Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Вопросы для обсуждения. 1. Общее представление о памяти




1. Общее представление о памяти.

Значение памяти в жизни человека. Развернутое определение памяти. Основные процессы памяти: запоминание, сохранение, воспроизведение.

2. Виды памяти и их особенности.

Основания для классификации видов памяти. Разновидности памяти. Кратковременная память человека. Долговременная память человека. Взаимосвязь и взаимодействие кратковременной и долговременной памяти.

3. Индивидуальные различия памяти у людей.

Количественные индивидуальные особенности памяти. Качественные характеристики индивидуальной памяти. Связь памяти с личностью человека. Нарушения памяти (амнезии). Память и мотивация (объяснение забывания).

4. Теории и законы памяти.

Ассоциативная теория памяти. Гештальттеория памяти. Смысловая теория памяти. Психоаналитическая теория памяти. Деятельностная теория памяти. Информационно-кибернетическая теория памяти. Законы памяти и факты из ее исследований. Явление реминисценции.

5. Формирование и развитие речи.

Основные линии развития памяти человека в фило- и онтогенезе. Теория филогенетического развития памяти П.П.Блонского. Культурно-историческая теория развития памяти Л.С.Выготского. Развитие непосредственного и опосредствованного запоминания у детей по А.Н. Леонтьеву. Факторы, влияющие на развитие памяти. Практические выводы и рекомендации по улучшению памяти.

?

1. Виды памяти у человека.

2. Индивидуальные особенности и нарушения памяти.

3. Теории памяти в психологии.

4. Факторы, определяющие развитие памяти у человека.

G

1. Взаимосвязь и взаимодействие различных видов памяти у человека.

2. Индивидуальные особенности памяти и способности человека.

3. Сравнительный анализ основных механизмов памяти по ее психологическим теориям.

4. Пути, приемы и средства улучшения памяти человека.

1. Что такое память?

2. Какую роль играет память в жизни человека?'

3. Какие процессы выделяются в памяти?

4. Какие функции выполняет каждый процесс?

5. Перечислите основные критерии классификации памяти.

6. Чем отличается произвольная память от непроизвольной?

7. Назовите основные виды памяти в зависимости от длите­льности хранения информации

8. Охарактеризуйте двигательную, эмоциональную, образ­ную и словесно-логическую память.

9. Назовите основные закономерности памяти и охарактери­зуйте их

10. Приведите примеры приемов запоминания и воспроизве­дения.

Задание 1. Спроектируйте психологические воздействия или жиз­ненные ситуации, ориентированные на актуализацию следующих видов памяти:

а) кратковременной, долговременной, оперативной;

б) двигательной, эмоциональной, образной (зритель­ной, слуховой, вкусовой, обонятельной, осязательной, словесно-логической;

в) произвольной и непроизвольной;

г) натуральной и культурной;

д) предметной и психологической.

Задание 2. Определите, какие особенности или закономерности памяти детей взяты за основу при разработке следующих психолого-педагогических рекомендаций.

1. Для того чтобы ученик лучше запоминал напи­сание словарных слов, учитель должен чаще давать их ему под запись.

2. При наличии еще и хорошего музыкального слуха у ребенка родители могут смело отдавать его в музыкальную студию.

3. Для лучшего запоминания правил, стихов и т. п. та­кому ребенку целесообразно использовать прием проговаривания вслух.

4. Родителям и учителям следует пояснять этому маль­чику, что простым «зазубриванием» невозможно добиться хороших результатов в учебе, поскольку со временем усложняется учебный материал.

5. Эту ученицу учитель может без опасения попросить пересказать текст только что прочитанного изложения, поскольку она способна легко справиться с этим задани­ем.

6. Чтобы облегчить запоминание нового материала та­ким учащимся, учителю физики следует больше записы­вать по ходу объяснения формулы, делать схематические рисунки или использовать готовые плакаты, соответству­ющие изучаемой теме.

7. Обеспечить победу в конкурсе на отгадывание при­готовленного блюда с закрытыми глазами он сможет без сомнения, поэтому учителю нужно обязательно включить его в команду от класса для участия в празднике «Сладко­ежка».

8. Чтобы школьница поняла, что заучивание правил и текстов параграфов не поможет ей стать отличницей, учи­теля должны после того, как она ответит, задавать ей до­полнительный вопросы, просить привести примеры, пе­ресказать текст еще раз своими словами.

9. Родители могут не беспокоиться по поводу того, что их сын не выучит письмо Онегина к Татьяне, если маль­чик твердо решил ответить завтра на уроке литературы на «пять».

10. Для лучшего усвоения детьми правил пожарной бе­зопасности преподавателю ОБЖ целесообразно сводить их в музей пожарной охраны.

11. Чтобы детям было проще запомнить басню «Стреко­за и муравей», учителю можно дать им задание пригото­вить по ее сюжету книжку-малышку.

12. Для того чтобы дети лучше запомнили пройденный материал, нужно в конце урока повторить все пройденные правила.

13. Этого подростка учитель физкультуры может попро­сить провести за себя разминку с классом, которая состоит из комплекса упражнений, разученных на предыдущих уро­ках.

14. Для лучшего запоминания стихотворений этому уче­нику следует повторять их через каждые 15—20 минут до полного заучивания.

15. Чтобы дети лучше справились с пересказом сказки «Два Мороза», учителю следует на уроке организовать ра­боту над текстом: разбить его на смысловые части, озагла­вить каждую из них и т. д.

16. Чтобы летние каникулы надолго запомнились го­родским детям, родителям неплохо бы устроить семейную поездку на рыбалку или в лес за грибами и ягодами.

17. Для того чтобы ученики прочно усвоили правило склонения имен существительных, учитель может ска­зать, что они обязательно пригодятся им как при изуче­нии других именных частей речи, так и вообще в дальней­шей жизни.

18. Для того чтобы дети хорошо запомнили ряд чисел после однократного прочтения, необходимо, чтобы коли­чество чисел не превышало 7.

Задание 3. Определите объем оперативной памяти с помощью ме­тодики 10 слов. Для выполнения задания разделитесь на пары (экспериментатор и испытуемый) и подготовьте спи­ски из 10 слов. Слова должны быть недлинными (в переде­лах 8 знаков) и не связанными по смыслу или ассоциатив­но. Спокойно и размеренно прочтите список слов своему соседу и попросите его сразу же воспроизвести их в любой последовательности. Вы в это время должны отмечать их по списку. Количество правильно воспроизведенных слов является показателем объема памяти. После выполнения процедуры поменяйтесь ролями и проделайте то же самое. Определите, соответствует ли объем вашей памяти уста­новленным нормативам.

Задание 4. На экспериментальном материале проработайте неко­торые закономерности процесса запоминания. Для вы­полнения задания разделитесь на пары: экспериментатор и испытуемый. Экспериментатор готовит список не свя­занных по смыслу или ассоциативно слов (всего 15) и раз­меренно зачитывает их испытуемому, после чего просит сразу же воспроизвести те из них, которые ему удалось за­помнить, и отмечает их в списке. Затем процедура повто­ряется необходимое количество раз до полного заучива­ния всех слов. По итогам эксперимента составьте таблицу, в которой будет отражена динамика и последовательность запоминания.

№   Слова   Номер воспроизведений Количество упоминаний    
         
               
               
               
               
               
               
               
               
               
               
               
               
               
               
Всего:                        

Сделайте необходимые выводы по динамике и после­довательности запоминания. Установите, обнаруживается ли «эффект края». После окончания процедуры постарай­тесь установить приемы воспроизведения материала.

Задание 5. На основе экспериментального исследования установи­те влияние на запоминание специальных приемов. Для вы­полнения задания, как в предшествующем случае, раздели­тесь на пары. Экспериментатор готовит список из 15 слов и зачитывает их испытуемому. Последний же для лучшего запоминания придумывает с каждым произнесенным словом предложения. Желательно, чтобы из них сложился связный рассказ. После зачитывания всех слов испытуемый должен воспроизвести их, а экспериментатор — зафиксировать в протоколе. Для получения окончательных выводов срав­ните полученные данные с результатами первого воспро­изведения в предшествующем задании.

Задание 6. Используя закономерности работы памяти, подготовь­те психолого-педагогические рекомендации для эффек­тивного запоминания учебного материала.

Задание 7. Методика исследования кратковременной, долговременной и эмоциональной памяти

Процедура исследования сводится к выполнению 10 идентичных заданий. Испытуемый должен выслушать, за­помнить, а затем воспроизвести в тетради запомнившиеся слова в любой последовательности.

Шаг 1. Инструкция

Экспериментатор зачитывает 30 слов в ритме 1,5 сек. на одно слово. Вы должны постараться их запомнить и по команде занести в тетрадь. Последовательность воспроизведения слов роли не играет. Процедура повторяется 10 раз.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 2220; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.