Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Тема 11. Государственная информационно-правовая политика




ГОСУДАРСТВЕННО-ПРАВОВОЕРЕГУЛИРОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ ОТНОШЕНИЙ

Государство, регламентируя информационные отношения, реали­зует особое направление государственной политики в области инфор­мационных процессов, происходящих в информационной сфере, ко­торую некоторые авторы называют «информационно-правовой по­литикой».

Теория информационной политики представляет собой комплекс взглядов, представлений, идей, направленных на истолкование и объяснение правовых реалий настоящего и прогнозируемой перспек­тивы по обеспечению развития общества. Другими словами, она пред­ставляет собой высшую, самую развитую форму организации науч­ного знания, дающего целостное представление о закономерностях, существенных связях в области правовой действительности, обеспе­чивающей жизнеспособность общества на пути прогрессивного раз­вития.1

Реализуется информационная политика посредством управления, осуществляемого государством и его институтами в информацион­ной сфере. В соответствии с теорией управления существует четыре основных метода управления отдельными личностями, их коллек­тивами и обществом, благодаря которым обеспечивается надлежа­щее воздействие на сознание людей, побуждающее соблюдать суще­ствующие социально-экономические законы, тем самым определяя конкретные пути достижения поставленных перед обществом задач. По специфике воздействия методы управления можно разделить: на административно-организационный, экономический, социально-психологический и правовой, каждый из которых обладает своими недостатками и достоинствами, а также уровнем эффективности в конкретной ситуации.

В социально-политических системах, в социальном управлении субъекты и объекты управления активны. Объект управления отно­сительно самостоятелен, он не просто пассивный исполнитель исхо­дящих от субъекта решений, а исполнитель активный, инициатив­ный, самостоятельно выбирающий конкретные пути реализации ре­шений.

1 Боер В. М. Указ. соч. С. 55. 72


Поскольку управление имеет дело с людьми, то на его функциони­рование огромное воздействие оказывают интересы и потребности людей, коллективов, социальных групп. А. Г. Венделин отмечает, что закономерности поведения в социальных системах (и самой ин­формационной сфере) «в значительной мере проявляются через инте­ресы людей, их потребности, через все то, что определяет мотивы их действий».1

В информационной сфере нет жесткого автоматизма и гарантий того, что определенный субъект с абсолютной точностью выполнит задание. Так как логику поведения каждого отдельного субъекта предугадать и запрограммировать практически невозможно, а инте­ресы и потребности управляемого не всегда совпадают с целями уп­равления, само управление затрудняется.

Таким образом, информационная политика представляет собой целенаправленную политико-правовую деятельность государства по формированию высокого уровня правовой культуры общества, соот­ветствующей системе социально-экономических отношений.

Всякое управление направлено на получение, переработку и ис­пользование информации, которая циркулирует в информационной сфере в каналах прямой и обратной связи. В развитом обществе ин­формация приобретает характер стратегического ресурса, становясь не средством, а самостоятельным методом управления.

В современном обществе воздействие на человека, управление им выступает в форме манипулирования его сознанием и поведением.2

Характеризуя сущность манипуляции, немецкий обществовед Г. Фарбер в книге «Манипулируемое большинство» пишет: «Фокус­ники пользуются трюками. Но в наши дни трюками пользуются так­же и политические, хозяйственно-политические, культурно-полити­ческие манипуляторы. В этом смысле фокусники и менеджеры в своих манипуляциях не так уж далеки друг от друга. Но фокусник работает для игры, развлечения, обмана как самоцели. А манипуляторы совре­менного управления, независимо от сферы, действуют вполне серьез­но, с откровенной или замаскированной целеустремленностью. Ибо они создают власть. Власть над другими, манипулируемыми».3

«Манипуляция, — отмечает далее Г. Фарбер, — это более утон­ченные, менее броские, менее прямые, а потому и более опасные дей­ствия. Объект манипуляции считает, что действует на основании сво-

1 Венделин А. Г. Процесс принятия решения. Таллин, 1973. С. 57.

2 См.: Вихров А. А. Вопросы теории и практики военно-правовой идеологии
США / СПб. ЮИ МВД РФ. СПб., 1996. С. 311; 367-368.

3 См.: Farber G. Die manipulierte Meprheit Tiibinqen und Basel. 1971. S. 7.


бодного решения. Но это «свободное решение» — иллюзия. На самом деле им управляют, а его мнением манипулируют. Даже так называ­емые нравственные принципы зачастую являются результатом ма­нипуляции в целях сохранения власти меньшинства». 1

Манипуляции служит целый арсенал: искусство; религия; печать; реклама и средства, способы ее распространения; радио и телевиде­ние как наиболее массовые и эффективные средства пропаганды; ком­пьютерные информационные системы и банки данных; средства на­глядной агитации и иллюстрации.

Любой вещественный процесс, если он подлежит контролю и уп­равлению, имеет свое изоморфное информационное отображение, любому действию предшествует некоторая информационная модель возникшей ситуации и способа ее изменения, что характерно даже для импульсивных действий. Эффективность человеческого действия во многом зависит от правильного управленческого решения, то есть от правильного информационного моделирования ситуации, от по­иска нужной информации и ее правильной обработки. Таким обра­зом, под информационным методом управления понимается процесс выработки и реализации управленческих решений в ситуации, когда управляющее воздействие носит неявный, косвенный характер и объекту управления представляется определяемая субъектом управ­ления информация о ситуации, ориентируясь на которую этот объект как бы самостоятельно выбирает линию своего поведения.2

Конечной целью информационного воздействия является желае­мое поведение объекта управления, которое постулируется субъектом.

К примеру, специалисты по рекламе для формирования желатель­ного поведения потребителя пользуются формулой AIDA, являющей­ся аббревиатурой следующих понятий: attention — внимание, interest — интерес, desire — желание, action — действие. Следова­тельно, задача информационного управления не только информиро­вать, но и напоминать, убеждать, а значит, — управлять.

Правящие силы, используя данный метод воздействия, ориенти­руются на небывалое по масштабам подчинение общественного мне­ния своему влиянию, реализуя свои цели через информационную сфе­ру. Средства массовой информации являются высокоэффективней­шим способом, позволяющим облечь в новые формы контроль и уп­равление народными массами, практически отказавшись от насиль-

1 Farber G. Die manipulierte Meprheit Tiibinqen und Basel. S. 8.

2 Информационное общество: Информационные войны. Информационное
управление. Информационная безопасность / под ред. М. А. Вуса. СПб., 1999.
С. 78.


ственных методов. Президент США Р. Никсон сказал как-то, что выгоднее вложить доллар в СМИ, в пропаганду, чем 10 долларов в создание новых видов вооружения, так как вероятность использова­ния оружия в современном мире невелика, а пропаганда работает ежедневно, ежечасно.

Механизм информационного воздействия основан на манипуля­ции сознанием масс и внесением в это сознание целенаправленной достоверной информации либо дезинформации. Такой тип управле­ния связан со стремлением так сформировать сообщение о реальной ситуации, чтобы, несмотря на неадекватность, человек принимал его как само собой разумеющееся и поступал соответствующим образом. Целью дезинформации является сознательное введение людей в заб­луждение, навязывание им превратного, искаженного, а иногда и просто лживого представления о реальной действительности. Дан­ная цель является антиправовой и не должна становиться основой информационного управления личностью, обществом и государством.

Одним из эффективных, на наш взгляд, способов борьбы с право­вым нигилизмом при помощи информационно-правового управления являются способы воздействия, выработанные в психологии влия­ния, а именно направленное суггестивное влияние, то есть воздей­ствие на психику человека на фоне снижения его сознательности и критичности в понимании, анализе и оценке информации. После отыс­кания нужного приема снятия барьера восприятия и преодоления естественной толерантности человека к новому подсознание распа­хивается спонтанно и информация о преимуществах идеи права сво­бодно отображается в системе ценностей человека. Однако в исполь­зовании подобных методов кроется опасность манипуляции созна­нием, что явно нарушает права и свободы человека и гражданина. Следовательно, подобные методы необходимо применять крайне ос­торожно.

Любое информационное (правовое) влияние планируется с целью изменения внутренних мотивов и переориентации поведения челове­ка в требуемом направлении, результатом лее является инстинктив­ный автоматический выбор, причины которого внедрены в подсозна­ние и скрыты в глубинах психики человека. Суггестивный элемент влияния позволяет изменить и актуальность поставленной перед человеком проблемы. Для достижения суггестивного эффекта текст сознательно связывается его создателем с факторами, провоцирую­щими изменение сознания. Эмоциональное воздействие сочетается с чисто физиологическим влиянием (цветом, формой, ритмом), иног­да даже является псевдологическим текстом. Здесь кроется большая опасность для психологического здоровья личности, общества и го-


сударства. Защита реципиента должна выражаться в создании право­вых ограничений информационного воздействия, что, безусловно, слож­но, так как последствия восприятия зависят зачастую от сугубо лич­ных особенностей воспринимающего субъекта. При этом, однако, воз­можно прямое запрещение использования явно деструктивных мето­дов психологического влияния, таких, например, как «25-й кадр».

Типы проблем, которые могут решаться с помощью информаци­онного управления, весьма разнообразны, например: побуждение об­щественности к более активной реакции на некоторые события, вы­боры, отношение к партиям, народам, борьба с конкурентами или даже смена политического строя. При этом стратегические задачи требуют для своего решения много времени и больших ресурсов. Не­заменимым средством проведения информационного управления яв­ляются СМИ, которые, реализуя коммуникативную функцию, ис­пользуют следующие методы для достижения сравнительно быстро­го результата, необратимо влияющие на психику реципиента.

1. Метод «усилителя», при реализации которого жесткая форма
передачи информации нарушает равновесие в обществе, изменяя
стиль жизни, вызывая у индивида острое ощущение непригодности
его образа существования. Примером может служить пропаганда
«свободы нравов», когда считается неприличным сохранять дев­
ственность до брака, а количество сексуальных партнеров приносит
дополнительное уважение в определенной социальной среде.

2. Метод «призмы», при котором СМИ, подобно призме, прелом­
ляющей свет, фиксируют, детализируют и в упрощенной, доступной
каждому форме передают социальной среде. К примеру, способ
религиозного просвещения выражается в упрощении канонического
текста, введении Бога в реальные события, распространении статуэ­
ток, в которых Иисус изображен играющим в баскетбол, хоккей, фут­
бол.1

3. Метод «барража» используется в основном в политической борь­
бе в целях отвлечения общественного внимания от какого-либо со­
бытия, для чего активно развертывается кампания вокруг любого
незначительного явления, затмевая тем самым объект реального
интереса.2 Примером может служить массовый интерес, обращенный
на социально-этический (моральный) статус президента США Б.
Клинтона, который затмил проблемы разрешения многих государ­
ственных программ.

1 См.: Бог в помощь // FHM. 2002 (май). С. 18.

2 См.: Информационное общество. Информационные войны… С. 88-107.


Для иллюстрации рассмотрим рекламу, которая является самым эффективным инструментом организации системы сбыта, силой, спо­собствующей повышению жизненного уровня, стимулирующей раз­работку новых моделей. В то же время она является оружием в кон­курентной борьбе и по сути своей является средством управления спросом и потреблением, которое в последнее время переродилось из информирования во внушение. Возникает проблема адекватного ото­бражения семантики объекта или его состояния, информация о ко­тором будет использоваться СМИ.

Иллюстрируя средства информационно-психологического воздей­ствия, можно привести следующие примеры, активно используемые субъектами информационного управления в информационной сфере:

1) снятие защиты (используя располагающие жесты, улыбку);

2) смещение акцентов (путем умалчивания плохих новостей и ог­
ласки хороших или наоборот);

3) присоединение к будущему (постройка «воздушного замка» на
реально заложенном камне);

4) «пробный шар» (организация обсуждений, диалогов при выяв­
лении отношения масс к определенной идее, при ее отвержении власть
отмежевывается, при поддержке — объявляет «гласом народа» и под­
держивает);

5) «нога в дверях» (большие дела вершатся малыми поступками;

6) «шаг за шагом» (постепенно уверяясь в правильности своих
действий);

7) растянутость во времени (девять дней массирования темы и
интереса нет — двойное гражданство Б. Березовского);

8) изменение масштабов путем предложения определенной аудито­
рии тем обсуждения и своих интерпретаций, переводя ситуацию в сим­
волическую область — «делая из мухи слона», чаще всего использует­
ся социально-политическими телевизионными программами;

9) моделирование доверия (паблик релейшинс строится на страте­
гии доверия);

 

10) формирование лозунга, являющегося нейтрализатором или
катализатором ситуации («Долой!», «Ура!», «Землю крестьянам,
фабрики — рабочим!»);

11) перенос внешних характеристик во внутренние убеждения
(люди придерживаются того мнения, которое они высказали публич­
но, отсюда устойчивое негативное отношение к лицам, меняющим
свое мнение);

12) канализация негативных эмоций (переход отрицательных
эмоций из одной сферы — экономики в другую — политику, напри­
мер, падение этнической толерантности в Украине);


13) символизация («вкус Америки»: выявление архетипов,1 ми­фологизация политической фигуры).2

Правовое регулирование использования указанных выше спосо­бов манипуляции массовым сознанием очень затруднено особеннос­тями восприятия конкретного реципиента. Однако возможно зако­нодательное закрепление запретов на конкретные действия или вы­ражения, в которых усматривается нарушение определенных прав и интересов личности, общества и государства.3

Отметим, что информацию об объекте можно рассматривать как отображение этого объекта в некоторой материальной системе, кото­рое может существовать независимо от самого объекта и независимо от того, будет ли эта информация кем-то и когда-то использована, но в реальном мире информацию собирают, обрабатывают конкретные люди, и потому она субъективна. Следовательно, информационные отображения различных субъектов могут представлять реальность различную и противоречивую, создающую парадоксы восприятия, часть которых могут иметь негативную окраску.

Особенность негативных информационных воздействий состоит в том, что они могут быть выявлены только в результате специальной экспертизы. Для выявления опасности должны разрабатываться и использоваться стандарты безопасности (утвержденные в установ­ленном порядке параметры информационно-психологического воз­действия, не вызывающие негативных последствий для психики че­ловека). Экспертиза должна проводиться по запросу не только упол­номоченного государственного органа, но и любого заинтересованно­го лица.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 1401; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.006 сек.