994. 16 июня.


К данным источникам относятся: Федеральный закон от 16 фев­раля 1995 г. № 15-ФЗ «О связи»,1 Федеральный закон от 4 июля 1996 г. № 85-ФЗ «Об участии в международном информационном обмене»,2 Указ Президента Российской Федерации от 28 июня 1993 г. № 966 ««О концепции правовой информатизации России»3 и др.

3. Информационно-правовые нормы, непосредственно регулиру­
ющие отношения по поводу распространения массовой информации
на телевидении и радио.

К ним, в частности, относятся: Закон Российской Федерации «О средствах массовой информации» от 27 декабря 1991 г. № 2124-1,4 Закон Российской Федерации «Об авторском праве и смежных пра­вах» от 9 июля 1993 г. № 5351-1,5 Основы законодательства Россий­ской Федерации о культуре от 9 октября 1992 г. № 3612-1,6 Поста­новление Правительства Российской Федерации «Об утверждении Положения о лицензировании деятельности, связанной с публичным показом кино- и видеофильмов» от 19 сентября 1995 г. № 9417 и т. д.

4. Информационно-правовые нормы, непосредственно регулиру­
ющие отношения по поводу распространения массовой информации
прессой (газеты, журналы, альманахи и т. д.)

К таким актам можно отнести: Закон Российской Федерации «О средствах массовой информации» от 27 декабря 1991 г. № 2124-1, Закон Российской Федерации «Об авторском праве и смежных пра­вах» от 9 июля 1993 г. № 5351-1,8 Основы законодательства Россий­ской Федерации о культуре от 9 октября 1992 г. № 3612-1, Закон Российской Федерации «О государственной поддержке средств мас­совой информации и книгоиздания Российской Федерации» от 1 де­кабря 1995 г. № 191-ФЗ,9 Постановление Правительства Российс­кой Федерации «О регулировании полиграфической деятельности в Российской Федерации» от 22 сентября 1993 г. № 960,10 Постановле­ние Правительства Российской Федерации «О регулировании издатель­ской деятельности в РСФСР» от 1 апреля 1991 г. № 21111 и др.


См. 1 См. : См. ! См.

 

См. '■ См. ' См. : См. ' См. ' См.

См.


Рос. газ. 1995. 22 февр.

Там же. 1996. 11 июля.

Собрание актов Президента и Правительства РФ. 1993. № 27.

Ведомости Съезда НД РФ и ВС РФ. 1992. 7. С. 378-399.

Рос. газ. 1993. 3 авг.

Там же. 1997. 27 нояб.

СЗ РФ. 1995. 39. Ст. 348.

Там же. 1995. № 3. Ст. 169.

Там же. № 49. Ст. 495.

Собрание актов Президента и Правительства РФ. 1993. № 40.

Закон. 1994. 6 июня.



5. Информационно-правовые нормы, непосредственно регулиру­ющие отношения по поводу создания произведений искусства (кино-и видеопродукцию, книги, компакт-диски, аудиокассеты и другие объекты, являющиеся информационными продуктами).

Нормативное регулирование составляют: Закон Российской Фе­дерации «О культурных ценностях, перемещенных в СССР в резуль­тате Второй мировой войны и находящихся на территории Российс­кой Федерации» от 15 апреля 1998 г. № 64-ФЗ,1 Закон Российской Федерации «О средствах массовой информации» от 27 декабря 1991г. № 2124-1, Закон Российской Федерации «Об авторском праве и смеж­ных правах» от 9 июля 1993 г. № 5351-1, Основы законодательства Российской Федерации о культуре от 9 октября 1992 г. № 3612-1, Постановление Правительства Российской Федерации «О регистра­ции кино- и видеофильмов и регулировании их публичной демонст­рации» от 28 апреля 1993 г. № 396.2

Информационно-правовые нормы, по мнению О. А. Гаврилова, Ю. А. Тихомирова, В. А. Копылова, являются разновидностью пра­вовых норм, а следовательно, обладают той же структурой. Особен­ностью информационно-правовых норм является то, что они регули­руют обособленные группы общественных отношений применитель­но к особенностям информационной сферы. Они регламентируют пра­ва, обязанности, ответственность субъектов права при производстве, распространении и использовании информации с учетом специфики информационных отношений.3

Следовательно, правовые нормы, призванные регулировать осо­бый вид правоотношений — информационные правоотношения, дол­жны обладать следующими признаками:

1) объектом их регулирования являются информационные про­
цессы, то есть процессы создания информации, обладания, передачи
другим лицам, защиты информации и ее обладателей;

2) они создаются от имени государства уполномоченными лицами
при непосредственном содействии технических специалистов в обла­
сти информационных систем;

1 См.: СЗ РФ. 1998. 16. Ст. 498.

2 См.: Рос. вести. 1993. 21 мая.

3 См.: Гаврилов О. А. Информатизация правовой системы России. Теорети­
ческие и правовые проблемы. М., 1998. С. 53; Тихомиров Ю. А. Информацион­
ный статус субъектов права // Законодательные проблемы информатизации
общества: тр. / Ин-т законодательства и сравнительного правоведения. М.,
1992. № 52. С. 23; Копылов В. А. Информационное право. С. 6.


3) обеспечиваются системой государственных гарантий и санкций,
в том числе мерами принудительного характера;

4) регулируют не только реальные, но и «виртуальные» отноше­
ния, возникающие в информационных сетях и системах (например,
электронная коммерция, когда выбор товара и его оплата (часто элек­
тронными деньгами) осуществляется в информационной системе);

5) имеют внутреннюю структуру (гипотезу, диспозицию, санк­
цию);

6) закрепляют поощряемый государством вариант поведения.

Большинство авторов отмечает возможность классификации ин­формационно-правовых норм по определенным признакам. К приме­ру, В. А. Копылов, подразделяет нормы следующим образом:

— по содержанию: материальные и процессуальные;

— по способам воздействия на субъектов правоотношений: диспо-
зитивные и императивные (нормы-определения, нормы-цели, нор­
мы-запреты, нормы-принципы, компетенционные нормы, нормы-
санкции);

— по сфере применения (масштабу действия): нормы федерально­
го уровня, нормы субъектов Российской Федерации, нормы органов
местного самоуправления;

— по объему регулирования: нормы общего действия, межотрас­
левые, отраслевые и нормы уровня местного самоуправления.1

О. А. Гаврилов предлагает иную классификацию, которая отра­жает общеформальный подход автора, подразделяя информацион­но-правовые нормы:

— на конституционные информационные нормы — нормы общего
содержания, регламентирующие право человека на информацию как
фундаментальное право, его гарантии и механизм реализации;

— по сфере действия — универсальные, региональные, партику­
лярные;

— по юридической силе — императивные и диспозитивные;

— по функциям в системе — материальные и процессуальные;

— по способу создания и форме существования (источнику) — до­
говорные, международные нормы, решения международных органи­
заций.2

Приведенные примеры классификации информационно-правовых норм отражают общее стремление науки к унификации и, на взгляд авторов, должны признаваться теорией развивающейся отрасли ин­формационного права.

1 См.: Копылов В. А. Информационное право. С. 122-130.

2 См.: Гаврилов О. А. Информатизация правовой системы России. С. 53—54.


Таким образом, информационно-правовые нормы регулируют спе­цифические отношения, возникающие в информационной сфере в связи с реализацией информационных прав и свобод и осуществле­нием информационных процессов при обращении информации.

Одной из универсальных функций норм права и, в частности, ин­формационных норм, является информирование субъектов правоот­ношений о должном и возможном варианте их поведения.


Глава 2 ИНФОРМАЦИОННЫЕ ПРАВООТНОШЕНИЯ

Понятие, признаки и виды информационных правоотношений. Структура и характеристика элементов информационных право­отношений. Субъекты информационных правоотношений. Объек­ты информационных правоотношений. Содержание информацион­ных правоотношений. Право на информацию. Правовая информиро­ванность. Основные информационные права и свободы.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 2674; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.