КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Общение в профессиональной деятельности юриста (коммуникативный компонент) 1 страница
Общение – многоаспектный и многоплановый процесс формирования, обеспечения и реализации межличностного и межгруппового контакта, который обусловлен необходимостью организации осуществления и поддержания совместной деятельности людей. Общение проявляется в единстве пяти его сторон: межличностной, когнитивной, коммуникативно-информационной, эмотивной и поведения. Межличностная сторона общения отражает взаимодействие человека с непосредственным окружением: с другими людьми и теми общностями, с которыми он связан своей жизнью. Прежде всего, это семья и профессиональная группа, которые пользуются сложившимися культурно-историческими и профессиональными шаблонами поведения. Вместе с этим шаблонами поведения человек усваивает национально-этнические, социально-возрастные, эмоционально-эстетические и другие эталоны и стереотипы общения. Когнитивная сторона общения позволяет ответить на вопросы о том, кто собеседник, что он за человек, чего от него можно ожидать, и многие другие, связанные с личностью партнера. Она охватывает не только познание другого человека, но и самопознание. В результате в процессе общения формируются образы-представления о себе и партнерах, которые регулируют этот процесс. Коммуникативно-информационная сторона общения представляет собой обмен между людьми различными представлениями, идеями, интересами, настроениями, чувствами, установками и т.д. Если все это рассматривать как информацию, то процесс коммуникации может быть понят как процесс обмена информацией. Но такой подход к человеческому общению является упрощенным. Эмотивная сторона общения связана с функционированием эмоций и чувств, настроения в личных контактах партнеров. Они проявляются в выразительных движениях субъектов общения, их действиях, поступках, поведении. Через них проступают взаимные отношения, которые становятся своеобразным социально-психологическим фоном взаимодействия, предопределяя больший или меньший успех совместной деятельности. Поведенческая сторона общения служит целям согласования внутренних и внешних противоречий в позициях партнеров. Она обеспечивает управляющее воздействие на личность во всех процессах жизнедеятельности, раскрывает стремление человека к тем или иным ценностям, выражает побудительные силы человека, регулирует взаимоотношения партнеров в совместной деятельности. Функции общения: 1) прагматическая функция общения отражает его потребностно-мотивационные причины и реализуется при взаимодействии людей в процессе совместной деятельности. При этом само общение очень часто выступает самой важной потребностью; 2) функция формирования и развития отражает способность общения оказывать воздействие на партнеров, развивая и совершенствуя их во всех отношениях. Общаясь с другими людьми, человек усваивает общечеловеческий опыт, исторически сложившиеся социальные нормы, ценности, знания и способы деятельности, а также формируется как личность. В общем виде общение можно определить универсальную реальность, в которой зарождаются, существуют и проявляются в течение всей жизни психические процессы, состояние и поведение человека; 3) функция подтверждения дает людям возможность познать, утвердить и подтвердить себя; 4) функция объединения – разъединения людей, с одной стороны, посредством установления между ними контактов способствует передаче друг другу необходимых сведений и настраивает их на реализацию общих целей, намерений, задач, соединяя их тем самым в единое целое, а с другой стороны, она может способствовать дифференциации и изоляции личностей в результате общения; 5) функция организации и поддержания межличностных отношений служит интересам налаживания и сохранения достаточно устойчивых и продуктивных связей, контактов и взаимоотношений людей в интересах их совместной деятельности; 6) внутриличностная функция общения реализуется в общении человека с самим собой (через внутреннюю или внешнюю речь, достроенную по типу диалога). Такое общение может рассматриваться как универсальная форма мышления человека. Общение в целом имеет следующие особенности: 1) оно направлено на определенные цели, мотивы, намерения; 2) включает в себя смысловую форму выражения мыслей, взглядов, позиций, мнений субъектов; 3) осуществляется с помощью средств коммуникации: речи, кинестетической системы знаков (жесты, мимика, пантомимика), лингвистической системы знаков (интонация, паузы) и контакта глаз. Общение чрезвычайно многогранно и может быть различных видов: межличностным и массовым; межперсональным и ролевым; доверительным и конфликтным; непосредственным и опосредованным; официальным и неофициальным; устным и письменным; диалогическим и монологическим. Психологическая структура общения включает в себя три компонента: перцептивный, коммуникативный и интерактивный. Межличностное восприятие – социальная перцепция – сложный процесс, включающий: а) восприятие внешний признаков других людей; б) последующее соотнесение полученных результатов с их действительными личностными характеристиками; в) интерпретацию и прогнозирование на этой основе возможных их поступков и поведения. Существует следующие механизмы межличностного восприятия: 1) идентификация (от лат. identificare — отождествлять) буквально обозначает отождествление себя с другим, один из самых простых способов понимания другого человека – уподобление себя ему. Это, разумеется, не единственный способ понимания другого человека, но в реальных ситуациях взаимодействия люди часто пользуются таким приемом, когда предположение о внутреннем состоянии партнера строится на основе попытки поставить себя на его место. 2) эмпатия (от греч. empatheia — сопереживание) – способность эмоционально воспринять другого человека, проникнуть в его внутренний мир, принять его со всеми его мыслями и чувствами. Способность к эмоциональному отражению у разных людей неодинакова. Выделяют три уровня развития: 1уровень – низший: общаясь с собеседником, человек проявляет своеобразную слепоту к состоянию, переживаниям, намерениям собеседника; 2 уровень – по ходу общения у человека возникают отрывочные представления о переживаниях другого человека; 3 уровень – отличает умение сразу войти в состояние другого человека не только в отдельных ситуациях, но и на протяжении всего процесса взаимодействия; 3) рефлексия (от лат. reflexio - обращение назад) – осознание партнера по общению как он воспринимается собеседником, постановка себя на место другого человека. Рефлексивный феномен многозначен, в самом общем виде различают три основных значения данного понятия: 1) философско-методологическая рефлексия – осознание, осмысление наукой самого себя, своего предмета и метода; 2) индивидуальная рефлексия – познание самого себя, самосознание человека; 3) социально-психологическая рефлексия – постановка себя на место другого человека и размышление за другое лицо. Именно в социально-психологическом смысле понятие рефлексии и употребляется в юридической психологии. В основе рефлексивной деятельности человека лежит информационная осведомленность. Именно эта осведомленность субъекта о ситуации дает ему возможность «не только понять степень влияния каждого ее элемента на процесс воздействия, но и позволяет определить на этой основе вариант собственного поведения. Информированность позволяет избрать наиболее эффективные приемы и средства воздействия на других участников ситуации с целью регуляции их поведения. Чем выше уровень осведомленности одной из сторон взаимодействия, тем выше ранг ее рефлексии. Под рангом рефлексии понимается глубина и качество имитации рассуждений противодействующей стороны, что зависит от интеллектуальных особенностей субъекта, от умения использовать для этого имеющуюся информацию. Всего можно выделить три уровня, три ранга рефлексии. Первый ранг – это отражение следователем самого себя, самоанализ собственных интеллектуальных и эмоциональных процессов и состояний, а также постановка себя на место партнера по общению, «примеривание» на себе его эмоционального состояния. И если общая формула рефлексивного мышления сводится к фразе: «Я думаю, что он думает, что я думаю», то формула первого ранга – «Я думаю, что он думает…». Второй ранг рефлексии заключается в самоанализе следователя своих внешних форм поведения, мыслей, чувств (следователь, как он видит себя сам), в анализе процессов его отображения глазами партнера по общению по каналам обратной связи (следователь глазами партнера), в анализе взаимного отражения следователя и допрашиваемого с позиции нейтрального лица с учетом точек зрения самого следователя и партнера по общению. Третий ранг рефлексии характеризуется высокой взаимной осведомленностью друг о друге, что определяет возможность не только имитировать мысли партнера по общению, но и контролировать его поведение. Именно третий ранг рефлексии содержит в себе полную формулу, определяющую смысл рефлексии – «Я думаю, что он думает, что я думаю». В рефлексии стороны занимают как бы восемь позиций. И когда Иванов беседует с Петровым, то в этой обстановке витают тени восьми человек: № 1 – Иванов, каким он является в действительности; № 2 – Иванов, каким он сам себя представляет; № 3 – Иванов, каким его воспринимает Петров; № 4 – Иванов, каким он представляет свой образ в сознании Петрова; № 5 – Петров, каким он является в действительности; № 6 – Петров, каким он представляет себя; № 7 – Петров, каким он воспринимает Иванова; № 8 – Петров, каким он воспринимает свой образ в сознании Петрова. В процессуально тактических ситуациях расследования преступлений, противодействующие стороны (это чаще всего работник правоохранительных органов – с одной стороны, и недобросовестные участники процессуальной деятельности – с другой), используя рефлексию, стремятся мыслить друг за друга. Специфика рефлексивного мышления отличается от обычных логических рассуждений и наиболее характерно представлена в формуле: «Я думаю, что он думает, что я думаю». Пример этого рода, наглядно раскрывающий сущность рефлексивного мышления, приводит А. Р. Ратинов. Следователь предпринимает розыск преступника, скрывающегося с места совершения убийства. Наиболее вероятно, что он мог уйти двумя путями: один из них «А» удобный для движения, но более людный и опасный; другой «В» - труднее, но не связан с таким риском. Преследуемый рассуждает так: «Пусть «В» лучше, чем «А», поэтому я выбираю путь «В». Следователь, оценивая обстановку, должен воспроизвести ход рассуждений преступника и сделать отсюда соответствующий вывод: «Убийца знает, что путь «В» для него лучше, чем путь «А», и поэтому выбирает «В», значит, я должен его преследовать по этому пути». Однако если преступник не уступает следователю в рефлексии, он может рассуждать так: «Следователь, полагая, будто я, зная, что путь «В» лучше «А», двинусь по второму пути, станет преследовать меня по пути «В», поэтому я выбираю путь «А». Следователь, превосходя преступника в ранге рефлексии, должен воссоздать мысленно ход его рассуждений и их результат, после чего, приняв соответствующее решение, захватить разыскиваемого, если только тот не переиграл следователя в этом соревновании умов, более точно и на более высоком уровне имитируя рассуждения и решения своего противника. На этом принципе строятся и более сложные расчеты, хотя в реальных человеческих контактах имитация рассуждений партнера редко превышает вторую-третью ступень. Из приведенного примера видно, что следователь «завладел» моделью поведения, занятой преступником, и знает, каким образом в этой модели принимается окончательное решение. Рефлексивное мышление используется не только при раскрытии и расследовании преступлений. Использование рефлексии дает возможность: 1) построения мыслительной модели поведения различных участников в ходе прошедшего познавательного события; 2) планирования собственной познавательной деятельности; 3) прогнозирования поведения участников процесса в ходе предполагаемых процессуальных действий; 4) разработки системы воздействия на отдельных участников, являющихся источниками получения необходимой информации; 5) разработки системы воздействия в целях перевоспитания лиц, совершивших преступление (правонарушение). Техника рефлексивного мышления включает в себя три основных приема: 1. Выход в рефлексивную позицию. Суть приема – в смене точки зрения на ситуацию, в которой возникло затруднение, с внутренней на внешнюю, в выходе за пределы ситуации и установление способа разрешить ее. И здесь необходимо понимать три момента: зачем и откуда «выходить», куда «выходить» и как зафиксировать выход. Если все течет гладко, то в рефлексии нет нужды. Но как только в деятельности возникло затруднение, оно осознается и является исходным моментом рефлексии. При этом важно обозначить границы ситуации, в которой возникло затруднение: например, «Не понимаю, что же неясно собеседнику в этом вопросе» или «Каким способом действовать дальше». Рефлексивный выход необходим, чтобы найти способ преодоления затруднения в деятельности, а для этого необходимо мысленно выйти за пределы возникшей ситуации. Рефлексивная позиция – это угол, точка зрения на рассматриваемую ситуацию. Выбор конкретной позиции определяется ее потенциальной полезностью в отношении данной ситуации. При этом позиция может быть конкретизирована: «посмотреть на ситуацию глазами незаинтересованного свидетеля», «а как бы поступил здесь более опытный коллега?» и т.д. Каждая позиция задает способ «видения» ситуации и отношения к ней. Для фиксации рефлексивного выхода важно самоопределиться в выбранной позиции, после чего работник правоохранительных органов осваивает выбранную позицию, выделяет два-три наиболее важных момента, определяющих данный угол зрения на ситуацию. 3) Прием рефлексивного отображения ситуации. Бывает, что удачно найденная рефлексивная позиция автоматически формирует представление о причинах возникшего затруднения. Но чаще рефлексивного выхода самого по себе недостаточно, и требуется еще рефлексивно организовать отображение ситуации в сознании работника правоохранительных органов. Одним из способов здесь являются рефлексивные рассуждения, т. е. рассуждения с четкой фиксацией выбранной позиции: например «Если бы я был преступником, то я бы…». Однако при осмыслении ситуации рефлексивные рассуждения сложно удержать в сознании, а значит, возникает необходимость схематизации, т.е. построения схемы ситуации, организующей с определенной позиции ее основные элементы. 4) Прием рефлексивного обоснования деятельности. Суть данного приема – в трансформации рефлексивной картины ситуации в основании для такой деятельности. Обычно это связано с рефлексивным управлением. Преимущество в рефлексии позволяет следователю не только предвидеть поведение преступника. Он приобретает возможность, влияя на его рассуждении, управлять процессом принятия противником решения. Такое управление получило название рефлексивного управления. Рефлексивное управление – это процесс сознательной передачи противодействующему следователю лицу определенной информации, которая может быть использована этим лицом для принятия предопределенного следователем решения. Это управление осуществляется не в результате прямого навязывания другому своей воли, а путем передачи ему «оснований», из которых тот как бы дедуктивно выводит предопределенное таким основанием решение. Чтобы картина ситуации могла быть принята в качестве основания для принятия решения, она должна стать приемлемой для лица, принимающего решение. Необходимо также отметить, что решение должно приниматься добровольно, а принимающий решение не должен чувствовать никакого давления со стороны работника правоохранительного органа. Он должен осознавать принятое решение как свое собственное, хотя на самом деле оно предопределено следователем. Использование рефлексивных рассуждений и рефлексивного управления позволяет осуществить правильный выбор приемов и средств воздействия на противодействующих правоохранительным органам лиц, позволяет раскрыть психологическую природу мышления следователя; ведение таких следственных действий, как допрос и обыск, позволяют разрешить конфликтное взаимодействие работника правоохранительных органов и подследственного, используются для интерпретации профессионального общения. Говоря о содержании межличностного восприятия, необходимо помнить, что механизмы социальной перцепции могут привести к ошибкам. Дело в том, что восприятие и понимание человека человеком носит личностный, субъективный, подчас пристрастный характер. На восприятие другого человека большое влияние может оказывать психологическая установка. Установка - неосознанная готовность человека определенным привычным образом воспринимать и оценивать каких-либо людей и реагировать определенным, заранее сформированным образом без полного анализа конкретной ситуации. Установки имеют 3 измерения: 1) когнитивное измерение – мнения, убеждения, которых придерживается человек относительно какого-либо субъекта или предмета; 2) аффективное измерение – положительные или отрицательные эмоции, отношение к конкретному человеку или информации; 3) поведенческое измерение – готовность к определенным реакциям поведения, соответствующим убеждениям и переживаниям человека. Установки формируются: 1) под влиянием других людей (родителей, СМИ), «кристаллизуясь» к возрасту между 20 и 30 годами, а затем меняются с трудом; 2) на основе личного опыта в многократно повторяющихся ситуациях. Особенно велика роль установки (и вероятность ошибки) при формировании первого впечатления о незнакомом человеке. Широко известны результаты опыта психологов, в которых восприятие фотографии одного и того же человека предварялась сообщением, в одном случае «это преступник», а в другом – «это известный ученый», что обусловливало совершенно разные описания психологического портрета одного и того же человека. Кроме установки, к факторам, мешающим правильно воспринимать и оценивать людей, относятся: 1) эффект «ореола» заключается в тенденции переносить предварительно полученную благоприятную или неблагоприятную информацию о каком-либо человеке на реальное его восприятие. Эффект «ореола» проявляется в том, что первоначальное отношение к какой-то одной частной стороне личности переносится на весь образ человека, а затем общее впечатление о человеке – на оценку его отдельных качеств. Если общее впечатление о человеке благоприятное, то его положительные черты переоцениваются, а недостатки либо не замечаются, либо оправдываются. И наоборот, если общее впечатление о человеке отрицательно, то даже благородные его поступки не замечаются или истолковываются превратно как своекорыстные; 2) эффект «проецирования» проявляется в том, что другому человеку приписываются по аналогии с собой свои собственные качества и эмоциональные состояния. Человек, воспринимая и оценивая людей, склонен предположить: «Все люди подобны мне» или «Другие противоположны мне». Упрямый, подозрительный человек склонен видеть эти же качества характера у партнера по общению, если даже они объективно отсутствуют. Добрый, отзывчивый, честный человек, может воспринимать незнакомого через «розовые очки» и ошибиться. Поэтому, если кто-то жалуется, какие, мол, все вокруг жестокие, жадные, нечестные, не исключено, что он судит по себе; 3) «эффект первичности и новизны» проявляется в том, что первая услышанная или увиденная информация о человеке или событии, является очень существенной и малозабываемой, способной влиять на все последующее отношение к этому человеку. И если даже потом вы получите информацию, которая будет опровергать первичную информацию, все равно помнить и учитывать вы больше будете первичную информацию. На восприятие другого влияет и настроение самого человека: если оно мрачное (например, из-за плохого самочувствия), в первом впечатлении о человеке преобладать негативные чувства. Чтобы первое впечатление о незнакомом человеке было полнее и точнее, важно положительно «настроиться на него»; 4) стереотипизация возникает на основе достаточно ограниченного прошлого опыта, в результате стремления строить выводы на базе ограниченной информации (например, все бухгалтеры – педанты). Стереотипизация в процессе познания людьми друг друга может привести к двум различным следствиям. С одной стороны, к определенному упрощению процесса познания другого человека; в этом случае стереотип не обязательно несет на себе оценочную нагрузку. Остается просто упрощенный подход, некоторая констатация закрепленных черт, которая хотя и не способствует точности построения образа другого, заставляет заменить его часто штампом, но, тем не менее, в каком-то смысле необходима, ибо помогает сокращать процесс познания. Во втором случае, как только констатация заменяется оценкой, стереотипизация приводит к возникновению предубеждения. 5) отсутствие желания и привычки прислушиваться к мнению другихлюдей, стремление полагаться на собственное впечатление о человеке, отстаивать его; 6) отсутствие изменений в восприятии и оценках людей (ригидность), происходящих со временем по естественным причинам. Имеется в виду тот случай, когда однажды высказанные суждения и мнение о человеке не меняются, несмотря на то, что накапливается новая информация о нем; 7) «эффект последней информации» проявляется в том, что если вы получили негативную последнюю информацию о человеке, эта информация может перечеркнуть все прежние мнения об этом человеке. Для более глубокого понимания того, как люди воспринимают и оценивают друг друга, имеет явление казуальной атрибуции. Казуальная атрибуция означает процесс приписывания другому человеку причин его поведения в том случае, когда информация об этих причинах отсутствует. Оно представляет собой объяснение субъектом межличностного восприятия причин и методов поведения других людей. Объяснение причин поведения человека может быть через внутренние причины (внутренние диспозиции человека, устойчивые черты, мотивы, склонности человека) либо через внешние причины (влияние внешних ситуаций). Можно выделить следующие критерии анализа поведения: 1) постоянное поведение – в сходных ситуациях поведение однотипно; 2) отличающееся поведение – в других случаях поведение проявляется иначе; 3) обычное поведение – в сходных обстоятельствах такое поведение свойственно большинству людей. Процессы казуальной атрибуции подчиняются следующим закономерностям, которые оказывают влияние на понимание людьми друг друга: 1) те события, которые часто повторяются и сопровождают наблюдаемое явление, предшествуя ему, обычно рассматриваются как его возможные причины; 2) если тот поступок, который мы хотим объяснить, необычен, и ему предшествовало какое-нибудь уникальное событие, то мы склонны именно это событие считать основной причиной совершенного поступка; 3) неверное объяснение поступков людей имеет место тогда, когда есть много различных, равновероятностных возможностей для их интерпретации и человек, предлагающий свое объяснение, волен выбирать устраивающий его вариант; 4) фундаментальная ошибка атрибуции проявляется в тенденции наблюдателей недооценивать ситуационные (ситуацию) и переоценивать диспозиционные (личностные) влияния на поведение других, в тенденции считать, что поведение соответствует диспозициям. Поведение других людей мы склонны объяснять их диспозициями, их индивидуальными особенностями личности и характера («Это человек со сложным характером»), а свое поведение склонны объяснять как зависящее от ситуации («В этой ситуации невозможно было вести себя иначе, а вообще я – совсем не такой»). Таким образом, люди объясняют свое собственное поведение ситуацией («Я не виноват, уж такая сложилась ситуация»), но считают, что другие сами несут ответственность за свое поведение. Мы совершаем ошибку атрибуции отчасти потому, что, когда наблюдаем за чьим-либо действием, именно эта личность находится в центре нашего внимания, а ситуация относительно незаметна. Когда мы сами действуем, наше внимание обычно направлено на то, на что мы реагируем – и ситуация проявляется более явно; 5) культура также влияет на ошибки атрибуции. Западное мировоззрение склонно считать, что люди, а не ситуация, являются причиной событий. Но индусы в Индии с меньшей вероятностью, чем американцы, истолкуют поведение с точки зрения диспозиции, скорее, они придадут большее значение ситуации. Условия снижения устойчивости подобных ошибок обусловливаются двумя типами факторов: социальным и психологическим. К социальным факторам относятся: образовательный ценз людей и осознание субъективизма при восприятии других людей. Установлено, что чем выше уровень образования человека, тем менее устойчивы подобные ошибки. Говоря о психологических факторах, можно выделить следующие: общение и совместная деятельность с объектом восприятия; объединение во имя общезначимой цели; обращение к другим регистраторам помимо человеческого восприятия. Кино, видео, фотоаппаратура позволяет фиксировать мимолетные наблюдения и воспроизводить их так часто и столь продолжительно, как это необходимо. Кроме того, точность межличностного восприятия способствуют специальные приемы наблюдения за собеседником. Предлагаемая методика рационального восприятия (наблюдения) собеседника включает в себя четыре приема, являющихся операциональными звеньями эффективного изучения (познания) лиц в процессе общения: 1. Прием подготовки юриста к изучению психологии собеседника. Уже в самом определении наблюдения как целенаправленного, специально организованного восприятия заложен его основной психологический механизм. Без цели, без задач наблюдения как таковое не существует. Достигается это благодаря следованию определенным правилам: - Правило постановки задач на наблюдение реализуется благодаря формированию внутренней установки не упустить из поля зрения, держать под контролем сознания то, что необходимо выявить в собеседнике в каждом конкретном случае, предварительно уточнять, какие внешние проявления подлежат фиксации. Решающим условием подготовки к регистрации психологических признаков являются: степень знакомства с ним наблюдателя, группировка наблюдаемых признаков в отдельные блоки, применение различного рода сокращений и символов. Эти правила задают алгоритм составления первичного психологического портрета собеседника; - Правило ориентации на поведенческо-психологические особенности собеседника. В повседневном общении становится важным гибкое и объективное понимание человека посредством изучения не только его статических черт, но и динамических проявлений, таких, как: · настроение, актуальные переживания: удивление, безразличие, интерес, неуверенность, стыд, смущение и др.; · мотивы (побудительные причины общения): стремление показать свое превосходство, поиск продуктивных контактов, поиск покровителя, оказание помощи, стремление удовлетворить свои корыстные потребности и т.д.; · намерения (внутренняя подготовка совершить сиюминутные действия): желание взять слово, чтобы высказать свое мнение или критическое замечание; желание встать и уйти; желание защищать свою точку зрения и др.; · занимаемая позиция (предрасположенность действовать определенным образом): противодействовать, содействовать или уклоняться от предстоящего контакта и т.д.; · линия поведения (проявление позиции в общении): искренность – лживость, маскировочные действия, уловки и т.п. - Правило ориентации на общую структуру личности собеседника. При составлении первичного психологического портрета собеседника целесообразно мысленно ориентироваться на анализ следующих параметров личности: · направленность (потребности, мотивы, жизненные концепции и планы, ценностные ориентации, установки, склонности, желания, вкусы); · психические образования (знания, умения, навыки, привычки, жизненный и профессиональный опыт, стереотипы поведения); · характерологические качества, выражающие отношение к различным сторонам действительности: отношение к другим людям (общительность или замкнутость, тактичность или грубость и т.д.); отношение к делу (ответственность или недобросовестность, трудолюбие или ленивость и т.д.); отношение к себе (скромность или эгоцентризм и др.); отношение к вещам (щедрость или жадность, аккуратность или неряшливость и пр.); · психические свойства и процессы (особенности процессов и свойств интеллектуальной и эмоционально-волевой сфер личности); · социально-психологические особенности поведения (социальный и межличностный статус; стиль жизни и работы; стиль общения); · биопсихические свойства (темперамент, половые, возрастные особенности, состояние здоровья, патопсихологические свойства). Перебирая в сознании этот перечень, следует выбирать то, что имеет значение для конкретной ситуации профессионального общения, а затем приступать к содержательному выявлению параметров личности собеседника. 2. Прием саморегуляции наблюдения позволяет: выделить основные признаки собеседника и контролировать второстепенные; осознавать появление новых признаков – сигналов и встраивать их в поле наблюдения; переключать внимание, сочетая при этом внимание внутреннее и внешнее; обеспечивать устойчивость внимания, не забывая, что его объем не превышает обычно 4 – 5 объектов, за пределами которых происходит утрата контроля. При этом следует избегать сугубо негативных, максималистских суждений при наблюдении за собеседником. 3. Прием анализа данных психологического изучения собеседника. Сложная визуальная работа, которую проделывает юрист, всегда связана с его мыслью. Не случайно в психологии можно встретить термин «визуальное мышление», т.е. мышление в процессе восприятия. К правилам реализации этого приема относятся: - Правило постановки себя на место собеседника требует осознанно воспринимать собеседника, пытаться взглянуть на ситуацию его глазами и таким образом понять его. Следование данной рекомендации позволяет проникнуть во внутренний мир собеседника, определить состояние, намерения, мотивы, мысли, чувства.
Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 747; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |