Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

И компании и компании




Потенциал ресурсов Потенциал ресурсов

(а) (б)

   
Пк3

+

       
 
 
   
 
 


 
Пк2 Пк1

       
 
   
 


2 Пк2 Количество ресурсов

Пк1

 

Количество ресурсов Пк3

       
   
 
 


Рис. 21. Синергетический эффект: положительный (а) и отрицательный (б).

Перечислим некоторые признаки положительной синергии на уровне организации:

· длительная бесперебойная работа машинно-технического оборудования (например, самолётов и вертолётов авиакомпаний);

· поддержание организационной и технологической дисциплины;

· снижение численности конфликтов и их последствий;

· оптимальное («под каждого») сочетание инструментов сдельной и повременной, коллективной и индивидуальной оплаты труда персонала;

· повышение физического, психического и нравственного здоровья[74] сотрудников (регулярные спортивно-оздоровительные, культурные, развлекательные и благотворительные мероприятия);

· генерация всеми категориями персонала новых идей, направленных на повышение эффективности использования материальных, финансовых, информационно-технологических ресурсов, кадрового потенциала и управления;

· стремление работников к профессиональному (карьерному) росту и получению дополнительного образования;

· формирование и развитие корпоративной культуры, усиление лояльности персонала к руководителям и активное добровольное приобретение акций фирмы[75].

 

8.2. Типовые варианты реализации закона

на внутрифирменном уровне

 

На практике эффект синергии «в чистом виде» встречается достаточно редко. Это обусловлено динамизмом рыночных отношений и крайней исключительностью «выпадения» необходимой комбинации из трёх основных сил (руководитель – подчинённые – внешние условия): оптимальной стратегии и тактики управления предприятием, высочайшего профессионализма и целеустремлённости персонала организации, благоприятной внешней ситуации (положительная синергия), неэффективного управления предприятием и снижения авторитета руководства, деморализации персонала организации, негативных внешних условий (отрицательная синергия). Значительно чаще действие закона проявляется как серединное – между эмерджентностью и синергией.

Рассмотрим типовые варианты действия закона на уровне организации в благоприятных внешних условиях (стабильная политическая ситуация, экономический рост, эффективная социальная политика).

Первый вариант: ни руководитель, ни подчиненные не имеют представления о ЗСи. В условиях стихийного действия закона организация может эффективно решать повседневные проблемы, применяя «обкатанные» временем методы и процедуры. Между тем, пристрастие администрации действовать «по старинке» для удержания достигнутого может в будущем привести к отставанию в развитии. Приходящие в организацию выпускники вузов или специалисты, имеющие опыт работы в аналогичных фирмах, не могут в полной мере реализовать собственный потенциал из-за торможения со стороны администрации. «Новички» вынуждены работать в полсилы, так как более интенсивная и творческая работа не приветствуется ни руководителями (из опасения конкуренции) ни коллективом (исходя из «здравого» смысла).

Второй вариант: руководитель знает о ЗСи, а его подчиненные нет. В такой ситуации управляющие будут стремиться к тому, чтобы достичь максимально возможных результатов труда на основе эффективной реализации потенциала всех ресурсов организации: от привлечения в неё нужных специалистов, своевременного обновления оборудования и технологий до внедрения современных систем стимулирования персонала. Не понимая, зачем руководители инвестируют дополнительные средства, а также сталкиваясь с вливающимися в организацию «чужаками», «старожилы» могут оказывать противодействие любым инновациям.

Стремясь к преодолению когнитивного диссонанса (боязни нововведений), руководитель может попытаться выявить настроения и пожелания сотрудников (например, с помощью социометрического метода), чтобы учесть это в дальнейшем (скажем, в процессе реорганизации). Однако вместо того, чтобы дать максимально полную и правдивую информацию о формальных и неформальных отношениях, сотрудники организации могут сорвать данное мероприятие, опасаясь преследования за критику и разрыва отношений с коллективом. Данный вариант следует признать наихудшим, поскольку он разобщает администрацию и работников, неизбежно приводя к снижению управляемости организацией.

Третий вариант: руководитель и подчиненные информированы о ЗСи, имеют представление о характере и особенностях его действия. Этот вариант является наилучшим, ибо между администрацией и подчинёнными устанавливаются отношения взаимного доверия, информирования о фактическом состоянии дел, поиска эффективных методов решения возникающих проблем (см. рисунок 20).

Рассмотрим типовые варианты действия закона на уровне организации в неблагоприятных внешних условиях (экономический спад, растущая безработица, несовершенная рыночная конкуренция – олигополия или монополия, неэффективная социальная политика).

Первый вариант: ни руководитель, ни подчиненные не имеют представления о ЗСи. Умышленно или неумышленно игнорируя закон, бизнесмен или организация в неблагоприятных условиях внешней среды могут столкнуться с проблемой: казалось бы, всё сделано правильно, а планируемый результат не достигнут. (Вспомним, что на рубеже 80-90-х годов прошлого века миллионы россиян влились в ряды «челноков», которые через несколько лет значительно сократились.)

Сегодня в молодёжной среде (и не только российской) наблюдается одновременно растущий инфантилизм и прагматизм. Многие российские Алёнки стремятся к замужеству, причём Иванушка обязательно должен быть «принцем», способным дать ей всё «здесь и сейчас». (Показательными в сравнительном плане являются триумфальные гастроли музыкальных групп «Тату» и «ВИА ГРА» по Японии в 2003 году. В отличие от российских фанаток для японок – это увлечение возрастное, ведь почти все они выйдут замуж в «западном» возрасте (26-29 лет). Что касается россиянок, то большинству из них индустриальная модель самореализации (образование – профессия – личная независимость – замужество – рождение детей) не подходит, их цель жизни – «удачное» замужество («танцуй, пока молода»), а там, как сложится. А как может сложиться жизнь личности, не имеющей каких-либо серьёзных рыночных преимуществ, в условиях обострения конкурентной борьбы?! Так и хочется повторить с лёгкой поправкой античную мысль: «На каждого входящего в воду (бизнесмена) текут всё новые воды (девушки)»[76].

«Вписывая» закон синергии в жизненный сценарий современного человека, необходимо принять во внимание три основополагающие фактора успеха: высочайший профессионализм (знания, навыки, умения), наличие необходимых связей и, наконец, определённые финансовые ресурсы (не столько для «покупки» какой-либо должности или чиновников, хотя российскую бюрократию и коррупцию нельзя игнорировать, а для того, чтобы наилучшим образом позиционировать себя на рынке трудовых ресурсов – от внешнего вида до начального капитала для открытия собственного бизнеса). Положительный эффект, создаваемый этими силами даже в условиях неблагоприятной внешней среды (когда все и всё против человека), можно изобразить в виде «треугольника успеха» (см. рисунок 22).




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 330; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.