Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Специфические нормы административно-командной экономики




 

Современный этап развития российской экономики можно охарактеризовать как период завершения перехода к рыночной экономической системе. В недавнем прошлом страна развивалась в рамках административно­командной системы, специфической особенностью которой было существование своеобразной институциональной среды, где наряду с нормами, присущими любой экономической системе, присутствовали особые нормы, которые могли сформироваться только в недрах командной экономики. Объективной предпосылкой существования таких норм была конституция административно-командной экономики, сложившаяся в условиях монопольного положения государства, господства общественной формы собственности, директивных методов управления, системы центра­лизованного распределения ресурсов, принципа первенства политики над экономикой.

Эти черты административно-командной экономики предопределили особый тип поведения индивидов, построенный на использовании целой системы специфических неформальных норм. Одной из таких норм стало понятие дефицита, определившее всю нормативную базу конституции административно-командной экономики. Дефицит - негативное явление, не характерное для рыночной системы, но в командной экономике оно стало закономерным, превратившись в привычную норму жизни. Дефицит становится хроническим явлением и приобретает определенную стабильность, следовательно, у экономических субъектов возникает возможность приспособиться и даже использовать его в целях увеличения своей полезности. Люди, приспособившиеся к дефициту, смогли создать себе вполне приличные, и даже комфортные условия существования.

Дефицит выражается в постоянной нехватке ресурсов, факторов производства и результатов производственной деятельности. В его возникновении сыграли роль как минимум две причины:

1) экстенсивный тип развития, ориентированный на постоянное вовлечение в производство все новых ресурсов, что, в конечном счете, определило затратный характер экономики и стало тормозом на пути научно- технического прогресса;

2) бюджетная политика государства, построенная на приоритетном финансировании производственных отраслей и остаточном принципе выделения средств для социальной сферы.

Результатом стала постоянная нехватка всех потребительских товаров - продуктов питания, одежды, обуви и т.д. На основе дефицита сформировалась и другая «естественная» норма административно-командной экономики - наличие очередей. Очередь воспринималась как привычное явление, избежать которого можно было либо приобретая товар «по-знакомству», либо выплачивая за него повышенную цену. Очереди породили массовую спекуляцию, то есть продажу товаров по заведомо высоким ценам. В рыночной экономике такой способ получения дохода воспринимается как нормальное явление, не наносящее ущерба обществу. При отсутствии дефицита и наполненности рынка разнообразной продукцией спекуляция не может дать слишком высокого дохода и привести к значительным отклонениям цен от стоимости. Следовательно, нарушения макроэкономического равновесия не происходит. Напротив, спекуляция расценивается как положительное явление, так как она ускоряет процесс реализации продукции и оборот капитала в целом. Только в экономике дефицита спекуляция становится антиобщественным действием, снижая и без того невысокий уровень жизни населения, поэтому в административно-командной системе она преследуется по закону.

Специфической для административно-командной экономики является норма в виде соглашения о взаимном оказании услуг, получившая в обиходе название «ты - мне, я тебе». Она тоже вытекает из постоянного дефицита ресурсов, которые к тому же нельзя было свободно покупать и продавать, и которые предприятие могло получить только в порядке фондирования, то есть государственного распределения. Нередко государство не могло выделить нужные фонды, и предприятию приходилось брать то, что дают. В результате на складах скапливалось большое количество неустановленного оборудовании при отсутствии того, что было необходимо самому предприятию. Приходилось меняться с другими, тем самым предприятия оказывали друг другу услуги, что обеспечивало им возможность осуществлять текущую производственную деятельность. Такая практика стала нормой, которая предполагала взаимное понимание и доверие между партнерами, тем более что прямые связи между ними формально отсутствовали.

Постоянная нехватка потребительских товаров привела в действие особую централизованную систему снабжения населения продуктами питания и промышленными товарами. Стала нормой то, что потребительские товары в первую очередь направлялись в крупные центры, прежде всего в Москву и Санкт-Петербург (тогда Ленинград), а также в так называемые засекреченные города (связанные с развитием оборонной и космической промышленности, с производством атомной энергии). Поскольку в других местностях купить продуктов по государственной цене практически было невозможно, людям из близлежащих регионов нередко приходилось ездить за ними в крупные города, что требовало дополнительных затрат ресурсов, в частности времени и денег. Это усугубляло нерациональный характер экономики в целом. Возникла система нормированного распределения продовольственных товаров - по специальным талонам, карточкам, приглашениям. Такая норма тоже могла сложиться только в условиях дефицита.

Широко распространенным явлением, практически нормой административно-командной экономики стала система приписок, получившая развитие не только на микро-, но и на макроуровне. Выполнить производственное задание работники предприятия зачастую не могли из-за отсутствия необходимых материалов, непроизводительных затрат времени и т. д. А это грозило срывом плана цеха или всего предприятия, административными взысканиями, лишением трудового коллектива премии, почетного места в соцсоревновании и другими санкциями. Чтобы «не портить» официальной отчетности, приходилось идти на приписки. Подобная негативная практика процветала и при подведении итогов пятилетних планов, которые якобы шли с перевыполнением установленных заданий, хотя на самом деле часто не выполнялись. На предприятиях обычно выполнение месячного производственного задания шло крайне неравномерно. Необходимое сырье и материалы нередко поступали только во второй половине месяца, а до этого предприятие находилось в простое. Чтобы успеть выполнить за оставшееся время месячный план, требовалось крайнее напряжение всех сил предприятия, что получило название «штурмовщина» - явление, тоже ставшего привычной нормой. Оно порождало неритмичность, лихорадочность в работе предприятия, значительно снижало результативность его деятельности.

Другой специфической нормой конституции административно­командной экономики стал институт прописки, не свойственный другим экономическим системам. Место проживания гражданина фиксировалось в его паспорте, и человек не имел права свободно его менять. Это ограничивало свободу передвижения людей, лишало возможностей смены местожительства, поисков новой работы. Особенно сложно было переехать из села в город - сельские жители не имели паспортов и не могли никуда ехать без специального разрешения руководства. Поскольку в колхозах обычно рабочей силы не хватало, председатель такого разрешения не давал за исключением редких случаев. Существовала, таким образом, система внеэкономического принуждения, напоминавшая крепостнические отношения, хотя это теоретически несовместимо с принципами свободы и демократии, декларировавшимися в административно-командной системе.

Особой нормой конституции административно-командной экономики была система принудительного труда. Она вытекала из базового принципа всеобщей занятости населения, согласно которому все трудоспособные были обязаны работать («кто не работает, тот не ест»). Элементы принуждения к труду проникали во все сферы общественной жизни: молодые специалисты после окончания вуза должны были ехать на работу по распределению, то есть туда, куда их направило государство, где надо было отработать установленный срок. Предприятия и высшие учебные заведения должны были в массовом порядке направлять рабочих и студентов в колхозы на период уборки урожая. Если трудоспособный человек не желал заниматься общественно-полезным трудом, его привлекали к труду в принудительном порядке. На крупных народнохозяйственных стройках широко использовался дешевый труд заключенных, который был выгоден государству.

Специфические нормы административно-командной экономики носили в основном неформальный характер, не имели законодательного оформления, но были четко закреплены в повседневном поведении людей.

Однако ряд таких норм получил официальное закрепление. Например, система нормированного распределения продовольствия четко фиксировала в правилах торговли, по каким нормам и какие группы населения имеют право приобретать данные продукты питания. Выделялись льготные социальные группы, например ветераны войны, инвалиды, которым разрешалось покупать продукты по повышенным нормам.

Такая неформальная норма, как очередь, тоже получила формальное закрепление в правилах организации торговли. В них определялись нормы отпуска товаров (например, не более двух килограммов сахара в одни руки), указывались категории лиц, имеющих право приобретать товары вне очереди и т. д., следовательно, очередь была одновременно формальной и неформальной нормой.

Деление норм административно-командной экономики на формальные и неформальные представлено в приведенной схеме.

 

 

Специфические нормы конституции административно-командной экономики

 

Если оценивать нормы конституции административно-командной экономики с точки зрения основных постулатов парадигмы неоклассики, то окажется, что в данном случае эти постулаты практически неприменимы. Это в первую очередь касается основного постулата неоклассики - утверждения о том, что равновесие на рынке существует всегда, и оно является Парето - оптимальным. Для административно-командной экономики не было характерно состояние макроэкономического равновесия, так как она не имела рыночной основы. Напротив, обычным было неравновесное состояние экономики, и, тем не менее, система имела определенную стабильность. Данную стабильность и даже возможность развития обеспечивало существование специфических институциональных норм. Таков парадокс административно-командной экономики - институциональная теория рассматривает ее, как случай, когда определенный уровень развития может быть достигнут даже в условиях устойчивого неравновесия экономической системы. Этот эффект может быть достаточно длительным, но не является постоянным. В долгосрочной перспективе развитие в условиях продолжительного неравновесия неизбежно ведет к исчерпанию имеющихся возможностей и разрушению всей экономической системы.

 

 

3.3 Сравнительный анализ норм конституций

административно-командной и рыночной экономики

 

Все экономические системы связаны едиными закономерностями развития, и их конституции формируются на основе общих институциональных норм. Общие нормы являются первичными и играют системообразующую роль, тогда как специфические носят производный характер и определяются особенностями экономического содержания системы.

Общие институциональные нормы в каждой экономической системе также имеют свои особенности. Рассмотрим их на основе сравнительного анализа норм конституций командной и рыночной экономики. Как известно, к числу основных норм в институциональной теории относятся следующие:

• утилитаризм;

• рациональность действия;

• доверие;

• эмпатия;

• легализм;

• свобода.

Норма утилитаризма выражает стремление людей к максимизации своей полезности или увеличению собственной выгоды. В конституции рынка эта норма принимает форму сложного утилитаризма и отражает прямую зависимость увеличения полезности от собственной продуктивной деятельности человека. Индивид осознает, что для увеличения своих доходов он должен больше трудиться, повышать свой профессиональный уровень, стремиться к получению более высокооплачиваемого рабочего места. Тем самым он ставит свои доходы в зависимость от собственных усилий, не нанося ущерба другим и не рассчитывая на получение от них дополнительный выгоды для себя.

В конституции административно-командной экономики та же норма имеет форму простого утилитаризма. Простой утилитаризм выражает стремление людей к увеличению своей полезности вне связи с собственной продуктивной деятельностью. Человек понимает, что при общем низком уровне оплаты труда, свойственной командной экономике, никакие дополнительные усилия не принесут ему желаемого результата. К тому же система не поощряла людей к дополнительным заработкам, считая, что, во-первых, от этого страдает качество труда, во-вторых, усматривая в этом попытку человека поставить свои личные интересы выше общественных, что противоречило принципам административно-командной экономики. В этих условиях люди искали иные способы увеличения своей полезности - они стремились получить доступ к дефицитам ресурсам через личные связи с теми, кто ими обладал - работниками торговли, транспорта, представителями партийно-хозяйственной номенклатуры и другими «полезными» людьми. Такое действие соответствует норме простого или ограниченного утилитаризма.

Норма рационального действия. Человек в своих поступках стремится быть рациональным, что дает ему уверенность в получении желаемого результата. Известно, однако, что абсолютно рациональным быть невозможно в силу неполноты информации, имеющейся в распоряжении человека, а также ограниченности его когнитивных способностей. В этих условиях действия индивида могут быть рациональными лишь в большей или меньшей степени. Рыночная система обеспечивает широкие возможности для достижения наиболее полной рациональности действия людей, что соответствует норме целерационального поведения. Такой тип социального поведения, как было выяснено, означает, что индивид свободен в выборе целей и определяет их для себя самостоятельно, исходя из внутренних побуждений, а не подчиняясь внешним обстоятельствам. Рыночная среда предоставляет ему широкую и доступную информацию, помогая правильно определить собственные цели и способы их достижения.

В конституции административно-командной экономики норма рационального поведения принимает форму нормы неполной рациональности действия, что соответствует ценностно-рациональному типу поведения человека. Причиной этого является все тот же дефицит, в данном случае - информационного ресурса. В административно-командной экономике недостаточной является ценовая информация, поскольку рыночный механизм ценообразования отсутствует, а государственная система установления цен не может дать нужного объема информации для принятия правильного решения о покупке. Надо еще знать, где это можно купить, сколько времени придется стоять в очереди, можно ли достать эту вещь по знакомству, кому и сколько за это нужно дополнительно заплатить и т.д. Сбор этой информации требует времени, что затрудняет своевременное принятие решения. К тому же, поскольку цели экономическим субъектам задаются извне - государством, администрацией, плановыми и партийными органами, а не являются результатам свободного выбора, снижается заинтересованность в выполнении поставленных задач, что делает поступки людей не полностью рациональными.

Норма доверия. Целерациональное поведение субъекта рыночной экономики возможно только при наличии доверия в отношениях между индивидами. В условиях рынка доверие носит деперсонифицированный характер - оно не ограничивается кругом знакомых людей, а действует в отношении всех экономических субъектов. Конечно, в конкретной сделке можно столкнуться с обманом со стороны недобросовестных участников рынка. Однако это не отменяет деперсонифицированного характера доверия. Ведь если обмен строится на рыночных принципах, то он должен быть эквивалентным. Такой обмен становится симметричным или взаимовыгодным. Если участник сделки рассчитывает на получение выгоды, свою выгоду получит также и его партнер. Именно взаимное доверие обеспечивает выигрыш обеим сторонам. Если случаи недобросовестного поведения продавцов получат широкое распространение, доверие между субъектами рынка будет утрачено, и сделки станут невозможными. В макроэкономическом плане это приведет к замедлению процесса реализации и снижению эффективности рыночных отношений в целом. Следовательно, чем выше уровень взаимного доверия в обществе, тем эффективнее развивается рыночная экономика.

В административно-командной экономике норма доверия существовала в персонифицированной форме и была ограничена узким кругом лично знакомых людей. Только к государству доверие должно было быть полным. От этого зависел не только уровень доходов, но и положение человека в обществе, тогда как в личной жизни доверять можно было только близким людям. Для более широкого проявления нормы доверия не было основания, так как рыночной организации общества в административно­командной экономике не существовало. В отношениях между предприятиями доверие ограничивалось кругом постоянных партнеров-руководителей, директоров предприятий, связанных принципами взаимопомощи и поддержки. Персонифицированная форма доверия в таких взаимодействиях позволяла предприятиям не только выживать, но и добиваться достаточно высоких показателей в работе.

Норма эмпатии. Важной категорией институциональной теории является принцип интерпретативной рациональности. Чтобы принять рациональное решение, индивид должен правильно интерпретировать намерения и поступки своего партнера. В этом заключается суть эмпатии - надо уметь поставить себя на место другого человека и попытаться взглянуть на происходящее его глазами. Только в этом случае возникает возможность правильно понять поведение партнера. При этом неважно, как человек относится к партнеру - с симпатией или антипатией. Эмпатия - нейтральное понятие, но оно становится совершенно необходимым в рыночных сделках. В конституции рыночной экономики без эмпатии была бы невозможна и норма доверия.

Иначе проявляет себе эмпатия в условиях административно-командной экономики. Здесь она выступает как элемент ценностнорационального поведения людей. Это можно объяснить следующими причинами. Во-первых, поскольку рыночные сделки крайне ограничены, эмпатия не является регулятором рыночного поведения людей, а потому и не требуется во всех их взаимодействиях. Во-вторых, она имеет достаточно узкие масштабы действия: в локальных сообществах, среди лично знакомых, в семейном кругу эмпатия облегчает достижение взаимопонимания между людьми и повышает эффективность их совместных действий. В-третьих, эмпатия необходима во взаимодействиях индивида с государством и административными органами, когда человек старается понять суть предъявляемых ему требований и пытается их прогнозировать. В этом случае ему легче приспособиться к меняющейся социальной среде. Таковы проявления ценностно-рациональной сущности эмпатии в административно-командной экономике.

Норма легализма. В конституции рынка она выражает уважение к законам и добровольное подчинение их требованиям. На основе легализма строятся отношения между индивидами и государством, которое обязано эффективно защищать их права. Наличие нормы легализма - необходимое условие действия всех других норм рыночной экономики: сложного утилитаризма, целерационального действия, доверия и эмпатии.

В конституции административно-командной экономики норма легализма приобретала своеобразную форму провозглашаемого легализма. Г осударство в этой системе не было эффективным гарантом прав собственности и институтом, защищающим интересы граждан. Принимаемые законы не имели абсолютного характера действия и чаще всего защищали интересы только партийно-административного аппарата. В результате в поведении граждан возникало «двоемыслие»: на работе и в обществе люди стремились доказать свою приверженность официальной политике, а внутренние убеждения предпочитали скрывать, поскольку они не соответствовали официальным установкам. Свои истинные взгляды человек мог свободно высказывать только в кругу самых близких людей, «без посторонних». Такой легализм и получил название «провозглашаемого».

Свобода как институциональная норма. Элементом конституции рынка является свобода в позитивном смысле. Она заключается в осознании человеком собственных возможностей и использовании их для достижения поставленных целей. Рыночная свобода не имеет ничего общего с анархией, когда человек делает все, что ему заблагорассудится, не считаясь с объективными обстоятельствами и интересами окружающих. Чем полнее человек осознает действие внешних факторов, тем свободнее он в своих поступках. В условиях рынка человек, чтобы действовать свободно, должен хорошо ориентироваться в конкурентной среде, знать закономерности функционирования рынка и учитывать его требования в своей экономической деятельности.

В конституции административно-командной экономики та же норма принимала форму свободы в негативном смысле. Своеобразным проявлением такой свободы был волюнтаризм. Нередко он присутствовал в государственных решениях, когда игнорировались требования экономических законов, а иногда и здравого смысла. Это оказало разрушительное воздействие на экономику на макроуровне. В социальной жизни свобода гражданина ограничивалось целым рядом условий. Так, институт прописки закреплял человека на постоянном месте жительства и лишал его свободы передвижения. На предприятиях проводилась политика закрепления рабочей силы, вследствие чего люди не могли свободно менять работу. Особенно жесткими были условия выезда граждан за рубеж в командировку или на отдых; люди, связанные с работой на объектах стратегического назначения, считались «не выездными». Все эти ограничения идеологического характера не позволяли человеку быть по-настоящему свободным и в экономической деятельности. Поэтому норма свободы в административно-командной системе выступает как ограниченная свобода, что и придает ей негативный смысл.

Итак, сопоставление общих норм конституций административно­командной и рыночной экономики дает возможность выявить специфику их проявления в разных экономических условиях. Мы выяснили, что норма утилитаризма в рыночной экономике принимает форму сложного утилитаризма, а в административно-командной - простого. Норма рационального действия - соответственно форму целерационального и ценностно-рационального действия. Норма доверия - как доверие в деперсонифицированной форме в рыночной экономике и как персонифицированное доверие - в административно-командной. Норма эмпатии - как элемент целерационального действия в условиях рынка и как норма ценностно-рационального поведения в конституции административно-командной экономики. Норма легализма соответственно - как добровольное подчинение закону и как норма провозглашаемого легализма или «двоемыслие». Норма свободы - как свобода в позитивном смысле в конституции рынка и как ограниченная свобода или свобода в негативном смысле в административно-командной экономике.

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 3001; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.