КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Организационных систем 2 страница
Во время второй мировой войны фирме пришлось переориентироваться на военные заказы, а после её окончания и военного поражения Японии она попала в «чёрный список» оккупационных властей США, но смогла ценой невероятных усилий и поддержке профсоюзов выжить в условиях ограничений экономической деятельности. В середине 50-х годов ситуация стала улучшаться. Впервые посетив США, Мацушита был поражён тем обстоятельством, что для покупки радиоприёмника американскому рабочему нужно было работать всего 2 дня, а японцу, участвующему в сборке таких радиоприёмников, – 1,5 месяца. (В середине 80-х в крупных городах СССР в магазинах комиссионной торговли кассетные магнитолы «Panasonic», «National» и аналогичные модели других марок можно было приобрести за 800-1500 рублей. Средняя зарплата школьного учителя в то время составляла 120-140 рублей в месяц, инженера на производстве – 140-180, квалифицированного рабочего – 150-200, офицера Советской Армии – 200-250 рублей. Заметим, что в отличие от японских политиков и бизнесменов никого из руководителей КПСС и Советского правительства такая низкая покупательная способность граждан особенно не беспокоила.) В 1951 году компания приступила к выпуску стиральных машин, в 1952 – чёрно-белых телевизоров, в 1953 – бытовых холодильников. В 1956 году Мацушита снова шокировал мировую общественность, выдвинув идею пятилетнего плана развития компании, который был выполнен досрочно. На пятом году объём продаж превысил 100 млрд. долларов при плане $80 млрд. Следующим достижением предприятий компании стал переход с шестидневной (стандартной для того времени) рабочей недели к пятидневке. Новые цели компании – опередить по размерам заработной платы европейцев и приблизиться к американцам – постепенно перестали удивлять общественность и конкурентов. Провозглашённое неукоснительно выполнялось.
В 1968 году компания «Мацушита дэнки» впервые широко отмечала день своего образования. Её 74-летний основатель признался, что побоялся отмечать 5-летие из-за опасения не дотянуть до 10-летия[119]. По тем же соображениям пропустили 20-летие, во время войны было не до праздников, затем были «праздничные будни» по реализации планов «догнать и перегнать» Европу. «Будем считать, – сказал он на торжествах, – что эти 50 лет наша компания находилась в чреве матери, и лишь теперь раздался первый крик новорождённого. Следовательно, лишь с нынешнего дня начинается её истинная деятельность». К полувековому юбилею компании был организован музей, в залах которого выставлены уникальные экспонаты и представлена информация о достижениях в различных сферах её деятельности. В 70-летнем возрасте Коносукэ Мацушита написал жизнеутверждающее стихотворение:
Юность – это молодость души. Пока душа полна веры и надежд, Пока человек смело вершит новые дела, Юность всегда остаётся с ним.
В 1975 году Мацушита принял амбициозное решение дожить до
(На фото: 78-летний Коносукэ Мацушита в Саду Музея – Matsushita Museum Gardens.)[120]
ГЛАВА 15. СУБЪЕКТЫ ОРГАНИЗАТОРСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
15.1. Диалектика субъект-объектных отношений в сфере управления
Субъект – это источник управляющего воздействия или лицо, принимающее решение. Объект – управляемая подсистема, исполнитель распоряжений (человек или машина). Индивид, группа, трудовой коллектив, социальная общность, государство и даже человечество в целом являются одновременно субъектами управления, совершающими определённые действия, и объектами управления, испытывающими влияние таких действий. В этой связи уместно вспомнить категорический императив, сформулированный гениальным немецким философом Иммануилом Кантом (1724 – 1804). Он предписывал каждому человеку действовать по правилу, относительно которого действующий мог бы хотеть, чтобы оно стало всеобщим законом[121].
15.2. Сущность и содержание основных стилей управленческой деятельности
Под стилем управления (управленческой деятельности) следует понимать комплекс методов, приёмов и средств, применяемых руководителем для достижения поставленных целей. При внешнем сходстве поведения современных руководителей и процедур управления между ними имеется немало отличий. Особенности темперамента и характера субъекта, его внешние данные, пол, возраст, семейное положение, национальность, политические или религиозные предпочтения, уровень образования и опыт работы, а также аналогичные характеристики подчинённых сотрудников, умноженные на состояние самой организации и обстановку за её пределами, – эти и другие факторы определяют стиль управления. Существует немало различных классификаций стилей управленческой деятельности. Обозначим лишь наиболее известные и значимые. Одна из самых простых и распространённых классификаций основана на сопоставлении форм и способов принятия и реализации управленческих решений. В современном менеджменте сложилась традиция[122] выделять главную «тройку» стилей: авторитарный, или автократический (крайним проявлением авторитаризма выступает принцип «руководитель – всё, подчинённые – ничто», основными методами реализации такой доктрины являются «кнут» и «пряник»), демократический, или коллегиальный («руководитель – первый среди равных сотрудников организации», и либеральный, или попустительский, или разрешительный (руководитель «отходит» от дел, делегируя свои полномочия и предпочитая управлять организацией более или менее «дистанционно»). Несмотря на кажущуюся простоту и очевидность, триада «базовых» управленческих стилей имеет важное значение. Это становится ясно, если принять в качестве методологического «рецепта» целесообразность их сочетания и умелого применения каждым руководителем (см. рисунок 34).
Рис. 34. Соотношение (комбинация) базовых стилей управления. Учитывая тот факт, что многие современные руководители некритически относятся к себе и имеют выраженную склонность к одному из стилей управления (чаще – к авторитарному), обозначим их основные достоинства и недостатки (см. таблицу 12). Таблица 12. Сравнительные характеристики базовых стилей управления
Более сложную классификацию стилей управления (руководства) предложил англичанин Том Бойделл. Его книга «Management self-development. A guide for managers, organizations and institutions»[123] была опубликована в рамках международного проекта «Сотрудничество центров повышения квалификации руководящего персонала» под эгидой Международной организации труда и при поддержке Программы развития ООН. По мнению Т. Бойделла, основных стилей руководства семь (см. таблицу 13). Таблица 13. Характеристика стилей руководства (по Т. Бойделлу[124]).
Существенным вкладом в развитие теории организации стали научные исследования проблем взаимосвязи стилей руководства и конкретных рабочих ситуаций, получившие общее название «ситуативный подход». Одним из первых такую попытку предпринял Фред Фидлер, выделивший два типа руководства: ориентированное на взаимоотношения (потребности сотрудников) и ориентированное на выполнение рабочих заданий [125]. Он предложил анализировать конкретные ситуации на основе сочетания трёх параметров (качество взаимоотношений «руководитель – подчинённые», структура задачи, должностные полномочия), каждый из которых рассматривается как благоприятный либо неблагоприятный[126]. Идеи Фидлера способствовали появлению концепции «путь – цель». Её авторы – Мартин Эванс и Роберт Хаус – охарактеризовали поведение руководителя как поддерживающее (основанное открытости, доброжелательности и заботе о сотрудниках), директивное (планирование работы, установление графиков исполнения заданий, жёсткий контроль, стандартизация поведения) и ориентированное на достижение цели (определение перспективных целей, уверенность руководителя в подчинённых, оказание им помощи, стимулирование и развитие персонала). Не менее известной является ситуативной концепция, разработанная Полом Герси и Кеннетом Бланчардом. Они указали на взаимосвязь между стилями поведения руководителя (директивный – S1, убеждающий – S2, участвующий – S3, делегирующий – S4) и степенью готовности подчинённых (низкая, «не способен и не готов, или ненадёжен» – R1, умеренная, «не способен, но проявляет готовность, или надёжен» – R2, умеренная, «способен, но не готов, или ненадёжен» – R3, высокая, «способен и готов, или надёжен» – R4)[127]. Директивный стиль следует применять в случае низкой подготовленности сотрудников – «S1R», убеждающий и участвующий (содействующий) – если уровень готовности к выполнению производственных задач является средним – «S2R» или «S3R», делегирующий стиль эффективен в отношении наиболее подготовленных работников – «S4R». Весьма интересен и полезен для овладения искусством менеджмента феномен индивидуального стиля деятельности. По мнению известного российского специалиста в области организационной психологии Анализируя вклад известных отечественных и зарубежных учёных в области теории организации и управления, авторы полагают возможным внести и собственную лепту в развитие системы научного знания. В частности, отталкиваясь от понятия «технология управления», подразумевающего «приёмы, способы и последовательность выполнения операций в процессе управления», мы выделяем несколько дихотомических типов управленческой ориентации фирмы: а) «демократический» и «автократический», б) «бюрократический» и «инноваторский», или инновационный; в) «технократический» (реально предпочитаемый) и «гуманизаторский», или гуманистический (целесообразный в современных условиях)[129].
15.3. Специфика организаторской деятельности на внутрифирменном уровне
Проблема распределения функций и конкретных задач между работниками всех уровней – не так проста, как может показаться начинающим менеджерам. Ещё более важно для руководителя формализовать перечень должностных обязанностей и документально «закрепить» их за каждым сотрудником. Совершенные по форме, стилю и содержанию, написанные и утверждённые «пером» уставы, положения, инструкции и типовые образцы документов позволяют организации рассчитывать на успех в противовес тем «бизнесменам», которые привыкли управлять подчинёнными «на пальцах» и «с колёс». Должностные (функциональные) обязанности любого руководителя или специалиста – это формализованный документ, как правило, состоящий из трёх частей (разделов). В первой (вводной) части должностной инструкции обычно содержится информация о том, кому подчинен данный сотрудник, а также для какой категории персонала и по каким вопросам он является начальником. Здесь могут быть указаны его полномочия по отношению к подчиненным. Во второй (основной) части перечисляются непосредственные обязанности сотрудника, т.е. функции и задачи, за выполнение которых он прямо или косвенно отвечает. В качестве примера перечислим типовые обязанности некоторых должностных лиц. Обязанности директора компании: · организовывать и координировать деятельность аппарата управления, обеспечивать эффективную работу всех подразделений компании; · обеспечивать соблюдение законодательства Российской Федерации и норм международного права; · организовывать своевременное и эффективное выполнение решений вышестоящих органов управления; · организовывать и контролировать выполнение производственного плана, заключённых договоров и иных соглашений; · создавать условия для производительного и безопасного труда, развития персонала, формирования благоприятного психологического климата в коллективе и системы коммуникаций с внешней средой; · осуществлять представительские функции во взаимоотношениях с внешней средой (органы законодательной, исполнительной и судебной власти, партнёры, клиенты, конкуренты и пр.); · организовывать учёт в компании и представлять отчётность соответствующим органам в порядке, определённом действующим законодательством и уставными документами компании. Обязанности заместителя директора по производству: · согласовывать свои действия с целями и задачами компании; · организовывать и контролировать выпуск продукции основными подразделениями и службами предприятия; · обеспечивать внедрение в производство прогрессивных методов и систем планирования и организации производства; · организовывать и лично контролировать работу цехов (участков, лабораторий), осваивающих новые технологии и/или выпускающие новые изделия; · обеспечивать соблюдение утверждённых стандартов и технических условий, внедрение современных методов и средств измерений и испытаний при производстве продукции, а также контроль их состояния и порядка использования; · внедрять в практику работы основных подразделений и служб предприятия новейшие системы организации и планирования производства, создавать условия для высокопроизводительного труда персонала; · обеспечивать соблюдение трудового законодательства, правил и норм охраны труда, техники безопасности, промышленной санитарии. Обязанности заместителя директора по маркетингу: · согласовывать свои действия с целями и задачами компании; · планировать, организовывать и проводить составом маркетинговой службы (отдела) комплексные исследования, связанные с изучением рыночной конъюнктуры и потребительского спроса на продукцию компании; · организовывать и совершенствовать: – систему стимулирования и сбыта продукции; – работу сервисных центров по эксплуатации, ремонту и техническому обслуживанию выпускаемой продукции; – долгосрочное, среднесрочное и оперативное планирование маркетингового комплекса и конкретных программ; – систему сбора, систематизации, анализа и обобщения маркетинговой информации; – создание баз данных по маркетингу (макро- и микросреда компании); – участие компании в специализированных международных, национальных, региональных и отраслевых мероприятиях (выставки, ярмарки, юбилеи); – работу посреднических фирм в области продвижения и сбыта продукции предприятия; · разрабатывать предложения по формированию и совершенствованию фирменного стиля, проведению специальных акций с использованием новейших рекламных приёмов и средств (TV, радио, печать, Интернет, наружная реклама, прямой маркетинг); · разрабатывать предложения и рекомендации по номенклатуре, количеству и ассортименту производимой продукции на основе изучения текущего спроса и предложения, а также прогнозирования изменений на внутренних и внешних рынках[130]. В третьей (заключительной) части обычно содержатся пункты, отражающие специфику функционирования предприятия, управления, а также конкретные ситуации, в которых должностному лицу предписаны определённые действия (например, заместителю директора – исполнение прямых обязанностей директора или совмещение обязанностей в связи с отпуском или командировкой одного из представителей администрации).
ГЛАВА 16. ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ОРГАНИЗАЦИОННО-УПРАВЛЕНЧЕСКОЙ МЫСЛИ И СОВРЕМЕННЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ
16.1. Актуальные проблемы развития мирового сообщества
Наш современник без особого труда сможет назвать глобальные проблемы современности (ГПС), затрагивающие существование и развитие человечества в целом. В их числе: предотвращение мировой термоядерной войны и обеспечение мира для всех народов (проблема ядерного разоружения); преодоление разрыва в уровне социально-экономического развития между развитыми и развивающимися странами, устранение голода, нищеты и неграмотности; регулирование стремительного роста населения в развивающихся странах (демографическая проблема); предотвращение катастрофического загрязнения окружающей среды (экологическая проблема); обеспечение человечества необходимыми ресурсами – продовольствием, промышленным сырьём, источниками энергии; предотвращение отрицательных последствий развития науки и техники (техногенная проблема)[131]. Первые годы, прожитые человечеством в XXI веке, со всей очевидностью продемонстрировали, что существенной и актуальной по-прежнему остаётся проблема неравномерности развития мирового сообщества. В начале 2004 года президент США Джордж Буш выступил с заявлением о перспективах освоения космоса на период до 2030 года и программе подготовки астронавтов к полётам на Луну и Марс, общая стоимость которой оценивается в $ 150 млрд. Россия, судя по неоднократным заявлениям официальных лиц, не собирается «отсиживаться» и намерена преумножить славную космическую летопись (причём затратив на эти цели значительно меньше средств). С одной стороны, готовность осуществить конкретные международные проекты с наименьшими издержками следовало бы приветствовать и всячески поощрять, но, с другой стороны, – это означает, что профессионалы высшего класса в России (все – от конструкторов до космонавтов) и впредь не будут получать вознаграждения, равного или близкого по величине тому, которое получают их американские или европейские коллеги! А это весьма печально для страны в целом. Столь же нерадостные выводы можно сделать и на основе изучения показателей деловой активности, уровня и качества жизни населения. Так, например, в подготовленном американским аналитическим центром The Heritage Foundation совместно с The Wall Street Journal ежегодном рейтинге экономической свободы (рассчитывается с 1994 года) Россия по итогам 2003 года оказалась на 114 месте (в списке из 155 государств) и была отнесена к разряду «практически несвободных» (см. таблицу 14). Таблица 14. Рейтинг экономической свободы-2003 (некоторые страны)[132]
Усиливающаяся тенденция «расслоения» государств и населения мира выступает фактором, определяющим стратегию и тактику управления в различных сферах. Явный и вряд ли преодолимый в перспективе разрыв между промышленно высокоразвитыми и «развивающимися» странами, между национальными (точнее: интернациональными) «элитами» и «аутсайдерами» – острейшая проблема современности. Концентрация собственности, финансов и власти в руках нескольких десятков миллионов человек, представляющих несколько десятков стран мира, похоже, по большому счёту не оставляет шансов остальным гражданам для реализации их прав и свобод, декларированных многочисленными документами. Если оценивать происходящее в мире и в отдельных странах, то налицо процесс постепенного сокращения численности среднего класса, меньшая часть которого сможет подняться до высшего класса, а большая – с неизбежностью будет растворяться в низшем классе. Учитывая резкое усиление миграционных процессов в мире и то, что представители низшего и среднего классов реально сталкиваются с конкуренцией со стороны выходцев из наиболее отсталых в экономическом отношении стран и регионов мира, большинству из нас есть смысл задуматься о будущем[133]. Всего через 10-15 лет социальная пирамида в большинстве стран мира будет походить не на «кувшин» (рис. 10 в главе 3), а на «одноэтажный дом». Его «крыша» – национальная элита (5-10% населения), «первый этаж» – прослойка среднего класса (15-20% населения)[134], «фундамент» – остальные 75% населения страны (см. рисунок 35). ГОСУДАРСТВА / КЛАССЫ Высокоразвитые Высший
Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 510; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |