Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Вопросы для обсуждения. 1. Строение, функционирование и свойства центральной нервной системы человека:




1. Строение, функционирование и свойства центральной нервной системы человека:

Общее строение нервной системы человека. Устройство отдельной нервной клетки — нейрона. Понятие и структура анализатора. Рецепторы и их виды. Структура и основные поля коры головного мозга человека. Представительство психических процессов, свойств и состояний человека в его головном мозге: общие положения. Роль и функции ретикулярной формации в управлении психикой и поведением.

2. Психика и мозг человека: принципы и общие механизмы связи.

Связь психических процессов с работой человеческого мозга. Модель концептуальной рефлекторной дуги по Е.Н.Соколову. Учение Н.А.Бернштейна об участии психики в управлении движениями. Эволюция условно-рефлекторного понимания психики со времени И.П.Павлова до наших дней. Психофизиологическая поведенческая теория К.Халла. Модель функциональной системы по П.К.Анохину. Функциональные блоки мозга по А.Р.Лурия. Проблема локализационизма-антилокализационизма: аргументы за и против.

3. Анатомо-физиологическое представительство в мозге основных психи­ческих процессов, свойств и состояний человека:

Физиологические механизмы ощущений. Физиологические основы восприятия. Понятие рецептивного поля нейрона. Функциональная асимметрия мозга, ее проявления и назначение в регуляции психических процессов и состояний. Физиологические основы внимания. Моторная теория Т. Рибо. Биологические основы памяти. Органические основы мотивации и эмоций

4. Генетические корни психологии и поведения человека.

Сложность и многоаспектность проблемы генотипического и средового влияния на психологию и поведение человека. Метод близнецов, его использование в дифференциально-психологических иссле­дованиях. Основные генотипически обусловленные психологические и поведенческие характеристики человека. Взаимодействие генотипов и среды в психическом развитии человека. Возрастная динамика генотипических и средовых влияний на развитие. Основные этапы эволюции человека в связи с его психическим, социальным и культурным развитием.

?

1. Психофизиологические модели, объясняющие взаимодействие физиологических факторов с психическими процессами, состояниями и свойствами человека в управ­лении его жизнедеятельностью.

2. Научные аргументы за и против локализационизма.

3. Физиологические механизмы познавательных процессов.

4. Физиологические основы мотивации и эмоций.

5. Генотипически обусловленные психические и поведенческие свойства человека.

G

1. Критический анализ рефлекторного объяснения поведения человека и его пси­хических процессов.

2. Мозг и психика: связь основных структур мозга с психическими процессами и состояниями человека.

3. Роль коры головного мозга и подкорковых структур в управлении психическими процессами и состояниями.

4. Проблема биологического и социального в развитии психики и поведения че­ловека.

1. Какова структура нервной системы человека?

2. Что такое анализатор и какова его структура?

3. Что такое акцептор действия?

4. Что входит в состав рефлекторного кольца по Н.А. Бернштейну?

5. Что представляет собой модель рефлекторной дуги по Е.Н. Соколову?

6. Что такое функциональная система по П.К. Анохину?

Задание 1. Разберите и проанализируйте схему условного рефлекса.

Схема условного рефлекса (по Асратяну):Z' – корковый пункт мигательного рефлекса, R - корковый пункт пищевого рефлекса; Z - подкорковый центр мигательного рефлекса; Р - подкорковый центр пищевого рефлекса; 1 — прямая условная связь- 2 — обратная связь

Задание 2. Разберите и проанализируйте схему анатомо-физиологического механизма рефлекторной деятельности, изображенную на рисунке ниже.

Анатомо-физиологический меха­низм рефлекторной деятельности. Принци­пиальная функциональная схема анализа­тора (1 — 2—3), рефлекторной дуги (1—2—3—4—б) и рефлекторного кольца (1—2—3—4—5—6—7—1): 1 — рецептор, 2 — афферентный нервный путь, 3 — цент­ральное звено, 4 — эфферентный нервный путь, 5 — эффектор, 6—7 — канал обратной связи

&

Веккер Л.М. Психические процессы: В 3 т. — Т. I. — Л., 1974. (Рефлекторная теория психических процессов: 46—67).

Выготский Л.С. Собрание сочинений: В 6 т.— Т. I.— М., 1982. (Психология и учение о локализации психических функций: 168—174).

Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию: Курс лек­ций. — М., 1988. (Физиология движений и физиология активности: 129—161. Психофизическая проблема: 214—233).

Данилова Н.Н., Крылова А.Л. Физиология высшей нервной дея­тельности.— М., 1989. (Функциональная организация мозга: 46—75. Врожденная деятельность ор­ганизма: 76—95. Обучение и закономерности условно-рефлекторной деятельности: 96—130. Механизмы образования условного рефлекса: 131 —150).

История зарубежной психологии. 30—60-е годы XX в. Тексты. — М., 1986. (Принципы поведения (теория К.Халла): 38—59. Оперантное поведение (Б. Скиннер): 60—96).

Леонтьев А.Н. Избранные психологические произведения: В 2 т.— Т.1.— М., 1983. (Биологическое и социальное в психике человека: 76—95.)

Симонов П.В. Мотивированный мозг: Высшая нервная деятельность и естественнонаучные основы общей психологии.— М., 1987. (Нейроанатомия эмоций: 86—104. Сознание и неосознаваемые проявления высшей нервной деятельности: 169—209. Естест­веннонаучное обоснование ключевых понятий общей психологии: 220—230.)

Соколов Е.Н. Нейронные механизмы памяти и обучения. — М., 1981. (Концептуальная рефлекторная дуга: 5—22).

Хомская Е.Д. Нейропсихология. — М., 1987. (Теория системной дина­мической локализации высших психических функций: 26—38). Основные принципы строения мозга: 38—55. Проблема межполушарной асимметрии мозга и межполушарного взаимодействия: 55—68).

Хрестоматия по ощущению и восприятию. — М., 1975. (Рецептивные поля и клеточные ансамбли: 19—28.)

Чуприкова Н.И. Психика и сознание как функции мозга.— М., 1985 (Психика и рефлекторная деятельность мозга: 16—62. Уровни организации психического отражения: 77—104. Сознание как высшая форма отражения и его мозговые механизмы: 105—157).

3. Тема "Развитие психики и сознания" (2 часа)




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 1046; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.