КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Карта групповой дифференциации
N C N В M Социометрическая карточка Шаг 2. Обработка результатов Для анализа ответов на первый вопрос строят социомет-рическую матрицу, отражающую картину межличностных отношений и партнерства в группе. Микрогруппы определяются по матрице исходя из количества взаимных выборов. При этом считается несущественным то, каким по порядку был этот выбор: первым, вторым или третьим. В микрогруппу входят члены группы, взаимно выбравшие друг друга. Окончательный результат можно изобразить в виде схемы, представленной на рисунке ниже.
Схема группы по данным социометрического исследования
Определение неофициального лидера производится при помощи ответов на вопрос, стоящий в социометрической карточке вторым, простым подсчетом количества полученных выборов для каждого члена группы. Дополнительным фактором является степень предпочтительности выбора, т.е. в какую очередь его выбирают: в первую, вторую или третью. Определение социометрического статуса членов группы (St) (табл.) производится на основании оценок, полученных в результате ответов на третий вопрос, при помощи формулы: St = ---------- (1) 2(n – 1) где ∑m — сумма оценок, полученных одним членом группы; n — число членов группы.
Групповой коэффициент взаимности (Кв) определяется по данным матрицы взаимных выборов при помощи формулы Кв= ------------, (2) 3(n – 1) где Kв —число взаимных выборов в группе; n — число членов группы. Групповой коэффициент коммуникативности (Кк) определяется по матрице взаимных выборов при помощи формулы nк Кк= -----, (3) где nк — число членов группы, вошедших в микрогруппы; n — число членов группы. Удельный вес изолированных (Ки) определяется по матрице взаимных выборов при помощи формулы nu Ки = ------, (4) где nu — число изолированных, т.е. членов группы, не получивших ни одного выбора; n — число членов группы. Коэффициент самооценки группы (Кс) рассчитывается как средний показатель уровня удовлетворенности группой всех ее членов. Определяется по ответам на четвертый вопрос и рассчитывается по формуле:
Kc = ------- (5) где ∑с — сумма оценок удовлетворевдщвти группой всех ее членов; n — число членов группы.
Суммарный коэффициент благоприятности психологического климата (Кбпк) рассчитывается как среднее значение между коэффициентами Кв и Кк Кв+Кк где Кв — групповой коэффициент взаимности, вычисляемый по формуле (2); Кк — групповой коэффициент коммуникативности, вычисляемый по формуле (3). Шаг 3. Интерпретация результатов Микрогруппы. Наличие микрогрупп, как и количество в них членов, не говорит однозначно о положении дел в группе. Однако если микрогруппы велики, то следует особое внимание обратить на лидеров этих образований, на их социальную роль. Идеальный вариант — абсолютно взаимный выбор. Существование микрогруппы свидетельствует о контактной сплоченности: чем больше взаимных выборов, тем больше сплоченность группы. Лидер. Это личность, за которой все остальные члены группы признают право брать на себя ответственные решения, затрагивающие их интересы и определяющие направления и характер деятельности всей группы. Таким образом, будучи наиболее авторитетной личностью, лидер реально играет центральную роль в организации совместной деятельности и регулировании взаимоотношений в группе. Едва ли не важнейшая характеристика лидера связана с предпочтениями, которые он получает от членов группы, выделяющих его среди всех по каким-либо признакам. Что же лежит в основе этого выбора? Экспериментально доказано, что здесь все зависит от уровня развития группы. Чем выше группа по уровню развития, чем в большей степени межличностные отношения в ней опосредованы содержанием и ценностями совместной деятельности, тем более вероятно, что появление лидера в группе происходит как реализация именно этих отношений. По существу, лидер — это наиболее референтное для группы лицо в плане совместной деятельности, оказывающее влияние на эффективность ее деятельности. Неправильно отождествлять понятия «лидер» и «руководитель». Между ними определены следующие различия:
Социометрический статус. Указывает положение человека в системе межличностных отношений и отражает степень его признания членами группы, меру личного предпочтения, определяемую числом выборов, полученных от других. Высокий статус (более 0,55) является благоприятным фактором развития личности, поскольку он предоставляет положительные психологические условия: положительную оценку окружающих, которая, в свою очередь, положительно влияет на самооценку; интенсивность личных контактов и т. д. Низкий статус (менее 0,3) тормозит или делает противоречивым развитие личности: повышается тревожность, складывается неадекватная самооценка, постепенно формируется отчужденный стиль отношений с окружающими. Если в группе преобладают высокие статусы, можно предположить, что большинство членов группы имеют благоприятные условия для развития личности, положительное социальное самочувствие. Если же в группе преобладают низкие статусы — это говорит о неблагополучном социальном самочувствии большинства ее членов, которые лишены преимуществ активного общения. Коммуникативность. Этот термин в данном случае используется для характеристики структуры деловых и межличностных взаимосвязей (например, структуры внутри-группового общения). Коммуникативность включает в себя обмен представлениями, интересами, настроениями, чувствами в ходе совместной деятельности членов в группе. Чем ближе величина показателя коммуникативности к 1, тем лучше может быть охарактеризована группа. Если он меньше или равен 0,2, то можно предположить возможность коммуникативного барьера как следствие противоречивых отношений между членами группы, социальных, нравственных и других индивидуальных противоречий. Психологический климат. Это социально-психологическое понятие эмоционально-оценочного и социально-оценочного плана, характеризующее психологические явления в группе. Психологический климат — относительно устойчивый эмоциональный настрой, преобладающий в группе, в котором отражаются настроения людей, их душевные волнения и переживания, отношение друг к другу, к работе и к окружающим событиям. Он может быть благоприятным и неблагоприятным, здоровым и нездоровым. Если коэффициент благоприятности психологического климата больше 0,65, то можно говорить о преобладании атмосферы взаимного внимания, уважения, духа товарищества, высокой внутренней дисциплины, принципиальности и ответственности, требовательности к себе и другим. Задание 2. Методика выявления интерперсональных отношений Тест создан Т. Лири, Г. Лефоржем, Р. Сазеком в 1954 г. и предназначен для оценки устойчивых психологических свойств, определяющих социальное поведение человека, а так же для изучения взаимоотношений в малых группах. При исследовании межличностных отношений в данном тесте выделяются два фактора: доминирование-подчинение и дружелюбие-агрессивность. Шаг 1. Инструкция. Вам предлагается список характеристик. Следует внимательно прочесть каждую и решить, соответствует ли она Вашему представлению о себе. Если соответствует, то пометьте ее крестиком или напишите против нее «ДА». Если не соответствует - ничего не пишите. Старайтесь быть искренними. Если нет полной уверенности, знак «+» не ставьте.
Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 1376; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |