КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Гигиенические ФАКТОРЫ Мотивирующие
Неудовлетворённость Отсутствие Удовлетворённость неудовлетворённости и удовлетворённости Рис. 7. Двухфакторная мотивационная модель Ф. Герцберга. В 70-е годы американский учёный Игорь Ансофф выдвинул новые идеи в понимании и развитии организационных структур управления и организационного потенциала. Представив организацию как сложную систему, включающую четыре основные подсистемы (НИОКР, производство, распределение, маркетинг) и связанную с источниками ресурсов и с внешней средой, он подчёркивал, что в рыночных условиях особую значимость для предприятия (организации) приобретают три приоритета: продукт (наличие нововведений), функциональный элемент (экономичность) и географический элемент (конкурентоспособность). В качестве основных изменений, происходящих в организациях, Ансофф рассматривал переход от прежней унификации их состава и структуры к гибкости, вариативности, от стабильности к динамичности, от реактивности и адаптации к плановости и полному конструированию структур. Весомым вкладом в развитие теории организации стала теория Z, предложенная Уильямом Оучи и Альфредом Джегером. В ней были соединены американские (American) и японские (Japanese) методы управления[20] (см. таблицу 3): Таблица 3. Основные элементы управления в теориях А, Z, J
Интерес к организационно-управленческим исследованиям не снижался и в последние десятилетия. Появилось немало интересных теорий, которые стали широко применяться на практике. В их числе: «Система – 4» Ренсиса Лайкерта[21], «Структура – 5» Генри Минтцберга[22], теория институтов и институциональных изменений Дугласа Норта. Лауреат Нобелевской премии Д. Норт[23] определил рынок как структуру, включающую различные институты – формальные (конституции, законы) и неформальные (договоры, добровольно принятые кодексы поведения) – и факторы принуждения, структурирующие их взаимодействие. Развитие экономики осуществляется в результате взаимодействия между институтами, определяющими «правила игры», и организациями, которые выступают «игроками». Если в обществе складывается такая ситуация, при которой «игроки» могут использовать различные «ноу-хау» и увеличить свои доходы, а сложившаяся институциональная система препятствует этому, тогда резко возрастают шансы возникновения новых институтов (в том числе и «параллельных», теневых[24]). Основные выводы, сделанные Д. Нортом, применительно к обществу переходного типа: 1. В отличие от формальных законов, которые могут быть изменены быстро, неформальные отношения в обществе (стереотипы сознания и поведение людей) изменяются значительно медленнее[25]. 2. Страны, принимающие законы, не пригодные для собственных экономических условий, неформальных отношений и системы мотивации, «приобретают совсем иное направление развития». 3. Эффективное функционирование политико-экономических систем обусловлено наличием гибких (адаптированных к резким изменениям внешней среды) институциональных структур, создающихся на протяжении длительного времени; создание же эффективных систем, рассчитанных на краткосрочную перспективу, требует в каждом конкретном случае проведения специальных исследований и разработки уникальных программ. (Более обстоятельное изложение современных тенденций и перспектив развития организационно-управленческой мысли дано в главе 16.) ГЛАВА 2. ОРГАНИЗАЦИЯ КАК СИСТЕМА
2.1. Понятие системы и сущность организации
Фундаментальной основой теории организации является теория систем. Система (от греч. sýstēma – целое, составленное из частей) – это множество элементов, находящихся в определённых отношениях (связях) друг с другом и образующих целостность, единство [26]. Иногда систему определяют как совокупность взаимосвязанных действующих, или взаимодействующих, элементов. И это также верно, как и одно из первых научных определений, принадлежащее академику Акселю Ивановичу Бергу (1893 – 1979), инициатору и руководителю исследований в области кибернетики в СССР. Он подчёркивал, что система – это абстрактный (языковой) аналог (модель) реального объекта или явления, не тождественный самому объекту или явлению: «Система – это то, что нам нужно знать о данном объекте, чтобы решить какую-то конкретную задачу исследования, планирования и управления»[27]. Значительный научный вклад в развитие общей теории систем внесли отечественные и зарубежные учёные, в числе которых «отец» кибернетики Норберт Винер[28] (1894 – 1964), В.Г. Афанасьев, И.В. Блауберг, В.В. Дружинин, Дж. Лорш, П. Лоуренс, В.Н. Садовский, А. Чандлер, Э.Г. Юдин и другие. Благодаря их трудам в науке сложилось понимание организации как системы, но не любой, а в определённой мере упорядоченной, деятельной, результативной. Следовательно, термин «организация» раскрывает сущность системы, указывая на то, что она не только фактически существует (организована), но и функционирует определённым образом и имеет конкретные результаты. На первом этапе развития теории организации (первая половина ХХ века) в ней доминировала парадигма «закрытой системы»[29], в которой предприятия рассматривались в основном как «самодостаточные», изолированные от внешних условий. Главным фактором успеха считалось расширение масштабов производства товаров и услуг на основе стабильности целей и задач, эффективного использования ресурсов и повышения производительности труда, функционального разделения и стандартизации труда, контроля и дисциплины. На втором этапе, по мере вступления человечества в информационную эпоху (вторая половина ХХ века), акцент в исследованиях был смещён в сторону внешних факторов, определяющих стратегию и тактику управления организацией, а сами организации стали представляться как «открытые системы» (см. таблицу 4). Таблица 4. Организация как открытая система[30]
Концепции ситуационного подхода (60-е годы), стратегии (70-е годы), инноваций и лидерства (80-90-е годы) постепенно утвердили теоретиков и практиков менеджмента и маркетинга в мысли о том, что обе научные парадигмы («закрытая», корпоративная и «открытая», ориентированная на клиента и общество) «работают», взаимно дополняя одна другую. Современный мир, который окружает человека и является сложнейшей суперсистемой, как и его собственный (внутренний) мир, можно представить в единстве трёх основных систем (подсистем[31]). Во-первых, наряду с другими живыми существами люди выступают частью биологической системы, во-вторых, отдельные индивиды и группы – элементы общества, или социальной системы, в-третьих, как и в прежние времена, а в эпоху глобальных информационно-коммуникативных изменений это особенно выражено, житель Земли является и «человеком техническим». Изобретая, производя и совершенствуя разнообразные технические устройства и системы, он одновременно является как субъектом, так и объектом, ощущающим на себе влияние организаций, занимающихся сбором, систематизацией и распространением информации. Биологические, социальные и технические системы могут быть классифицированы как искусственные и естественные, открытые и закрытые, полностью и частично предсказуемые, жесткие и мягкие.
2.2. Особенности функционирования социальной системы (организации)
Социальная система – это совокупность относительно самостоятельных организаций, созданных в интересах различных субъектов (индивидов, групп, институтов, государств, мирового сообщества) и функционирующих для достижения определённых целей. Координация деятельности всех подсистем и отдельных элементов организации является атрибутом эффективного менеджмента и непременным условием получения желаемых результатов. Элементы социальной системы, будь то политические партии, государственные учреждения, предприятия, семьи или отдельные граждане, являются относительно самостоятельными и сложно организованными (независимо от роли и значения в обществе). При этом каждая «клеточка» социального организма активно участвует в едином процессе производства, распределения, обмена и потребления материальных и духовных благ. Производственные отношения условно подразделяются на экономические, финансовые, правовые, технологические, организационные, социальные и др. Организационные отношения, включающие воздействия, взаимодействия и противодействия в процессе создания, развития и прекращения функционирования предприятия (организации), претендуют в этом перечне на особый – «объединительный» – статус. Основными разновидностями организационных отношений выступают дуальные элементы и системы: · вертикальные и горизонтальные; · централизованные и децентрализованные; · формальные и неформальные; · коллективные (групповые) и персональные (личные); · служебные и внеслужебные; · равенства и неравенства; · легитимные (законные) и противоправные; · зависимые и независимые; · последовательные и параллельные; · устойчивые (долговременные) и неустойчивые (кратковременные); · непрерывные и дискретные; · конкуренции и сотрудничества; · совместимые и несовместимые; · детерминированные и стохастические (вероятностные); · центростремительные и центробежные; · локализованные и диффузные; · аддитивные[32] и альтернативные[33]; · симметричные и асимметричные. Перечисленные элементы имеют «парный» характер и требуют выбора оптимальной взаимосвязи в своём единстве.
2.3. Классификация современных организаций
Многообразие содержания и способов трудовой деятельности социальных субъектов выступает предпосылкой научной классификации современных организаций. Основными критериями их разделения выступают: социальный статус (правительственные и неправительственные); правовой статус (формальные и неформальные); цель и способ существования (коммерческие и некоммерческие); источники финансирования (бюджетные и небюджетные); масштаб деятельности (местные, региональные, национальные и международные); направленность деятельности (хозяйственные и общественные[34]). В соответствии с Гражданским кодексом РФ юридическим лицом признаётся организация, которая зарегистрирована в установленном порядке, имеет расчётный счёт в банке, имеет в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество, отвечает по своим обязательствам этим имуществом, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, выполняет возложенные обязанности, имеет самостоятельный баланс или смету, может быть истцом и ответчиком в суде. К коммерческим организациям отнесены хозяйственные товарищества и общества, производственные кооперативы, государственные и муниципальные унитарные предприятия, а к некоммерческим – потребительские кооперативы, общественные или религиозные организации (объединения), благотворительные и другие фонды, учреждения[35]. Наряду с перечисленными «единичными» формами существуют и объединения коммерческих и/некоммерческих организаций – ассоциации и союзы (см. рисунок 8).
Рис. 8. Организационно-правовые формы современных предприятий. Наряду с организационно-правовыми существуют и собственно организационные формы трудовой деятельности: а) единичные и б) групповые. Разнообразие единичных, представляющих собой одно юридическое лицо, организационных форм определяется характером выпускаемой продукции и предоставляемых услуг (см. таблицу 5): Таблица 5. Организационные формы современных предприятий
К групповым организационным формам относят компании, представляющие интересы нескольких юридических лиц. В их числе: ассоциация, картель, комбинат, конгломерат, корнер, корпорация, консорциум, концерн, концессия, объединение, пул, синдикат, тендер, трест, финансово-промышленная группа, франчайзинг, холдинг и другие.
ГЛАВА 3. ОРГАНИЗАЦИЯ И УПРАВЛЕНИЕ
Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 561; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |