Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Эволюция современной теории организации




 

Модель организации определяет структуру и механизмы координации деятельности организации. Основными элементами организационной модели являются система работ, рабочие группы и процессы, связанные с ними. Последние определяют отношения управления и коммуникационные связи. Фактически, модель организации представляет собой супер структуру, в рамках которой протекает деятельность организации.

Ниже рассматриваются основные модели организации: классическая или механистическая модель и ее разновидность - бюрократическая модель, неоклассическая или органическая модель, а также инструкционная и системная модели.

 

Классическая модель

В начале XX века в связи с ростом концентрации производства, образованием крупных промышленных предприятий созрели условия для зарождения научных систем организации. Эти системы разрабатывались, главным образом, и были направлены на рациональную организацию труда и производства. В создание и развитие рационалистического направления внесли свой вклад классики теории организации Ф. Тейлор, А. Файоль, Д. Муни и другие.

Основой классической модели является представление о том, что организация лишь результат действий управляющих, которые ее полностью конструируют и владеют ею. Ее сердцевина - процесс труда. Организация рассматривается как безличный механизм, административная пирамида с различными уровнями управления, пронизанными формальными связями.

Главное в этой модели - единство командования и четкое распределение обязанностей. Основные средства - планирование, координация, контроль.

Организация, прежде всего, инструмент для решения задач, его «винтик» - человек никого не интересует как личность.

Основные черты организации в классической модели можно представить следующим образом:

· Организационные цели - получение экономических и других заданных результатов, вклад в их достижение.

· Структура и процессы - рационально построенные иерархические структуры, четко регламентированные процессы по выполнению заранее специализированных функций.

· Характер организационного поведения - выполнение предписанных функций, работ, полностью регулируемое рациональное поведение.

· Тип системы управления - «механистический» - совокупность элементов формальной структуры (подразделений, функций, должностей и т.д.), взаимодействующих подобно механизму для достижения целей.

· Развитие - сознательное, продуманное, заранее обоснованное и спланированное, приспособленное к меняющимся условиям.

· Главные направления совершенствования - рационализация формальных структур, регламентация процессов, планомерная переподготовка или замена кадров.

Основными характеристиками модели являются цели и соответствующая им иерархия органов управления и должностей. Иерархия дополняется системой формально вводимых правил и процедур. Человек рассматривается как исполнитель запрограммированных предписаний. Организация рассматривается как набор механических, более или менее автономных частей, каждая из которых в отдельности может быть усовершенствована для повышения эффективности организации в целом. Стимулирование и контроль строятся таким образом, чтобы обеспечить поведение людей в соответствии с приведенными положениями.

Организация выступает в качестве замкнутой системы, а улучшение ее функционирования обеспечивается за счет внутренней рационализации, без учета внешней среды.

В последующем изложении более подробно рассматриваются некоторые понятия и положения, которые используются при построении рационалистической модели организации.

  Рис. 8. Иерархическая структура системы управления крупным предприятием

 
 

Иерархия - это порядок подчинения низших (должностей, структур) высшим. Каждая организация состоит из подразделений, которые делятся на все более мелкие организационные единицы, т.е. имеют иерархическую структуру. В классической теории организации понятию иерархической структуры соответствует «принцип лестницы». Этот принцип предполагает деление власти и ответственности по вертикали иерархии и распределение обязанностей между подразделениями. На рис. 8 приведена схема, иллюстрирующая иерархическую структуру системы управления крупным предприятием.

 

Административная власть. Важным положением теории организации является принцип узаконения власти за некоторым центральным органом управления. При этом, тот, кто обладает властью, имеет право отдавать кому-то приказания, а получивший приказ обязан его выполнить.

Власть - это способность вызывать исполнительность у подчиненного. Основой власти является формальное положение руководителя и руководство с помощью поощрений и взысканий.

Власть служит средством интеграции деятельности отдельных элементов организации и их ориентации на достижение общей цели.

Специализация. Принцип специализации находит выражение в делении организации на специализированные единицы, каждая из которых призвана выполнить определенные функции.

Взаимоотношения между линейной структурой и штабными службами. В классической модели линейная структура (руководители на всех уровнях иерархии управления) является носителем и непосредственным источником административной власти, а функции штабных служб (отделы, бюро и другие подразделения системы управления) заключаются в том, чтобы помогать и давать советы линейным руководителям.

На рис. 9 приведена схема линейно-функциональной структуры управления промышленного предприятия.

С развитием специализации и усложнения организаций штабные службы приобретают все более важную роль в системе управления.

 

 

Бюрократическая модель

Автор модели исходит из того, что поведение отдельной личности непредсказуемо, не всегда разумно и иногда препятствует эффективной деятельности организации. Поэтому он выбрал в качестве идеальной модели такую форму организации, в которой можно было бы свести к минимуму влияния поведения отдельной личности.

Основными чертами модели идеальной «бюрократической» организации, предложенной М. Вебером являются:

· разделение труда на основе функциональной специализации;

· четкая иерархия власти;

· система правил, определяющих права и обязанности каждого человека организации;

· система процедур, определяющих порядок действия во всех ситуациях, встречающихся в процессе функционирования организации;

· отбор и выдвижение работников по их квалификации.

Таким образом, модели традиционного, рационалистического направления (классическая, бюрократическая) рассматривают организацию, как чисто формальную, в которой внутренняя жизнь организации протекает по строго определенной системе правил, предписаний и рекомендаций, обязательных для всех членов организации.

 
 

Рис. 9. Схема линейно-функциональной структуры управления

 

Система носит предупредительный характер, а структурные элементы должны работать как хорошо отлаженный безличностный механизм. Личность существует изолированно от других и должна быть приспособлена к нуждам организации с помощью формальных экономических рычагов.

Органическим дефицитом моделей организации рационалистического типа является минимизация «человеческого фактора».

 

Неклассическая модель

Другим направлением теории организации следует считать поведенческое направление. Модели этого направления строятся с учетом возможностей человека. Человек рассматривается не только как оператор, выполняющий некоторую работу, но и как личность, обладающая определенными социальными интересами.

Зарождение поведенческого направления связано с тем, что в 30-х годах крупное машинное производство подвело работника к максимальному интенсивному использованию его физических возможностей и это пришло в противоречие с потребностями личности.

Ниже приводятся характерные черты неоклассической модели.

· Организационные цели - выживание системы, поддержание равновесия со средой, удовлетворение интересов и потребностей группы и индивидов.

· Структуры и процессы - децентрализованные структуры и кооперативные отношения, складывающиеся самопроизвольно под влиянием эволюции и адаптации организаций, исходя из потребностей ее членов.

· Характер организационного поведения - действия, вызываемые ценностями, нормами, особенностями групп и личностей, организационной культурой и климатом и трудно поддающиеся регулированию.

· Тип системы управления - «органический» - самонастраивающаяся совокупность личностей и групп, функционирующая в условиях слабо регламентируемых отношений.

· Развитие - спонтанно назревающие изменения из-за нарушения баланса между организацией и средой, из-за обострения внутренних проблем.

· Главные направления совершенствования - воздействие на групповые и индивидуальные нормы, убеждения, организационный климат, стимулирование членов организации.

В организациях, придерживающихся неоклассического направления в выработке решений, принимает участие широкий круг работников, а не только узкая группа на высшем уровне управления. Не только административная власть, но и взаимное доверие служит объединяющей силой организации. Руководитель - это скорее посредник для связи внутри группы, а не только представитель высшей власти. Необходимо повышение ответственности членов организации, а не высший контроль за результатами их работы.

 

Институционная модель

Эта модель рассматривает организацию как политический институт, как объединение групп, каждая из которых преследует свои цели.

В соответствии с инструкционной моделью нормальное функционирование организации обуславливается на только рациональностью структуры, учетом социально-психологических запросов ее членов как индивидов, но и учетом запросов социальных групп, действующих как внутри так и вне организации.

Одним из принципов реализации институционной модели является участие работников в управлении организацией в т.ч. «партисипативное управление», основанное на привлечении членов организации к принятию управленческих решений.

Другим принципом является осуществление подхода, при котором руководитель создает соответствующий климат для роста или психологической поддержки работников во время работы, что стимулирует их принимать на себя ответственность.

Важными чертами институционной модели организации принято считать:

· принцип социальной ответственности бизнеса;

· учет особенностей групповой идеологии (собственников, менеджеров, рабочих, женщин, молодежи и т.д.);

· обеспечение большего соответствия структуры управления организации культурным традициям, науке и т.д.;

· взгляд на принятие решений, как на процесс взаимных требований и уступок, ведущих к определенным компромиссам между группами.

В целом, институционная модель ориентирована на развитие производственной демократии и расширение участия работников в принятии решений, на специальную подготовку руководителей, повышающую их восприимчивость к подчиненным и помогающую наладить свободные коммуникации между членами организации.

 

Системная модель организации

Третьим направлением, на котором базируется современная теория организации, является системный подход. Объективными условиями зарождения системного подхода в 50-х годах и его проникновения в науку и практику управления в 60-70 годах явилось усиление взаимосвязанности всех сторон организационной деятельности, расширение и усложнение внутриорганизационных отношений предприятий и учреждений, взаимодействия с внешней средой.

Традиционные модели организации уделяют основное внимание отдельным элементам организации и методам, позволяющим разделить ее деятельность на отдельные задачи и рабочие операции. В них не рассматривается достаточно серьезно взаимные связи и методы интеграции элементов организации.

Системная модель стремится представить организацию как систему, состоящую из взаимосвязанных частей и переменных и рассматривает любую организацию как социальную систему, входящую в состав более широкой системы общества.

Системная модель организации основывается на концепции открытых систем с учетом изучения отношений организации и внешней по отношению к ней среды. Она базируется также на концепции социальных систем, т.е. включает в себя и инструментальные (технические, экономические, организационные) переменные, и поведенческие переменные. Системная модель имеет междисциплинарный характер и способствует привлечению к исследованию и созданию организаций положений кибернетики, экономической науки, математического моделирования, социологии, психологии и других отраслей знаний.

Системной модели организации присущи следующие черты:

· Организационные цели - обеспечение множества как внешних (экономических, технических и т.д.), так и внутренних (социально-психологических и др.) результатов, находящихся во взаимосвязи и определяемых состояниями выходов системы в целом и ее подсистем.

· Структуры и процессы - взаимосвязанные формальные и неформальные характеристики организаций, установленные как под влиянием централизованных предписаний, так и на основе неформального приспособления организации к решению возникающих проблем.

· Характер организационного поведения - действия, обусловленные комплексом влияний со стороны внешних факторов системы управления, групповых и личностных отношений и регулируемых лишь частично.

· Тип системы управления - блочный - сочетание «механических» и «органических» подсистем в зависимости от требований «ситуации» (среды, целей, кадров, технологии).

· Развитие - организационные нововведения и перестройки, возникающие как сознательно, так и самопроизвольно по мере выявления организационных проблем, поиска путей их решения, внедрения результатов.

· Главные направления совершенствования - осуществление поэтапных, взаимосвязанных мероприятий по перестройке как формальных, так и неформальных характеристик организаций на основе обратной связи.

Как видно из приведенных положений, в системной модели организации реализуется попытка обеспечить синтез рациональных и поведенческих моделей с тем, чтобы используя достижения обеих направлений теории организации и дополнив их новыми представлениями об организации как социальной системы, перевести организационно-управленческую теорию на новые уровни развития.

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 2943; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.031 сек.