Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Тема 7. Понятие, признаки и виды информационных правоотношений




За последнее двадцатилетие сформировалась и развилась концеп­ция информационных отношений. Тенденцию обособления инфор­мационных правоотношений отмечают в своих работах В. А. Копы­лов, З. И. Карась, Е. А. Суханов, Ю. М. Батурин и другие.1 Сторон­ником концепции информационных отношений выступил и И. Ф. Казьмин, по мнению которого, новейшие информационные тех­нологии сильно потеснят (а в будущем и вытеснят) современную пе­чатную продукцию, потребуют существенного изменения законода­тельства, регулирующего информационные отношения.2

А. Б. Агапов предпринял попытку классификации информацион­ных отношений. Наряду с термином «информационное обществен­ное отношение» автор применяет термин «правовое информацион­ное отношение» и к объекту информационных отношений относит комплекс технических, программных и сервисных средств, включа­ющих базы данных, информационные системы и сети, информаци­онные технологии и услуги.3

Данная проблема исследовалась и М. И. Брагинским, который признавал наличие в правовой системе информационных отношений, однако утверждал, что информационные отношения обычно не со-

1 См.: Копылов В. А. Информационное право. С. 6; Карась З. И. Юридические
факты в информационных правоотношениях // Сов. гос. и право. 1988. № 1;
Суханов Е. А. и др. Право и информатика. М., 1990. С. 5; Тихомиров Ю. А.
Публичное право. С. 198—199; Батурин Ю. М. Проблемы компьютерного права.
С. 7.

2 См.: Казьмин И. Ф. Общие проблемы права в условиях научно-техническо­
го прогресса. М., 1986. С. 17.

3 См.: Агапов А. Б. Указ. соч. С. 10.


ставляют самостоятельного объекта правового регулирования, а рег­ламентирующие их нормы входят в состав той отрасли права, кото­рая регулирует основные отношения.1

Говоря о понятии информационных правоотношений, нельзя од­нозначно согласиться и с мнением О. А. Гаврилова, который опреде­ляет информационно-правовые отношения как урегулированные нормами права отношения, при которых «один субъект (физическое или юридическое лицо) вправе требовать от другого субъекта получе­ния определенной информации, а второй — обязан передать первому определенный вид информации».2

В данной позиции происходит умаление сущностной ценности, когда содержание правоотношения представляется лишь в обеспече­нии реализации правомочия требования, когда право на обладание информацией корреспондирует обязанности ее предоставить. Из сфе­ры правового интереса, таким образом, исключаются иные информа­ционные права, свободы и возможности.

В. А. Копылов определяет информационные правоотношения как «результат регулирующего воздействия соответствующей информа­ционно-правовой нормы на информационное общественное отноше­ние», «стороны которого выступают в качестве носителей взаимных прав и обязанностей, установленных и гарантированных информа­ционно-правовой нормой».3 Данное определение, по мнению авто­ров, также не отражает всей сложности этого вида отношений: из сферы правового регулирования в таком случае выпадают те отноше­ния, которые возникают по поводу информации либо ее носителей, но пока еще не урегулированные информационно-правовой нормой.

Сущность информационных отношений заключается в том, что как информация пронизывает все сферы человеческой деятельности, опосредуя существование всей социальной системы, так и информа­ционные отношения, возникающие в связи с ее оборотом, являются абстрактными, условно научно обособленными от иных социальных отношений. Научное обособление позволило разрешить ряд право­вых конфликтов в области обладания информацией и защиты ин­формации от доступа третьих лиц (тайна).

Информационные правоотношения представляют собой разновид­ность отношений, возникающих в обществе, однако для целей пра­вового регулирования, по мнению авторов, необходимо выявить сле­дующие признаки данного вида правоотношений:

1 См.: Брагинский М. И. Правовое регулирование информационных отно­
шений в условиях АСУ// Сов. гос. и право. 1976. № 5. С. 38-46.

2 Гаврилов О. А. Информатизация правовой системы России. С. 52.
1 Копылов В. А. Информационное право. С. 131.


1) конкретный объект — информация (вне зависимости от фор­
мы);

2) форма правомерного поведения;

3) информационно-правовые нормы;

4) сочетание субъективных прав и обязанностей корреспондирую­
щего характера, когда реализация права одним субъектом находит­
ся в непосредственной зависимости от выполнения соответствующей
обязанности другим субъектом;

5) субъектами правоотношений могут быть только лица, облада­
ющие правосубъектностью;

6) субъективные права и обязанности реализуются участниками
информационных правоотношений под защитой государства, обес­
печенной системой государственных гарантий и мерами юридичес­
кой ответственности.

Таким образом, отношения по поводу информации, которые не отвечают указанным признакам (например, информационные отно­шения бытового характера), следовательно, не могут рассматриваться в качестве правовых отношений. В целом научное определение ин­формационных правоотношений можно представить в следующем виде:

Информационные правоотношенияэто социальные отноше­ния по поводу создания, обладания и пользования информацией, складывающиеся в информационной сфере, урегулированные инфор­мационно-правовыми нормами.

Информационные правоотношения, рассмотренные как система, представляют собой сложное явление, состоящее из различных эле­ментов и структурных связей между ними. В общей теории правоот­ношений в качестве его элементов выделяют участников (субъектов), объект и содержание правоотношения. По мнению авторов, представ­ляется возможным дополнить структуру и такими двумя элемента­ми, обычно в нее не включаемыми, как форма и основания правоот­ношения, так как без формы немыслимо содержание, а без основа­ния вообще само правоотношение.

К основным субъектам информационного права относятся лица, участвующие в создании, преобразовании, передаче и распростране­нии, получении и потреблении информации. Это, прежде всего, со­здатели, или производители, информации, обладатели информации, потребители информации.

Создатели (производители) информацииэто лица, в резуль­тате интеллектуальной деятельности которых появляется ин­формация. К ним относятся и авторы, создающие творческую про­дукцию, и лица (в том числе органы государственной власти, органы


местного самоуправления, юридические лица), не претендующие на авторство по поводу созданной ими информации. К данным субъек­там по логике закона «Об авторском праве и смежных правах» отно­сятся приобретатели авторских прав по авторским договорам, а так­же работодатели в случаях создания служебного произведения. Кро­ме того, в соответствии с Патентным законом, к таким субъектам молено отнести и авторов изобретений, полезных моделей и промыш­ленных образцов, а также патентообладателей и лицензиатов. Пра­воспособность этих лиц возникает в силу провозглашенной законом возможности каждого быть автором произведений науки, литерату­ры и искусства, без какого бы то ни было дополнительного разреше­ния. Дееспособность авторане имеет значения для обладания права­ми на информационный объект, однако влияет на возможность реа­лизации имущественных прав на информационный объект (в данном случае применяются нормы гражданского права).

Субъектами информационных правоотношений также являются и обладатели средств индивидуализации:

Физические лица — обладают именем, состоящим из собственно имени, отчества и фамилии (хотя имя может формироваться и иначе, в зависимости от национальных особенностей). При этом физичес­кое лицо обладает правом защищать свое имя, в том числе требовать воспроизведения его без каких бы то ни было искажений, а также оценивать имя и вносить право на его использование в качестве вкла­да в уставный капитал хозяйственных товариществ и обществ. Кро­ме того, имя может стать товарным знаком, к примеру, товарный знак популярной певицы «Алла Пугачева», под которым выпускается обувь и парфюмерные изделия. В современной практике таких примеров до­статочно, когда имя известного лица используется в рекламных це­лях, в том числе и для продвижения своего товара на рынке.

Юридические лица обладают фирменным наименованием, товар­ным знаком или знаком обслуживания, право на использование ко­торого может быть передано любому лицу по договору коммерческой концессии. Юридическое лицо обладает также деловой репутацией, защита которого осуществляется в рамках гражданского законода­тельства, хотя деловая репутация также может быть объектом дого­вора (совместного товарищества или другого), то есть являться не­ким информационным ресурсом, который сам может стать средством получения прибыли.

Государство также обладает собственным именем и некоторыми исключительными правами на объекты промышленной собственно­сти и информацию, составляющие государственную тайну. Государ­ство может передавать право на использование своего имени в ком-


мерческих целях, однако пользователи в таком случае должны опла­чивать обязательные платежи за подобное использование (такой обя­занностью не облагаются субъекты, использующие государственное наименование в общественно полезных целях, а также в соответствии с целями своей деятельности, например суд, нотариусы, государствен­ные органы и образовательные учреждения, общественные органи­зации).

Ряд производителей информации не претендует на защиту своих личных неимущественных прав на созданную информацию, однако они заинтересованы в признании этой информации своей собствен­ной. К ним можно отнести производителей открытых справочных информационно-поисковых систем, баз и банков данных и т. п.

Обладатели информацииэто посредники между создателя­ми и потребителями информации; лица, приобретающие исключи­тельное право на передачу и распространение информации и обеспе­чивающие доведение созданной информации до конечного потреби­теля.

Потребители информацииэто лица, нуждающиеся в инфор­мации, производящие поиск и получающие ее для удовлетворения своих потребностей (для повышения знаний, образования, приня-тиярешений и т. п.).

К субъектам информационных правоотношений относятся также и те лица, которые участвуют в создании и применении средств и ме­ханизмов программно-технического обеспечения информационных процессов — информационных систем, сетей, информационных тех­нологий и средств их обеспечения (информационных, лингвистичес­ких, технических, программных и иных).

Соответственно каждый из перечисленных лиц должен обладать правосубъектностью для того, чтобы вступать в информационные правоотношения. При этом правоспособность указанных лиц явля­ется общей, однако дееспособность физических лиц может быть ог­раничена, при этом ограничение устанавливается не фактически упол­номоченным на то органом, а формально тем объектом, по поводу которого лица вступают в правоотношения, то есть статусом самой информации — общедоступна она или ограничена в пользовании, либо вообще изъята из пользования.

Обращаясь к общим принципам классификации субъектов право­отношений — субъектов информационных правоотношений, можно подразделить:

— на индивидуальные субъекты — физические лица, участвую­щие в информационном процессе (обороте информации — создании, передаче, использовании);


— коллективные субъекты — юридические лица, независимо от
форм собственности и организационно-правовых форм.

Определяя объект информационных правоотношений, необходи­мо обратить внимание на два различных подхода к пониманию объек­та правоотношения как правовой категории. Один из подходов но­сит название монистического (происходит из теории единого объек­та), в соответствии с которым объектом правоотношения является то, на что направлено или на что воздействует право. Поскольку воз­действовать право может только на поведение людей, то поведение обязанного лица, на которое вправе притязать управомоченный, и составляет юридический объект правоотношения. Подобный подход подвергался критике в научной литературе в связи с тем, что он не может быть применен ко всем правоотношениям, поэтому второй подход — плюралистический или ценностный (исходит из теории мно­жественности объектов), более приемлем, так как не сводит объект правоотношения только к поведению обязанного лица, а понимает под ним различные социальные блага (социальные ценности).

Поскольку действия обязанного лица направлены на удовлетво­рение интересов лица управомоченного, а реализация правомочных интересов есть несомненная ценность, то и общим объектом право­вых отношений являются самые разнообразные ценности.1 Авторы придерживаются ценностного подхода к определению объекта пра­воотношения, считая информацию одной из ценностей современного мира.

Информация как объект правоотношения обладает признаком многофункциональности, она создается, обращается и применяется по сути дела во всех сферах деятельности и как бы обеспечивает вы­полнение многочисленных функций и задач, стоящих перед самыми разными субъектами — органами государственной власти, местного самоуправления, перед физическими и юридическими лицами.

Таким образом, при обращении информации в информационной сфере, в зависимости от потребностей участников информационных отношений, она может выступать как:

— товар в процессах ее создания, хранения и использования, пе­
редачи и распространения;

— источник для принятия решений;

— источник получения знаний при образовании и воспитании в
процессах осуществления конституционного права на образование;

1 См.: Поляков А. В. Общая теория права: курс лекций. СПб., 2003. С. 561-562.


— средство извещения общества о происходящих событиях и яв­
лениях (через СМИ) в порядке осуществления конституционного
права на информацию;

— средство отчетности о деятельности юридических и физических
лиц (налоговая отчетность, бухгалтерская отчетность, статистичес­
кая отчетность и т. п.);

— средство реализации прав и свобод личности через предоставле­
ние сведений о личности разным структурам (право на жизнь, право
на жилище, право на медицинское образование; право на воспита­
ние, право на труд и т. п.).

— средство, с помощью которого реализуются определенные цели
(получение прибыли, привлечение клиентов и т. д.).

Следует обратить внимание на то, что информация одновременно может выступать и в качестве источника, несущего определенную функциональную нагрузку, и как товар. Например, нормативные правовые акты, выполняя основную функцию — распространение правовых норм и доведение их до каждого, — одновременно выступа­ют и в качестве товара при продаже информационных продуктов и предоставлении информационных услуг, построенных на их основе. То же самое молено сказать о персональных данных, которые прода­ются и сдаются в аренду для реализации прямого маркетинга. Про­даются также различные информационные ресурсы, содержащие све­дения о полезных ископаемых, о научном и техническом развитии общества, о его творческом потенциале и т. п.

Некоторые авторы, например И. Л. Бачило, В. Н. Лопатин, Б. Н. То-порнин, М. А. Федотов, считают, что совокупность сведений, инфор­мации о чем-либо формирует феномен информационного ресурса, спе­цифика которого заключается в переходе от объективной формы вы­ражения информации к субъективному восприятию и пользованию.

Таким образом, «информационный ресурс —это такая синтети­ческая организационная форма представления информации, основан­ная на концентрации, индивидуализации, как правило, документи­рованной информации, которая наиболее ярко выявляет ее функци­ональное назначение». 1

К видам информационных ресурсов указанные авторы относят:

— архивы; архивные, библиотечные, музейные фонды;

— учетно-регистрационные информационные ресурсы: реестры,
кадастры, классификаторы;

— социально значимые функционально направленные массивы
информации: научно-техническую информацию, правовую информа-

1 Бачило И. Л., Лопатин В. Н., Федотов М. А. Указ. соч. С. 94.


цию, экологическую, демографическую, служебную информацию, официальную, массовую информацию, деловую информацию и т. д.1 Правовой статус указанных объектов определен Федеральным за­коном «Об информации, информатизации и защите информации», который определяет информационные ресурсы как «отдельные доку­менты и отдельные массивы документов, документы и массивы доку­ментов в информационных системах (библиотеках, архивах, фон­дах, банках данных, других информационных системах)». В ст. 4 «Основы правового режима информационных ресурсов» гл. 2 «Ин­формационные ресурсы» указанного закона установлены две важней­шие правовые нормы, раскрывающие содержание правового режима информационных ресурсов. Данные нормы устанавливают включе­ние информационных ресурсов в структуру других ресурсов Российс­кой Федерации и определяют состав правового режима данного ре­сурса. Установлены четыре обязательных требования, без которых информационный ресурс не может быть включен в систему правовых отношений, к которым относятся:

— порядок документирования информации;

— право собственности на отдельные документы и отдельные мас­
сивы документов, документы и их массивы в информационных сис­
темах;

— категории информации по доступу к ней;

— порядок правовой охраны и защиты информации.
Независимо от формы организационного выражения в структуре

правоотношений информационные ресурсы являются объектом ин­формационных отношений. По поводу информационных ресурсов у субъектов формируется или возникает интерес, который реализует­ся в отношениях с другими субъектами права.

Рассмотрим основные виды информационных правоотношений, возникающих при передаче и распространении информации, облада­ющих спецификой по сравнению с известными общественными отно­шениями других отраслей права.

В современной теории информационных отношений существует несколько классификаций информационных правоотношений. К примеру, В. А. Копылов выделяет отношения, связанные с созда­нием и распространением исходной и производной информации (от­крытой и ограниченного доступа); с формированием информацион­ных ресурсов, с подготовкой информационных продуктов и с предос­тавлением информационных услуг (где выделяются сбор, накопле-

1 Бачило И. Л., Лопатин В. Н., Федотов М. А. Указ. соч. С. 124-125. 50


ние, хранение и распространение информации); с реализацией права на поиск, получение, передачу и потребление информации.1

М. М. Рассолов подразделяет информационные правоотношения на активные и пассивные информационные действия, посредничес­кую информационно-правовую работу, вспомогательные информа­ционные действия, организационные имущественные и неимуще­ственные правоотношения.2

А. Б. Венгеров, отделяя от права собственности и права интеллек­туальной собственности право на информацию, выделяет в ней пра­вомочие на доступ к информации, на ознакомление с информацией, разъяснение информации, получение копий документов, справок.3

По мнению В. Н. Лопатина, «признавая возможность взаимного влияния при взаимодействии "по вертикали" систем общественных отношений, права и законодательства, вместе с тем опасно игнори­ровать базисный характер "надсистемы" общественных отношений для последних», что «может привести к дальнейшему отрыву зако­нодательства от реальной жизни и росту его неэффективности, под­мене правового регулирования произволом и силовыми методами, перекладыванию ответственности за это с государства на общество и граждан», молено подразделить информационные отношения соглас­но «простейшей формуле: производство—распределение—потребле­ние—производство».4

Указанное многообразие подходов приводит к разносторонности понимания такого явления, как информационные правоотношения, и отрыва их от научного понимания правоотношения. Для целей все­стороннего научного изучения, по мнению авторов, необходимо под­разделить информационные отношения на непосредственные инфор­мационные правоотношения и относительно-определенные инфор­мационные правоотношения.

Под непосредственными информационными правоотношени­ями следует понимать отношения, которые возникают по поводу создания информации, определения прав собственности на нее (с предоставлением правомочий владения, пользования ираспоряже-ния), а также ее оборота (передачи другим субъектам, обработки, анализа, переработки, то есть потребления) и защиты. В таких

1 См.: Копылов В. А. Информационное право. С. 26-48.

2 См.: Рассолов М. М. Указ соч. С. 42.

3 См.: Венгеров А. Б. Теория государства и права: учебник. Изд. 3-е. М., 1999.
С. 403.

4 Лопатин В. Н. Информационная безопасность России: Человек. Обще­
ство. Государство / СПб. ун-т МВД России; Акад. права, экономики и безопас­
ности жизнедеятельности. СПб., 2000. С. 41—43.


правоотношениях информация выступает основным самостоятель­ным объектом правоотношений, вне зависимости от формы (доку­мент, видеозапись, книга, сценарий, дискета с записью). Зачастую такие отношения носят охранительный характер, направленный на пресечение действия нарушающих или посягающих на информаци­онные права субъектов правоотношений. Хотя среди них немало и регулятивных правоотношений, которые устанавливают статусы субъектов, закрепляют их правомочия в области обладания и реали­зации информационных прав.

Относительно-определенные информационные правоотно­шения необходимо трактовать как часть иных правовых отноше­ний, условно абстрагированных, которая позволяет имреализовы-ваться, мотивируя поведение субъектов, тем самым воздействуя на возникновение, изменение и прекращение информационных пра­воотношений. В данных правоотношениях информация является факультативным (дополнительным) объектом правоотношений, со­путствующим основному объекту, который не является информаци­онным. К примеру, при заключении сделки купли-продажи металли­ческой двери сама дверь не является носителем информации, однако заключению сделки предшествует поиск контрагентов, который осу­ществляется путем информирования (то есть публичного распростра­нения информации), выраженной в форме рекламы либо публичной оферты; информация сопутствует заключению сделки, когда стороны оговаривают ее условия; и, наконец, информация сопутствует исполне­нию сделки, когда стороны извещают друг друга о времени и месте ис­полнения, уточняют данные параметры либо их в последующем изме­няют. Кроме того, сам договор или заказ-наряд является письменно оформленным документом, фиксирующим волю сторон и подтвержда­ющим действительность волеизъявления. При этом договор не являет­ся целью данного вида правоотношений, а лишь сопутствует им.

Тема 8. Содержание информационных правоотношений

Содержание информационных правоотношений, как и иных ви­дов правоотношений, составляют совокупность прав и обязанностей участников, атакже способы их реализации, то есть содержание ин­формационных правоотношений молено рассматривать с материаль­ной и формальной стороны.

Как любые общественные отношения, информационные правоот­ношения представляют собой некоторую соотнесенность поведения субъектов, выраженную в форме взаимосвязанности, взаимодействия


и взаимообусловленности, возникающей между субъектами. Так как правоотношение не может возникнуть у субъекта с самим собою, оно всегда возникает, по меньшей мере, между двумя активными субъек­тами, а его суть заключается в наличии между ними особой правовой связи, выраженной во взаимообусловленных (коррелятивных) пра­вах и обязанностях. Поведение осуществляется как правомерное, получающее при определенных условиях значение правовых фактов. Формой правомерного поведения является форма субъективных прав и правовых обязанностей его участников.

Субъективное право, принадлежащее субъекту информационного правоотношения, представляет собой обеспеченную обязанностями других лиц легитимную возможность субъекта действовать определен­ным образом. Таким образом, субъективное право является правовой мерой возможного поведения участника информационных правоотно­шений, мерой социальной свободы, определенной нормой права.

Структура субъективного права информационного правоотноше­ния включает три правомочия:

1) возможность действовать или не действовать определенным
образом (к примеру, искать информацию не запрещенным законом
способом);

2) возможность требовать от другой стороны соответствующего
поведения (к примеру, истребовать, запрашивать информацию);

3) возможность требовать правовой защиты в случае неисполне­
ния другой стороной своих юридических обязанностей (например,
судебные иски о компенсации убытков, причиненных разглашением
коммерческой тайны).

Существование субъективного права как «...возможности осуще­ствления интереса обусловлено соответствующей юридической обя­занностью».1 В данном контексте правовая (субъективная) обязан­ность представляет собой меру должного поведения участников ин­формационных правоотношений. Реализация такого поведения воз­можна как пассивным путем (обязанность не совершать определен­ные действия, нарушающие права управомоченных субъектов), так и активным способом (обязанность совершать определенные действия в интересах управомоченного).

Согласно ч. 4 ст. 29 Конституции РФ «каждый имеет право сво­бодно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом».2 Ч. 2 ст. 24 Конституции РФ закрепляет общее право доступа каждого к информации, непос-

1 Коркунов Н. М. Лекции по общей теории права. Спб., 1907. С. 149.

2 Конституция РФ // Государственная символика. М., 1993. С. 10.


редственно затрагивающей его права и свободы.1 Этому праву кор­респондирует общая обязанность органов государственной власти и местного самоуправления, располагающих такого рода информаци­ей, ее предоставлять по соответствующим запросам. Возможные ис­ключения из этого общего правила должны обязательно иметь фор­му закона. Ст. 42 Конституции РФ говорит о праве каждого на «дос­товерную информацию» о состоянии окружающей природной среды.2

Формулировки этих норм Конституции РФ вполне адекватны со­ответствующим международно-правовым установлениям в этой спе­цифической сфере общественных отношений. В частности, в ст. 19 Международного пакта о гражданских и политических правах от 16 декабря 1966 г., закрепившей право каждого человека свободно «искать, получать и распространять всякого рода информацию и идеи независимо от государственных границ». В ст. 10 Европейской кон­венции о защите прав человека и основных свобод от 4 ноября 1950 г. о праве каждого человека «получать и распространять информацию и идеи без вмешательства государственных органов и независимо от государственных границ».3

Всеобщая декларация прав и свобод человека, утвержденная Гене­ральной Ассамблеей ООН 10 декабря 1948 г., провозглашает в ст. 19 принадлежащее каждому «право на свободу беспрепятственно при­держиваться своих убеждений, искать, получать и распространять ин­формацию и идеи любыми средствами и независимо от государствен­ных границ»4. В дальнейшем данное право нашло отражение в ряде иных международных документов, к которым, в частности, отно­сятся:

— Европейская конвенция о защите прав человека и основных
свобод (от 3 сентября 1953 г., Россия присоединилась к конвенции —
28 февраля 1996 г.), в ст. 10 закреплено, право свободно получать и
распространять информацию без какого-либо вмешательства со сто­
роны государственных органов;

— Международный пакт о гражданских и политических правах
(от 23 марта 1976 г.) в ст. 19 уточняет, что данные свободы относят­
ся к информации, идеям и способам их распространения;

— Декларация прав и свобод человека и гражданина (от 22 нояб­
ря 1991 г.) в дополнение к перечисленным правам провозглашает и
свободу слова.5

1 См.: Конституция РФ. С. 9.

2 См.: Там же. С. 13.

3 Сборник международных актов о правах человека. М., 1997. С. 46.

4 Там же. С. 57.

5 См.: Там же. С. 70.


Право на информацию представляет собой целый комплекс непос­редственно действующих основных и производных субъективных правомочий, возникающих в связи и по поводу информации. К та­ким правам, закрепленным ст. 29 действующей Конституции РФ,1 относятся:

Во-первых, право на свободный поиск информации. Данное право предоставляет человеку и гражданину юридически обеспеченную воз­можность производить любые, не запрещенные законом действия, направленные на поиск и консолидацию информации, осуществляя правомерный запрос в органы государственной власти, архивы, ин­формационные службы, справочные и иные организации. Подобное право может реализовываться как самостоятельно, так и через упол­номоченных представителей, правомочия которых подтверждены не­обходимыми документами, за исключением определенной, конфиден­циальной информации, поиск которой возможен лишь непосред­ственно самим заинтересованным лицом. Ограничение — охрана ин­формации, составляющей охраняемую законом тайну.

Во-вторых, право получать информацию. Такое право обеспечи­вается возможностью лица запрашивать информацию и требовать ее получения у лиц, обязанных ее предоставить, в той форме и том виде, в котором она испрашивается и предусмотрена законом.2

Кроме того, данное право, по мнению авторов, сопровождается возможностью лица самостоятельно определять необходимость и до­статочность информации, что должно являться абсолютным правом и иные лица должны воздерживаться от любого нарушения данного права. Конечно, данное право может быть ограничено определенным законом и установленными в соответствии с ним запретами, связан­ными с охраной государственной, корпоративной и иных тайн.

В-третьих, право на передачу информации. Подобное право мож­но рассмотреть как в биологическом аспекте, то есть право на переда­чу своих генов своим детям, закрепленное действующим семейным законодательством, так и в иных аспектах. В социологическом ас­пекте такое право молено представить в виде гарантированной воз­можности родителей воспитывать своих детей без неправомерного вмешательства любых иных лиц. Кроме того, процесс передачи ин­формации, его форма, способ, субъекты и особенности определяются участниками информационных отношений самостоятельно и не дол-

1 См.: Конституция РФ. С. 10.

2 См.: гл. 3 «Пользование информационными ресурсами» ФЗ РФ «Об инфор­
мации, информатизации и защите информации»; Постановление Правитель­
ства РФ от 10 марта 1999 г. № 266 «О порядке ведения единого государственного
реестра налогоплательщиков» // СЗ РФ. 1999. № 11. Ст. 1307.


жны подвергаться цензуре, но должны быть правомерными. Ограни­чения — требования к охране конфиденциальной информации.

В-четвертых, право на производство информации. Реализация этого права непосредственно связана с творческим актом. В таком случае информация является результатом интеллектуальной дея­тельности и подлежит правовой охране в соответствии с авторским и патентным законодательством,1 причем охране подлежат и непос­редственно авторские и смежные права. Производство информации может составлять и действия, не обладающие признаком творчества, а связанные только с воспроизводством (тиражированием, копиро­ванием, опубликованием и т. д.). Такие действия также должны быть правомерными и зачастую могут осуществляться лицом, творческим актом которого создана информация, или уполномоченным автором лицом.

В-пятых, право на распространение информации. Реализация дан­ного права представляет собой доведение информации, любым, не запрещенным законом образом, до сведения определенного или нео­пределенного круга лиц, что осуществляется с соблюдением требова­ний к правомерности. Право ограничивается требованием охраны информации, составляющей тайну.

Согласно ст. 24 Конституции РФ2 к основным информационным правам можно отнести:

право на сбор информации. Это право реализуется совместно с
правом на свободный поиск и получение информации и представляет
собой любой способ консолидации, классификации информации, об­
легчающий ее анализ и использование. Данное право также ограни­
чивается правом на тайну;

право на хранение информации. Данное право обеспечивается
предоставленной государством возможности лицу, самостоятельно
или путем обращения к уполномоченным органам обеспечивать со­
хранность, недоступность или ограниченность доступа к информа­
ции в любой форме. Причем меры, принимаемые к обеспечению со­
хранности, должны быть соразмерны значению охраняемой инфор­
мации и выбираются лицом самостоятельно.

право на использование информации. Оно является производ­
ным от прав на передачу, производство и распространение информа­
ции. Лицу предоставляется право самостоятельно выбирать виды,

1 См: Закон РФ «Об авторском праве и смежных правах» от 9 июля 1993 г. //
СЗ РФ. 1993. Ст. 5351; Патентный закон РФ от 23 сентября 1992 г.// Там же.
1992. Ст. 3517.

2 См.: Конституция РФ. С. 9.


формы, способы, цели и особенности использования информации, не превышая при этом пределы осуществления прав.

право на производство информации. Реализация данного пра­
ва непосредственно связана с творческим актом, когда информация
является результатом интеллектуальной деятельности и подлежит
правовой охране в соответствии с авторским и патентным законода­
тельством,1 причем охране подлежат и непосредственно авторские
и смежные права. Производство информации может составлять и дей­
ствия, не обладающие признаком творчества, а связанные только
с воспроизводством (тиражированием, копированием, опубликова­
нием и т. д.). Такие действия также должны быть правомерными и
зачастую возможны со стороны лица, творческим актом которого со­
здана информация, или уполномоченным автором лицом.

право на распространение информации. Реализация этого пра­
ва представляет собой доведение информации любым, не запрещен­
ным законом образом до сведения определенного или неопределенно­
го круга лиц, что осуществляется с соблюдением требований к право­
мерности. Право ограничивается требованием охраны информации,
составляющей тайну.

Основные права порождают ряд производных прав, закреплен­ных Конституцией РФ,2 к которым, в частности, относятся:

— право на неприкосновенность частной жизни, личную и семей­
ную тайну, защиту своей чести и доброго имени — ч. 1 ст. 23;

— право на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых,
телеграфных и иных сообщений — ч. 2 ст. 23;

— право на свободу мысли и слова — ч. 1 ст. 29;

— и другие.

Всеобщая декларация прав человека (п. 2 ст. 29) закрепляет осно­вания ограничения прав человека, причем «при осуществлении сво­их прав и свобод каждый человек должен подвергаться только таким ограничениям, какие установлены законом исключительно с целью:

— обеспечения должного признания и уважения прав и свобод
других;

— удовлетворения справедливых требований морали;

— общественного порядка;

— общего благосостояния в демократическом обществе».3

1 См: Закон РФ «Об авторском праве и смежных правах» от 9 июля 1993 г. //
СЗ РФ. Ст. 5351; Патентный закон РФ от 23 сентября 1992 г. 3517 // СЗ РФ. Ст.
3517.

2 См.: Конституция РФ. С. 8-11.

3 Сборник международных актов о правах человека. С. 37.


Данные основания ограничений прав и свобод человека и гражда­нина зависят от прав и интересов других граждан и общества в це­лом, однако в Европейской конвенции о защите прав человека и ос­новных свобод в п. 2 ст. 10 содержится более точный, расширенный перечень оснований для такого рода ограничений:

— в интересах государственной безопасности, территориальной
целостности или общественного спокойствия;

— в целях предотвращения беспорядков и преступлений;

— для охраны здоровья и нравственности;

— для защиты репутации или прав других лиц;

— для предотвращения разглашения информации, полученной
конфиденциально;

— для обеспечения авторитета и беспристрастности правосудия.
В п. 3 ст. 19 Международного пакта о гражданских и политиче­
ских правах1 выделены следующие основания для ограничений:

— уважение прав и репутации других лиц;

— охрана государственной безопасности;

— обеспечение общественного порядка;

— защита здоровья и нравственности населения.

Наряду с этим в ст. 20 устанавливается прямой перечень ограни­чений: всякая пропаганда войны, всякое выступление в пользу на­циональной, расовой или религиозной ненависти, представляющие собой подстрекательство к дискриминации, вражде или насилию, должны быть запрещены законом.

В ст. 4, 9, 13 Декларации прав и свобод человека и гражданина определен перечень ограничений информационных прав и свобод в случае, если они используются в целях разжигания расовой, нацио­нальной, классовой, религиозной ненависти, пропаганды насилия и войны, нарушения неприкосновенности частной жизни, права на уважение и защиту чести и достоинства, тайны переписки, телефон­ных переговоров, телеграфных и иных сообщений, личной, семей­ной, профессиональной, коммерческой и государственной тайны.2

Конституция РФ в ч. 3 ст. 17 и ч. 3 ст. 55, 56 к основаниям для ограничения основных информационных прав и свобод граждан от­носит защиту (в том числе в условиях чрезвычайного положения):

— основ конституционного строя;

— нравственности;

— здоровья;

1 См.: Сборник международных актов о правах человека. С. 45.

2 См.: Там же. С. 123.


— прав и законных интересов других лиц, а также обеспечение обороны страны и безопасности государства.

Таким образом, из представленного перечня ограничений, видно, что основания возможного ограничения информационных прав и сво­бод содержат многочисленные нормативно-правовые акты в различ­ных трактовках, зачастую конкурирующих друг с другом.

В связи с чем, по мнению авторов, требуется систематизировать перечень оснований для ограничения информационных прав и закре­пить их в отдельном нормативно-правовом акте о праве на информа­цию.

В. Н. Лопатин предложил систематизировать ограничения инфор­мационных прав в виде унифицированных перечней оснований для ограничений (в целях защиты интересов личности, обеспечения ста­бильности в обществе, а также обороны и безопасности государства) и случаев прямого ограничения прав и свобод.1

Исследование права на информацию и систематизация информа­ционного законодательства занимает умы многих современных уче­ных,2 таких как А. Б. Агапов, А. И. Алексенцев, Ю. М. Батурин, И. Л. Бачило, А. Б. Венгеров, Е. В. Горбачева, В. А. Копылов, М. М. Рас­солов, и других, анализирующих современное состояние информа­ционного пространства России и зарубежных стран. Обобщая их ис­следования и выводы, молено предложить следующую систему ин­формационных прав и оснований для их ограничения (табл. 1).

Некоторыми учеными, например И. Л. Бачило,3 было высказано предложение о принятии проекта «О праве на информацию», кото­рое было поддержано инициативной группой. Проект Федерального закона «О праве на информацию» был принят Государственной ду­мой в первом чтении.

Сферой правового регулирования предложенного законопроекта должны стать: «отношения, возникающие в процессе реализации конституционного права каждого свободно искать, получать и пере­давать информацию». Причем, как отмечается далее, «отношения

1 См.: Лопатин В. Н. Информационные аспекты национальной безопасно­
сти // Computer World. Россия. 1998. 21 апр. № 14.

2 См.: Агапов А. Б. Указ. соч.; Алексенцев А. И. О системе защищаемой ин­
формации // Безопасность информационных технологий. 1999. № 2. С. 5—7;
Батурин Ю. М. Проблемы компьютерного права; Бачило И. Л. Право на ин­
формацию // Проблемы информатизации. 1995. № 1; Копылов В. А. Информа­
ционное право; Рассолов М. М. Указ. соч.

3 См.: Бачило И. Л. Право на информацию. С. 29.


Таблица 1. Система информационных прав и оснований (случаев) для их ограничения

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Информационные права, закрепленные Kонституцией РФ Ограничение информационных прав и свобод
Оесновные Пяроизводны Оисновани Случа
Право на сво­бодный поиск информации Право граждан обра­щаться лично, а также направлять индивиду­альные и коллектив­ные обращения в госу­дарственные органы и органы местного само­управления (ст. 33) Обеспечение обороны стра­ны и безопас­ности государ­ства В условиях чрезвычайного положения, установленных законом Использова­ние прав в це­лях сверже­ния конститу­ционного строя
Право полу­чать информа­цию Право на достоверную информацию о состоя­нии окружающей при­родной среды (ст. 42) Предотвраще­ние разглаше­ния конфи­денциальной информации
Право на передачу информации Свобода мысли и слова (ч. 1 ст. 29), право на тайну переписки, теле­фонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений (ч. 2 ст. 23) Защита нрав­ственности, здоровья, прав и законных интересов дру­гих лиц Обеспечение авторитета и беспристраст­ности правосудия Нарушение права на госу­дарственную, служебную, профессиона­льную, ком­мерческую и банковскую тайну
Право на про­изводство ин­формации Свобода всех видов творчества (ч. 1 ст.44)
Право на рас­пространение информации Свобода преподавания (ч. 1 ст. 44)
Свобода массовой ин­формации (ч. 5 ст. 29)
Право на свободу выра­жения своих мыслей и убеждений (ч. 3 ст. 29)
Право на сбор информации Право свободно искать, получать, передавать, производить и распрост­ранять информацию любым законным спосо­бом (ст. 29) Защита основ конституцио­нного строя Нарушение права на не­прикосновен­ность частной жизни дело­вой репутации, чести и досто­инства
Право на хра­нение инфор­мации Право на неприкосно­венность частной жиз­ни, личную и семейную тайну, защиту своей чести и доброго имени (ч. 1 ст. 23)
Право на ис­пользование информации Право на получение ква лифицированной юри­дической помощи (ст. 48)  

в сфере производства и распространения информации, а равно в сфере получения информации по запросам журналистов (редакций СМИ) регулируются иными федеральными законами».1

Предполагается, что закон должен устанавливать условия и по­рядок реализации права на информацию, обязанности государствен­ных органов, органов местного самоуправления, организаций неза­висимо от формы собственности и организационно-правовой формы по обеспечению реализации права на информацию.

Таким образом, в данном законопроекте была предпринята по­пытка выработки правового механизма реализации конституционно закрепленного права на информацию.

Анализируя законопроект, молено сделать вывод, что обществен­ная потребность в правовой регламентации и правовом обеспечении реализации права на информацию нашла свое выражение, однако, он имеет ряд значительных недочетов, которые необходимо доработать. К таким недочетам, по мнению авторов, в частности, относятся:

— несовершенство юридической техники — ч. 2 ст. 9 гласит: «Не
подлежат обязательному предоставлению по запросам докладные за­
писки, переписка, проекты документов, поручения должностных лиц
и прочая служебная информация». Из данной нормы следует, что
понятия «информация» и «документация» идентичны, с чем сложно
согласиться, так как информация по своей природе идеальна, а доку­
ментация, напротив, — материальна. Более того, документация со­
держит в себе служебную информацию, то есть является одной из ее
носителей или формой представления, тем самым обеспечивая пра­
вовой статус информации, становящейся объектом права. В целях
устранения возможных ошибок толкования следует заменить слово
«информация» на слово «документация»;

— ст. 11 «Гарантии сохранения информации» — содержание ста­
тьи не отвечает ее названию, так как в ней говорится о том, что орга­
ны и организации обязаны хранить принятые ими акты. Таким об­
разом, термин «акт» отождествляется с термином «информация»,
что недопустимо в связи с различным юридическим смыслом. Следу­
ет внести в статью необходимые уточнения, например, в таком виде:
«документы, содержащие в себе информацию, имеющую определен­
ную на основании закона ценность и подлежащую хранению в уста­
новленном настоящей статьей порядке (далее — акты), подлежат
обязательному учету и указываются в реестре».

1 См.: Проект закона «О праве на информацию» / http://www/ medialaw.ru/ pablications/zip/38/right_info.html.


Указанные недочеты не затрагивают сущности законопроекта, а являются, скорее, технико-юридическими, однако их игнорирова­ние может привести к неблагоприятным последствиям правоприме­нительной в практике.

Юридическими фактами, порождающими, изменяющими и прекра­щающими информационные правоотношения, могут выступать в рав­ной мере как действия, так и события. Причем преимущественно по­рождают информационные правоотношения в информационной сфере именно действия как волевые поступки людей, направленные на реа­лизацию или приобретение информационных прав и обязанностей.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 4212; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.