Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Гигиенические ФАКТОРЫ Мотивирующие





Неудовлетворённость Отсутствие Удовлетворённость

неудовлетворённости

и удовлетворённости

Рис. 7. Двухфакторная мотивационная модель Ф. Герцберга.

В 70-е годы американский учёный Игорь Ансофф выдвинул новые идеи в понимании и развитии организационных структур управления и организационного потенциала. Представив организацию как сложную систему, включающую четыре основные подсистемы (НИОКР, производство, распределение, маркетинг) и связанную с источниками ресурсов и с внешней средой, он подчёркивал, что в рыночных условиях особую значимость для предприятия (организации) приобретают три приоритета: продукт (наличие нововведений), функциональный элемент (экономичность) и географический элемент (конкурентоспособность). В качестве основных изменений, происходящих в организациях, Ансофф рассматривал переход от прежней унификации их состава и структуры к гибкости, вариативности, от стабильности к динамичности, от реактивности и адаптации к плановости и полному конструированию структур.

Весомым вкладом в развитие теории организации стала теория Z, предложенная Уильямом Оучи и Альфредом Джегером. В ней были соединены американские (American) и японские (Japanese) методы управления[20] (см. таблицу 3):

Таблица 3.

Основные элементы управления в теориях А, Z, J

 

Основные параметры Тип А (американские компании) Тип Z (новые американские компании) Тип J (японские компании)
Наём Кратковременный Долговременный Долговременный или пожизненный
Принятие решений Индивидуальное Групповое и консенсусное Групповое и консенсусное
Ответственность Индивидуальная Индивидуальная Коллективная
Оценка работы и продвижение Быстрые Замедленные Замедленные
Контроль Явный, формализованный Скрытый, неформализованный Скрытый, неформализованный
Карьера Планируется жестко Планируется в умеренной степени Заранее не планируется
Внимание к интересам работника Узкое, специальное Широкое, включая семью Широкое

 

Интерес к организационно-управленческим исследованиям не снижался и в последние десятилетия. Появилось немало интересных теорий, которые стали широко применяться на практике. В их числе: «Система – 4» Ренсиса Лайкерта[21], «Структура – 5» Генри Минтцберга[22], теория институтов и институциональных изменений Дугласа Норта.

Лауреат Нобелевской премии Д. Норт[23] определил рынок как структуру, включающую различные институты – формальные (конституции, законы) и неформальные (договоры, добровольно принятые кодексы поведения) – и факторы принуждения, структурирующие их взаимодействие. Развитие экономики осуществляется в результате взаимодействия между институтами, определяющими «правила игры», и организациями, которые выступают «игроками». Если в обществе складывается такая ситуация, при которой «игроки» могут использовать различные «ноу-хау» и увеличить свои доходы, а сложившаяся институциональная система препятствует этому, тогда резко возрастают шансы возникновения новых институтов (в том числе и «параллельных», теневых[24]).

Основные выводы, сделанные Д. Нортом, применительно к обществу переходного типа:

1. В отличие от формальных законов, которые могут быть изменены быстро, неформальные отношения в обществе (стереотипы сознания и поведение людей) изменяются значительно медленнее[25].

2. Страны, принимающие законы, не пригодные для собственных экономических условий, неформальных отношений и системы мотивации, «приобретают совсем иное направление развития».

3. Эффективное функционирование политико-экономических систем обусловлено наличием гибких (адаптированных к резким изменениям внешней среды) институциональных структур, создающихся на протяжении длительного времени; создание же эффективных систем, рассчитанных на краткосрочную перспективу, требует в каждом конкретном случае проведения специальных исследований и разработки уникальных программ. (Более обстоятельное изложение современных тенденций и перспектив развития организационно-управленческой мысли дано в главе 16.)

ГЛАВА 2. ОРГАНИЗАЦИЯ КАК СИСТЕМА

 

2.1. Понятие системы и сущность организации

 

Фундаментальной основой теории организации является теория систем.

Система (от греч. sýstēma – целое, составленное из частей) – это множество элементов, находящихся в определённых отношениях (связях) друг с другом и образующих целостность, единство [26]. Иногда систему определяют как совокупность взаимосвязанных действующих, или взаимодействующих, элементов. И это также верно, как и одно из первых научных определений, принадлежащее академику Акселю Ивановичу Бергу (1893 – 1979), инициатору и руководителю исследований в области кибернетики в СССР. Он подчёркивал, что система – это абстрактный (языковой) аналог (модель) реального объекта или явления, не тождественный самому объекту или явлению: «Система – это то, что нам нужно знать о данном объекте, чтобы решить какую-то конкретную задачу исследования, планирования и управления»[27].

Значительный научный вклад в развитие общей теории систем внесли отечественные и зарубежные учёные, в числе которых «отец» кибернетики Норберт Винер[28] (1894 – 1964), В.Г. Афанасьев, И.В. Блауберг, В.В. Дружинин, Дж. Лорш, П. Лоуренс, В.Н. Садовский, А. Чандлер, Э.Г. Юдин и другие. Благодаря их трудам в науке сложилось понимание организации как системы, но не любой, а в определённой мере упорядоченной, деятельной, результативной. Следовательно, термин «организация» раскрывает сущность системы, указывая на то, что она не только фактически существует (организована), но и функционирует определённым образом и имеет конкретные результаты.

На первом этапе развития теории организации (первая половина ХХ века) в ней доминировала парадигма «закрытой системы»[29], в которой предприятия рассматривались в основном как «самодостаточные», изолированные от внешних условий. Главным фактором успеха считалось расширение масштабов производства товаров и услуг на основе стабильности целей и задач, эффективного использования ресурсов и повышения производительности труда, функционального разделения и стандартизации труда, контроля и дисциплины. На втором этапе, по мере вступления человечества в информационную эпоху (вторая половина ХХ века), акцент в исследованиях был смещён в сторону внешних факторов, определяющих стратегию и тактику управления организацией, а сами организации стали представляться как «открытые системы» (см. таблицу 4).

Таблица 4.

Организация как открытая система[30]

Черты и свойства Характеристика, обоснование
Компоненты Система состоит из некоторого количества частей, называемых компонентами или элементами; они необходимы для достижения целей
Связи Компоненты системы связаны между собой, что обеспечивает непрерывность протекающих в ней процессов
Структура Форма связи организационно закреплена в структуре, что обеспечивает устойчивость и придаёт системе стабильность; системам присуща иерархичность структур, т.е. наличие в них подсистем
Взаимодействие Компоненты воздействуют друг на друга, и только во взаимодействии всех элементов и связей возможны процессы и результат
Процесс В системе одновременно протекает несколько процессов, направленных на изменение ресурсов и «превращение» их в результат
Холизм Система – целостность (греч. holos – весь, целый), проявляющая свойства только в результате взаимодействия её компонентов
Эмерджентность Потенциал системы может быть большим, равным или меньшим суммы потенциалов её элементов
Идентификация Признаки и свойства, отличающие систему от других явлений, процессов и систем; необходимое условие идентификации – определение границ системы и окружающей среды
Окружение Явления и процессы, не входящие в систему, но оказывающие на неё существенное влияние и образующие её внешнюю среду
Концепция Основой долговременного и эффективного функционирования системы является концепция, т.е. главная идея, точка зрения, принцип и способ достижения поставленной цели

Концепции ситуационного подхода (60-е годы), стратегии (70-е годы), инноваций и лидерства (80-90-е годы) постепенно утвердили теоретиков и практиков менеджмента и маркетинга в мысли о том, что обе научные парадигмы («закрытая», корпоративная и «открытая», ориентированная на клиента и общество) «работают», взаимно дополняя одна другую.

Современный мир, который окружает человека и является сложнейшей суперсистемой, как и его собственный (внутренний) мир, можно представить в единстве трёх основных систем (подсистем[31]). Во-первых, наряду с другими живыми существами люди выступают частью биологической системы, во-вторых, отдельные индивиды и группы – элементы общества, или социальной системы, в-третьих, как и в прежние времена, а в эпоху глобальных информационно-коммуникативных изменений это особенно выражено, житель Земли является и «человеком техническим». Изобретая, производя и совершенствуя разнообразные технические устройства и системы, он одновременно является как субъектом, так и объектом, ощущающим на себе влияние организаций, занимающихся сбором, систематизацией и распространением информации.

Биологические, социальные и технические системы могут быть классифицированы как искусственные и естественные, открытые и закрытые, полностью и частично предсказуемые, жесткие и мягкие.

 

2.2. Особенности функционирования социальной системы

(организации)

 

Социальная система – это совокупность относительно самостоятельных организаций, созданных в интересах различных субъектов (индивидов, групп, институтов, государств, мирового сообщества) и функционирующих для достижения определённых целей. Координация деятельности всех подсистем и отдельных элементов организации является атрибутом эффективного менеджмента и непременным условием получения желаемых результатов.

Элементы социальной системы, будь то политические партии, государственные учреждения, предприятия, семьи или отдельные граждане, являются относительно самостоятельными и сложно организованными (независимо от роли и значения в обществе). При этом каждая «клеточка» социального организма активно участвует в едином процессе производства, распределения, обмена и потребления материальных и духовных благ.

Производственные отношения условно подразделяются на экономические, финансовые, правовые, технологические, организационные, социальные и др. Организационные отношения, включающие воздействия, взаимодействия и противодействия в процессе создания, развития и прекращения функционирования предприятия (организации), претендуют в этом перечне на особый – «объединительный» – статус.

Основными разновидностями организационных отношений выступают дуальные элементы и системы:

· вертикальные и горизонтальные;

· централизованные и децентрализованные;

· формальные и неформальные;

· коллективные (групповые) и персональные (личные);

· служебные и внеслужебные;

· равенства и неравенства;

· легитимные (законные) и противоправные;

· зависимые и независимые;

· последовательные и параллельные;

· устойчивые (долговременные) и неустойчивые (кратковременные);

· непрерывные и дискретные;

· конкуренции и сотрудничества;

· совместимые и несовместимые;

· детерминированные и стохастические (вероятностные);

· центростремительные и центробежные;

· локализованные и диффузные;

· аддитивные[32] и альтернативные[33];

· симметричные и асимметричные.

Перечисленные элементы имеют «парный» характер и требуют выбора оптимальной взаимосвязи в своём единстве.

 

2.3. Классификация современных организаций

 

Многообразие содержания и способов трудовой деятельности социальных субъектов выступает предпосылкой научной классификации современных организаций. Основными критериями их разделения выступают: социальный статус (правительственные и неправительственные); правовой статус (формальные и неформальные); цель и способ существования (коммерческие и некоммерческие); источники финансирования (бюджетные и небюджетные); масштаб деятельности (местные, региональные, национальные и международные); направленность деятельности (хозяйственные и общественные[34]).

В соответствии с Гражданским кодексом РФ юридическим лицом признаётся организация, которая зарегистрирована в установленном порядке, имеет расчётный счёт в банке, имеет в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество, отвечает по своим обязательствам этим имуществом, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, выполняет возложенные обязанности, имеет самостоятельный баланс или смету, может быть истцом и ответчиком в суде. К коммерческим организациям отнесены хозяйственные товарищества и общества, производственные кооперативы, государственные и муниципальные унитарные предприятия, а к некоммерческим – потребительские кооперативы, общественные или религиозные организации (объединения), благотворительные и другие фонды, учреждения[35]. Наряду с перечисленными «единичными» формами существуют и объединения коммерческих и/некоммерческих организаций – ассоциации и союзы (см. рисунок 8).

 
 

 


Рис. 8. Организационно-правовые формы современных предприятий.

Наряду с организационно-правовыми существуют и собственно организационные формы трудовой деятельности: а) единичные и б) групповые. Разнообразие единичных, представляющих собой одно юридическое лицо, организационных форм определяется характером выпускаемой продукции и предоставляемых услуг (см. таблицу 5):

Таблица 5.

Организационные формы современных предприятий

 

Классификация производимого или предоставляемого «продукта»
Товары Услуги Развлечения Информация Знания
Венчур Завод Комбинат Мастерская Фабрика   Ателье Аудиторская фирма Банк Биржа Гостиница Джоббер Кафе Кондоминимум Корпорация Магазин Ресторан Траст Туристическая фирма Фонд Варьете Ипподром Казино Кинотеатр Клуб Концертный зал Спортивный комплекс Театр   Информационное агентство PR-агентство Телевизионная и радиовещательная компания Центр (институт) изучения общественного мнения   Академия Институт Колледж Лицей Научно-исследовательский институт Университет Школа  
Типичные организационные формы предприятий

 

К групповым организационным формам относят компании, представляющие интересы нескольких юридических лиц. В их числе: ассоциация, картель, комбинат, конгломерат, корнер, корпорация, консорциум, концерн, концессия, объединение, пул, синдикат, тендер, трест, финансово-промышленная группа, франчайзинг, холдинг и другие.

 

ГЛАВА 3. ОРГАНИЗАЦИЯ И УПРАВЛЕНИЕ




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 519; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.035 сек.