КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Вопросы для обсуждения. Условные обозначения
Условные обозначения. ? Примерная тематика рефератов. G Задания для самостоятельной исследовательской работы. & Рекомендуемая литература. Вопросы для самопроверки. Практические задания.
1. Тема " Предмет, задачи и методы психологии" (2 часа) 1. Определение психологии как науки: Примеры явлений, которые изучает психология, их отличие от явлений, исследуемых другими науками. Историческое преобразование определений предмета психологии. Основные понятия, с помощью которых описываются психологические явления, их классификация. 2. Основные отрасли психологии. Фундаментальные и прикладные отрасли психологической науки. Общие и специальные отрасли психологии. Состав и основные проблемы общей психологии. Краткая характеристика различных отраслей психологической науки. 3. Методы исследования в психологии. Проблема метода исследования в психологии. Наблюдение и его разновидности. Типы и виды опроса. Экспериментальный метод в психологии. Психологические тесты. Моделирование в психологии. ? 1. Система явлений, изучаемых в современной психологии. 2. Значение психологических знаний для педагогической теории и практики. 3. Методы психологических исследований. G 1. Научное и житейское понимание психологических явлений. 2. Связь современной педагогической практики с проблемами и вопросами, разрабатываемыми в различных отраслях психологии. 3. Моделирование как метод психологического исследования.
1. Что такое психология? 2. Как можно определить психику? 3. Чем отличаются психические явления от физических? 4. Чем отличаются житейские психологические знания от научных? 5. Какие отрасли существуют в современной психологии? 6. Для чего психология использует методы научных исследований? 7. Назовите основные методы психологических исследований. Задание 1. Охарактеризуйте основные эмпирические методы психологического исследования Задание 2. Напишите список известных вам психических свойств человека: трудолюбие, эгоизм, настойчивость и т. д. В него следует включить любые слова независимо от стиля (научные, литературные, разговорно-бытовые, жаргонизмы), знака (характеризующие человека положительно или отрицательно) и формы (отдельные слова или словосочетания). На выполнение этой части задания отводится 30—40 минут. Для удобства последующей работы со словарем личностных черт слова рекомендуется нумеровать и располагать столбиком. В словаре личностных черт зафиксирована довольно значительная часть индивидуального психологического опыта человека, то есть житейские психологические знания. С целью количественной и качественной их оценки по таким параметрам, как объем (полнота), знак (положительность—отрицательность), источники (происхождение), уровень систематизированности и логической упорядоченности, уровень осознаваемости и унифицированности, необходимо проделать следующий анализ. Мерой полноты психологического опыта является длина словаря. Сравните этот показатель с аналогичными показателями членов своей группы. Оцените свой показатель с данными словаря С. И. Ожегова, в котором зафиксировано 1300 подобных слов. Психологический опыт может иметь разную смысловую окраску: положительную или негативную. Для его оценки по данному параметру необходимо подсчитать процентное соотношение слов в зависимости от их смысловой окраски: положительной, отрицательной, неопределенной. В идеале две первые группы слов должны быть уравновешенными. Преобладание одной из них свидетельствует о доминировании соответствующей смысловой окраски личного психологического опыта. Для оценки источников полученного психологического опыта необходимо провести стилистический анализ словарей. В самом упрощенном варианте в зависимости от стиля слова можно разделить на две группы: литературные и разговорно-бытовые. Слова литературного стиля фигурируют главным образом в художественных и публицистических текстах, а также в фильмах и спектаклях. Они и выступают источником усвоения соответствующего психологического опыта. Слова разговорно-бытового стиля существуют в функциональной форме, то есть в реальном общении. Соответственно и усваиваются они не из книг, а в процессе общения с людьми. Подсчитайте процентное соотношение слов двух названных стилевых групп и сделайте соответствующий вывод. С целью оценки уровня систематизированности, логической упорядоченности и осознаваемости психологического опыта необходимо проделать классификацию словаря личностных черт, то есть разделить слова на группы в соответствии с каким-либо критерием и дать каждой из них название. Технически задание выполняется следующим образом: сначала выделяется группа, ей присваивается номер, который проставляется в списке против соответствующих ей слов. Группе дается название. Затем таким же образом выделяются вторая, третья группы и т.д. Классификация продолжается до тех пор, пока все слова не окажутся в соответствующих группах. Никаких ограничений по количеству, размеру, пропорциональности и названиям групп не дается. Допускается отнесение одних и тех же слов в разные группы. Мерой логической упорядоченности и систематизированности психологического опыта является степень субъективной сложности и трудоемкости процедуры классификации, а также единство основания и пересекаемость смысловых групп. Чем выше эти показатели, тем ниже уровень систематизированности и логической упорядоченности психологического опыта. В идеале классификация должна проходить легко, быть непересекающейся и иметь единое основание. Мерой осознаваемое психологического опыта является уровень субъективной трудности выделить и сформулировать основание классификации и дать название каждой группе. Высокий уровень осознания психологического опыта предполагает умение достаточно легко выделить и сформулировать основание классификации и дать название каждой группы. Для определения уровня унифицированности личного психологического опыта необходимо соотнести его по всем выделенным показателям с опытом остальных членов группы. С этой целью организуется групповая дискуссия. В заключение этого задания необходимо сделать выводы по всем пункта анализа индивидуального житейского психологического опыта. & Анастази А. Психологическое тестирование. — Кн. 1, 2 — М., 1982. (Тесты. - Кн. 1: 31—37. Кн. 2: 123—308). Блейхер В.М., Бурлачук Л.Ф. Психологическая диагностика интеллекта и личности..— Киев, 1978 (Методы исследования интеллекта. Тесты Векслера, Амтхауэра, Равенна: 46—79). Выготский Л.С. Собрание сочинений: В 6 т.— Т. I. — М., 1982. (Методика рефлексологического и психологического исследования: 43—46. Инструментальный метод в психологии: 103—108). Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию: Курс лекций. — М., 1988. (Общее представление о психологии как науке: 7—19, 48—63. Метод интроспекции и проблема самонаблюдения: 34—47). Гримак Л. П. Резервы человеческой психики. Введение в психологию активности. — Изд. 2-е, дополненное. — М., 1989. (Активность психики человека: 23—78. Состояния человека (бодрствование, сон, гипноз): 111 —158). Общая психология.— М., 1986. (Предмет психологии: 5—29. Состояние, структура и методы современной психологии: 30—62). Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии: В 2 т.— Т.I. — М., 1989. (Предмет и методы психологии: 12—62.) Соколова Е.Т. Проективные методы исследования личности.— М., 1980. (Общая характеристика и классификация проективных методик: 10—18.)
2. Тема "Естественнонаучные основы психологии" (2 часа)
Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 771; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |