Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Общение в профессиональной деятельности юриста (коммуникативный компонент) 3 страница




Методику эмпатического слушания имеет смысл применять только в том случае, когда человек сам хочет поделиться какими-то переживаниями. В случае же, когда он задает обычные вопросы («А вы не знаете, что означает то-то?»), или же просто не он хочет говорить с вами, а обсудить с ним что-то хотели бы вы, применение эмпатического слушания просто невозможно.

Интерактивная сторона общения – это условный термин, обозначающий характеристику тех компонентов общения, которые связаны с взаимодействием людей, с непосредственной организацией их совместной деятельности.

Наиболее распространенным является деление всех взаимодействий на два противоположных вида: кооперацию и конкуренцию. Кроме того, говорят также о согласии и конфликте, приспособлении и оппозиции, ассоциации и диссоциации и т.д. В первом случае анализируются такие его проявления, которые способствуют организации совместной деятельности и являются позитивными. Во вторую группу попадают взаимодействия, так или иначе расшатывающие совместную деятельность, представляющие собой определенного рода препятствия для нее.

Кооперативное взаимодействие обозначает координацию единичных сил участников (упорядочивание, комбинирование, суммирование этих сил). Кооперация – необходимый элемент совместной деятельности, порожденный ее особой природой. Важным показателем близости кооперативного взаимодействия является включенность в него всех участников процесса общения.

Что же касается конкуренции, то здесь чаще всего взаимодействие сконцентрировано на наиболее яркой его форме – конфликте, столкновении целей, интересов, позиций, мнений или взглядов оппонентов (субъектов взаимодействия). В основе любого конфликта лежит ситуация, включающая либо противоречивые по какому-либо поводу позиции сторон, либо противоположные цели или средства их достижения в данных обстоятельствах, либо несовпадение интересов, желаний, влечений оппонентов. Конфликты обычно возникают непредвиденно, стихийно, ситуативно. Чаще всего их стимулируют отрицательные оценки, носящие критический характер.

При анализе различных типов взаимодействия принципиально важна проблема содержания деятельности, в рамках которой происходят те или иные виды взаимодействия, поскольку оно может быть весьма различным. Кооперативную форму взаимодействия можно констатировать не только в условиях социально одобряемой деятельности, но и при осуществлении каких-либо асоциальных, противоправных поступков. Поэтому кооперация в социально-негативной деятельности не та форма взаимодействия, которую необходимо стимулировать, и напротив, деятельность, конфликтная в условиях асоциальной деятельности, может оцениваться положительно.

В практической деятельности юриста исключительно большое значение имеют способы эффективного взаимодействия и воздействия на собеседника. Основным способом здесь можно назвать способ создания аттракции у партнера по общению. Приемы аттракции (демонстрации положительного эмоционального отношения) основаны на индуцировании партнеру по общению потребностно значимой и ведущей к успешной реализации этих потребностей информации:

- «имя собственное». Основное требование данного правила состоит в том, чтобы обращаться к человеку по имени или имени и отчеству. В таком случае реализуется потребность собеседника в самоутверждении, поскольку каждый человек ассоциирует индивидуальные особенности со своим именем. Обращение по имени подчеркивает преимущественно личностное самоутверждение, а по имени и отчеству – самоутверждение профессиональное;

- «золотые слова» - комплименты. Это слова, в которых содержится некоторое (небольшое) преувеличение достоинств собеседника, его качеств, возможностей, ожидаемых результатов его деятельности, поведения. При этом реализуется потребность личности в совершенствовании;

- «личная жизнь». Этот прием ориентирует на ведение разговора с человеком в русле его выраженного личного интереса к служебной, деловой и личной жизни;

- «терпеливый слушатель». Важно проявлять чуткость и внимательность к человеку и дать ему возможность высказать свое мнение, выговориться, выразить свою позицию и таким образом помочь ему реализовать потребность в самовыражении.

Приемы аттракции способствуют установлению психологического контакта с партнером, профилактике возможного возникновения так называемых персонифицированных барьеров в общении с ним.

Средством реализации процесса интеракции в общении юриста может выступать и тактика, состоящая из совокупности приемов влияния на оппонента. В основе данных приемов лежит механизм психологического воздействия с использование властных, в том числе и юрисдикционных, полномочий. Такая интеракция – результат как правового, так и социально-психологического регулирования общения с собеседником. Например, в следственной практике с помощью этих приемов возможно осуществить передачу желательных образов поведения, действий, получить информацию, изобличающую подозреваемого, обвиняемого в совершении преступления.

Прием активизации диагностически значимых реакций собеседника при зондировании включает в себя ряд способов: формулировка прямых вопросов; использование пристального взгляда («глаза в глаза») с выражением сомнения в достоверности утверждений собеседника; нарушение интимной зоны собеседника (менее 45-50 см), приближение к нему сзади, сбоку, спереди; использование вопросов-ярлыков («Не так ли?», «Не правда ли?»), снижающих критичность восприятия собственных слов; использование рекомендации «выбор без выбора», когда формулировка вопроса не допускает отрицательного ответа: «Вам удобнее… сейчас или позже?», «Вы сами сделали это или с помощью…?», «Как я должен, на Ваш взгляд, поступить: так или…?».

Следование приему модификации (изменения) ситуации общения также может помочь юристу на основе воздействия выявить и изучить те особенности в поведении собеседника, которые его интересуют (например, искренен он или лжив). Среди них: создание ситуации дефицита чего-либо (например, низкая температура в помещении, где ведется допрос, вызывает у допрашиваемого дискомфорт, он начинает нервничать); расположение собеседника спиной к открытому пространству (двери, проходу, окну); определенная расстановка мебели в помещении, где происходит беседа, либо соответствующее расположение собеседника по отношению к инициатору общения (повышению авторитета последнего будет способствовать его размещение за большим массивным столом на стуле с высокой спинкой, стул собеседника должен иметь низкую спинку и стоять от стола инициатора общения в максимальном удалении).

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 709; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.