Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Тема 13. Способности и воля




Тема 12. Эмоции и чувства

Понятие об эмоциях. Значение эмоций в жизни человека. Основные функции эмоций: коммуникативная, регулятивная, сигнальная, мотивационная, оценочная, стимулирующая, защитная. Отличие эмоций от ощущений и чувств. Классификация и виды эмоций эмоции в узком смысле слова: настроение, аффект, страсть и стресс. Параметры, по которым оцениваются эмоциональные процессы и состояния: интенсивность, продолжительность, глубина, осознанность, происхождение, условия возникновения и исчезновения, действие на организм, динамика развития, направленность, способ выражения и неирофизиологическая основа.

Эволюционная теория Ч.Дарвина. Психоорганическая концепция сущности и происхождения эмоций Джемса — Ланге. Теория эмоций Кеннона — Барда. Активационная теория эмоций Линдслея — Хебба. Когнитивные теории эмоций. Объяснение эмоций в русле теории когнитивного диссонанса Л.Фестингера. Когнитивно-физиологическая теория эмоций С.Шехтера Информационная теория эмоций П.В.Симонова.

Индивидуальное своеобразие эмоций и чувств. Совесть как одно из высших эмоционально моральных личностных качеств человека. Проявление чувств и эмоций в художественном творчестве. Жизненные наблюдения Б.Спинозы относительно роли эмоций в регуляции личных взаимоотношений людей. Любовь как эмоциональное чувство. Развитие эмоционально-личностной сферы у человека.

Разница между способностями, знаниями, умениями и навыками. Быстрота овладения новыми знания­ми, умениями и навыками, их качество — основные признаки наличия у человека спо­собностей. Три различных определения способностей. Природные (естественные) и при­обретенные (социально обусловленные) способности. Общие и специальные способнос­ти. Теоретические и практические, учебные и творческие, предметные и межличностные способности. Взаимосвязь и взаимная компенсация разных способностей. Способности и успешность деятельности. Понятие одаренности.

За­датки как природные и социально сформированные предпосылки для развития способ­ностей более высокого уровня. Неоднозначность связей способностей и задатков. Спо­собности, задатки и индивидуальные различия. Природа индивидуальных различий.

Свойства нервной системы как задатки к развитию элементарных динамических способностей. Межполовые индивидуальные различия в задатках и способностях.

Отсутствие или невыявленность природных задатков к развитию социальных способностей человека. Условия и предпосылки для формирования таких способностей. Понятие функционального органа как анатомо-физиологической основы прижизненно складывающихся человеческих способностей.

Начальные этапы становления способностей, процесс их формирования и дальнейшего развития. Условия проявления и ускоренного развития способностей. Разноплановость деятельности человека, широта и разнообразие сфер его общения — важное условие развития способностей. Психологические требо­вания к формированию и развитию способностей. Компенсация отсутствия природных задатков к развитию одних способностей усиленной работой и особым развитием других.

Воля и ее основные признаки. Значение воли в жизни человека, в организации и регуляции его деятельности и общения. Первичные волевые качества личности: сила воли, настойчивость, выдержка. Вторичные, или производные, воле­вые качества: решительность, смелость, самообладание, уверенность. Третичные воле­вые качества: ответственность, дисциплинированность, обязательность, принципиаль­ность, деловитость, инициативность.

Общее положение дел в области теоретических исследований воли. Волевая регуляция поведения как его наделение более высоким смыслом. Необхо­димость возникновения волевого действия и его особенности. Участие воли на раз­личных этапах регуляции деятельности, от ее инициации до завершающего контроля. Связь волевой регуляции с мотивацией деятельности. Рефлексия и воля.

Природа волевого действия. Воля, сознание и речь. Структура волевого действия. Наличие препятствий, борьба мотивов как условия возникновения и осуществления волевого акта. Принятие и исполнение волевого решения.

Основные направления развития воли. Воля и фор­мирование высших психических функций человека. Становление и укрепление соз­нательной, нравственной регуляции поступков как важный этап в развитии воли. Значение игр, связанных с преодолением трудностей, в развитии воли у детей. Система поощрений за достижение успехов при успешном выполнении волевого акта. Воспитание у детей волевых качеств личности.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 1505; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.