Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Вопросы для обсуждения




1. Понятие об ощущениях.

Значение ощущений в жизни человека и их происхождение. Виды ощущений. Физические свойства среды, порождающие ощущения различной модальности. Психологические особенности зрительных ощущений. Специфика слуховых ощущений. Обонятельные, вкусовые и осязательные ощущения. Представление о субсенсорных ощущениях

2. Изменение и измерение ощущений.

Понятие абсолютного и относительного порогов ощущений и чувствительности. Психометрическая кривая. Закон Вебера — Фехнера. Изменчивость чувствительности анализаторов, ее причины. Адаптация и сенсибилизация органов чувств.

3. Восприятие, его виды и свойства.

Отличие восприятия от ощущений, виды восприятия. Свойства восприятия. Механизмы восприятия размера, формы и контура предметов. Восприятие пространства. Восприятие движения. Восприятие времени.

4. Законы восприятия.

Связь восприятия с движениями. Устойчивость образов, ее значение и объяснение. Восприятие и научение. Восприятие и умозаключение (мышление). Развитие восприятия (перцептивных действий) у детей.

?

1. Роль и виды чувствительности (ощущений) у человека.

2. Основные параметры ощущений.

3. Виды и свойства восприятия.

4. Факторы, влияющие на формирование образов.

G

1. Связь ощущений со свойствами внешней и внутренней среды организма.

2. Психофизиологические механизмы формирования ощущений.

3. Законы и загадки зрительного восприятия человека.

4. Влияние мышления на восприятие.

 
 

 


1. Какую функцию выполняет познавательная сфера личности?

2. Что такое ощущение?

3. Что является анатомо-физиологической основой ощуще­ния?

4. Назовите основные виды ощущений.

5. Что такое восприятие?

6. Что представляет из себя субъективный образ?

7. Как образ соотносится с воспринимаемым объектом?

8. Назовите и охарактеризуйте основные свойства восприя­тия.

9. Где находится субъективный образ?

10. Выделите и охарактеризуйте основные виды восприятия.

Задание 1. Определите, какие свойства ощущений проявляются в следующих ситуациях:

1. Повар без труда определил разницу в приготовлен­ных соусах.

2. Окрашенные в светлые тона стены помещения вы­звали у посетителей ощущение прохлады.

3. Шлифовальщик определил незначительную шеро­ховатость на поверхности изделия без измерительных приборов.

4. У скрипача, долгое время занимающегося музыкой, значительно повысился звуковысотный слух.

5. После купания в горячей ванной отдыхающему по­казалось, что в коридорах санатория стало гораздо холод­нее.

6. Сталевар по оттенкам расплавленного металла мо­жет с большой точностью установить его температуру.

7. После наблюдения за мерцанием иллюминации ма­льчик еще некоторое время видел в темноте яркие свето­вые пятна.

8. При прослушивании симфонической музыки слу­шатель выделяет из общей игры оркестра партию виолон­чели.

9. Врач ставит диагноз о заболевании внутренних орга­нов пациента на основании проведенной пальпации (ощу­пывания).

10. При быстром движении фонаря в темноте наблюда­телю кажется, что он оставляет светящийся след.

11. Девочка долго ходила в теплом пальто, не замечая его тяжести.

12. При увеличении частоты мигания лампочки с како­го-то момента наблюдателю будет казаться, что она све­тится постоянно.

13. Предметы яркого оранжевого цвета кажутся теплы­ми.

14. Если после сладкого чая попробовать на вкус яблоко, оно покажется кислым.

15. Опытный врач может определить болезнь сердца по незначительным шумам в его работе.

16. В некоторых случаях голос человека называют бар­хатным.

Задание 2. Определите, какие свойства восприятия появляются в следующих ситуациях:

1. Известный отечественный врач-онколог во время посещения Лувра заметил, что на одной из картин изобра­жена женщина, больная раком груди.

2. Когда мы видим схематическое изображение како­го-либо объекта (например, человеческой фигуры), то без труда угадываем его. Это свойство восприятия широко ис­пользуется художниками.

3. При просмотре шахматной партии опытный шахма­тист без труда определяет, чья позиция выигрышнее.

4. При некоторых психических заболеваниях людей наблюдается следующее расстройство восприятия: они перестают узнавать предметы, хотя без особого труда определяют их составные элементы.

5. Если впервые посмотреть с большой высоты вниз, то все будет казаться уменьшенным по размеру. Но со време­нем все нормализуется. Например, этого не наблюдается у машинистов башенных кранов, у монтажников-высотни­ков.

6. После ампутации конечности у людей наблюдается феномен фантомной конечности. Он выражается в том, что у них длительное время сохраняется образ несуществу­ющей руки или ноги, и они ведут себя так, как если бы она действительно была на месте. Время от времени им кажет­ся, что она неудобно лежит, чешется, болит, мерзнет и т. д., и они пытаются исправить положение.

7. Когда человек смотрит на какой-то предмет, то глаз его все время движется.

8. Известно, что влюбленный человек не замечает изъ­янов во внешности своего избранника.

9. Если смотреть на удаленные рельсы, то они кажутся сходящимися.

10. Обычно мы смотрим на стоящие на столе тарелки сбоку, а не сверху. Однако они нам кажутся не овальными, а круглыми.

Задание 3. Оценка способности к восприятию пространственных отрезков (глазомер) может проводиться с помощью достаточно простого в выполнении теста.

Шаг 1. Инструкция.

Вам необходимо выполнить по очереди предлагаемы задания. Старайтесь выполнять их как можно более точно. Пользоваться при этом линейкой или циркулем нельзя. Задание выполня­ется в течение 3 мин.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 2944; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.015 сек.