КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Тема 7. Понятие, признаки и виды информационных правоотношений
За последнее двадцатилетие сформировалась и развилась концепция информационных отношений. Тенденцию обособления информационных правоотношений отмечают в своих работах В. А. Копылов, З. И. Карась, Е. А. Суханов, Ю. М. Батурин и другие.1 Сторонником концепции информационных отношений выступил и И. Ф. Казьмин, по мнению которого, новейшие информационные технологии сильно потеснят (а в будущем и вытеснят) современную печатную продукцию, потребуют существенного изменения законодательства, регулирующего информационные отношения.2 А. Б. Агапов предпринял попытку классификации информационных отношений. Наряду с термином «информационное общественное отношение» автор применяет термин «правовое информационное отношение» и к объекту информационных отношений относит комплекс технических, программных и сервисных средств, включающих базы данных, информационные системы и сети, информационные технологии и услуги.3 Данная проблема исследовалась и М. И. Брагинским, который признавал наличие в правовой системе информационных отношений, однако утверждал, что информационные отношения обычно не со- 1 См.: Копылов В. А. Информационное право. С. 6; Карась З. И. Юридические 2 См.: Казьмин И. Ф. Общие проблемы права в условиях научно-техническо 3 См.: Агапов А. Б. Указ. соч. С. 10. ставляют самостоятельного объекта правового регулирования, а регламентирующие их нормы входят в состав той отрасли права, которая регулирует основные отношения.1 Говоря о понятии информационных правоотношений, нельзя однозначно согласиться и с мнением О. А. Гаврилова, который определяет информационно-правовые отношения как урегулированные нормами права отношения, при которых «один субъект (физическое или юридическое лицо) вправе требовать от другого субъекта получения определенной информации, а второй — обязан передать первому определенный вид информации».2 В данной позиции происходит умаление сущностной ценности, когда содержание правоотношения представляется лишь в обеспечении реализации правомочия требования, когда право на обладание информацией корреспондирует обязанности ее предоставить. Из сферы правового интереса, таким образом, исключаются иные информационные права, свободы и возможности. В. А. Копылов определяет информационные правоотношения как «результат регулирующего воздействия соответствующей информационно-правовой нормы на информационное общественное отношение», «стороны которого выступают в качестве носителей взаимных прав и обязанностей, установленных и гарантированных информационно-правовой нормой».3 Данное определение, по мнению авторов, также не отражает всей сложности этого вида отношений: из сферы правового регулирования в таком случае выпадают те отношения, которые возникают по поводу информации либо ее носителей, но пока еще не урегулированные информационно-правовой нормой. Сущность информационных отношений заключается в том, что как информация пронизывает все сферы человеческой деятельности, опосредуя существование всей социальной системы, так и информационные отношения, возникающие в связи с ее оборотом, являются абстрактными, условно научно обособленными от иных социальных отношений. Научное обособление позволило разрешить ряд правовых конфликтов в области обладания информацией и защиты информации от доступа третьих лиц (тайна). Информационные правоотношения представляют собой разновидность отношений, возникающих в обществе, однако для целей правового регулирования, по мнению авторов, необходимо выявить следующие признаки данного вида правоотношений: 1 См.: Брагинский М. И. Правовое регулирование информационных отно 2 Гаврилов О. А. Информатизация правовой системы России. С. 52. 1) конкретный объект — информация (вне зависимости от фор 2) форма правомерного поведения; 3) информационно-правовые нормы; 4) сочетание субъективных прав и обязанностей корреспондирую 5) субъектами правоотношений могут быть только лица, облада 6) субъективные права и обязанности реализуются участниками Таким образом, отношения по поводу информации, которые не отвечают указанным признакам (например, информационные отношения бытового характера), следовательно, не могут рассматриваться в качестве правовых отношений. В целом научное определение информационных правоотношений можно представить в следующем виде: Информационные правоотношения — это социальные отношения по поводу создания, обладания и пользования информацией, складывающиеся в информационной сфере, урегулированные информационно-правовыми нормами. Информационные правоотношения, рассмотренные как система, представляют собой сложное явление, состоящее из различных элементов и структурных связей между ними. В общей теории правоотношений в качестве его элементов выделяют участников (субъектов), объект и содержание правоотношения. По мнению авторов, представляется возможным дополнить структуру и такими двумя элементами, обычно в нее не включаемыми, как форма и основания правоотношения, так как без формы немыслимо содержание, а без основания вообще само правоотношение. К основным субъектам информационного права относятся лица, участвующие в создании, преобразовании, передаче и распространении, получении и потреблении информации. Это, прежде всего, создатели, или производители, информации, обладатели информации, потребители информации. Создатели (производители) информации — это лица, в результате интеллектуальной деятельности которых появляется информация. К ним относятся и авторы, создающие творческую продукцию, и лица (в том числе органы государственной власти, органы местного самоуправления, юридические лица), не претендующие на авторство по поводу созданной ими информации. К данным субъектам по логике закона «Об авторском праве и смежных правах» относятся приобретатели авторских прав по авторским договорам, а также работодатели в случаях создания служебного произведения. Кроме того, в соответствии с Патентным законом, к таким субъектам молено отнести и авторов изобретений, полезных моделей и промышленных образцов, а также патентообладателей и лицензиатов. Правоспособность этих лиц возникает в силу провозглашенной законом возможности каждого быть автором произведений науки, литературы и искусства, без какого бы то ни было дополнительного разрешения. Дееспособность авторане имеет значения для обладания правами на информационный объект, однако влияет на возможность реализации имущественных прав на информационный объект (в данном случае применяются нормы гражданского права). Субъектами информационных правоотношений также являются и обладатели средств индивидуализации: Физические лица — обладают именем, состоящим из собственно имени, отчества и фамилии (хотя имя может формироваться и иначе, в зависимости от национальных особенностей). При этом физическое лицо обладает правом защищать свое имя, в том числе требовать воспроизведения его без каких бы то ни было искажений, а также оценивать имя и вносить право на его использование в качестве вклада в уставный капитал хозяйственных товариществ и обществ. Кроме того, имя может стать товарным знаком, к примеру, товарный знак популярной певицы «Алла Пугачева», под которым выпускается обувь и парфюмерные изделия. В современной практике таких примеров достаточно, когда имя известного лица используется в рекламных целях, в том числе и для продвижения своего товара на рынке. Юридические лица обладают фирменным наименованием, товарным знаком или знаком обслуживания, право на использование которого может быть передано любому лицу по договору коммерческой концессии. Юридическое лицо обладает также деловой репутацией, защита которого осуществляется в рамках гражданского законодательства, хотя деловая репутация также может быть объектом договора (совместного товарищества или другого), то есть являться неким информационным ресурсом, который сам может стать средством получения прибыли. Государство также обладает собственным именем и некоторыми исключительными правами на объекты промышленной собственности и информацию, составляющие государственную тайну. Государство может передавать право на использование своего имени в ком- мерческих целях, однако пользователи в таком случае должны оплачивать обязательные платежи за подобное использование (такой обязанностью не облагаются субъекты, использующие государственное наименование в общественно полезных целях, а также в соответствии с целями своей деятельности, например суд, нотариусы, государственные органы и образовательные учреждения, общественные организации). Ряд производителей информации не претендует на защиту своих личных неимущественных прав на созданную информацию, однако они заинтересованы в признании этой информации своей собственной. К ним можно отнести производителей открытых справочных информационно-поисковых систем, баз и банков данных и т. п. Обладатели информации — это посредники между создателями и потребителями информации; лица, приобретающие исключительное право на передачу и распространение информации и обеспечивающие доведение созданной информации до конечного потребителя. Потребители информации — это лица, нуждающиеся в информации, производящие поиск и получающие ее для удовлетворения своих потребностей (для повышения знаний, образования, приня-тиярешений и т. п.). К субъектам информационных правоотношений относятся также и те лица, которые участвуют в создании и применении средств и механизмов программно-технического обеспечения информационных процессов — информационных систем, сетей, информационных технологий и средств их обеспечения (информационных, лингвистических, технических, программных и иных). Соответственно каждый из перечисленных лиц должен обладать правосубъектностью для того, чтобы вступать в информационные правоотношения. При этом правоспособность указанных лиц является общей, однако дееспособность физических лиц может быть ограничена, при этом ограничение устанавливается не фактически уполномоченным на то органом, а формально тем объектом, по поводу которого лица вступают в правоотношения, то есть статусом самой информации — общедоступна она или ограничена в пользовании, либо вообще изъята из пользования. Обращаясь к общим принципам классификации субъектов правоотношений — субъектов информационных правоотношений, можно подразделить: — на индивидуальные субъекты — физические лица, участвующие в информационном процессе (обороте информации — создании, передаче, использовании); — коллективные субъекты — юридические лица, независимо от Определяя объект информационных правоотношений, необходимо обратить внимание на два различных подхода к пониманию объекта правоотношения как правовой категории. Один из подходов носит название монистического (происходит из теории единого объекта), в соответствии с которым объектом правоотношения является то, на что направлено или на что воздействует право. Поскольку воздействовать право может только на поведение людей, то поведение обязанного лица, на которое вправе притязать управомоченный, и составляет юридический объект правоотношения. Подобный подход подвергался критике в научной литературе в связи с тем, что он не может быть применен ко всем правоотношениям, поэтому второй подход — плюралистический или ценностный (исходит из теории множественности объектов), более приемлем, так как не сводит объект правоотношения только к поведению обязанного лица, а понимает под ним различные социальные блага (социальные ценности). Поскольку действия обязанного лица направлены на удовлетворение интересов лица управомоченного, а реализация правомочных интересов есть несомненная ценность, то и общим объектом правовых отношений являются самые разнообразные ценности.1 Авторы придерживаются ценностного подхода к определению объекта правоотношения, считая информацию одной из ценностей современного мира. Информация как объект правоотношения обладает признаком многофункциональности, она создается, обращается и применяется по сути дела во всех сферах деятельности и как бы обеспечивает выполнение многочисленных функций и задач, стоящих перед самыми разными субъектами — органами государственной власти, местного самоуправления, перед физическими и юридическими лицами. Таким образом, при обращении информации в информационной сфере, в зависимости от потребностей участников информационных отношений, она может выступать как: — товар в процессах ее создания, хранения и использования, пе — источник для принятия решений; — источник получения знаний при образовании и воспитании в 1 См.: Поляков А. В. Общая теория права: курс лекций. СПб., 2003. С. 561-562. — средство извещения общества о происходящих событиях и яв — средство отчетности о деятельности юридических и физических — средство реализации прав и свобод личности через предоставле — средство, с помощью которого реализуются определенные цели Следует обратить внимание на то, что информация одновременно может выступать и в качестве источника, несущего определенную функциональную нагрузку, и как товар. Например, нормативные правовые акты, выполняя основную функцию — распространение правовых норм и доведение их до каждого, — одновременно выступают и в качестве товара при продаже информационных продуктов и предоставлении информационных услуг, построенных на их основе. То же самое молено сказать о персональных данных, которые продаются и сдаются в аренду для реализации прямого маркетинга. Продаются также различные информационные ресурсы, содержащие сведения о полезных ископаемых, о научном и техническом развитии общества, о его творческом потенциале и т. п. Некоторые авторы, например И. Л. Бачило, В. Н. Лопатин, Б. Н. То-порнин, М. А. Федотов, считают, что совокупность сведений, информации о чем-либо формирует феномен информационного ресурса, специфика которого заключается в переходе от объективной формы выражения информации к субъективному восприятию и пользованию. Таким образом, «информационный ресурс —это такая синтетическая организационная форма представления информации, основанная на концентрации, индивидуализации, как правило, документированной информации, которая наиболее ярко выявляет ее функциональное назначение». 1 К видам информационных ресурсов указанные авторы относят: — архивы; архивные, библиотечные, музейные фонды; — учетно-регистрационные информационные ресурсы: реестры, — социально значимые функционально направленные массивы 1 Бачило И. Л., Лопатин В. Н., Федотов М. А. Указ. соч. С. 94. цию, экологическую, демографическую, служебную информацию, официальную, массовую информацию, деловую информацию и т. д.1 Правовой статус указанных объектов определен Федеральным законом «Об информации, информатизации и защите информации», который определяет информационные ресурсы как «отдельные документы и отдельные массивы документов, документы и массивы документов в информационных системах (библиотеках, архивах, фондах, банках данных, других информационных системах)». В ст. 4 «Основы правового режима информационных ресурсов» гл. 2 «Информационные ресурсы» указанного закона установлены две важнейшие правовые нормы, раскрывающие содержание правового режима информационных ресурсов. Данные нормы устанавливают включение информационных ресурсов в структуру других ресурсов Российской Федерации и определяют состав правового режима данного ресурса. Установлены четыре обязательных требования, без которых информационный ресурс не может быть включен в систему правовых отношений, к которым относятся: — порядок документирования информации; — право собственности на отдельные документы и отдельные мас — категории информации по доступу к ней; — порядок правовой охраны и защиты информации. правоотношений информационные ресурсы являются объектом информационных отношений. По поводу информационных ресурсов у субъектов формируется или возникает интерес, который реализуется в отношениях с другими субъектами права. Рассмотрим основные виды информационных правоотношений, возникающих при передаче и распространении информации, обладающих спецификой по сравнению с известными общественными отношениями других отраслей права. В современной теории информационных отношений существует несколько классификаций информационных правоотношений. К примеру, В. А. Копылов выделяет отношения, связанные с созданием и распространением исходной и производной информации (открытой и ограниченного доступа); с формированием информационных ресурсов, с подготовкой информационных продуктов и с предоставлением информационных услуг (где выделяются сбор, накопле- 1 Бачило И. Л., Лопатин В. Н., Федотов М. А. Указ. соч. С. 124-125. 50 ние, хранение и распространение информации); с реализацией права на поиск, получение, передачу и потребление информации.1 М. М. Рассолов подразделяет информационные правоотношения на активные и пассивные информационные действия, посредническую информационно-правовую работу, вспомогательные информационные действия, организационные имущественные и неимущественные правоотношения.2 А. Б. Венгеров, отделяя от права собственности и права интеллектуальной собственности право на информацию, выделяет в ней правомочие на доступ к информации, на ознакомление с информацией, разъяснение информации, получение копий документов, справок.3 По мнению В. Н. Лопатина, «признавая возможность взаимного влияния при взаимодействии "по вертикали" систем общественных отношений, права и законодательства, вместе с тем опасно игнорировать базисный характер "надсистемы" общественных отношений для последних», что «может привести к дальнейшему отрыву законодательства от реальной жизни и росту его неэффективности, подмене правового регулирования произволом и силовыми методами, перекладыванию ответственности за это с государства на общество и граждан», молено подразделить информационные отношения согласно «простейшей формуле: производство—распределение—потребление—производство».4 Указанное многообразие подходов приводит к разносторонности понимания такого явления, как информационные правоотношения, и отрыва их от научного понимания правоотношения. Для целей всестороннего научного изучения, по мнению авторов, необходимо подразделить информационные отношения на непосредственные информационные правоотношения и относительно-определенные информационные правоотношения. Под непосредственными информационными правоотношениями следует понимать отношения, которые возникают по поводу создания информации, определения прав собственности на нее (с предоставлением правомочий владения, пользования ираспоряже-ния), а также ее оборота (передачи другим субъектам, обработки, анализа, переработки, то есть потребления) и защиты. В таких 1 См.: Копылов В. А. Информационное право. С. 26-48. 2 См.: Рассолов М. М. Указ соч. С. 42. 3 См.: Венгеров А. Б. Теория государства и права: учебник. Изд. 3-е. М., 1999. 4 Лопатин В. Н. Информационная безопасность России: Человек. Обще правоотношениях информация выступает основным самостоятельным объектом правоотношений, вне зависимости от формы (документ, видеозапись, книга, сценарий, дискета с записью). Зачастую такие отношения носят охранительный характер, направленный на пресечение действия нарушающих или посягающих на информационные права субъектов правоотношений. Хотя среди них немало и регулятивных правоотношений, которые устанавливают статусы субъектов, закрепляют их правомочия в области обладания и реализации информационных прав. Относительно-определенные информационные правоотношения необходимо трактовать как часть иных правовых отношений, условно абстрагированных, которая позволяет имреализовы-ваться, мотивируя поведение субъектов, тем самым воздействуя на возникновение, изменение и прекращение информационных правоотношений. В данных правоотношениях информация является факультативным (дополнительным) объектом правоотношений, сопутствующим основному объекту, который не является информационным. К примеру, при заключении сделки купли-продажи металлической двери сама дверь не является носителем информации, однако заключению сделки предшествует поиск контрагентов, который осуществляется путем информирования (то есть публичного распространения информации), выраженной в форме рекламы либо публичной оферты; информация сопутствует заключению сделки, когда стороны оговаривают ее условия; и, наконец, информация сопутствует исполнению сделки, когда стороны извещают друг друга о времени и месте исполнения, уточняют данные параметры либо их в последующем изменяют. Кроме того, сам договор или заказ-наряд является письменно оформленным документом, фиксирующим волю сторон и подтверждающим действительность волеизъявления. При этом договор не является целью данного вида правоотношений, а лишь сопутствует им. Тема 8. Содержание информационных правоотношений Содержание информационных правоотношений, как и иных видов правоотношений, составляют совокупность прав и обязанностей участников, атакже способы их реализации, то есть содержание информационных правоотношений молено рассматривать с материальной и формальной стороны. Как любые общественные отношения, информационные правоотношения представляют собой некоторую соотнесенность поведения субъектов, выраженную в форме взаимосвязанности, взаимодействия и взаимообусловленности, возникающей между субъектами. Так как правоотношение не может возникнуть у субъекта с самим собою, оно всегда возникает, по меньшей мере, между двумя активными субъектами, а его суть заключается в наличии между ними особой правовой связи, выраженной во взаимообусловленных (коррелятивных) правах и обязанностях. Поведение осуществляется как правомерное, получающее при определенных условиях значение правовых фактов. Формой правомерного поведения является форма субъективных прав и правовых обязанностей его участников. Субъективное право, принадлежащее субъекту информационного правоотношения, представляет собой обеспеченную обязанностями других лиц легитимную возможность субъекта действовать определенным образом. Таким образом, субъективное право является правовой мерой возможного поведения участника информационных правоотношений, мерой социальной свободы, определенной нормой права. Структура субъективного права информационного правоотношения включает три правомочия: 1) возможность действовать или не действовать определенным 2) возможность требовать от другой стороны соответствующего 3) возможность требовать правовой защиты в случае неисполне Существование субъективного права как «...возможности осуществления интереса обусловлено соответствующей юридической обязанностью».1 В данном контексте правовая (субъективная) обязанность представляет собой меру должного поведения участников информационных правоотношений. Реализация такого поведения возможна как пассивным путем (обязанность не совершать определенные действия, нарушающие права управомоченных субъектов), так и активным способом (обязанность совершать определенные действия в интересах управомоченного). Согласно ч. 4 ст. 29 Конституции РФ «каждый имеет право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом».2 Ч. 2 ст. 24 Конституции РФ закрепляет общее право доступа каждого к информации, непос- 1 Коркунов Н. М. Лекции по общей теории права. Спб., 1907. С. 149. 2 Конституция РФ // Государственная символика. М., 1993. С. 10. редственно затрагивающей его права и свободы.1 Этому праву корреспондирует общая обязанность органов государственной власти и местного самоуправления, располагающих такого рода информацией, ее предоставлять по соответствующим запросам. Возможные исключения из этого общего правила должны обязательно иметь форму закона. Ст. 42 Конституции РФ говорит о праве каждого на «достоверную информацию» о состоянии окружающей природной среды.2 Формулировки этих норм Конституции РФ вполне адекватны соответствующим международно-правовым установлениям в этой специфической сфере общественных отношений. В частности, в ст. 19 Международного пакта о гражданских и политических правах от 16 декабря 1966 г., закрепившей право каждого человека свободно «искать, получать и распространять всякого рода информацию и идеи независимо от государственных границ». В ст. 10 Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод от 4 ноября 1950 г. о праве каждого человека «получать и распространять информацию и идеи без вмешательства государственных органов и независимо от государственных границ».3 Всеобщая декларация прав и свобод человека, утвержденная Генеральной Ассамблеей ООН 10 декабря 1948 г., провозглашает в ст. 19 принадлежащее каждому «право на свободу беспрепятственно придерживаться своих убеждений, искать, получать и распространять информацию и идеи любыми средствами и независимо от государственных границ»4. В дальнейшем данное право нашло отражение в ряде иных международных документов, к которым, в частности, относятся: — Европейская конвенция о защите прав человека и основных — Международный пакт о гражданских и политических правах — Декларация прав и свобод человека и гражданина (от 22 нояб 1 См.: Конституция РФ. С. 9. 2 См.: Там же. С. 13. 3 Сборник международных актов о правах человека. М., 1997. С. 46. 4 Там же. С. 57. 5 См.: Там же. С. 70. Право на информацию представляет собой целый комплекс непосредственно действующих основных и производных субъективных правомочий, возникающих в связи и по поводу информации. К таким правам, закрепленным ст. 29 действующей Конституции РФ,1 относятся: Во-первых, право на свободный поиск информации. Данное право предоставляет человеку и гражданину юридически обеспеченную возможность производить любые, не запрещенные законом действия, направленные на поиск и консолидацию информации, осуществляя правомерный запрос в органы государственной власти, архивы, информационные службы, справочные и иные организации. Подобное право может реализовываться как самостоятельно, так и через уполномоченных представителей, правомочия которых подтверждены необходимыми документами, за исключением определенной, конфиденциальной информации, поиск которой возможен лишь непосредственно самим заинтересованным лицом. Ограничение — охрана информации, составляющей охраняемую законом тайну. Во-вторых, право получать информацию. Такое право обеспечивается возможностью лица запрашивать информацию и требовать ее получения у лиц, обязанных ее предоставить, в той форме и том виде, в котором она испрашивается и предусмотрена законом.2 Кроме того, данное право, по мнению авторов, сопровождается возможностью лица самостоятельно определять необходимость и достаточность информации, что должно являться абсолютным правом и иные лица должны воздерживаться от любого нарушения данного права. Конечно, данное право может быть ограничено определенным законом и установленными в соответствии с ним запретами, связанными с охраной государственной, корпоративной и иных тайн. В-третьих, право на передачу информации. Подобное право можно рассмотреть как в биологическом аспекте, то есть право на передачу своих генов своим детям, закрепленное действующим семейным законодательством, так и в иных аспектах. В социологическом аспекте такое право молено представить в виде гарантированной возможности родителей воспитывать своих детей без неправомерного вмешательства любых иных лиц. Кроме того, процесс передачи информации, его форма, способ, субъекты и особенности определяются участниками информационных отношений самостоятельно и не дол- 1 См.: Конституция РФ. С. 10. 2 См.: гл. 3 «Пользование информационными ресурсами» ФЗ РФ «Об инфор жны подвергаться цензуре, но должны быть правомерными. Ограничения — требования к охране конфиденциальной информации. В-четвертых, право на производство информации. Реализация этого права непосредственно связана с творческим актом. В таком случае информация является результатом интеллектуальной деятельности и подлежит правовой охране в соответствии с авторским и патентным законодательством,1 причем охране подлежат и непосредственно авторские и смежные права. Производство информации может составлять и действия, не обладающие признаком творчества, а связанные только с воспроизводством (тиражированием, копированием, опубликованием и т. д.). Такие действия также должны быть правомерными и зачастую могут осуществляться лицом, творческим актом которого создана информация, или уполномоченным автором лицом. В-пятых, право на распространение информации. Реализация данного права представляет собой доведение информации, любым, не запрещенным законом образом, до сведения определенного или неопределенного круга лиц, что осуществляется с соблюдением требований к правомерности. Право ограничивается требованием охраны информации, составляющей тайну. Согласно ст. 24 Конституции РФ2 к основным информационным правам можно отнести: — право на сбор информации. Это право реализуется совместно с — право на хранение информации. Данное право обеспечивается — право на использование информации. Оно является производ 1 См: Закон РФ «Об авторском праве и смежных правах» от 9 июля 1993 г. // 2 См.: Конституция РФ. С. 9. формы, способы, цели и особенности использования информации, не превышая при этом пределы осуществления прав. — право на производство информации. Реализация данного пра — право на распространение информации. Реализация этого пра Основные права порождают ряд производных прав, закрепленных Конституцией РФ,2 к которым, в частности, относятся: — право на неприкосновенность частной жизни, личную и семей — право на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, — право на свободу мысли и слова — ч. 1 ст. 29; — и другие. Всеобщая декларация прав человека (п. 2 ст. 29) закрепляет основания ограничения прав человека, причем «при осуществлении своих прав и свобод каждый человек должен подвергаться только таким ограничениям, какие установлены законом исключительно с целью: — обеспечения должного признания и уважения прав и свобод — удовлетворения справедливых требований морали; — общественного порядка; — общего благосостояния в демократическом обществе».3 1 См: Закон РФ «Об авторском праве и смежных правах» от 9 июля 1993 г. // 2 См.: Конституция РФ. С. 8-11. 3 Сборник международных актов о правах человека. С. 37. Данные основания ограничений прав и свобод человека и гражданина зависят от прав и интересов других граждан и общества в целом, однако в Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод в п. 2 ст. 10 содержится более точный, расширенный перечень оснований для такого рода ограничений: — в интересах государственной безопасности, территориальной — в целях предотвращения беспорядков и преступлений; — для охраны здоровья и нравственности; — для защиты репутации или прав других лиц; — для предотвращения разглашения информации, полученной — для обеспечения авторитета и беспристрастности правосудия. — уважение прав и репутации других лиц; — охрана государственной безопасности; — обеспечение общественного порядка; — защита здоровья и нравственности населения. Наряду с этим в ст. 20 устанавливается прямой перечень ограничений: всякая пропаганда войны, всякое выступление в пользу национальной, расовой или религиозной ненависти, представляющие собой подстрекательство к дискриминации, вражде или насилию, должны быть запрещены законом. В ст. 4, 9, 13 Декларации прав и свобод человека и гражданина определен перечень ограничений информационных прав и свобод в случае, если они используются в целях разжигания расовой, национальной, классовой, религиозной ненависти, пропаганды насилия и войны, нарушения неприкосновенности частной жизни, права на уважение и защиту чести и достоинства, тайны переписки, телефонных переговоров, телеграфных и иных сообщений, личной, семейной, профессиональной, коммерческой и государственной тайны.2 Конституция РФ в ч. 3 ст. 17 и ч. 3 ст. 55, 56 к основаниям для ограничения основных информационных прав и свобод граждан относит защиту (в том числе в условиях чрезвычайного положения): — основ конституционного строя; — нравственности; — здоровья; 1 См.: Сборник международных актов о правах человека. С. 45. 2 См.: Там же. С. 123. — прав и законных интересов других лиц, а также обеспечение обороны страны и безопасности государства. Таким образом, из представленного перечня ограничений, видно, что основания возможного ограничения информационных прав и свобод содержат многочисленные нормативно-правовые акты в различных трактовках, зачастую конкурирующих друг с другом. В связи с чем, по мнению авторов, требуется систематизировать перечень оснований для ограничения информационных прав и закрепить их в отдельном нормативно-правовом акте о праве на информацию. В. Н. Лопатин предложил систематизировать ограничения информационных прав в виде унифицированных перечней оснований для ограничений (в целях защиты интересов личности, обеспечения стабильности в обществе, а также обороны и безопасности государства) и случаев прямого ограничения прав и свобод.1 Исследование права на информацию и систематизация информационного законодательства занимает умы многих современных ученых,2 таких как А. Б. Агапов, А. И. Алексенцев, Ю. М. Батурин, И. Л. Бачило, А. Б. Венгеров, Е. В. Горбачева, В. А. Копылов, М. М. Рассолов, и других, анализирующих современное состояние информационного пространства России и зарубежных стран. Обобщая их исследования и выводы, молено предложить следующую систему информационных прав и оснований для их ограничения (табл. 1). Некоторыми учеными, например И. Л. Бачило,3 было высказано предложение о принятии проекта «О праве на информацию», которое было поддержано инициативной группой. Проект Федерального закона «О праве на информацию» был принят Государственной думой в первом чтении. Сферой правового регулирования предложенного законопроекта должны стать: «отношения, возникающие в процессе реализации конституционного права каждого свободно искать, получать и передавать информацию». Причем, как отмечается далее, «отношения 1 См.: Лопатин В. Н. Информационные аспекты национальной безопасно 2 См.: Агапов А. Б. Указ. соч.; Алексенцев А. И. О системе защищаемой ин 3 См.: Бачило И. Л. Право на информацию. С. 29. Таблица 1. Система информационных прав и оснований (случаев) для их ограничения
в сфере производства и распространения информации, а равно в сфере получения информации по запросам журналистов (редакций СМИ) регулируются иными федеральными законами».1 Предполагается, что закон должен устанавливать условия и порядок реализации права на информацию, обязанности государственных органов, органов местного самоуправления, организаций независимо от формы собственности и организационно-правовой формы по обеспечению реализации права на информацию. Таким образом, в данном законопроекте была предпринята попытка выработки правового механизма реализации конституционно закрепленного права на информацию. Анализируя законопроект, молено сделать вывод, что общественная потребность в правовой регламентации и правовом обеспечении реализации права на информацию нашла свое выражение, однако, он имеет ряд значительных недочетов, которые необходимо доработать. К таким недочетам, по мнению авторов, в частности, относятся: — несовершенство юридической техники — ч. 2 ст. 9 гласит: «Не — ст. 11 «Гарантии сохранения информации» — содержание ста 1 См.: Проект закона «О праве на информацию» / http://www/ medialaw.ru/ pablications/zip/38/right_info.html. Указанные недочеты не затрагивают сущности законопроекта, а являются, скорее, технико-юридическими, однако их игнорирование может привести к неблагоприятным последствиям правоприменительной в практике. Юридическими фактами, порождающими, изменяющими и прекращающими информационные правоотношения, могут выступать в равной мере как действия, так и события. Причем преимущественно порождают информационные правоотношения в информационной сфере именно действия как волевые поступки людей, направленные на реализацию или приобретение информационных прав и обязанностей.
Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 4212; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |