КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Решению арифметической задачи
Методика обучения учащихся В качестве примера рассмотрим следующую задачу (5 класс): «Велосипедист ехал 3 часа со скоростью 18 км/ч. Обратно он ехал другой дорогой, которая была короче на 9 км, но ехал со скоростью на 3 км/ч меньшей. Сколько времени велосипедист затратил на обратную дорогу?» 1. Подготовительный этап. Изучить содержания задачи - установить зависимости между расстоянием, скоростью и временем; может быть представлено в системе устных упражнений через выполнение заданий на повторение этих зависимостей. Например, задача: «Пешеход идет в течение 3-х часов со скоростью 5 км/ч.» Что можно определить? (расстояние) Как? (можно определить расстояние: () км). Записать зависимость формулой (S = v t, =15). 2. Чтение задачи. Записать содержание задачи (если в задаче встречаются незнакомые термины, выяснить их смысл). Содержание задачи может быть записано по-разному. Например, с помощью таблицы или схемы (рис.3): Таблица 12
Скорость на пути АВ – 18 км/ч; Время движения на АВ – 3 ч; Расстояние АВ -? Скорость на пути ВА (?) – на 3 км/ч меньше, чем скорость Расстояние ВА -? – на 9 км меньше, чем Время движения на ВА -? Рис. 3. Изучение содержания задачи (схема) 3. Анализ содержания и составление плана решения задачи. Анализ содержания задачи (поиск решения) может быть представлен: а) в виде схемы (рис. 4)
Рис.4. Анализ содержания задачи (схема)
б) системы вопросов: 1) Какой главный вопрос задачи? (Сколько времени велосипедист затратил на обратную дорогу?) 2) Можно ли сразу на него ответить? (Нет, т. к. неизвестны обратный путь и скорость велосипедиста на обратном пути). 3) Нельзя ли определить скорость велосипедиста на обратном пути? (Можно, т. к. известна скорость велосипедиста на 1-м пути, и известно, насколько она отличается от скорости на отрезке пути). 4) Нельзя ли определить длину обратного пути? (Сразу нет, но можно сначала найти длину первого пути, т. к. известна скорость и время, а затем и длину 2-го пути). План решения задачи: Найти последовательно: 1) длину 1-го пути; 2) длину 2-го пути; 3) скорость на 2 участке пути; 4) время, затраченное на обратную дорогу; 4. Выполняем план решения задачи (рис.5). Синтез решения задачи:
Рис.5. Синтез решения задачи (схема) Способы записи решения задачи 1-й способ Запись решения числовой формулой 1. На 1-м пути велосипедист проехал: 18 * 3 км. 2. На обратном пути велосипедист проехал: (18 * 3 – 9) км. 3. Скорость велосипедиста на обратном пути: (18 – 3) км/ч. 4. На обратный путь велосипедист затратил: (18 * 3 – 9): (18 – 3) ч. Находим числовое значение выражения (устно). Ответ: на обратный путь велосипедист затратил 3 часа. 2-й способ Вопросно-ответная форма 1. Какова длина первой дороги? 18 * 3 = 54 (км) 2. Какова длина второй дороги? 54 – 9 = 45 (км) 3. Какова скорость велосипедиста на обратном пути? 18 – 3 = 15 (км/ч) 4. Сколько времени затрачено на обратную дорогу? 45: 15 = 3 (ч) Ответ: 3 часа. 3-й способ Запись только действий 1. 18 * 3 = 54 (км). 2. 54 – 9 = 45 (км). 3. 18 – 3 = 15 (км/ч). 4. 45: 15 = 3 (ч). Ответ: 3 часа. 4-й способ Запись решения с пояснением 1. 18 * 3 = 54 (км) – длина 1-го пути. 2. 54 – 9 = 45 (км) – длина 2-го пути. 3. 18 – 3 = 15 (км/ч) – скорость велосипедиста на 2 участке пути. 4. 45: 15 = 3 (ч) – затратил велосипедист на обратный путь. Ответ. 3 часа. Дополнительная работа над задачей после ее решения 1. Запись решения задачи в виде числовой формулы, если запись была иной. 2. Составление задачи, аналогичной решенной. 3. Составление одной из обратных задач и другие способы. 4. Выявление и обобщение действий по решению задачи. Замечание: Формулировка той же задачи может быть дана иначе. Например: «Коля и Петя ехали из города разными дорогами в лагерь. Коля ехал по дороге, которая была короче на 9 км, но ехал со скоростью на 3 км/ч меньшей, чем Петя. А Петя ехал 3 часа со скоростью 18 км/ч». Поставьте вопрос и решите задачу (Кто из мальчиков раньше приедет в лагерь?).
Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 634; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |