КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Тема 12. Правовые основы обеспечения информационной безопасности России 1 страница
В научной и публицистической литературе не раз обращалось внимание на отсутствие законодательства в области информационной безопасности, в связи с чем в 1990 году была начата разработка концепции национальной безопасности под руководством академика Ю. А. Рыжова. В1998 году был подготовлен законопроект, который 1 См. подробнее: Юнг К. Г. Тэвистокские лекции. М., 1999. 2 См.: Почепцов Г. Г. Информационные войны. М., 2000. С. 51—105. 3 Данные вопросы призвано решать государство путем реализации инфор неоднократно рассматривался на заседаниях Экспертного совета Комитета Государственной думы по безопасности. Авторская группа включала ведущих специалистов в области юриспруденции, экономики, психоэкологии, психологии, техники и др. Информационная безопасность Российской Федерации должна находиться под пристальным вниманием государства, в связи с чем Президент Российской Федерации утвердил 9 сентября 2000 г. Доктрину информационной безопасности за № Пр-1895, которая представляет собой совокупность официальных взглядов на цели, задачи, принципы и основные направления обеспечения информационной безопасности Российской Федерации. Информационная безопасность определена Доктриной как состояние защищенности национальных интересов Российской Федерации в информационной сфере, определяющихся совокупностью сбалансированных интересов личности, общества и государства. Интересы личности в информационной сфере заключаются в реализации конституционных прав человека и гражданина на доступ к информации, на использование информации в интересах осуществления не запрещенной законом деятельности, физического, духовного и интеллектуального развития, а также в защите информации, обеспечивающей личную безопасность.
Интересы общества в информационной сфере заключаются в обеспечении интересов личности в этой сфере, упрочении демократии, создании правового социального государства, достижении и поддержании общественного согласия, в духовном обновлении России. Интересы государства в информационной сфере заключаются в создании условий для гармоничного развития российской информационной инфраструктуры, для реализации конституционных прав и свобод человека и гражданина в области получения информации и пользования ею в целях обеспечения незыблемости конституционного строя, суверенитета и территориальной целостности России, политической, экономической и социальной стабильности, в безусловном обеспечении законности и правопорядка, развитии равноправного и взаимовыгодного международного сотрудничества. Доктрина информационной безопасности служит основой: — для формирования государственной политики в области обес — подготовки предложений по совершенствованию правового, ме — разработки целевых программ обеспечения информационной Система обеспечения информационной безопасности Российской Федерации строится на основе разграничения полномочий органов законодательной, исполнительной и судебной властей в данной сфере, а также предметов ведения федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов Федерации. Построение системы обеспечения информационной безопасности и анализ ее эффективности, совершенствование и внедрение требует использования статистических данных и данных психологических исследований об особенностях современного социума.
На особенности восприятия информации влияет уровень гипна-бельности субъекта. Кроме того, немаловажное значение имеет умышленное манипулирование сознанием личности при помощи определенных средств и способов психологического воздействия, получивших широкое распространение в последнее время. Подобные способы уже выходят из сферы профессионального психотерапевтического интереса, они все активнее используются современными СМИ, общественными и политическими организациями, предпринимателями в конкурентной борьбе и, наконец, государством, о чем уже было отмечено ранее (см. с. 65—70). Кроме того, информационно-психологические способы воздействия в последнее время все чаще стали использоваться для ведения так называемых «информационных войн», в которых информация, граничащая с дезинформацией, сталаорудием в этой войне. Введение термина «информационная война» не отвечает юридическим требованиям, данный термин несет особую эмоциональную окраску, позволяющую привлечь повышенное общественное внимание к проблеме использование информации в деструктивных для человека, общества и конкретного государства целях. «Информационной войной» стали называть любое распространение информации, которое характеризуется целенаправленностью, деструктивностью и полным подавлением моральных сил противника (лица, против которого направлена информационная кампания). Авторы используют данный термин, акцентируя внимание на глобальных размерах данного вида информационных конфликтов, а также последствиях огромной разрушительной силы, к которым они могут привести. Директор информационных войск министерства обороны США определяет «информационную войну» следующим образом: «Информационная война состоит из действий, предпринимаемых для достижения информационного превосходства в обеспечении национальной военной стратегии путем воздействия на информацию и информационные системы противника с одновременным укреплением и за- щитой нашей собственной информации и информационных систем. Информационная война представляет собой всеобъемлющую, целостную стратегию, призванную отдать должное значимости и ценности информации в вопросах командования, управления и выполнения приказов вооруженным силам и реализации национальной политики. Информационная война использует все возможности и нацелена на факторы уязвимости, неизбежно возникающие в условиях возрастающей зависимости от информации. Объектом внимания становятся информационные системы (включая соответствующие линии передач, обрабатывающие центры и человеческий фактор этих систем), а также информационные технологии, используемые в системах вооружений. Информационная война имеет наступательные и оборонительные составляющие, но начинается с целевого проектирования и разработки своей «архитектуры командования, управления, коммуникаций, компьютеров и разведки», обеспечивающей лицам, принимающим решения, ощутимое информационное превосходство во всевозможных конфликтах».1
«Информационные войны» ведутся уже давно, среди исторических примеров следует отметить следующие. Войска, к примеру, Чингисхана шли вслед за рассказами (слухами) об их невероятной жестокости, что в сильной степени подрывало моральный дух их противников. Использовался прообраз современных избирательных технологий при выборах в Древнем Риме. Моральный дух воинов поддерживался особой идеологией («на щите или со щитом»). Выросший в качестве потенциального плацдарма Интернет в современных условиях предоставляет неограниченные технические возможности для ведения информационных войн. В Российской Федерации, как отмечают некоторые авторы,2 готовятся специалисты в сфере информационных войн, кроме того, как свидетельствует пресса, к концу 1995 года должна была быть завершена работа по созданию основ информационной борьбы с противником по заказу Совета Безопасности Российской Федерации.3 1 Цит. по: Завадский И. И. Информационная война — что это такое?// Кон 2 См.: Почепцов Г. Г. Указ. соч. С. 19; Викторов А. Ф. Информационная война
3 См.: Комов С. А. Информационная борьба в политических конфликтах: В телепрограмме «Военная тайна» (RenTV. 1998. 22 нояб.) было представлено одно из подразделений для психологической войны в армии Российской Федерации. Оно включает 15 человек, занятых тремя видами деятельности: полиграфической, звуковещательной, а также звукозаписывающей и обрабатывающей информацию. Громкоговорители вещают на расстояние 6 км. Приводился пример, когда на конкретный кишлак вещал человек, подражая голосу Горбачева и призывая избавиться от повстанцев. Кишлак выполнил это пожелание. Были продемонстрированы листовки, где рисунки разделялись на две половины, на одной было — «Обещали», на второй — «Получили». Заподобные листовки во время войны в Чечне полевые командиры расстреливали тех, у кого их находили. Представленный в программе ефрейтор из этого подразделения в совершенстве знал английский и французский языки. Все это наглядно демонстрирует, как теория вполне адекватно трансформировалась в рутинной повседневной работе.1 В числе ярких примеров «информационной войны» прошлых лет молено назвать «холодную войну» СССР-США, приведшую к распаду СССР, до этого таким лее примером агрессивного коммуникативного воздействия было управление ситуацией в Чили, завершившееся свержением С. Альенде. «Комсомольская правда» (1997,10 сент.) выносит на первую полосу рубрику «Информационные войнушки», где сообщается в числе прочего следующее: «Группа специалистов по «активным мероприятиям», ранее трудившихся в отечественных спецслужбах, недавно закончила отработку сценария по дискредитации двух первых вице-премьеров правительства Российской Федерации — Немцова и Чубайса, а также «примкнувшего к ним» А. Коха. Как сообщают некоторые руководители отечественных СМИ, «борцы за правду» уже обратились к ним с предложениями выдать нечто сенсационное. Недругов Березовского и Гусинского ожидает ворох разоблачений — от предания гласности пикантных подробностей личной жизни до обвинений в коррупции». Все это указывает на ведение внутригосударственных «информационных войн» в области «политических игр». «Информационные войны» активно используются и в предпринимательской деятельности при рекламе продукции, с целью увеличения объема продаж и расширения рынка сбыта. Следует отметить тот факт, что современный человек, считая себя вполне рациональным существом, оказался не готовым управлять столь лее эффектив- 1 Почепцов Г. Г. Указ. соч. С. 19. 82 но эмоциональной коммуникацией, как это он делал с коммуникацией рациональной. В случае рекламного и пропагандистского воздействия под видом рациональных аргументов на человека обрушивается именно эмоциональная информация. К примеру, мебель рекламируется как символ успеха. Рационально данный аргумент не выдерживает критики, но он начинает действовать на уровне чувств, поддерживаемый визуальной коммуникацией, куда введены другие символы успеха в виде дорогой машины, виллы и т. д. Приведенные примеры, несомненно, указывают на то, что «информационные войны» ведутся не только в информационной сфере, включающей информационные пространства мировых стран, но и заняли свое место в информационном пространстве нашей страны. Следует отметить, что «информационные войны» как разновидность информационно-правовых конфликтов требуют детального изучения и выработки своих специфических способов профилактики и предотвращения, так как конечным объектом воздействия являются люди, то ведение подобных «войн» явно нарушает все их законные информационные права. Тема 13. Информационно-правовые конфликты (информационные правонарушения) Как и само общество, природа права чревата конфликтами. Само правомочие, выражающее суть права, есть определенное притязание, требование к окружающим совершать или, наоборот, не совершать определенных действий. В отличие от морали, которая основывается на самообязывании, право воздействует на волю других субъектов, психически принуждая их к определенному поведению. Рассматривая юридический (правовой) конфликт как специфическую форму социального взаимодействия, многие ученые исходят из того, что в конечном счете конфликты определяются сознанием людей.1 При этом в качестве причин, вызывающих конфликты, указываются несовпадения индивидуальных и общественных ценностей, разлад между ожиданиями, практическими намерениями и поступками лиц, непонимание людьми своих действий по отношению 1 См.: Лобанов А. П. Функции уголовного преследования и защиты в российском судопроизводстве: автореф. дис.... д-ра юрид. наук. М., 1996. С. 35; Юридическая конфликтология — новое направление в науке. «Круглый стол» журнала «Государство и право» // Гос. и право. 1994. № 4. С. 21; Кудрявцев В. Н. Юридический конфликт // Там же. 1995. № 9. С. 9—15. друг к другу, всяческие недоразумения, логические ошибки и вообще семантические трудности в процессе коммуникации, недостаток и «некачественность» информации и т. д. Истоки правового конфликта, по мнению авторов, необходимо искать в социальных конфликтах, так как правовой конфликт является не чем иным, как формой социального конфликта. Первые попытки рационального осмысления природы социального конфликта принадлежат древнегреческим философам. Еще Гераклит стремился связать свои рассуждения о войнах и социальных конфликтах с общей системой взглядов на природу мироздания. Для него все было подвержено вечному круговороту и взаимопревращению, в том числе и нормы человеческого общения — в мире все рождается через вражду и распри. Единственный всеобщий закон, царящий в космосе, — это «война — отец всего и царь всего. Одним она определила быть богами, а другим — людьми, одних она сделала рабами, других — свободными»1. Идеи Гераклита разделял Эпикур, который, тем не менее, считал, что негативные последствия столкновений когда-нибудь вынудят людей жить в состоянии постоянного мира. Христианская философия в соответствии с заветами Евангелия стремилась осознать сущность Божественного замысла, в котором Мудрость создателя сочеталась с несовершенством «тварного мира». Если первоначально христианские философы предпочитали считать конфликт происками дьявола, то впоследствии определяли его как Божественное искушение, преодоление которого позволяет человеку совершенствоваться духом, обретая духовные добродетели. В период расцвета эпохи Возрождения с резким осуждением социальных конфликтов и вооруженных столкновений выступали Т. Мор, Э. Роттердамский, Ф. Бэкон. Фрэнсис Бэкон писал: «В самом деле, искусно и ловко тешить народ надеждами, вести людей от одной надежды к другой есть одно из лучших противоядий от недовольства. Поистине, мудро то правительство, которое умеет убаюкивать людей надеждами, когда не может удовлетворить их нужды, и ведет дело таким образом, чтобы любое зло смягчено было надеждой; это не так уж трудно, ибо как отдельные лица, так и целые партии весьма склонны тешить себя надеждами или хотя бы заявлять о них вслух, если сами уж им не 1 Цит. по: Гутаров В. В. Античная социальная утопия: Вопросы истории и теории. Л., 1989. С. 89. верят».1 В данном случае интересно соображение Бэкона о роли и значении политики «разделения и раскалывания всех враждебных государству союзов и партий посредством сталкивания их между собой и создания меж ними недоверия».2 Подобные размышления и породили информационные войны как один из способов ведения информационных конфликтов. В XVIII веке с открытой критикой вооруженных конфликтов, с осуждением завоеваний и насилия выступали В. Д. Пристли, Ш. Монтескье, Д. Дидро, Ж. Ж. Руссо, Вольтер, считая их пережитком «варварской эпохи». В работах этого периода много внимания уделялось поиску рациональных форм организации общественной жизни, которые устранили бы причины социальных конфликтов, коренящихся в отживших формах государственного устройства гражданского мира.3 Ж. Ж. Руссо считал «естественным состоянием» общества, когда люди свободны и равны, их отношения гармоничны, процветают согласие, единство, «вечныймир». И. Кант, напротив, считал, что «состояние мира между людьми, живущими по соседству, не есть естественное состояние… последнее, наоборот, есть состояние войны, то есть если и не беспрерывные враждебные действия, то постоянная их угроза».4 Томас Гоббс также рассматривал «естественное состояние» как состояние «войны всех против всех». В XIX веке наметился новый подход к оценке войн и социальных конфликтов. Г. В. Ф. Гегель высказывался в отношении позитивной роли войн в развитии общества. Основоположник социологической концепции Г. Спенсер считал принцип выживания наиболее приспособленных индивидов основным законом общества. В соответствии с этой концепцией состояние противоборства универсально, поскольку обеспечивает равновесие не только в рамках отдельного общества, но также между обществом и природой. Закон конфликта, таким образом, выступает у него всеобщим и основополагающим законом. Новые мотивы в теоретическом осмыслении конфликта появляются в творчестве Л. Гумпловича. Признавая, что всемирная история — это постоянная борьба рас за существование, он выводит сущность расовых различий не из биологии, а из особенностей культуры. Источники конфликтов следует искать не только в природе челове- 1 Бэкон Ф. Соч.: в 2 т. 2-е изд. М., 1979. Т. 2. С. 242. 2 Там же. С. 371. 3 См.: Английские материалисты XVIII в.: в 3 т. М., 1968. Т. 3. С. 501. 4 Кант И. Соч.: в 6 т. М., 1996. Т. 6. С. 266. ка, но и в социальных феноменах различных по своему типу культур. Следовательно, и сам конфликт может приобретать различную окраску — от развязывания насильственных войн до информационного манипулирования. Взгляды Л. Гумпловича на природу конфликта можно свести к следующим основным тезисам: 1) конфликты составляют сущность исторического процесса; у них 2) дифференциация общества на господствующих и подчинен 3) конфликты способствуют единству общества, а также возник Российская юридическая конфликтология — достаточно новое научное направление, лишь в начале 90-х годов вышла первая монография «Юридическая конфликтология», подготовленная в основном коллективом сотрудников Института государства и права РАН. Один из ведущих исследовательских коллективов под руководством академика В. Н. Кудрявцева, разрабатывающий основные подходы к изучению конфликтов, исходит из понимания конфликта как борьбы за ценности и претензию на определенный социальный статус и власть при дефиците материальных и духовных благ: борьбы, в которой целями состоящих в конфликте сторон являются нейтрализация, нанесение ущерба или уничтожение соперника.2 Конфликтные ситуации, возникающие в информационной сфере, обусловлены, прежде всего, различным восприятием людьми сложившейся ситуации, интерпретацией намерений и поведения, а также принятием соответствующих решений. Следует отметить, что, во-первых, возникновению конфликтной ситуации предшествует возникновение угрозы для достижения поставленной цели хотя бы одному из участников взаимодействия; во-вторых, любому конфликту предшествует спорная ситуация, однако не всякая спорная ситуация ведет к конфликту. Спорная ситуация может развиваться в следующих направлениях: — восприятие ситуации как конфликтной хотя бы одной из сторон, вследствие чего одна из сторон активизирует свои действия и ущемляет интересы другой стороны (инцидент). Развертывается кон- 1 Цит. по: Дмитриев А. В. Конфликтология: учеб. пособие. М., 2000. С. 14. 2 См.: Юридический конфликт: сферы и механизмы. М., 1994. С. 5—9; Юри фликт. Стороны конфликта выбирают вариант поведения в конфликте либо уходят от него — стадия развития конфликта; — отсутствие восприятия спорной ситуации как конфликтной Конфликтная ситуация может определяться объективными обстоятельствами, а может быть создана намеренно одной из сторон для достижения определенных целей в будущем. Для целей наиболее эффективного и оперативного разрешения информационно-правовых конфликтов, а также их профилактики необходимо определить пространственно-временные границы. В общей конфликтологии выделяют три аспекта определения границ конфликта, аименно: пространственный, временной, субъектный.1 Аналогично молено определить границы информационно-правового конфликта, который, как уже было определено выше, является лишь разновидностью социальных конфликтов. Пространственная граница информационно-правового конфликта является определением территории, на которой происходит конфликт, что имеет огромное значение для выбора адекватной формы воздействия с целью урегулирования внутригруппового, внутригосударственного или международного конфликта. Временная граница конфликта определяет его продолжительность во времени (начало и конец), что имеет значение для квалификации действий участников конфликта и решения вопроса о юридической ответственности. Субъектная граница конфликта служит для определения количества участников в конфликте на момент его начала, расширение данной границы указывает на усложнение структуры конфликта, необходимости поиска иных способов решения конфликта. Начало информационно-правового конфликта определяется объективными причинами и субъективными признаками поведения одного из субъектов, направленными против другого субъекта конфликта. Таким образом, для признания конфликта начавшимся требуются три условия: — один субъект сознательно и активно действует в ущерб другому — второй субъект (оппонент) осознает, что указанное действие 1 См.: Громова О. Н. Конфликтология: курс лекций. М., 2000. С. 50. — второй субъект предпринимает ответные действия против первого субъекта — только с этого момента молено считать, что конфликт начался. Следовательно, конфликт отсутствует, если действует только один участник или участниками производятся лишь мысленные действия. Однако существуют некоторые виды информационно-правовых конфликтов, в которых вообще отсутствуют непосредственные участники, а сам конфликт происходит на уровне нормативных определений, так называемых текстуальных конфликтов, порожденных несовершенством законодательной базы и юридической техники. Если социальная ценность текстуальной нормы официального права ниже, то она или не получает правового значения либо с течением времени перестает функционировать, применяться и теряет правовой характер. Разрешение правовых конфликтов возможно как посредством правовых процедур, так и через социальный выбор между двумя конкурирующими текстами, который становится делом времени. Развитие конфликта, как правило, происходит с постепенным расширением состава его участников, иногда и предмета конфликта: возникновение небольшой конфликтной ситуации вовлекает во взаимодействие двух субъектов, те привлекают своих защитников, свидетелей, адвокатов; затрагиваются интересы свидетелей, разрастается предмет конфликта и состав его участников. Окончание конфликта представляет собой прекращение действий всех противоборствующих сторон, независимо от причин, которыми был порожден конфликт. Некоторые авторы выделяют следующие стадии юридических конфликтов: возникновение, обострение, затухание (возобновление, обострение, поиски разрешения), прекращение. Информационные конфликты могут развиваться по аналогичной схеме, при этом процесс их разрешения несколько затягивается в случае применения неверных методов их разрешения. Хотя причины информационно-правовых конфликтов разнообразны, некоторые конфликты порождаются особыми специфическими причинами, однако среди них есть и общие, характерные для всех видов конфликтов. Данные причины молено сгруппировать и представить в следующем виде: 1. Ценностная (этическая) группа причин, обусловленных лично 2. Структурная группа причин, к которой относятся взаимозави ти, непроработанность структур и норм (правил) управления, недостаточная согласованность прав и функций. 3. Коммуникативная группа причин включает поведение субъек 4. Субъективная группа причин обусловлена ограниченностью Правовые конфликты в информационной сфере имеют главнейшую предпосылку в виде несовершенства законодательной базы и отсутствия налаженного правового механизма реализации информационно-правовых норм. Указанные причины, как следствие, порождают информационные правонарушения, возникающие и протекающие в определенном сегменте информационной сферы: — в сфере производства (создания) информации; — в сфере нормотворчества (юридические ошибки, коллизия норм); — в сфере потребления информации; — в сфере распространения информации. В сфере производства (создания) информации возникают следующие информационно-правовые конфликты, которые, прежде всего, связаны с вопросами реализации права на информацию: 1. Информационно-правовые конфликты обладания информаци 2. Информационно-правовые конфликты, опосредованные исклю 3. Обеспечение правовой защиты конфиденциальной информации, В сфере распространения информации возникают определенные информационные барьеры, как технологические, так и психологические, порождающие информационно-правовые конфликты. Среди технологических барьеров распространения информации могут быть искусственные барьеры (к примеру, распространение сигналов в недозволенной полосе частот). Согласно ст. 33 Федерального закона «О средствах массовой информации» создание искусственных сигналов в полосе частот, на которых осуществляется вещание по лицензии, влечет ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации. Индустриальные помехи, то есть искусственные помехи, возникающие при эксплуатации технических устройств в процессе хозяйственной деятельности, подлежат устранению за счет лиц, в собственности (ведении) которых находятся источники этих помех. Преодолевая психологические барьеры, необходимо учитывать, что центр тяжести процессов коммуникации в обществе приходится на избирательность восприятия сообщений. Информация представляет собой последовательность отдельных элементов, поступающих к индивиду из окружающего мира. Одной из основных характеристик человека — получателя информации является наличие максимума информации или оригинальности сообщения, которое он способен воспринять за единицу времени. Если данное сообщение превышает эту норму, человек вынужден отказаться от восприятия общей формы и прибегнуть к выделению и запоминанию отдельных деталей.1 Распространение информации по каналам коммуникации нередко связано с таким явлением, как избыточность информации. На данную проблему обращали внимание некоторые ученые, в частности Ю. В. Кудрявцев.2 Позитивная избыточность информации имеет своей целью оптимизировать весь процесс коммуникации, она используется и СМИ при неоднократном повторении характерных ситуаций для лучшего усвоения их аудиторией, так и часто используется законодателем как прием повышения эффективности восприятия нормативных актов. Примером «положительной» избыточности можно считать ст. 11 «Информация о гражданах (персональные данные)» Федерального закона «Об информации, информатизации и защите информации». Данная статья содержит пять частей, в которых достаточно подробно изложены основные черты института персональных данных. Вместе с тем в соответствии с программой информатизации разработан проект Федерального закона «О персональных данных», регулирующий весь комплекс вопросов о персональных данных. Налицо избыточность информации, однако она полезна, так как субъектам, работающим с персональными данными, полезно иметь информацию и об институте персональных данных.
Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 435; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |