КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Институциональная среда
Система институтов. Виды институтов и их характеристика
Вся совокупность институтов образует единую взаимосвязанную систему, включающую в себя множество элементов. Система институтов координирует действия индивидов, создает им условия для наиболее результативной деятельности. Все институты, образующие систему, находятся в постоянном движении и взаимодействии, в результате чего происходит их развитие. Это развитие носит противоречивый характер, так как требования одних институтов могут противоречить требованиям других. Содержание институтов при этом изменяется, одни из них отмирают, и на их место приходят новые. Для изучения системы институтов требуется их классификация по определенным признакам. Рассмотрим основные группы институтов, выделяемые по следующим признакам: - по способу оформления: формальные и неформальные; - по отношению к экономике: экономические и неэкономические. Поскольку предметом нашего исследования является экономика, остановимся далее на классификационных признаках выделения экономических институтов: - по уровню функционирования экономики: институты микроэкономики, институты макроэкономики. - по основным экономическим субъектам: институт фирмы, институт домохозяйства, институт государства; - по воспроизводственному признаку: институт простого воспроизводства и институт расширенного воспроизводства; - по фазам движения продукта: институты производства, распределения, обмена и потребления. - по видам экономических систем: институты административнокомандной экономики, институты рыночной экономики. Схематически система институтов представлена на рисунке.
Рисунок — Классификация институтов
Основополагающую роль в институциональной экономике играет деление институтов на формальные и неформальные. Выше мы определили институты как правила, регулирующие взаимоотношения людей. Если эти правила закреплены в законе, то они становятся формальными институтами или нормами поведения, за нарушение которых человек несет наказание в виде административной или уголовной ответственности. К формальным институтам относятся конституции, законы, административные документы, разработанные людьми и зафиксированные в писаном праве. Если правила поведения уже сложились, поддерживаются и признаются в обществе, но зафиксированы не в законодательстве, а только в сознании людей, то они являются неформальными правилами, или неформальными институтами. За нарушение неформальных правил тоже предусматривается система наказаний, но не в форме судебной ответственности, а в виде социального осуждения - неодобрения, потери репутации, порицания. В отличие от формальных институтов как результата субъективной законотворческой деятельности человека неформальные институты объективны. Они возникают в обществе естественным путем и закрепляются в традициях, обычаях и привычках людей. Исторически неформальные институты возникают раньше формальных: в ходе «естественного отбора» лучшие из множества традиций и обычаев постепенно закрепляются в законодательстве и приобретают силу закона, обязательного для выполнения всеми людьми. Происходит превращение неформальных институтов в формальные. Возможны и противоположные изменения, когда законы, зафиксированные в конституции, становятся нормами повседневного поведения человека. Например, люди в основной своей массе не совершают преступлений не только потому, что боятся ответственности перед законом, но в силу своих внутренних моральных убеждений считают такое поведение неприемлемым для человека. Деление институтов на формальные и неформальные проходит через всю институциональную систему. Оно характерно для всех групп институтов, независимо от сферы действия - экономики, политики, идеологии и т.д. Рассматривая далее различия между экономическими и неэкономическими институтами, отметим, что экономические институты эндогенны, то есть внутренне присущи экономике, тогда как неэкономические воздействуют на экономику извне и потому носят экзогенный характер. Экономические институты многообразны, и их классификация строится на основе собственно экономических признаков. Мы выделяем среди них следующие: 1. По уровню функционирования экономики. Пользуясь методом двухуровнего анализа, все экономические институты можно разделить на две группы: институты микро- и макроэкономики. К институтам микроэкономики относятся все элементы, формирующие рыночный механизм - это институты спроса, предложения, ценообразования, конкуренции. Центральное место в рыночной экономике принадлежит институту предпринимательства, а в системе потребления требуют изучения институты потребительского поведения и предпочтения покупателя. Существуют институты рыночной структуры микроэкономики. Они выделяются по конкретным видам рынков и в свою очередь классифицируются по ряду признаков. Это институт рынка товаров и услуг, институт рынка ресурсов и факторов производства, институт рынка информации и т. д. В группу рыночных институтов входят и институты инфраструктуры рынка: институт торговли, институт банков и финансовых учреждений, институт биржи, налоговые, таможенные институты и т. д. К институтам макроуровня относятся все субъекты макроэкономики. Существуют институты фирмы, домохозяйства, государства, как субъект международного уровня развивается институт мировой системы хозяйства. Институциональный анализ институтов макроэкономики является самостоятельным направлением неоинституциональной экономики. 2. По основным экономическим субъектам. Все классификационные признаки выделения экономических институтов переплетаются между собой. Так, рассмотренные институты макроэкономики одновременно являются институтами основных субъектов этого уровня. Добавим к ним институты субъектов микроэкономики: институты производителя, потребителя, продавца, покупателя, институт фирмы или предприятия. 3. По воспроизводственному признаку. Здесь классификацию институтов можно провести по двум направлениям: а) с точки зрения деления процесса воспроизводства на простое и расширенное развиваются соответственно институт простого и институт расширенного воспроизводства. Институт простого воспроизводства является наиболее ранним. Он возникает еще в условиях натурального хозяйства, существует при простом товарном производстве. В развитом хозяйстве простое воспроизводство уступает место расширенному, а институт простого воспроизводства сохраняет свое значение лишь как абстрактная теоретическая модель, необходимая в качестве исходного пункта для анализа реального производственного процесса. Современная экономика развивается на основе института расширенного воспроизводства как источника дальнейшего её роста, а простое воспроизводство становится его составной частью; б) с точки зрения деления воспроизводства на индивидуальное и общественное. Здесь выделяются институт индивидуального воспроизводства, действующий на уровне микроэкономики, и институт общественного воспроизводства, соответствующий уровню макроэкономики. 4. По фазам движения продукта. Соответственно фазам движения продукта складывается система институтов, охватывающая всю совокупность производственных отношений: институт производства, институт распределения, институт обмена, институт потребления. Каждый из институтов представляет собой самостоятельную сферу, подчиняющуюся собственным экономическим законам, и одновременно связанную со всеми другими сферами производственных отношений единой институциональной системы. 5. По видам экономических систем. Каждая экономическая система имеет собственный набор институтов, в котором могут быть как общие для этих систем институты, так и специфические, характерные для конкретной системы. Рассмотрим это на основе анализа двух альтернативных экономических систем- рыночной и административно-командной. Исходя из теоретического содержания рыночной экономики, выделим основные институты этой системы. Это: • институт собственности, основанный на многообразии всех ее форм при ведущей роли частной собственности; • институт рыночного механизма как системы, включающей в себя институты спроса, предложения, конкуренции, ценообразования; • институт приоритета личных интересов перед общественными как ведущий принцип рыночной экономики; • институт рыночной свободы, основанный на хозяйственной самостоятельности и полной экономической ответственности производителя за результаты хозяйственной деятельности своего предприятия. Для эффективного функционирования рыночных институтов создан институт рыночной инфраструктуры как необходимой среды, обеспечивающей развитие экономической системы. Административно-командная экономическая система имеет иную институциональную структуру, в которой существуют следующие виды институтов: • институт собственности, основанный на монопольном положении общественной (государственной) собственности при подавлении или полном устранении всех других ее форм (как таковой институт собственности является общим экономическим институтом, так как имеет место в любой системе, но формы его проявления резко различаются); • институт государства как монопольного хозяйствующего субъекта, управляющего экономикой административными методами (государство тоже представляет собой общий для обеих систем институт, однако характер его отличается своей спецификой в разных системах). В качестве специфических для административно-командной экономики выделим следующие институты: • институт директивного руководства экономикой на основе жесткого государственного управления; • институт централизованного государственного планирования, при котором планы имеют силу закона, обязательного для выполнения; • институт государственного ценообразования, основанного на принципах планирования и стабильности цен; • институт приоритета общественных интересов перед личными, вытекающий из монопольного положения государства в экономике; • институт вертикальных хозяйственных связей, при котором все отношения между экономическими субъектами строятся через руководящую деятельность государства. Такому институциональному содержанию административно-командной системы соответствовала и инфраструктура, все институты которой должны были способствовать укреплению монопольного положения государства. Ими были институты банковской, кредитной, финансовой и других сфер командной экономики. Не менее важное место в институциональной теории занимает и система неэкономических институтов. Их можно проанализировать по признаку сферы функционирования. Так, к политической сфере относятся институты демократии, диктатуры, властных отношений, государственного устройства, партийного строительства; к правовой сфере относятся институты законодательства, права, понятия конституция, кодексы, судебная система; к социальной сфере - институты семьи, личности, государства, профсоюзов; к идеологической - институты мировоззрения, гражданственности; к этической - институты порядочности, культуры, морали, нравственности; к технической - институты стандартизации, методов измерения и оценок и т. д. Все институты взаимосвязаны и влияют на развитие экономики и общества. Задача же институциональной науки выяснить, каким образом влияют на хозяйственную деятельность как экономические, так и неэкономические институты.
Система институтов, воздействующих на хозяйственную деятельность экономических субъектов, образует институциональную среду общества. Теоретики институционализма Д. Норт и Л. Дэвис под институциональной средой понимают совокупность основополагающих политических, социальных и юридических правил, которые образуют базис для производства, обмена и распределения В структуру институциональной среды входят правила социальной жизни общества и функционирования всех его сфер, основополагающие правовые нормы - конституция, законы, кодексы. Структура институциональной среды постоянно развивается и совершенствуется по мере совершенствования законодательной базы. В то же время в течение определенного времени она сохраняет свою стабильность, что позволяет экономическим субъектам действовать в предсказуемом институциональном поле. Существует двусторонняя связь между институциональной средой и действующими в ее рамках индивидами. Во-первых, институциональная среда влияет на поведение индивидов непосредственно через законы прямого действия. Так, например, никому не позволено нарушать Конституцию РФ, требования которой обязательны для всех. Во-вторых, индивиды сами воздействуют на институциональную среду - путем участия в выборах законодательных органов государства, выполнения законотворческой деятельности. Итак, институциональная среда - это совокупность основополагающих социальных, политических, юридических и экономических правил, определяющих рамки человеческого поведения[5]. Взаимовлияние индивидов и институциональной среды носит противоречивый характер. Если ее содержание отражает реальные требования социальной жизни, деятельность индивидов будет наиболее эффективной. И наоборот, если нормы, составляющие институциональную среду, неэффективны, экономическая система может попасть в ситуацию, называемую институциональной ловушкой. Неоинституциональная теория определяет термин «институциональная ловушка» как устойчивый неэффективный институт, имеющий самоподдерживающийся характер. Выход из институциональной ловушки требует введения новых институтов взамен неэффективных, что неизбежно ведет к росту трансакционных издержек. Это затрудняет решение проблемы, в результате чего неэффективные институты приобретают стабильный характер и становятся тормозом общественного развития. В России ярким примером институциональной ловушки была неэффективная институциональная среда административно-командной экономической системы, сохранявшая стабильность и способность к воспроизводству в течение длительного времени. С точки зрения Д. Норта совокупность правил, составляющих институциональную среду, включает в себя три группы правил: надконституционные, конституционные и экономические. Надконституционные правила носят неформальный характер. Они имеют глубокие исторические корни, связанные с общественными традициями, и определяют стереотипы поведения людей, хотя часто последними не осознаются. Это моральные, психологические, религиозные и другие ценности, поддерживающиеся всеми слоями общества. Конституционные правила устанавливают нормы поведения государства. Это правила формирования органов власти и общественного контроля над деятельностью государства. Они могут иметь формальный характер и закрепляться в конституции. Например, правила, определяющие процедуру голосования по выбору законодательных органов государства. Могут существовать и неформальные конституционные правила в виде обычаев или традиций. Например, правила наследования власти в монархии. Конституционные правила могут существовать не только на государственном уровне, но также в фирмах и организациях в виде уставов и кодексов, регулирующих их внутреннюю деятельность. Экономические правила определяют конкретные формы хозяйственной деятельности человека. На их основе экономические субъекты принимают решения о наиболее эффективном использовании ресурсов. Примерами экономических правил могут служить квоты на производство и реализацию продукции, нормы налогообложения, принципы регулирования экономической политики страны и т. д. Индивиды, действующие в институциональной среде в соответствии с правилами, становятся субъектами права. Возникновение права есть прямое следствие соблюдения правил. Действуя в рамках установленных правил, субъект не встретит каких-либо препятствий, следовательно, не будет нести издержки по их устранению. Значит, соблюдать правила экономически выгоднее, чем их не соблюдать. Правила при этом становятся гарантом прав человека. Человек, игнорирующий требования правил, не является субъектом права. Экономически его поведение неэффективно, так как, нарушая предусмотренные законом правила, индивид подвергается санкциям и несет убытки. С развитием институциональной среды её содержание углубляется и усложняется. Это, в частности, связано с разделением понятий «институт» и «организация». Если институт - это совокупность правил, формальных и неформальных норм поведения, то организация - объединение экономических субъектов, призванных следовать требованиям этих правил в своей деятельности. Организация, таким образом, субъективизирует институты и обеспечивает их нормальное функционирование. Это нашло свое отражение в некоторых рассмотренных выше определениях институтов, где к их числу, помимо правил и норм, были отнесены и основные макроэкономические структуры - государство, фирмы, домохозяйства. В отличие от институтов, носящих объективный характер, организации - это результат субъективного, осознанного выбора людей. Различие между институтом и организацией носят во многом терминологический, уточняющий характер, поэтому в содержание институциональной среды включаются и институты, и организации. Вывод: Мы рассмотрели основные категории институциональной теории в их взаимосвязи и взаимодействии. Проведенная классификация институтов и их функций позволила определить понятие институциональной среды и рассмотреть основные группы входящих в нее правил. Эти понятия будут использованы в дальнейшем анализе
Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 8571; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |