Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Вопросы для обсуждения. Оценив наличие у себя всех предложенных 128 характеристик суммируйте количество «+» по каждому блоку




Ключ.

Оценив наличие у себя всех предложенных 128 характеристик суммируйте количество «+» по каждому блоку. Выпишите результат:

I блок -... баллов (т.е. общая сумма плюсов при ответе на I блок, который встречается 4 раза);

II блок -... баллов и так до VIII.

Шаг 3. Анализ результатов

 

Схема Т. Лири основана на предположении, что чем ближе результаты человека к центру окружности, тем сильнее взаимосвязь этих двух переменных. Расстояние полученных показателей от центра окружности указывает на адаптивность или экстремальность межличностного (социального) поведения.

Максимальная оценка уровня - 16 баллов, но она разделена на четыре степени выраженности отношения:

0-4 балла - низкая

5-8 баллов - умеренная адаптивное поведения

9-12 баллов - высокая экстремальное поведение

13-16 баллов - экстремальная до патологии

Полученные баллы по каждому блоку ответов переносятся на диаграмму, при этом расстояние от центра круга соответствует числу баллов по данному блоку (от 0 до 16). Концы векторов соединяются и образуют личностный профиль. Таким образом Ваш результат будет представлен в виде заштрихованной части на диаграмме. Это Ваш личностный профиль по данному тесту. По следующим формулам определяются показатели по двум основным факторам: доминирование и дружелюбие.

Доминирование = (I-V) + 0,7 x (VIII+II-IV-VI)

Дружелюбие = (VII-III) + 0,7 x (VIII-II-IV+VI)

Качественный анализ полученных данных проводится путем сравнения диаграмм, демонстрирующих различие между представлениями разных людей.

Типы отношения к окружающим по результатам каждого из 8-ми блоков ответов:

I. Авторитарный

13-16 - диктаторский, властный, деспотический характер, тип сильный личности, которая лидирует во всех видах групповой деятельности. Всех наставляет, поучает, во всем стремится полагаться на свое мнение, не умеет принимать советы других. Окружающие отмечают эту властность, но признают ее.

9-12 - доминантный, энергичный, компетентный, авторитетный лидер, успешный в делах, любит давать советы, требует к себе уважения.

0-8 - уверенный в себе человек, но не обязательно лидер, упорный и настойчивый.

II. Эгоистический

13-16 - стремится быть над всеми, но одновременно в стороне от всех, самовлюбленный, расчетливый, независимый, себялюбивый. Трудности перекладывает на окружающих, но сам относится к ним несколько отчужденно; хвастливый, самодовольный, заносчивый.

0-12 - эгоистические черты, ориентация на себя, склонность к соперничеству.

III. Агрессивный

13-16 - жесткий и враждебный по отношению к окружающим, резкий, жесткий; агрессивность может доходить до асоциального поведения.

9-12 - требовательный, прямолинейный, откровенный, строгий и резкий в оценке других, непримеримый, склонный во всем обвинять окружающих, насмешливый, ироничный, раздражительный.

0-8 - упрямый, упорный, настойчивый и энергичный.

IV. Подозрительный

13-16 - отчужденный по отношению к враждебному и злобному миру, подозрительный, обидчивый, склонный к сомнению во всем, злопамятный, постоянно жалуется на всех.

9-12 - критичный, испытывает трудности в интерперсональных контактах из-за подозрительности и боязни плохого отношения, замкнутый, скептичный, разочарованный в людях, скрытный; свой негативизм проявляет в вербальной агрессии.

0-8 - критичный по отношению ко всем социальным явлениям и окружающим людям.

V. Подчиняемый

13-16 - покорный, склонный к самоуничижению, слабовольный, склонный уступать всем и во всем, всегда ставит себя на последнее место и осуждает себя, приписывает себе вину, пассивный, стремится найти опору в ком-либо более сильном.

9-12 -застенчивый, кроткий, легко смущается, склонен подчиняться более сильному без учета ситуации.

0-8 - скромный, робкий, уступчивый, эмоционально сдержанный, способный подчиняться, не имеет собственного мнения, послушно и честно выполняет свои обязанности.

VI. Зависимый

13-16 - резко неуверенный в себе, имеет навязчивые страхи, опасения, тревожится по любому поводу, поэтому зависим от других, от чужого мнения.

9-12 - послушный, боязливый, беспомощный, не умеет проявить сопротивление, искренне считает, что другие всегда правы.

0-8 - конформный, мягкий, ожидает помощи и советов, доверчивый, склонный к восхищению окружающими, вежливый.

VII. Дружелюбный

9-16 - дружелюбный и любезный со всеми, ориентирован на принятие и социальное одобрение, стремится удовлетворить требования всех, «быть хорошим» для всех без учета ситуации, стремится к целям микрогруппы, имеет развитые механизмы вытеснения и подавления, эмоционально неустойчивый.

0-8 - склонный к сотрудничеству, кооперации, гибкий и компромиссный при решении проблем и в конфликтных ситуациях; стремится быть в согласии с мнением окружающих, сознательно конформный, следует условностям, правилам и принципам «хорошего тона» в отношениях с людьми; инициативный энтузиаст в достижении целей группы, стремится помогать, чувствовать себя в центре внимания, заслужить признание и любовь; общительный, проявляет теплоту и дружелюбие в отношениях.

VIII. Алътруистический

9-16 - гиперответственный, всегда приносит в жертву свои интересы, стремится помочь и сострадать всем, навязчивый в своей помощи и слишком активный по отношению к окружающим, неадекватно принимает на себя ответственность за других (может быть только внешняя «маска», скрывающая личность противо­положного типа).

0-8 - ответственный по отношению к людям, деликатный, мягкий, добрый, эмоциональное отношение к людям проявляет в сострадании, симпатии, заботе, ласке, умеет подбодрить и успокоить окружающих, бескорыстный и отзывчивый.

 

&

Андреева Г.М. Социальная психология.— М., 1988. (Коллектив: 284— 302. Личность в социальной психологии: 317—331. Личность в группе: 367—384.)

Аникеева Н.П. Психологический климат в коллективе.— М., 1989. (Понятие о психологическом климате в коллективе: 3—16. Коллектив и личность: 16- 35. Эффек­тивность групповой деятельности: 87—120.)

Бернс Р.В. Развитие Я-концепции и воспитание — М., 1986. (Меж­личностные отношения и Я-концепция 225—245.)

Волков К.Н. Психологи о педагогических проблемах.— М., 1981. (Условия эффективности групповой работы: 115—127.)

Добрович А.Б. Воспитателю о психологии и психогигиене об­щения: Книга для учителя и родителей.— М., 1987. (Группа, коллектив и личность: 122—163.)

Донцов А.И. Психология коллектива.— М., 1984. (Малая груп­па и коллектив как объект психологического исследования: 3—39. Личность в группе 39—63. Коллектив. Определение, сплоченность, развитие: 64—190.)

Коломинский Я.Л. Психология взаимоотношений в малых груп­пах. Общие и возрастные особенности. — Минск, 1976. (Группа как объект психологического исследования: 18—26. Коллектив: 26—34.)

Кричевский Р.Л., Дубровская Е.М. Психология малой группы.— М., 1991. (Понятие малой группы. История исследований малых групп: 5—35. Генезис и развитие малой группы: 46—60.)

Лутошкин А. Н. Эмоциональные потенциалы коллектива — М, 1988 (Группа и коллектив: 9—19.)

Петровский А.В. Личность. Деятельность. Коллектив. — М., 1982. (Малая группа и коллектив: 7—22, 45—51. Структура межличностных отношений в коллективе: 41—44.)

Робер М.-А., Тильман Ф. Психология индивида и группы.— М., 1988. (Общества и группы: 57—69. Группа и личность: 69—72. Фрустрация: 93—102. Конфликты в группе: 112—118. Руководство и лидерство в группах: 162—170. Эффективность групповой деятель­ности: 176—193.)

Шакуров Р. X. Социально-психологические проблемы руководства педагогическим коллективом.— М., 1982. (Исследования лидерства: 10—33. Управление педагогическим коллективом: 33—192.)

 

17. Тема "Личность и общение" (2 часа)

1. Понятие и виды общения

Определение общения его содержания целей и средств. Отличие общения человека от общения животных. Виды человеческого общения. Общение и деятельность.

2. Роль общения в психическом развитии человека

Необходимость общения для психического развития человека. Роль различных видов общения в интеллектуальном развитии человека. Общение и развитие человека как личности.

3. Техника и приемы общения

Понятия техники и приемов общения. Техника и приемы общения на разных его этапах. Понятие и механизмы действия обратной связи в общении. Возрастные и профессиональные особенности техники и приемов общения.

4. Развитие общения

Филогенетические и онтогенетические аспекты общения. Появление и роль невербального общения в становлении звуковой речи как основного средства человеческого общения. Пути совершенствования общения людей по мере их интеллектуального и личностного развития.

?

1. Виды общения у животных

2. Виды общения у человека

3. Роль общения в психологическом онтогенетическом развитии человека

G

1. Сравнительный анализ общения у человека и животных

2. Развитие общения у детей

3. Содержание цели и средства общения у людей находящихся на разных уровнях интеллектуального и личностного развития

1. Что такое общение?

2. Что общего между общением и предметной деятельно­стью?

3. В чем специфика общения?

4. Назовите основные функции общения.

5. Определите функциональную специфику общения.

6. Перечислите свойства и соответствующие особенности об­щения.

7. Назовите и опишите виды общения.

8. Сравните внешнее и внутреннее общение.

9. Что такое содействие? Чем оно отличается от предметного действия?

10. Выделите основные факторы построения содействия и его основные характеристики.

11. Назовите виды содействий.

12. Для чего партнеры по общению познают друг друга?

13. Как межличностное познание связано с целями и задачами субъекта, вступающего в общение?

14. Почему наше знание о других является относительным и неполным?

15. Что такое психологическое мышление?

Задание 1.

1. Опишите несколько жизненных ситуаций, в кото­рых актуализируется каждая функция общения.

2. С какими последствиями может быть связано нару­шение соответствующих функций?

Задание 2. С какими функциями общения связаны следующие жизненные ситуации.

1. Человек испытывает чувство одиночества.

2. Ребенок отстает в психическом развитии.

3. В условиях совместного решения задачи ученик зна­чительно хуже соображает.

4. При решении сложной задачи человек иногда неза­метно для себя начинает рассуждать вслух.

5. Ребенок, выросший в условиях социальной изоля­ции, не может пользоваться ложкой, кружкой и другими предметами обихода.

6. Человек обращается в справочное бюро для того, чтобы узнать время отправления поезда.

7. После общения с товарищем, молодой человек по­чувствовал, что у него изменилось настроение.

8. Учитель дал задание, и дети стали его выполнять.

9. После нескольких деловых встреч между молодыми сотрудниками отдела возникло взаимное чувство уваже­ния и симпатии.

10. Общаясь со своими сотрудниками во время выпол­нения сложного задания, начальник отдела неожиданно для себя понял, что он совсем не знает его.

Задание 3. Перечислите все возможные мотивы общения. Выделите среди них те, которые специфичны именно для общения.

Задание 4. Приведите из собственного опыта несколько примеров общения и проанализируйте их: выделить мотив, цель, пси­хологические особенности партнера, способы содействия.

Задание 5. Перечислите внешние и внутренние компоненты об­щения.

Задание 6. Ориентируясь на психологические особенности парт­нера, напишите максимальное количество содействий, возможных в следующих ситуациях.

1. Мастеру необходимо назначить одного человека для дежурства в цехе в выходной день.

2. Сотруднику требуется срочно попасть на прием к ди­ректору, а секретарша говорит, что он занят и нужно запи­саться на другой день.

3. Подчиненному необходимо добиться у начальника предоставления внеочередного отпуска в связи с семейны­ми обстоятельствами, хотя известно, что в отделе сейчас очень много работы. Какими способами можно добиться своей цели?

4. За досрочно завершенное задание вы рассчитываете получить премию. Начальник обещал вам это, но забыл. Как можно поступить в данной ситуации?

5. Продавщица в продовольственном отделе грубо от­ветила покупателю на вопрос о стоимости товара. Как можно поступить в данном случае?

6. Предпринимателю необходимо добиться у руково­дителя банка выделения средств для развития предприя­тия. Какими способами это можно сделать?

7. Бизнесмен намерен расторгнуть сделку со своим по­стоянным партнером в связи с тем, что удалось найти бо­лее выгодный вариант. Как здесь можно поступить?

8. Один из сотрудников необоснованно обвинил своего коллегу в недобросовестности при выполнении задания, в результате чего возникла конфликтная ситуация. Какие бы действия вы предприняли на месте начальника?

Задание выполняется по следующей схеме: «Если он (человек) обладает таким-то личностным свойством, то нужно обратиться так...». Можно принимать во внимание любые психические и социальные особенности человека.

Задание 7.

Разработайте и опишите примеры содействий, ориен­тированных на актуализацию мотивов, психомоторики, сенсорно-перцептивных процессов, свойств внимания, видов памяти, мыслительных операций, воображения, эмоций, воли, способностей, свойств темперамента, черт характера, самосознания.

Задание 8. Приведите примеры педагогических, управленческих, политических религиозных, спортивных, маркетинговых, врачебных и военных содействий.

Задание 9. Напишите краткую психологическую характеристику хорошо знакомого человека (не более 10 личностных черт). Подготовьте психологические рекомендации, пред­писывающие наиболее разумные способы общения с ним.

Задание 10. Методика определения степени коммуникабельности.

Тест оценивает степень общительности.

Шаг 1. Инструкция.

Перед Вами 16 вопросов, на которые следует ответить одной из 3-х альтернатив: «да», «нет», «иногда». Старайтесь не раздумывать долго над ответами.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 2286; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.