Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Решению арифметической задачи




Методика обучения учащихся

В качестве примера рассмотрим следующую задачу (5 класс): «Велосипедист ехал 3 часа со скоростью 18 км/ч. Обратно он ехал другой дорогой, которая была короче на 9 км, но ехал со скоростью на 3 км/ч меньшей. Сколько времени велосипедист затратил на обратную дорогу?»

1. Подготовительный этап. Изучить содержания задачи - установить зависимости между расстоянием, скоростью и временем; может быть представлено в системе устных упражнений через выполнение заданий на повторение этих зависимостей. Например, задача: «Пешеход идет в течение 3-х часов со скоростью 5 км/ч.» Что можно определить? (расстояние) Как? (можно определить расстояние: () км). Записать зависимость формулой (S = v t, =15).

2. Чтение задачи. Записать содержание задачи (если в задаче встречаются незнакомые термины, выяснить их смысл). Содержание задачи может быть записано по-разному. Например, с помощью таблицы или схемы (рис.3):

Таблица 12

  Скорость Время Расстояние
1 путь 18 км/ч 3 ч ?
2 путь (обратный) На 3 км/ч медленнее ? на 9 км короче

 

 

Скорость на пути АВ – 18 км/ч;

Время движения на АВ – 3 ч;

Расстояние АВ -?

Скорость на пути ВА (?) – на 3 км/ч меньше, чем скорость

Расстояние ВА -? – на 9 км меньше, чем

Время движения на ВА -?

Рис. 3. Изучение содержания задачи (схема)

3. Анализ содержания и составление плана решения задачи. Анализ содержания задачи (поиск решения) может быть представлен:

а) в виде схемы (рис. 4)

 

 

 


Рис.4. Анализ содержания задачи (схема)

 

 

б) системы вопросов:

1) Какой главный вопрос задачи? (Сколько времени велосипедист затратил на обратную дорогу?)

2) Можно ли сразу на него ответить? (Нет, т. к. неизвестны обратный путь и скорость велосипедиста на обратном пути).

3) Нельзя ли определить скорость велосипедиста на обратном пути? (Можно, т. к. известна скорость велосипедиста на 1-м пути, и известно, насколько она отличается от скорости на отрезке пути).

4) Нельзя ли определить длину обратного пути? (Сразу нет, но можно сначала найти длину первого пути, т. к. известна скорость и время, а затем и длину 2-го пути).

План решения задачи:

Найти последовательно:

1) длину 1-го пути;

2) длину 2-го пути;

3) скорость на 2 участке пути;

4) время, затраченное на обратную дорогу;

4. Выполняем план решения задачи (рис.5).

Синтез решения задачи:

 
 

 

 

 


Рис.5. Синтез решения задачи (схема)

Способы записи решения задачи

1-й способ

Запись решения числовой формулой

1. На 1-м пути велосипедист проехал: 18 * 3 км.

2. На обратном пути велосипедист проехал: (18 * 3 – 9) км.

3. Скорость велосипедиста на обратном пути: (18 – 3) км/ч.

4. На обратный путь велосипедист затратил: (18 * 3 – 9): (18 – 3) ч.

Находим числовое значение выражения (устно).

Ответ: на обратный путь велосипедист затратил 3 часа.

2-й способ

Вопросно-ответная форма

1. Какова длина первой дороги? 18 * 3 = 54 (км)

2. Какова длина второй дороги? 54 – 9 = 45 (км)

3. Какова скорость велосипедиста на обратном пути? 18 – 3 = 15 (км/ч)

4. Сколько времени затрачено на обратную дорогу? 45: 15 = 3 (ч)

Ответ: 3 часа.

3-й способ

Запись только действий

1. 18 * 3 = 54 (км).

2. 54 – 9 = 45 (км).

3. 18 – 3 = 15 (км/ч).

4. 45: 15 = 3 (ч).

Ответ: 3 часа.

4-й способ

Запись решения с пояснением

1. 18 * 3 = 54 (км) – длина 1-го пути.

2. 54 – 9 = 45 (км) – длина 2-го пути.

3. 18 – 3 = 15 (км/ч) – скорость велосипедиста на 2 участке пути.

4. 45: 15 = 3 (ч) – затратил велосипедист на обратный путь.

Ответ. 3 часа.

Дополнительная работа над задачей после ее решения

1. Запись решения задачи в виде числовой формулы, если запись была иной.

2. Составление задачи, аналогичной решенной.

3. Составление одной из обратных задач и другие способы.

4. Выявление и обобщение действий по решению задачи.

Замечание: Формулировка той же задачи может быть дана иначе. Например: «Коля и Петя ехали из города разными дорогами в лагерь. Коля ехал по дороге, которая была короче на 9 км, но ехал со скоростью на 3 км/ч меньшей, чем Петя. А Петя ехал 3 часа со скоростью 18 км/ч». Поставьте вопрос и решите задачу (Кто из мальчиков раньше приедет в лагерь?).




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 634; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.