Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Вопросы для обсуждения. 6. Деление (делимое, делитель)




Ключ

1. Сад (растения, земля)

2. Река (берег, вода)

3. Город (здание, улица)

4. Сарай (крыша, стены)

5. Куб (углы, сторона)

6. Деление (делимое, делитель)

7. Кольцо (диаметр, округлость)

8. Чтение (книга, слово)

9. Газета (бумага, редактор)

10. Игра (игроки, правила)

11. Война (сражения, солдаты)

12.Книга (бумага. текст)

13. Пение (голос, мелодия)

14. Землетрясение (колебания почвы, шум)

15. Библиотека (книги, читатели)

16. Лес (лист, дерево)

17. Спорт (состязание, спортивная площадка)

18. Больница (врач, больные)

19. Любовь (чувство, человек)

20. Патриотизм (Родина, человек).

Суммарное количество баллов переводят в нормативные баллы по следующей схеме:

 

Нормативные баллы                    
Суммарное количество баллов       16-17 14-15 12-13 10-11  

 

Задание может предъявляться на слух, в данном случае после зачитывания каждой строки со словами отводится по 10 сек. На записывание ответа. В таком варианте нормативные баллы будут иными:

 

Нормативные баллы                    
(Суммарное количество баллов       14-16   12-13   10-11   8-9   6-7    

 

Уровень выраженности мыслительной операции обоб­щения определяется по нормативным баллам:

 

Уровень выраженности мыслительной операции обобщения  
9-8 7-3 2-1 Высокий Средний Низкий

Шаг 3. Отчет по результатам исследования особенностей мышления

Проинтерпретируйте индивидуальные результаты иссле­дования особенностей мышления, ориентируясь на схему, предложенную в таблице ниже.

Уровни выраженности отдельных особенностей мышления Влияние особенностей мышления
на обыденное поведение на общение в студенческой группе на учебную (профес­сиональную) деятельность  
0-0,3 Низкий уровень РМ          
0,31-0,7 Средний уровень РМ          
0,71-1 Высокий уровень РМ            
5 и менее рядов чисел Очень низкий уровень АМ      
6—7 рядов чисел Низкий уровень АМ            
8 — 10 рядов чисел Средний уровень АМ            
11—13 рядов чисел Высокий уровень АМ          
14—15 рядов чисел Очень высокий уровень АМ            
9-8 Высокий уровень О          
7-3 Средний уровень О          
2-1 Низкий уровень О          

Примечание. РМ — рефлексивность мышления; АМ — аналитичность мышления; О — обобщение.

&

Блейхер В.М., Бурлачук Л.Ф. Психологическая диагностика мышления и интеллекта. —Киев, 1978. (Теоретические проблемы исследования интеллекта 25—46. Методы исследования интеллекта. Тесты Векслера, Амтхауэра, Равена: 46—79).

Брушлинский А.В. Продуктивное мышление и проблемное обуче­ние. —М., 1983. (Мышление. Определение и виды: 6—34. Проблемная ситуация. Виды проблемности: 34—44, 52—70. Прогнозирование: 44—52).

Веккер Л.М. Психические процессы: В 3 т. — Т. 2. Мышление и интеллект. — Л., 1976. (Мышление как проблема психологии: 14—28. Свойства процессов мышления: 28—109. Закономерности мышления: 109—191. Уровни органи­зации мыслительных процессов: 192—275. Интеллект: 276—340.)

Вертгеймер М. Продуктивное мышление. — М., 1987. (Динамика и логика продуктивного мышления: 5—26, 269—298.)

Выготский Л. С. Собрание сочинений: В 6 т.— Т. 2. — М., 1982. (Мышление и речь: 5—361. Мышление и его развитие в детском возрасте: 395—415).

Выготский Л. С. Собрание сочинений: В 6 т. — Т. 3.— М., 1983. (Развитие устной речи. Предыстория письменной речи: 164—200. Развитие речи и мышления: 254—273).

Выготский Л. С. Собрание сочинений: В 6 т. — Т. 6. — М., 1984. (Речь и практическое мышление: 6—37.)

Леонтьев А. Н. Избранные психологические произведения: В 2 т. — Т. 1. — М., 1983. (Психологическое исследование речи: 65—75.)

Леонтьев А.Н. Избранные психологические произведения: В 2 т. — Т.II. — М., 1983. (Опыт экспериментального исследования мышления: 72—78. Мышление: 79—92).

Найссер У. Познание и реальность. — М., 1981. (Язык и его использование: 166—186).

Общая психология. — М., 1986. (Мышление: 322—347).

Одаренные дети. — М., 1991. (Структуры интеллекта. Модель Гилфорда: 216—220).

Тихомиров О.К. Психология мышления. — М., 1984. (Виды мышления: 7—10. Развитие мышления: 211—231. Теории мышления: 232—254).

Хрестоматия по общей психологии. Психология мышления. — М., 1981. (Мышление (У. Джемс): 11—20. Психология мышления (О. Кюльпе): 21 — 27. Продуктивное мышление (К. Дункер): 35—47. О действенном и наглядно-образном мышлении (Д. Брунер): 87—96. Творческое и критическое мышление (Г. Линдсей и др.): 149—152. Этапы творческого мышления (Р. Вудвортс): 255—257. Основные направления экспериментального изучения творчества (X. Е. Трик): 298— 304).

 

 

8. Тема "Воображение" (2 часа)

1. Определение и виды воображения.

Понятие о воображении. Виды воображения. Сновидения галлюцинации и грезы. Мечты и фантазии.

2. Функции воображения, его развитие.

Роль воображения в жизни человека. Основные функции воображения. Воображение и познавательные процессы. Воображение и мышление. Воображение и средства психотерапевтическо о воздействия. Воображение и художественное творчество.

3. Воображение и творчество

Связь творческого процесса с воображением. Два типа творческого мышления: образное и понятийное, их связь с явлением функциональной асимметрии мозга. Творческое воображение и личность. Использование продуктов воображения в личностных тестах.

4. Воображение и органические процессы.

Психогенные телесные изменения. Приспособительный характер физиологических реакций на психические состоя­ния. Идеомоторный акт. Использование связи воображения и движений в невербальном общении. Психобиологические ритмы. Сон и сновидения.

?

1. Определение и функции воображения

2. Воображение и индивидуальное творчество

3. Влияние воображения на состояния организма

G

1. Развитие воображения.

2. Воображение и индивидуальное творчество художника. Сравнительный анализ различных направлений в современном искусстве

3. Использование воображения в психотерапевтических целях

4. Воображение и проективные личностные тесты


1. Что такое воображение?

2. Как воображение соотносится с мышлением?

3. Какие функции выполняет воображение?

4. В каких условиях актуализируется воображение?

5. Назовите виды воображения и охарактеризуйте их

6. Перечислите и охарактеризуйте основные приемы созда­ния творческих образов.

Задание 1. В центре чистого листа бумаги изобразите окружность диаметром 2 сантиметра, а затем в течение 3 минут на ее основе нарисуйте что-нибудь. Выделите основные осо­бенности данного задания. Преобразуйте его таким обра­зом, чтобы оно актуализировало образное мышление. Оцените, насколько сложным и оригинальным получился рисунок. Попробуйте определить, какие приемы были ис­пользованы вами.

Задание 2. Приведите примеры, иллюстрирующие разные функ­ции воображения: целеполагание, планирование создание предметов материальной и духовной культуры, психиче­ской саморегуляции, саморегуляции физиологических процессов, общения, межличностного понимания, усвое­ния учебных предметов.

Задание 3. Из предложенных ситуаций выделите те, в которых ак­туализируется воображение.

1. Художник пишет картину в мастерской.

2. Участники команды играют в брейн-ринг.

3. Учитель следит за правильностью выполнения зада­ния учеником и за тишиной в классе

4. Ученик пишет сочинение на тему «Кем я хочу быть».

5. Пилот следит за полетом самолета

6. Покупая в магазине товар, покупатель просматрива­ет множество вещей.

7 Спортсмен тренируется в ходьбе на лыжах.

8. Ученик мечтает получить пятерку по химии.

9. Библиотекарь обслуживает читателей.

10. Писатель представляет себе образ будущего героя.

11. Супруги планируют, как они проведут выходные.

12. Девушка мечтает стать балериной.

13. Парень учится играть на гитаре.

14. Бабушка вяжет свитер и смотрит телевизор.

15. Мальчик, читая роман «Война и мир», представляет себе батальные сцены.

Задание 4. Укажите, какие приемы создания образов были испо­льзованы в следующих случаях.

1. Русалка.

2. Змей-Горыныч.

3. Гулливер.

4. Колобок.

5. Ковер-самолет.

6. Дон Жуан.

7. Буратино.

8. Шапка-невидимка.

9. Баба Яга.

10. Дружеский шарж.

11. Плюшкин.

12. Скатерть-самобранка.

13. Соловей-разбойник.

14. Карикатура.

Задание 5. Представьте себе свою будущую профессиональную деятельность и укажите, какие требования она предъявляет к воображению.

Задание 6. Дайте полную квалификационную характеристику во­ображения (уровень субъективности (произвольность), уникальность, мотивация, модальность и содержание), которое актуализируется в следующих ситуациях.

1. Подходя к двери класса, опоздавший ученик неволь­но представил себе, каким будет лицо учительницы в тот момент, когда он войдет.

2. Глядя на ноты, музыкант «слышит» мелодию.

3. Незадолго до демобилизации из армии солдат посто­янно видит сны о том, как он возвращается домой.

4. Летчик-испытатель отчетливо представляет себе как бы со стороны положение самолета в момент выполнения сложного виража.

5. Голодного человека постоянно преследуют вкусы и запахи пищи.

6. Поздно возвращающийся человек принимает тени деревьев за фигуры бандитов, и у него в голове возникают ужасные картины.

7. В минуту опасности в сознании человека может быть отчетливо представлена вся его жизнь.

Задание 7. Опишите воображение людей с заданными чертами ха­рактера (честолюбие, трусость, тревожность, мститель­ность, сострадательность) в контексте соответствующих жизненных ситуаций.

 

&

Веккер Л.М. Психические процессы. — Т. 1. — Л., 1974. (Воображение и психологическое время: 262—271. Представление (воображение): 278—295).

Выготский Л.С. Собрание сочинений В 6 т. — Т. 2 — М., 1982. (Воображение и его развитие в детском возрасте: 436—454.)

Карандашев Ю.Н. Развитие представлений у детей. Учебное пособие. — Минск, 1987. (Психология представлений и проблемы творчества: 5 -13. Возрастная динамика развития представлений: 74—87).

Коршунова Л.С. Воображение и его роль в познании. — М., 1979. (Трудности в определении воображения: 3—7. Воображение и практическая деятельность: 8—30. Воображение как отражение действительности: 31—85. Воображение и научное познание мира: 86—131).

Коршунова Л.С., Пружинин Б.И. Воображение и рациональность. Опыт методологического анализа познавательной функции вооб­ражения. — М., 1989. (Психологический подход к воображению. Перспектива и границы: 18—39. Воображение и игровая деятельность: 83—97. Чувственное отображение и воображение: 113—122. Воображение и мышление: 122—138.)

Найссер У. Познание и реальность. — М., 1981. (Воображение и память: 141—165.)

Общая психология. — М., 1986. (Воображение: 344—365.)

Познавательные процессы и способности в обучении. — М., 1990. (Представление и воображение: 80—100.)

Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. В 2 т. — Т. 1 — М., 1989. (Воображение: 344—360.)

 

9. Тема "Введение в психологию личности" (2 часа)




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 1800; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.043 сек.