Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Упорядоченности




 

10.1. Сущность и специфика закона

информированности – упорядоченности

 

Современная информационная эра предъявляет специфические требования и к гражданам, и к организациям, и к государствам. Сегодня очевидно, что жить в информационном обществе, не меняя своей сущности, если и дано, то немногим. Большинству же людей предъявлены лишь две альтернативы: стать органичной частью этого нового общества и носителями его ценностей либо постепенно стать «второсортными» общественными элементами[80].

Закон информированности – упорядоченности (ЗИУ) гласит: «Каждая система (социальная или биологическая) стремится получить как можно больше достоверной, ценной и насыщенной информации о внутренней и внешней среде для устойчивого функционирования (самосохранения)». Другой вариант определения: «Любая социальная организация способна к выживанию в условиях обеспеченности полной оперативной достоверной (надёжной) и упорядоченной (структурированной) информацией»[81].

Каждая организация должна стремиться к созданию, поддержанию и развитию собственной информационной системы, основными функциями которой являются: сбор, обработка и классификация, предоставление и распространение, хранение и уничтожение (при необходимости). Кроме того, важной функцией информационной службы предприятия (организации) является развитие формальных и неформальных контактов с источниками информации (телевидение, радио, печать, Интернет, участие в выставках, презентациях и т.п.) с опорой на Интранет.

Реализуя указанные функции, специалисты по информации концентрируют внимание на следующих её характеристиках: периодичность, объём и насыщенность, достоверность, ценность, гриф (см. таблицу 9).

Таблица 9.

Основные параметры современной информации

 

Основные характеристики информации
Периодичность Объём Достоверность Ценность Гриф Структурированность
Постоянная Избыточная Абсолютная Высокая Конфиденциальная Базы данных
Периодическая Достаточная Относительная Средняя Служебная Слабая
Эпизодическая Недостаточная Недостоверная Низкая Открытая Неструктурированная

Понимание сущности и специфики действия ЗИУ сегодня особенно актуально, учитывая преобразования во всех отраслях менеджмента (стратегическом, производственном, финансовом, кадровом, инновационном, сравнительном, внешнеэкономическом, внешнеторговом и др.), обусловленные тотальным внедрением новейших информационных технологий. Стремительные количественные и качественные изменения в области информатизации предъявляют всё новые и новые требования к руководителям, которые обязаны не только успевать идти в ногу со временем, но и находить эвристические решения для эффектной «упаковки» и эффективной «подачи» информации подчинённым. Вот как, например, могут быть представлены основные критерии и параметры классификации современной информации (рисунок 25):

 

 

 
 

 


Рис.25. Элементы информационного «кубика Рубика».

Информационная эра изменяет и развивает традиционные (классические) представления о товарно-денежных отношениях, вызывая к жизни новые формы организации (см. подробнее главу 16). Электронная коммерция, электронная торговля, виртуальная организация, интернет-магазин, – эти и другие термины прочно входят в повседневную жизнь делового человека и современных организаций. По оценкам авторитетных международных организаций, начиная с 2003 года, ежегодный доход от использования средств электронной коммерции будет составлять не менее $ 1,3 трлн. (для сравнения: в 1998 году – 91 млрд., в 1999 году – 111 млрд.).

Оценивая роль и значение глобальных сетей связи для формирования эффективной рыночной стратегии и тактики, специалисты определяют трёхэтапный механизм «вхождения» современной организации в информационное пространство: 1) подключение одного из компьютеров организации к сети Интернет и создание собственной WEB-страницы для позиционирования фирмы и её продукции, доступа к сетевой информации и пользования услугами электронной почты; 2) создание WEB-сайта[82] на собственном сервере или на сервере провайдера Интернет для регистрации клиентов и организации индивидуальной работы с ними; 3) создание на собственном WEB-сервере электронного представительства организации с подключением к банковской системе электронных платежей[83].

И всё же, несмотря на кажущуюся неотвратимость и тотальность эры информатизации, её значение не стоит преувеличивать. Широкое наступление средств массовой информации и электронной коммерции на Личность не является игрой «в одни ворота», результат, которой несложно предсказать. Хотя количество посетителей виртуальных магазинов и покупателей товаров и услуг по каталогам растёт день ото дня[84], часть граждан будет по-прежнему стремиться до уплаты цены подержать в руках бутылку виски или коробку шоколадных конфет, флакон духов или ювелирное изделие с бриллиантами, модную одежду, обувь или разнообразные аксессуары. Естественно, несколько пачек офисной бумаги, канцелярские принадлежности, расходные материалы для оргтехники и прочий «ширпотреб», авиационный или железнодорожный билет, туристическая путёвка, – эти и другие товары могут вполне претендовать на статус «виртуальных». Но как будет чувствовать себя зритель, купивший за реальные деньги в интернет-магазине билет на концерт любимого исполнителя и обнаруживший в зале, что выступление «звезды» проходит виртуально (с использованием фонограммы)?! Или, кто может гарантировать, что купленный «виртуальным способом» товар не окажется фальшивкой, если в России (по оценкам независимых экспертов) количество подделок по различным группам товаров колеблется от 20 до 50%?! (Теперь ясно, почему в некоторых странах так обеспокоены фактами обмана потребителей. Как сообщалось в прессе, в ФРГ разработан законопроект, обязывающий устроителей музыкальных шоу информировать публику о том, какие номера программы требуют использования фонограммы или проходят в режиме «минус один»[85].)

 

10.2. Типовые варианты реализации закона

на внутрифирменном уровне

 

Как отмечалось, закон информированности – упорядоченности является законом «второго уровня», что, однако, не умаляет его роли и значения для внутрифирменного управления. Рассмотрим типовые варианты действия закона в современной организации.

Первый вариант: ни руководитель, ни подчиненные не имеют представления о ЗИУ. В условиях стихийного действия закона трудовой коллектив может работать с информацией по-разному: накапливать её по принципу «на всякий случай», пользоваться ненадёжными источниками и слухами, ограничиваться фрагментарными (бессистемными) данными о каком-либо объекте или процессе. В результате такого обращения с информацией и руководитель, и персонал постепенно отказываются от научного прогнозирования и планирования своей деятельности, заменяя её работой «с колёс» (возникает проблема – ищем решение) или методом «устрашения» (выявление и наказание виновников, чтоб остальные боялись).

Второй вариант: руководитель знает о ЗИУ, а его подчиненные нет. Представители администрации формируют управленческую «вертикаль», тщательно дозируя информацию о положении дел в организации, состоянии микро- и макросреды лишь по мере необходимости и в части, касающейся подчинённых. Стремление к концентрации всей полноты информации и власти «на верху» и, соответственно, к искоренению игр «в демократию» может быть продиктовано различными факторами: боязнью конкуренции, недоверием подчинённым, низким уровнем профессионализма сотрудников, текучестью кадров. Инициативные действия персонала не поощряются (в организации действует жесткий принцип наказуемости инициативы), в результате между «верхами» и «низами» образуется пропасть. При этом первые убеждены в том, что незаменимых подчинённых не бывает, и готовы это продемонстрировать в любой момент на практике, а вторые, не желая оказаться в «интересном» положении, начинают заблаговременно подыскивать место в другой организации либо примиряются с ролью безынициативных работников.

Оба варианта реализации закона не являются оптимальными: всякая «стихийность» и «волюнтаризм», отвергающий инициативу подчинённых, обедняют менеджмент и наносят организации серьёзный ущерб.

Третий вариант: руководитель и подчиненные информированы о ЗИУ, имеют представление о характере и особенностях его действия. Создавая и поддерживая в эффективном состоянии информационную подсистему организации, руководители стремятся не только повысить индивидуальную, групповую и общую производительность труда, но и улучшить морально-психологический климат в коллективе, сформировать команду единомышленников. Каждый работник и структурный элемент (отдел, служба, цех, участок, филиал) организации в рамках их полномочий и ответственности определяют основные источники информации, порядок информационного взаимодействия с коллегами, процедуры обсуждения и внедрения новых идей и технологий, действия в экстраординарных ситуациях.

Этот вариант реализации закона требует значительных финансовых и трудовых затрат, но одновременно является и самым желанным, ибо в большинстве случаев гарантирует организации долговременную эффективную деятельность в рыночных условиях.

 

ГЛАВА 11. ЗАКОН КОМПОЗИЦИИ И ПРОПОРЦИОНАЛЬНОСТИ

 

11.1. Сущность и специфика закона композиции

и пропорциональности

 

Закон композиции и пропорциональности (гармонии) гласит: «Каждая система (биологическая или социальная) стремится приобрести, создать или сохранить в своей структуре все композиционно необходимые ресурсы, находящиеся в заданной соотносительности или заданном подчинении (пропорции)». Иной вариант определения: «В рамках движения к поставленным целям современные организации стремятся к поддержанию оптимальной структуры и к созданию устойчивых объединений на основе соблюдения принципов соразмерности и пропорциональности».

Проиллюстрируем один из наиболее распространённых способов создания современных объединений по типу франчайзинга.

Предположим, что у предприятия, занимающегося производством высококачественных мясопродуктов, сложились устойчивые отношения с поставщиками сырья и с торговой сетью (рисунок 26а), однако в виду обострения конкурентной борьбы на рынке продовольствия оно стремится усовершенствовать и замкнуть «на себя» сложившуюся технологическую цепочку. Идя на усложнение отношений с каждым элементом системы и дополнительные расходы, головное предприятие, тем не менее, выигрывает от конкретизации «правил игры» и разграничения функций. Если, например, деятельность прежнего отдела снабжения была недостаточно эффективной, убытки приходилось компенсировать за счёт прибыли основного производства или отдела продаж. После реорганизации получившая самостоятельность закупочная фирма должна сама платить «по счетам», в противном случае головное предприятие может обратиться к другому посреднику. Кроме того, риски теперь распределяются между тремя-пятью организациями (рисунок 26б).

 

 

 


Рис. 26 (а). Схема организации взаимодействия предприятий (базовая).

 

                                 
   
   
Фирма закупки сырья
 
Фирма оптовой торговли
         
 
 
   
   
 
 
   
Головное предприятие

 


Рис. 26 (б). Схема реорганизации взаимодействия предприятий.

 

11.2. Типовые варианты реализации закона

на внутрифирменном уровне

 

Рассмотрим типовые варианты реализации закона на уровне предприятия (фирмы).

Первый вариант: ни руководитель, ни подчиненные не имеют представления о ЗКП. Сталкиваясь с трудностями и помехами в работе из-за несоответствия структуры и системы управления текущей рыночной ситуации, персонал организации попытается осуществить неформальную «самонастройку». Некоторые проблемы таким способом действительно удастся решить или смягчить (например, перераспределением новых функций между сотрудниками), однако в дальнейшем это может привести к диспропорции в расходовании ресурсов организации, избыточным трудозатратам и, как следствие, вызвать недовольство подчинённых.

Второй вариант: руководитель знает о ЗКП, а его подчиненные нет. Разрабатывая бизнес-план компании, руководящее звено стремится обеспечить его жизнеспособность путём оптимизации количества и качества необходимых ресурсов, конкретизации способов их взаимодействия и планирования определённых результатов деятельности организации. При этом стиль управления, предполагающий установление значительной дистанции между администрацией и подчинёнными, может оказаться малоэффективным. Персонал среднего и низшего звеньев будет не всегда осознанно выполнять функциональные обязанности. В лучшем случае сотрудники проявят инициативу, чтобы решить какую-либо проблему «на верху», в худшем – оставят всё, «как есть», пусть, мол, начальство решает: «Жираф большой, ему видней» (В.С. Высоцкий).

Третий вариант: руководитель и подчиненные информированы о ЗКП, имеют представление о характере и особенностях его действия. Несоответствие между заложенными в бизнес-планах параметрами развития организации и реальным положением дел в ней устраняются по двум каналам: формальному и неформальному. При этом все звенья персонала организации являются единым организмом, командой единомышленников, способной парировать практически любой негативный «выпад» со стороны сил макро- и микросреды. Заметим, что в психологическом плане можно обособить три этапа формирования организации: группа («сырое» профессиональное объединение людей) – корпорация (доминирование формализованных управленческих процедур и «церковно-культовой» стратегии управления) – коллектив (диалектическое единство формальной и неформальной подсистем жизнедеятельности организации, реализация «экклесиальной»[86] стратегии управления, ориентирующей каждого сотрудника организации на всемерное раскрытие профессиональных качеств, гармоничное саморазвитие и обогащение своим жизненным опытом других). (Взаимосвязь указанных этапов развития организации показана на рисунок 27.)


 

Тип организационных отношений Экклесия Гуманистическая, развивающая Базовая стратегия управления
Корпорация Формализованная («церковно-культовая»)
Группа Фрагментарная, субъективистская
           

 

Рис. 27. Взаимосвязь базовых типов организационных отношений

и управленческих стратегий.

 

11.3. Основные принципы профессиональной реализации




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 434; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.033 сек.