Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Общение в профессиональной деятельности юриста (коммуникативный компонент) 2 страница




- Правило типизации собеседника рекомендует исходить из определенных типов людей, с которыми, как правило, приходится взаимодействовать. Типизация собеседника может служить исходной версией о его психологических характеристиках, с которой можно начать анализ результатов наблюдения. Так, определенной психологической типизацией обладают люди, принадлежащие к разным возрастам, социальным, профессиональным группам.

- Правило индивидуализации требует, опираясь на типологические особенности собеседника, не ограничиваться ими, а конкретизировать собираемую психологическую информацию, учитывать основные личностные качества собеседника (социальные, профессиональные, индивидуальные).

- Правило моторного проигрывания – воспроизведение некоторых компонентов поведения собеседника (принятие той же позы, выражения лица, имитация динамики движений, лексики для понимания характера психического состояния и пр.). Имитация невербального поведения собеседника может значительно облегчить осмысление и способствовать установлению психологического контакта с ним.

4. Прием контроля данных изучения психологии собеседника. Следование правилам рассматриваемого приема способствует предупреждению ошибок и искажений в познании собеседника.

- Правило устойчивости к социально-психологическим эффектам, снижающим достоверность психологического наблюдения. Правило требует всегда быть объективным, не поддаваться первому впечатлению, быть самостоятельным, судить о человеке только по непосредственно наблюдаемым и проверенным фактам, перепроверять свои впечатления, критично подходить к выносимым оценкам о нем. Важно также:

· оценивать собеседника не по одной детали, а по комплексу психологических признаков (мимики, жестов, интонации, темпа движений и др.);

· не доверять однократному наблюдению, а изучать собеседника с разных точек зрения, в разные моменты, в разных ситуациях, изменять условия наблюдения; сопоставлять результаты наблюдения с тем, что ранее было известно о человеке, с данными науки и практики;

· учитывать внимание национальных традиций, воспитания, среды, физического здоровья во избежание ошибок в трактовании некоторых жестов или актов поведения собеседника (например, прищуривание может быть обусловлено близорукостью, а не презрением; отворачивание лица – стремлением повернуть здоровое ухо (при тугоухости или ревматических заболеваниях), а не высокомерием; при общении на неродном языке наблюдается видоизменение речекинетического комплекса (усиление иллюстративных жестов и т.д.).

- Правило фиксации элементов внешности и поведения собеседника позволяет полнее выполнить рекомендации приемов анализа и контроля, а в дальнейшем произвести более тонкое и глубокое изучение результатов непосредственных наблюдений.

Положения проанализированной методики, разумеется, не выступают в качестве стандартного рецепта на все случаи профессионального общения юриста. Только благодаря ситуативно-целесообразному, творческому применению операциональных действий (приемов), правил их реализации возможно постижение собеседника, которое решающим образом сказывается на успешности решения юристом служебных задач.

Коммуникативная сторона общения представляет собой обмен информацией между людьми. Коммуникация между людьми имеет ряд специфических особенностей:

1. Обязательно должны присутствовать два индивида, каждый из которых – активный субъект. При этом их взаимное информирование предполагает налаживание совместной деятельности. Специфика человеческого обмена информацией заключается в особой роли для каждого участника общения той или иной информации, ее значимости. Такая значимость информации обусловлена тем, что люди не просто «обмениваются» значениями, а стремятся при этом выработать общий смысл. Это возможно лишь при условии, что информация не только принята, но и понята, осмыслена. По этой причине каждый коммуникативный процесс представляет собой единство деятельности, общения и познания.

2. При коммуникации должна присутствовать возможность взаимного влияния партнеров друг на друга посредством системы знаков. Другими словами, обмен информацией в этом случае предполагает воздействие на поведение партнера и изменение состояния участников коммуникативного процесса.

3. Влияние в коммуникации может осуществляться лишь при наличии единой или схожей системы кодификации и декодификации у коммуникатора (человека, направляющего информацию) и реципиента (человека, принимающего его).

4. Всегда возможно возникновение коммуникативных барьеров. Коммуникативный барьер – это психологическое препятствие на пути передачи информации между партнерами по общению.

Можно говорить о существовании барьеров понимания, барьеров социально-культурного различия и барьеров отношения.

Возникновение барьера понимания может быть связано с рядом причин как психологического, так и иного порядка. Так, он может появиться из-за погрешности в самом канале передачи информации – это так называемое фонетическое непонимание. Барьер фонетического непонимания порождает такой фактор, как невыразительная речь, речь-скороговорка и речь с большим количеством звуков-паразитов. Существуют также семантические барьеры непонимания, связанные, прежде всего, с различиями в системах значений (тезаурусах) участников общения. Не меньшую роль в разрушении нормальной межличностной коммуникации может сыграть стилистический барьер, возникающий при несоответствии стиля речи коммуникатора и ситуации общения или стиля речи и актуального психологического состояния реципиента и др.

Наконец, можно говорить о существовании логического барьера непонимания. Он возникает в тех случаях, когда логика рассуждения, предлагаемая коммуникатором либо слишком сложна для восприятия реципиента, либо кажется ему неверной, либо противоречит присущей ему манере доказательства. Можно говорить о существовании «женской» и «мужской» психологической логики, о «детской логике» и т.д.

Причиной непонимания могут служить барьеры социально-культурного различия. Это социальные, политические, религиозные и профессиональные различия, которые приводят к разной интерпретации тех или иных понятий, употребляемых в процессе коммуникации. В качестве барьера может выступать и само восприятие партнера по общению как лица определенной профессии, определенной национальности, пола и возраста. Например, большое значение для уменьшения барьера играет авторитетность коммуникатора в глазах реципиента. Чем выше авторитет, тем меньше преград на пути усвоения предлагаемой информации.

Барьеры отношения – это уже чисто психологический феномен, возникающий в процессе общения коммуникатора и реципиента. Речь идет о возникновении чувства неприязни, недоверия к своему коммуникатору, которое распространяется и на передаваемую им информацию.

Любая поступающая к реципиенту информация несет в себе тот или иной элемент воздействия на его поведение, мнение, установки и желания с целью их частичного или полного изменения. В этом смысле коммуникативный барьер – это форма психологической защиты от постороннего психологического воздействия, проводимого в процессе обмена информацией между участниками.

Кроме того, причинами плохой коммуникации могут быть:

а) объем информации (много или мало);

б) сложность понимания информации (сложная или простая);

в) доминантной направленностью информации (на прошлое, настоящее или будущее) и несоответствием ее интересам реципиента;

г) степенью новизны информации;

д) методикой и технологией информационного сообщения, например, быстрый темп речи, слабая ее связность и т.п.;

е) излишней персонифицированностью информационного сообщения, когда коммуникатор чрезмерно представляет свою «Я» - позицию;

ж) рассогласованием между вербальными и невербальными средствами в информационном сообщении;

з) неумение «настроиться на волну» собеседника, например в связи с низкой эмпатийностью коммуникатора;

и) отсутствие аттракции (демонстрации позитивного отношения к партнеру) и т.д.

Сама по себе информация, исходящая от коммуникатора может быть двух видов: побудительная и констатирующая. Побудительная информация проявляется в форме приказа, совета или просьбы. Она призвана стимулировать какое-то действие. Стимуляция, в свою очередь, подразделяется на активизацию (побуждение к действию в заданном направлении), интердикцию (запрет нежелательных видов деятельности) и дестабилизацию (рассогласование или нарушение некоторых автономных форм поведения или деятельности). Констатирующая информация проявляется в форме сообщения и не предполагает непосредственного изменения поведения.

Модель коммуникативного процесса обычно включает в себя пять элементов: коммуникатор (кто передает информацию) – сообщение (передаваемая информация) – аудитория (кому передается информация)– обратная связь (показывает результативность общения, как поняли коммуникатора).

В процессе общения огромная роль принадлежит обратной связи общающихся.

Обратная связь в общении – это сообщение, адресованное другому человеку, о том, как я его воспринимаю, что чувствую в связи с нашими отношениями, какие чувства вызывает у меня его поведение. Правила обратной связи:

1) говори о том, что конкретно делает данный человек, когда его поступки вызывают у тебя те или иные чувства;

2) если говоришь о том, что тебе не нравится в данном человеке, старайся в основном отмечать то, что он смог бы при желании в себе изменить;

3) не давай оценок, помни: обратная связь – это не информация о том, что представляет собой тот или иной человек, это в большей степени сведения о тебе в связи с этим человеком, с тем, как ты воспринимаешь данного человека, что тебе приятно и что тебе неприятно.

Передача любой информации возможна лишь посредством знаков, точнее – знаковых систем. Существует несколько знаковых систем, которые используются в коммуникативном процессе. В зависимости от вида знаковой системы различают вербальную коммуникацию (в качестве знаковой системы используется речь) и невербальную коммуникацию (используются различные неречевые знаковые системы).

Речевое поведение, как правило, служит индикатором общей эрудиции, особенностей интеллекта, мотивации поведения собеседников. По характеру терминологии человека можно судить о его профессии, увлечениях, жизненном опыте.

Исследования показывают, что в ежедневном акте коммуникации человека слова составляют 7%, звуки, интонации – 38%, неречевые взаимодействие – 55%.

Обмен информацией возможет не только посредством речи, но и посредством других знаковых систем, которые в своей совокупности составляют средства невербальной коммуникации. В социальной психологии предлагается полная схема всех знаковых систем, используемых в невербальной коммуникации. Основные из них следующие: 1) оптико-кинестетические; 2) пара- и экстралингвистическая; 3) организация пространства и времени коммуникативного процесса; 4) визуальный контакт. Совокупность этих средств призвана выполнять следующие функции: дополнение речи, замещение речи, репрезентация эмоциональных партнеров по коммуникативному процессу.

Оптико-кинетическая система знаков включает в себя жесты, мимику и пантомимику.

Жесты – движения рук человека, выражающие его внутреннее состояние или указывающие на какой-либо объект во внешнем мире.

Жесты при общении несут много информации; в языке жестов, как и в речевом, есть слова, предложения. Богатейший «алфавит» жестов можно разбить на шесть групп:

1) жесты-иллюстраторы – это жесты сообщения: указатели («указывающий перст»; пиктографы, т.е. образные картины изображения («вот такого размера и конфигурации»); кинетографы – движения телом; жесты-«биты» (жесты-«отмашки»); идеографы, т.е. своеобразные движения руками, соединяющие воображаемых предметы;

2) жесты-регуляторы – это жесты, выражающие отношение говорящего к чему-либо. К ним относят улыбку, кивок, направление взгляда, целенаправленные движения руками;

3) жесты-эмблемы – это своеобразные заменители слов или фраз в общении. Например, сжатые руки на манер рукопожатия на уровне груди означают во многих случаях – «здравствуйте», а поднятые над головой – «до свидания»;

4) жесты-адапторы – это специфические привычки человека, связанные с движениями рук. Это могут быть: а) почесывания, подергивание отдельных частей тела; б) касания, пошлепывания партнера; в) поглаживание, перебирание отдельных предметов, находящихся под рукой (карандаш, пуговица и т.п.);

5) жесты-аффекторы – жесты, выражающие через движения тела и мышцы лица определенные эмоции.

Существуют и микрожесты: движения глаз, покраснение щек, увеличенное количество миганий в минуту, подергивания губ и т.д.

Практика показывает, что, когда люди хотят показать свои чувства, они обращаются к жестикуляции. Вот почему для проницательного человека важно приобрести умение понимать ложные, притворные жесты. Особенность этих жестов заключается в следующем:

- они преувеличивают слабые волнения (демонстрация усиления движений руками и корпусом);

- подавляют сильные волнения (благодаря ограничению таких движений);

- эти ложные движения, как правило, начинаются с конечностей и заканчиваются на лице.

При общении часто возникают следующие виды жестов:

1) жесты оценки – почесывание подбородка; вытягивание указательного пальца вдоль щеки; вставание и прохаживание и др. (человек оценивает информацию);

2) жесты уверенности – соединение пальцев в купол пирамиды; раскачивание на стуле;

3) жесты нервозности и неуверенности – переплетенные пальцы рук; пощипывание ладони; постукивание по столу пальцами; трогание спинки стула перед тем, как на него сесть и др.;

4) жесты самоконтроля – руки заведены за спину, одна при этом сжимает другую; поза человека, сидящего на стуле и вцепившегося руками в подлокотник и др.;

5) жесты ожидания – потирание ладоней; медленное вытирание влажных ладоней о ткань;

6) жесты отрицания – сложенные руки на груди; отклоненный назад корпус; скрещенные руки; дотрагивание до кончика носа и др.;

7) жесты расположения – прикладывание руки к груди; прерывистое прикосновение к собеседнику и др.;

8) жесты доминирования – жесты, связанные с выставлением больших пальцев напоказ, резкие взмахи сверху вниз и др.;

9) жесты неискренности – «прикрытие рта рукой»; «прикосновение к носу» как более утонченная форма прикрывания рта, говорящая либо о лжи, либо о сомнении в чем-то; поворот корпуса в сторону от собеседника, «бегающий взгляд» и др.

Мимика – движение мышц лица, отражающие внутреннее эмоциональное состояний – способна дать истинную информацию о том, что переживает человек. Мимические выражения несут более 70% информации, т.е. глаза, взгляд, лицо человека способны сказать больше, чем произнесенные слова. Так, замечено, что человек пытается скрыть свою информацию (или лжет), если его глаза встречаются с глазами партнера менее 1/3 времени разговора.

По своей специфике взгляд может быть:

- деловым, когда он фиксируется в районе лба собеседника, это предполагает создание серьезной атмосферы делового партнерства;

- светским, когда взгляд опускается ниже уровня глаз собеседника (до уровня губ) – это способствует созданию атмосферы светского непринужденного общения;

- интимным, когда взгляд направлен не в глаза собеседника, а ниже лица - на другие части тела до уровня груди.

Специалисты утверждают, что такой взгляд говорит о большой заинтересованности друг другом в общении; взгляд искоса – говорит о критическом или подозрительном отношении к собеседнику.

Лоб, брови, рот, глаза, нос, подбородок – эти части лица выражают основные человеческие эмоции: страдание, гнев, радость, удивление, страх, отвращение, счастье, интерес, печаль и т.д. Причем легче всего распознаются положительные эмоции: радость, любовь, удивление; труднее воспринимаются человеком отрицательные эмоции – печаль, гнев, отвращение. Важно заметить, что основную познавательную нагрузку в ситуации распознания истинных чувств человека несут брови и губы.

Пантомимика – это позы, которые принимает человек во время общения. Выявлены и описаны открытые (например, желая продемонстрировать свою открытость и честность, люди часто раскрывают одну или обе ладони в направлении собеседника) и закрытые (например, перекрещивание рук на груди), выражающие либо включение в ситуацию, либо доминирование, либо противостояние, специфика походки, «твердой» или «тяжелой»

Паралингвистика – это система вокализации, т.е. качество голоса, его диапазон, тональность. Эти характеристики голоса способствуют выражению эмоционального состояния коммуникатора (например, гнев сопровождается увеличением силы и высоты голоса, резкости звуков), а также некоторых характеристик его личности (например, решительности или неуверенности). Экстралингвистика – включение в речь пауз, других вкраплений, например, покашливание, смех, сам темп речи.

Пространство и время организации коммуникативного процесса (проксемика) выступают также знаковой системой, несут смысловую нагрузку как компоненты коммуникативных ситуаций. Так, размещение партнеров лицом друг к другу способствует возникновению контакта, символизирует внимание к говорящему, в то время как окрик в спину может иметь значение отрицательного порядка. Точно так же некоторые нормативы, разработанные в различных субкультурах относительно временных характеристик общения, выступают как своего рода дополнения к семантически значимой информации. Приход своевременно к началу разговора символизирует вежливость по отношению к собеседнику. Напротив, опознание истолковывается как проявление неуважения. В некоторых специальных сферах (прежде всего в дипломатии) разработаны в деталях различные возможные «допуски» опозданий с соответствующими их значениями.

Специальная наука, занимающаяся нормами пространственной и временной организации общения, – проксемика – располагает в настоящее время большим экспериментальным материалом. Основатель проксемики Э. Холл исследовал формы пространственной организации общения у животных. В случае человеческой коммуникации предложена особая методика оценки интимности общения на основе изучения организации его пространства. Холл зафиксировал, к примеру, нормы приближения человека к партнеру по общению, свойственные американской культуре, которые имеют по два интервала – «близкий» и «далекий»: интимное расстояние (0-45 см – за этой дистанцией зарезервирована область для обмена интимными посланиями на языке тела: взаимное прикосновение, контакт глаз и т.п.); личное расстояние (45-120 см – в этом пространстве реализуются обычные коммуникативные процессы, происходящие между людьми); социальное расстояние (120-350 см – с этой дистанции осуществляются деловые отношения); публичное расстояние (350-750 см – на этом расстоянии от своих слушателей находятся докладчики). Каждая из этих норм свойственна особым ситуациям общения. Эти исследования имеют большое прикладное значение, прежде всего при анализе успешности деятельности различных дискуссионных групп.

Следующая специфическая знаковая система, используемая в невербальном коммуникативном процессе – это «контакт глаз», имеющий место в визуальном общении. Исследования в этой области тесно связаны с общепсихологическими исследованиями в области зрительного восприятия – движения глаз. В социально-психологических исследованиях изучается частота обмена взглядами, длительность их, смена статики и динамики взгляда, избегание его и т.д. «Контакт глаз» на первый взгляд кажется такой знаковой системой, значение которой весьма ограничено, например, пределами сугубо интимного общения. Действительно в первоначальных исследованиях данной проблемы «контакт глаз» был привязан к изучению интимного общения. М. Аргайл разработал даже определенную «формулу интимности», выяснив зависимость степени интимности, в том числе и от такого параметра, как дистанция общения, в разной мере позволяющая использовать контакт глаз. Однако позже спектр таких исследований стал значительно шире: знаки, представляемые движением глаз, включаются в более широкий диапазон ситуаций общения. Как и все невербальные средства, контакт глаз имеет значение дополнения к вербальной коммуникации, т.е. сообщает о готовности поддержать коммуникацию или прекратить ее, поощряет партнера к продолжению диалога, наконец, способствует тому, чтобы обнаружить полнее свое «Я», или, напротив, скрыть его.

Анализ всех систем невербальной коммуникации показывает, что они, несомненно, играют большую вспомогательную (а иногда самостоятельную) роль в коммуникативном процессе. Обладая способностью не только усиливать или ослаблять вербальное воздействие, все системы невербальной коммуникации помогают выявить такой существенный параметр коммуникативного процесса, как намерения его участников. Вместе с вербальной системой коммуникации эти системы обеспечивают обмен информацией, который необходим людям для организации совместной деятельности.

К способам эффективной коммуникации, которые должен учитывать юрист при осуществлении своей профессиональной деятельности, относятся:

1. Умение задавать вопросы. Существуют правила, которые должен соблюдать интервьюер в процессе общения:

- ясность и краткость – вопрос должен быть ясен и понятен собеседнику, необходимо учитывать его образовательный уровень, возраст, его привычный лексикон;

- не допускать односложных ответов, т.е. надо избегать так называемых закрытых вопросов», таких, на которые можно ответить только «да» и «нет»;

- конкретность – конкретно поставленные вопросы свидетельствуют о знании материала, о компетентности юриста;

- не бояться паузы. Пауза – элемент общения. Она позволяет собеседникам собраться с мыслями, осмыслить значение услышанного;

- корректность и уважение к собеседнику – это этическая предпосылка всякого общения;

- «хотите получить интересный ответ – поломайте голову над интересным вопросом». Здесь уместно вспомнить о существовании таких вопросов, которые называются «проективными». Это вопросы-ситуации: «Если можно было бы начать сначала, что бы вы выбрали?», «Представьте себе, что…, а как бы вы поступили?», «Я что бы вы сказали, если бы…?» и т.д.

2. Использование техник слушания в зависимости от ситуации общения. Банальная истина, что умение слушать является важнейшим условием и залогом продуктивного общения.

Бывали ли у вас случаи, когда вы говорите с человеком, и вам хочется еще и еще говорить с ним? Когда в разговоре вы понимаете, что человек проникся вашей проблемой и понимает ее? В данном случае речь идет о том, что человек слушает вас, произошла обратная связь с партнером по общению. Но ведь в процессе общения мы можем столкнуться и с другими реакциями. Рассмотрим те приемы слушания, с которыми мы можем встретиться при общении.

Приемы слушания бывают следующими: 1) глухое молчание (видимое отсутствие реакции); 2) поддакивание («ага», «угу», «да-да», «ну», кивание головой); 3) «эхо-реакция» – повторение последнего слова собеседника; 4) «зеркало» – повторение последней фразы собеседника с изменением порядка слов; 5) «парафраз» – передача содержания высказывания партнера другими словами; 6) побуждение («Ну и… И что дальше?); 7) уточняющие вопросы (Что ты имел в виду?); 8) наводящие вопросы (Что? Где? Когда? Почему? Зачем?); 9) оценки, советы; 10) продолжение (когда слушатель вклинивается в речь и пытается завершить фразу, подсказывает слова); 11) эмоции («ух», «ах», «здорово», смех, скорбная мина); 12) нерелевантные высказывания (не относящиеся к делу или относящиеся лишь формально); 13) логические следствия из высказываний партнера, например, предположение о причине события; 14) «хамоватые реакции» («Глупость», «Ерунда все это!»); 15) расспрашивание (задает вопрос за вопросом, не объясняя цели); 16) пренебрежение к партнеру (не обращает на его слова внимания, не слушает, игнорирует партнера, его слова).

Обычно в слушании проявляется три такта: поддержка – уяснение – комментирование. На этапе поддержки основная цель: дать возможность человеку выразить свою позицию. Уместные реакции слушателя на этом этапе: молчание, поддакивание, «эхо», «эмоциональное сопровождение». На этапе «уяснения»: цель – убедиться, что вы правильно поняли собеседника. Для этого задают уточняющие, наводящие вопросы, делают парафраз. На этапе «комментирования» слушатель высказывает свое мнение по поводу услышанного: дает советы, оценки, комментарии.

Можно выделить следующие виды слушания: пассивное слушание, активное слушание, эмпатическое слушание.

При активном слушании на первый план выступает отражение информации. Наиболее общепринятыми приемами, характеризующими активное слушание, является постоянные уточнения правильности принимаемой информации, которую хочет донести собеседник, путем задавания уточняющих вопросов типа: «Правильно я вас понял, что?…», парафразов: «таким образом, ты хочешь сказать…» или «Другими словами, ты имел ввиду…».

Если вы беседуете с человеком, находящимся в сильном эмоциональном возбуждении, то в таких случаях работает так называемое пассивное слушание.

Правила пассивного слушания:

1) важно просто слушать человека, просто давать ему понять, что он не один, что вы его слушаете, понимаете и готовы поддерживать. Лучше всего при этом действует так называемая «угу-реакция»: «да-да», «угу», «ну конечно» и т.п. Дело в том, что эмоциональное состояние человека подобно маятнику: дойдя до высшей точки эмоционального накала, человек начинает «спускаться», успокаиваться; затем сила его чувств опять увеличивается, дойдя до высшей точки, она снова падает и т.д. Если не вмешиваться в этот процесс, «не раскачивать» маятник дополнительно, то, выговорившись, человек успокоится, и, почувствовав это, вы уже можете общаться с ним нормально.

2) не молчите, потому что глухое молчание у любого человека это раздражение будет усилено.

3) не задавайте ему уточняющих вопросов, потому что вопрос: «Ты хочешь сказать, что она тебе сказала то-то и то-то?», заданный в ответ на реплику: «И ты представляешь, тут она мне говорит…, а я ей отвечаю…», только вызовет взрыв негодования у вашего партнера.

4) не говорите партнеру: «Успокойтесь, не волнуйтесь, все уладится», - он этих слов адекватно понять не может, они его возмущают, ему кажется, что его проблему недооценивают, что его не понимают.

5) иногда в таких ситуациях полезно «пристроиться» к партнеру, повторять его слова, эмоции, движения, т.е. вести себя как он, быть как бы им, разделять его чувства. Но, если для вас сложно сделать это естественно, лучше и не пытайтесь это сделать, т.к. он, заметив вашу неискренность, оценит ваши действия как издевательство над его чувствами.

6) если эмоции партнера направлены на вас, главная задача – не заразиться от собеседника его эмоциями, не впасть в то же эмоциональное состояние, которое уже точно приведет к бурному конфликту, «выяснению отношений». Ваше «Я-слушание» в этом случае можно было бы назвать словом «обида» (в этом случае вы обиделись, вам показалось, что вас обвинили в чем-то) или словами: «Все равно я прав» (высказанное вам в эмоциональном тоне замечание было воспринято вами как еще одна угроза и вызвало желание доподлинно убедиться в том, что вы правы – и вы начали это бурно доказывать).

Приемы пассивного слушания будут действенными только в том случае, если вы предварительно осознаете, какое «Я-слушание» у вас в данный момент, способны ли вы без искажающих фильтров услышать ту информацию, которая сейчас доминирует у вашего партнера, не относя ее к себе, не заражаясь ею, не реагируя на нее личностно. Если да, то ваше слушание будет успешным, если же нет, то вы всего лишь поддадитесь тому эмоциональному напору, который исходит от вашего собеседника, и фактически явитесь объектом его манипулирования.

Эмпатическое слушание позволяет переживать те же чувства, которые переживает собеседник, отражать эти чувства, которые переживает собеседник, понимать эмоциональное состояние собеседника и разделять его. При эмпатическом слушании не дают советов, не стремятся оценить говорящего, не морализуют, не критикуют, не поучают.

Правила эмпатического слушания:

1. Необходимо настроиться на слушание: на время забыть о своих проблемах, освободить душу от собственных переживаний и постараться отстроиться от готовых установок и предубеждений относительно собеседника. Только в этом случае вы сможете понять то, что чувствует ваш собеседник, «увидеть» его эмоции.

2. В своей реакции на слова партнера вы должны в точности отразить переживание, чувство, эмоцию, стоящие за его высказыванием, но сделать это так, чтобы продемонстрировать собеседнику, что его чувство не только правильно понято, но принято вами.

3. Необходимо держать паузу. После вашего ответа собеседнику обычно надо промолчать, подумать. Помните, что это время принадлежит ему, - не забивайте его своими дополнительными соображениями, разъяснениями, уточнениями. Пауза необходима человеку для того, чтобы разобраться в своем переживании.

4. Необходимо помнить, что эмпатическое слушание – не интерпретация скрытых от собеседника тайных мотивов его поведения. Надо только отразить чувство партнера, но не объяснять ему причину возникновения у него этого чувства. Замечания типа: «Так это у тебя оттого, что ты просто завидуешь своему другу» или «На самом деле тебе хотелось бы, чтобы на тебя все время обращали внимание» не могут вызвать ничего, кроме отторжения и защиты.

5. В тех случаях, когда партнер возбужден, когда беседа складывается таким образом, что говорит, «не закрывая рта», а ваша беседа носит уже достаточно доверительный характер, вовсе не обязательно отвечать развернутыми фразами, достаточно просто поддерживать партнера междометиями, короткими фразами типа «да-да», «угу», кивать головой или же повторять его последние слова.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 1443; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.066 сек.