Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Протокол исследования




Текст методики

1. Аккуратность 17. Легковерие 33. Педантичность
2. Беспечность 18. Медлительность 34. Радушие
3. Вдумчивость 19. Мечтательность 35. Развязность
4. Восприимчивость 20. Мнительность 36. Рассудительность
5. Вспыльчивость 21. Мстительность 37. Самокритичность
6. Гордость 22. Надежность 38. Сдержанность
7. Грубость 23. Настойчивость 39. Справедливость
8. Гуманность 24. Нежность 40. Сострадание
9. Доброта 25. Нерешительность 41. Стыдливость
10. Жизнерадостность 26. Несдержанность 42. Практичность
11. Заботливость 27. Обаяние 43. Трудолюбие
12. Завистливость 28. Обидчивость 44. Трусость
13. Застенчивость 29. Осторожность 45. Убежденность
14. Злопамятность 30. Отзывчивость 46. Увлеченность
15. Искренность 31. Подозрительность 47. Черствость
16. Капризность 32. Принципиальность 48. Эгоизм

 

Из двадцати отобранных свойств личности Вам необхо­димо построить эталонный ряд d1в протоколе исследования, где на первых позициях располагаются наиболее важные, с Вашей точки зрения, положительные свойства личности, а последними наименее желательные, отрицательные (20-й ранг — наиболее привлекательное качество, 19-й — менее и т. д. вплоть до 1-го ранга). Следите, чтобы ни одна оцен­ка-ранг не повторялась дважды.

Номер ранга эталона d1 Свойства личности n Номер ранга субъекта d2 Разность рангов d Квадрат разности рангов d2
         
    n = 20           Σd2  

 

Из отобранных Вами ранее свойств личности построй­те субъективный ряд д2, в котором расположите данные свойства по мере убывания их выраженности у Вас лично (20-й ранг — качество, присущее Вам в наибольшей степе­ни, 19-й — качество, характерное для Вас несколько мень­ше, чем первое, и т. д.). Результат занесите в протокол ис­следования.

Шаг 2. Обработка результатов

Цель обработки результатов — определение связи между ранговыми оценками качеств личности, входящими в пред­ставления «Я идеальное» и «Я реальное». Мера связи уста­навливается с помощью коэффициента ранговой корреля­ции. Чтобы высчитать коэффициент, необходимо вначале найти разность рангов d1 — d2 по каждому качеству и занести полученный результат в колонку d. в протокол исследования. Затем каждое полученное значение разности рангов d возве­сти в квадрат (d1 — d2)2 и записать результат в колонке d2.

 

Подсчитайте общую сумму квадратов разности рангов Σd2 и внесите ее в формулу:

6 Σ d2

r = 1 - --------------- (1)

n (n2 – 1)

 

где r – коэффициент корреляции (показатель уровня самооценки личности;

n – количество отобранных свойств личности.

Если количество качеств равно 20, то формула имеет упрощенный вид:

r = 1 – 0,00075 × Σd2 (2)

Шаг 3. Интерпретация результатов.

Коэффициент ранговой корреляции r может находиться в интервале от -1 до +1. Если полученный коэффициент составляет не менее -0,37 и не более +0,37 (при уровне достоверности, равном 0,05), то это указывает на слабую незначи­тельную связь (или ее отсутствие) между представлениями человека о качествах своего идеала и о реальных качествах. Такой показатель может быть обусловлен и несоблюдением испытуемым инструкции, но если она выполнялась, то низ­кие показатели означают нечеткое и недифференцирован­ное представление человека о своем «идеальном Я» и «Я реаль­ном».

Значение коэффициента корреляции от +0,38 до +1 — свидетельство наличия значимой положительной связи между Я идеальным и реальным. Это можно трактовать как проявление адекватной самооценки или при г от +0,39 до +0,89 как тенденцию к завышению. Значения же от +0,9 до +1 часто выражают неадекватно завышенное самооценивание. Значение коэффициента корреляции в интервале от -0,38 до -1 говорит о наличии значимой от­рицательной связи между идеальным и реальным (от­ражает несоответствие или расхождение представлений человека о том, каким он хочет быть, и том, какой он в ре­альности). Это несоответствие предлагается интерпрети­ровать как заниженную самооценку. Чем ближе коэффи­циент к -1, тем больше степень несоответствия.

В предложенной методике исследования самооценки ее уровень и адекватность определяются как отношение между Я идеальным и реальным. Представления чело­века о самом себе, как правило, кажутся ему убедитель­ными независимо от того, основываются ли они на объек­тивном знании или на субъективном мнении, являются ли они истинными или ложными. Качества, которые че­ловек приписывает самому себе, далеко не всегда адек­ватны. Процесс самооценивания может происходить дву­мя путями:

1) путем сопоставления уровня своих притязаний с объективными результатами своей деятельности;

2) путем сравнения себя с другими людьми.

Однако независимо от того, лежат ли в основе самооцен­ки собственные суждения человека о себе или интерпрета­ции суждений других людей, индивидуальные идеалы или культурно-заданные стандарты, самооценка всегда носит субъективный характер; при этом ее показателями могут вы­ступать адекватность и уровень.

Адекватность самооценивания выражает степень соответ­ствия представлений человека о себе объективным основа­ниям этих представлений. Уровень самооценки выражает сте­пень реальных и идеальных, или желаемых, представлений о себе. Адекватную самооценку (с тенденцией к завышению) можно приравнять к позитивному отношению к себе, к са­моуважению, принятию себя, ощущению собственной пол­ноценности. Низкая самооценка (с тенденцией к заниже­нию), наоборот, может быть связана с негативным отноше­нием к себе, неприятием себя, ощущением собственной неполноценности.

В процессе формирования самооценки важную роль иг­рает сопоставление образов Я реального и Я идеального. Поэтому тот, кто достигает в реальности характеристик, со­ответствующих идеалу, будет иметь высокую самооценку. Если же человек «эффективно» рефлексирует разрыв между этими характеристиками и реальностью своих достижений, его самооценка, по всей вероятности, будет низкой.

Самооценка и отношение человека к себе тесно связаны с уровнем притязаний, мотиваций и эмоциональными осо­бенностями личности. От самооценки зависит интерпрета­ция приобретенного опыта и ожидания человека относи­тельно самого себя и других людей.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 689; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.046 сек.