Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Вопросы для обсуждения. Условные обозначения




Условные обозначения.

? Примерная тематика рефератов.

G Задания для самостоятельной исследовательской работы.

& Рекомендуемая литература.

Вопросы для самопроверки.

Практические задания.

 

1. Тема " Предмет, задачи и методы психологии" (2 часа)

1. Определение психологии как науки:

Примеры явлений, которые изучает психология, их отличие от явлений, иссле­дуемых другими науками. Историческое преобразование определений предмета психологии. Основные понятия, с помощью которых описываются психологические явления, их классификация.

2. Основные отрасли психологии.

Фундаментальные и прикладные отрасли психологической науки. Общие и специальные отрасли психологии. Состав и основные проблемы общей психологии. Краткая характеристика различных отраслей психологической науки.

3. Методы исследования в психологии.

Проблема метода исследования в психологии. Наблюдение и его разновидности. Типы и виды опроса. Экспериментальный метод в психологии. Психологические тесты. Моделирование в психологии.

?

1. Система явлений, изучаемых в современной психологии.

2. Значение психологических знаний для педагогической теории и практики.

3. Методы психологических исследований.

G

1. Научное и житейское понимание психологических явлений.

2. Связь современной педагогической практики с проблемами и вопросами, разра­батываемыми в различных отраслях психологии.

3. Моделирование как метод психологического исследования.

 
 

 


1. Что такое психология?

2. Как можно определить психику?

3. Чем отличаются психические явления от физических?

4. Чем отличаются житейские психологические знания от научных?

5. Какие отрасли существуют в современной психологии?

6. Для чего психология использует методы научных исследований?

7. Назовите основные методы психологических исследований.

 
 


Задание 1. Охарактеризуйте основные эмпирические методы психологического исследования

Задание 2. Напишите список известных вам психических свойств человека: трудолюбие, эгоизм, настойчивость и т. д. В него следует включить любые слова независимо от стиля (науч­ные, литературные, разговорно-бытовые, жаргонизмы), знака (характеризующие человека положительно или отри­цательно) и формы (отдельные слова или словосочетания). На выполнение этой части задания отводится 30—40 минут. Для удобства последующей работы со словарем личност­ных черт слова рекомендуется нумеровать и располагать столбиком.

В словаре личностных черт зафиксирована довольно значительная часть индивидуального психологического опыта человека, то есть житейские психологические зна­ния. С целью количественной и качественной их оценки по таким параметрам, как объем (полнота), знак (положи­тельность—отрицательность), источники (происхожде­ние), уровень систематизированности и логической упо­рядоченности, уровень осознаваемости и унифицирован­ности, необходимо проделать следующий анализ.

Мерой полноты психологического опыта является длина словаря. Сравните этот показатель с аналогичными показателями членов своей группы. Оцените свой показа­тель с данными словаря С. И. Ожегова, в котором зафик­сировано 1300 подобных слов.

Психологический опыт может иметь разную смысло­вую окраску: положительную или негативную. Для его оценки по данному параметру необходимо подсчитать процентное соотношение слов в зависимости от их смыс­ловой окраски: положительной, отрицательной, неопре­деленной. В идеале две первые группы слов должны быть уравновешенными. Преобладание одной из них свидете­льствует о доминировании соответствующей смысловой окраски личного психологического опыта.

Для оценки источников полученного психологическо­го опыта необходимо провести стилистический анализ словарей. В самом упрощенном варианте в зависимости от стиля слова можно разделить на две группы: литературные и разговорно-бытовые. Слова литературного стиля фигу­рируют главным образом в художественных и публици­стических текстах, а также в фильмах и спектаклях. Они и выступают источником усвоения соответствующего пси­хологического опыта. Слова разговорно-бытового стиля существуют в функциональной форме, то есть в реальном общении. Соответственно и усваиваются они не из книг, а в процессе общения с людьми. Подсчитайте процентное соотношение слов двух названных стилевых групп и сде­лайте соответствующий вывод.

С целью оценки уровня систематизированности, логи­ческой упорядоченности и осознаваемости психологиче­ского опыта необходимо проделать классификацию сло­варя личностных черт, то есть разделить слова на группы в соответствии с каким-либо критерием и дать каждой из них название.

Технически задание выполняется следующим образом: сначала выделяется группа, ей присваивается номер, ко­торый проставляется в списке против соответствующих ей слов. Группе дается название. Затем таким же образом вы­деляются вторая, третья группы и т.д. Классификация продолжается до тех пор, пока все слова не окажутся в со­ответствующих группах. Никаких ограничений по количе­ству, размеру, пропорциональности и названиям групп не дается. Допускается отнесение одних и тех же слов в раз­ные группы. Мерой логической упорядоченности и систе­матизированности психологического опыта является сте­пень субъективной сложности и трудоемкости процедуры классификации, а также единство основания и пересекае­мость смысловых групп. Чем выше эти показатели, тем ниже уровень систематизированности и логической упо­рядоченности психологического опыта. В идеале класси­фикация должна проходить легко, быть непересекающей­ся и иметь единое основание. Мерой осознаваемое пси­хологического опыта является уровень субъективной трудности выделить и сформулировать основание класси­фикации и дать название каждой группе. Высокий уровень осознания психологического опыта предполагает умение достаточно легко выделить и сформулировать основание классификации и дать название каждой группы. Для опре­деления уровня унифицированности личного психологи­ческого опыта необходимо соотнести его по всем выделен­ным показателям с опытом остальных членов группы. С этой целью организуется групповая дискуссия. В заключе­ние этого задания необходимо сделать выводы по всем пункта анализа индивидуального житейского психологи­ческого опыта.

&

Анастази А. Психологическое тестирование. — Кн. 1, 2 — М., 1982. (Тесты. - Кн. 1: 31—37. Кн. 2: 123—308).

Блейхер В.М., Бурлачук Л.Ф. Психологическая диагностика интел­лекта и личности..— Киев, 1978 (Методы исследования интеллекта. Тесты Векслера, Амтхауэра, Равенна: 46—79).

Выготский Л.С. Собрание сочинений: В 6 т.— Т. I. — М., 1982. (Методика рефлексологического и психологического исследования: 43—46. Инстру­ментальный метод в психологии: 103—108).

Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию: Курс лекций. — М., 1988. (Общее представление о психологии как науке: 7—19, 48—63. Метод интроспекции и проблема самонаблюдения: 34—47).

Гримак Л. П. Резервы человеческой психики. Введение в психоло­гию активности. — Изд. 2-е, дополненное. — М., 1989. (Активность пси­хики человека: 23—78. Состояния человека (бодрствование, сон, гипноз): 111 —158).

Общая психология.— М., 1986. (Предмет психологии: 5—29. Состояние, структура и методы современной психологии: 30—62).

Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии: В 2 т.— Т.I. — М., 1989. (Предмет и методы психологии: 12—62.)

Соколова Е.Т. Проективные методы исследования личности.— М., 1980. (Общая характеристика и классификация проективных методик: 10—18.)

 

2. Тема "Естественнонаучные основы психологии" (2 часа)




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 771; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.